Космическая дверь 4

Космическая дверь (размышления о дружбе, ступенях роста, кармических уроках и космических технологиях, марсианах и марсианках)- наброски рассказа-размышления

Часть 4: О небесных кораблях и поездах сверхдальнего следования

После окончания школы наше дальнейшее познание мира, как правило, ограничивается достаточно узкой сферой. Для меня это многие годы было изучение иностранных языков, языка как средства общения и самого человеческого общения во всех его нюансах.

Мои основные успехи в области точных и естественных наук, следовательно, датируются школьной порой. Конечно, это не такой уж солидный багаж знаний, но даже его достаточно, чтобы понять некие основополагающие вещи относительно устройства нашего материального мира: от школьника ведь не требуется самому открывать физические законы – нужно просто ознакомиться с тем, что уже открыто другими, а для этого не надо быть ни семидесяти семи, ни даже просто семи пядей во лбу.

Итак, Ньютону якобы на голову упало яблоко, оно открыло ему закон всемирного тяготения, а он открыл его нам. Если говорить простым языком, а говорить о физических законах иным языком, имея гуманитарное образование, просто невозможно, то все тела во Вселенной друг к другу притягиваются, причём сила этого притяжения тем больше, чем больше масса тел и чем ближе друг к другу они расположены.

В учебниках этот закон формулируется так: сила F гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы m1 и m2, разделёнными расстоянием r, пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Эта сила заставляет спелое яблоко падать с ветки на землю, Луну вращаться вокруг Земли, а Землю – вокруг Солнца.

Всё ясно и понятно, равно как и то, что оторваться от поверхности Земли телу очень непросто, в связи с огромной массой последней. В школе на уроках физкультуры все прыгали в высоту – все это знают по собственному опыту без всяких формул Ньютона. К слову сказать, мировой рекорд составляет 2 метра 45 см – то есть сейчас спортсмены прыгают намного выше собственного роста, опровергая поговорку «выше головы не прыгнешь», но это максимум – за то, чтобы улучшить этот результат хоть на 1см борьба идёт уже несколько лет.

Космический корабль имеет массу значительно большую, чем человек. И вот нужно было придумать нечто, что позволило бы ему, оторвавшись от поверхности Земли, устремиться ввысь на сотню километров.

И об этом, в частности, размышлял Циолковский, стоя на крыше сарая и глядя на звёзды. Как? Как человеку, живущему на Земле, и буквально прикованному к её поверхности силой тяжести, устремиться к этим манящим мерцающим точкам?

В своих трудах он называл аппарат, предназначенный для полёта человека в космос, - небесный корабль. И по своему устройству он, конечно же, должен был иметь особенности в сравнении с «кораблями» земными.

Прежде всего, Циолковский выдвинул идею о том, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета - продолговатая металлическая камера, снабжённая жидкостным реактивным двигателем. Газы, являющиеся продуктами сгорания топлива, с большой скоростью вытекают из сопла ракеты наружу, создавая реактивную тягу, толкающую ракету в противоположном направлении.

Именно ракетный двигатель подходит для безвоздушного космического пространства, поскольку не требует опоры или контакта с другими телами.

Всё, что такому небесному кораблю нужно для движения, есть внутри него самого. Это делает его полностью самодостаточным, тогда как наземным «кораблям», к примеру автомобилю, необходимо, чтобы его колёса, вращающиеся благодаря двигателю внутреннего сгорания, всё время находились в контакте с землей – без этой опоры он с места не сдвинется.

Это сейчас о полётах в космос, ракетах и реактивных двигателях знает каждый школьник, а в 1903г., когда Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», это были поистине революционные идеи, на которых выросла современная космонавтика.

Современников самого Циолковского в первые годы прошлого века перспектива освоения мировых пространств живо не заинтересовала – здесь на Земле было полно нерешенных вопросов, поэтому его статья осталась практически незамеченной.

Учёного, однако, первоначальное отсутствие отклика не остановило, и он продолжил свои исследования. Второй важной идеей, выдвинутой им в связи с освоением космоса, было использование космических «ракетных поездов».

Такой «поезд» сверхдальнего следования состоит из нескольких соединённых друг с другом ракет, называемых ступенями, которые разделяются в полёте. Главное преимущество многоступенчатой ракеты в том, что она позволяет более рационально расходовать топливо: ступень, выработавшая своё топливо, в полёте отделяется, и остальное топливо на этот ненужный груз уже не тратится. За счёт этого многоступенчатая ракета способна в итоге развить большую скорость, чем одноступенчатая.

Идея составных ракет была впервые высказана давно – она возникла еще в XVI веке, хотя и не в связи с космическими полётами, однако именно Циолковский доказал, что только с помощью «ракетных поездов» на Земле можно достичь первой космической скорости.

Он же предложил два типа таких составных ракет - с последовательным и параллельным соединением ступеней. Во втором случае двигатели всех ступеней работают одновременно, увеличивая тягу на взлёте, когда и масса ракеты, и сила гравитационного притяжения максимальны.

Итак, для того, чтобы небесный корабль отправился в путь, нужны реактивный двигатель и отсоединение двигателей первой ступени после того, как они отработают своё топливо, а при параллельном соединении таких двигателей у двухступенчатой ракеты может быть от двух до восьми.

Сейчас уже существуют и трех-, и четырехступенчатые ракеты, работающие по более сложной – комбинированной схеме, но главного это не меняет, поэтому и не будем в эти детали углубляться, а вместо этого перейдём наконец-то к волнующей меня теме, а тему эту я ранее обозначила: жизнь души в теле.

Для каждого человека, особенно в молодом возрасте, важен рост – движение вверх. И, в общем-то, я думаю, уже понятно для чего были все эти экскурсы в область биологии и физики. Благодаря им мы можем теперь сопоставить два разных принципа развития – назовём их для краткости соответственно «принципом дерева» и «принципом небесного корабля».

Интересно, что последний четко прослеживается в профессиональном росте музыкантов. Очень многие известные исполнители, тот же по-прежнему горячо любимый нами Стинг, начинали свою музыкальную карьеру в составе коллектива. И лишь после того, как группа достигала определённых высот, у них появлялась возможность реализовать себя в качестве сольного исполнителя.

Согласитесь, этот жизненный сценарий в точности повторяет описанную выше схему действия составной ракеты с параллельным соединением ступеней: на взлёте все ступени работают одновременно, а затем те, что исчерпали свой потенциал, отбрасываются, ибо они тормозят дальнейшее продвижение основной ракеты вверх.
(Продолжение следует)


Рецензии