Космическая дверь 2

Космическая дверь (размышления о дружбе, ступенях роста, кармических уроках и космических технологиях, марсианах и марсианках)- наброски рассказа-размышления

                Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...

Часть 2 О весеннем плаче и ликовании, резидентах и спутниках Земли


Начнём, пожалуй, с вопроса на засыпку: есть ли что-то общее между космическим кораблём и деревом?

На первый взгляд кажется, что – нет, так ведь? Действительно, деревья созданы природой, а космический корабль изобретен человеком, деревья существуют на планете испокон веков, а космический корабль - дитя века технического прогресса и так далее …

Самое же главное различие в том, что деревья живые, а космические корабли – это, по сути, груда металла, пластика и - что там еще используется для их изготовления?

Как всему живому на нашей планете, помимо воздуха, для поддержания жизни дереву нужны влага и питание, которые, совсем как у людей, поступают в его ткани по «сосудам».

Водянистая жидкость, курсирующая в горизонтальном и вертикальном направлениях внутри дерева, называется соком. Возможно, из курса ботаники кто-то еще помнит, что движение сока по вертикали именуются восходящим и нисходящим током.

Первый идёт по слою дерева, называемому древесиной, и несёт влагу и минеральные вещества, поглощаемые из почвы, от корней к кроне.

Второй – по слою, носящему название «луб», и он доставляет от кроны к корням питательные вещества - продукты фотосинтеза, происходящего в листьях.

Часть текущей вверх и вниз жидкости по дороге распределяется по всему массиву дерева через, так называемые, сердцевинные лучи, идущие веерообразно от сердцевины к коре, и подающие сок в горизонтальной плоскости.

Всё это, по-моему, очень напоминает кровоток у животных и людей. Так что в этом смысле все мы «одной крови» - и люди, и животные, и растения: все живые организмы устроены по единому принципу, предполагающему постоянную циркуляцию жидкости по организму, а это в свою очередь, согласитесь, сильно напоминает круговорот воды в природе. Этот принцип прочно лежит в основе всего земного.

Возвращаясь к вопросу, заданному в самом начале, я хочу сказать, что нечто общее у дерева и космического корабля всё же есть – это стремление ввысь.

Но космические «технологии» здесь разительно отличаются от земных: если дереву, чтобы устремиться вверх, нужно опереться на корни, то кораблю, напротив, нужно преодолеть земное тяготение и оторваться от всего того, что на Земле удерживает.

В этом плане особенно важно взглянуть на то, что с деревом происходит по весне, когда оно пробуждается к жизни. В этот момент связь его тянущихся вверх ветвей и набухающих почек с корнями особенно важна. На зиму в корнях были накоплены запасы питательных веществ, которые весной растворяются в талой воде, обильно всасываемой корневой системой из почвы, и вместе с минеральными солями подаются наверх: когда листьев на дереве еще нет, и, соответственно, нет и фотосинтеза, всё его питание идёт за счёт корней. Без этого почки не распустятся и новые листья не появятся.

Интересно, что в это время наполняющая дерево жидкость – в связи всё с тем же с зачаточным состоянием листьев - мало испаряется, и дерево, словно спелое яблоко, буквально наливается соком. Если в этот момент как-то повредить ствол или ветви, дерево просто обольётся слезами – обильное выделение сока весной так и называется «весенний плач».

У березы «слёзы» имеют приятный сладковатый вкус, поэтому их специально собирают и используют в качестве напитка. Трехлитровые банки березового сока – одно из воспоминаний детства …

Другой неотъемлемый атрибут детства каждого, кто, как я, родился вскоре после первого полёта человека в космос, это чувство, что человечество вступило в новую – космическую – эру. Свершилось то, что до этого казалось сказкой, мифом. Возможно, именно поэтому тема Космоса и космических технологий с первых лет жизни является для меня необычайно притягательной. Меня живо интересует всё, что связано с освоением внеземного пространства.

Если не из первых, то уж точно из вторых рук, а именно от одного из своих знакомых, отец которого непосредственно работал над запуском, я знаю, что, начиная с 9:07 утра по московскому времени 12 апреля 1961 каждую последующую минуту метроном сердца в груди как у самого космонавта, так и у руководителей полёта отсчитывал громкими ударами, хоть всё это были люди с железной выдержкой.

Дело в том, что, отправляясь в Космос, Гагарин знал, что есть риск остаться там навсегда, подобно Луне, став вечным спутником Земли.

Говорят, нервы у него были на таком пределе, что по дороге на космодром, он попросил остановить машину и справил малую нужду прямо на колесо – с тех пор у космонавтов это стало своеобразным ритуалом, необходимым для успешного возвращения домой.

Риск был связан с тем, что полёт готовился в спешке под названием «космическая гонка». В космических гонках нет ничего супернового – по сути это всё те же хорошо знакомые нам автогонки – разве что не в классе «Формулы-1», а в классе какой-то другой «формулы» на несколько порядков выше: соревнование за то, кто первым пересечет заветную финишную линию под названием «линия Кармана», находящуюся на высоте 100 км над уровнем моря.

Сначала запускали, как известно, сами ракеты, затем насекомых, потом собак, и наконец очередь дошла до человека. И тут вопрос встал ребром: кто будет первым?

Возможно, где-то в своих заметках я уже упоминала курьёзный факт о подобных гонках – своим знакомым о нём точно рассказывала. В общем, дело в том, что в советскую эпоху, когда шло активное соревнование между социалистическим и капиталистическим лагерем в самых различных сферах, в Воронеже по дороге в аэропорт висел огромный плакат с призывом «догнать и перегнать страны капиталистического мира», а всего через несколько метров - предупреждение водителю: «Не уверен – не обгоняй!» Водителей, едущих по автотрассе, это очень забавляло.

В 1961 г. обогнать всех, видимо, очень хотелось - от этого зависел престиж страны, но гарантий того, что после старта корабль Гагарина выйдет именно на ту орбиту, с которой он потом сможет вернуться на Землю, на самом деле не было, о чём, собственно, космонавта незадолго до старта и поставили в известность.

Из мультфильма «Маугли» нам хорошо известна ставшая крылатой фраза: «Акела промахнулся!» Речь здесь идёт о вожаке волчьей стаи, которому, раз уж он вожак, не положено бить мимо цели: «Когда вождь стаи промахивается, его зовут мёртвым волком, хотя он ещё жив, потому что жить ему уже остаётся недолго».

Так вот, у «Востока-1», на борту которого находился Гагарин, из-за ряда недоработок шансы «промахнуться» с орбитой, по свидетельству очевидцев, были достаточно велики.

На практике, при наборе высоты в связи с техническими проблемами, суть которых состояла в том, что двигатель вовремя не отключился, корабль, действительно занесло выше, чем было задумано, однако до точки невозврата всё же, по счастью, еще было далеко.

Сбои в конце полёта привели к тому, что космонавт приземлился не там, где его ожидали.

Если, действительно, первыми, кто его увидел, были жена местного саратовского лесника и её внучка, то выражение их лиц в целом можно себе представить – человек появился не откуда-то еще, а прямо с неба упал.

Первый пилотируемый космический полёт держался в тайне от населения, поэтому воображение рисует эдакую драматичную сцену, в которой они, оторопев, спрашивают Гагарина: «Ты кто такой?»

Это сейчас подобными вещами никого уже не удивить – даже если не просто космонавт, но сам Тор приземлиться где-то рядом с нами, никто и глазом не моргнёт.

Мы сегодня и сами уже не прочь слетать в Космос – Космический туризм набирает обороты. Ну а тогда простые обитатели Земли были с Космосом «на Вы».

Но не столь уж важно где именно он в итоге приземлился - главное, что он всё же удачно вернулся, и вместо весеннего плача – ведь у него, как и у всех нас, была мать –той памятной весной 1961г. случилось всенародное весеннее ликование.

Каково оно снова ступить на родную Землю, чудом избежав роковой для любого из её резидентов «ошибки»? И дело-то ведь не в том, что Родина не признает и назад не примет, а в том что Космос не отпустит ...

(Продолжение следует)


Рецензии