151. Три меча истины - три состояния реальности

151.

ТРИ МЕЧА ИСТИНЫ – ТРИ СОСТОЯНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

- Учитель, - сказал я вкрадчивым голосом, - я хотел бы обрести секретное психологическое оружие даосов на основе их тайных знаний, которое позволяет управлять сознанием людей и влиять на их волю и жизнь.

Услышав эти слова, Учитель рассмеялся и молвил:

- Ты никогда его не получишь, потому что его нет.

- Это неправда, - возразил я ему, - это оружие есть. Об этом я узнал во сне, ко мне явился даосский мудрец Ян Чжу и раскаазал свою притчу о трёх мечах.

И я пересказал ему слова, сказанные мне даосом:
 
ТРИ МЕЧА
 
Вэй Чёрное Яйцо (1) убил Цю Ясного однажды,
Из тайной ненависти совершил он преступленье,
А Верный, сыном Ясного был, и в порыве жажды
Задумал справедливого кровавого отмщенья.

Но телом слаб он был, хоть и имел в себе дух сильный.
По зёрнышку ел, а ходил при ветре лишь попутном,
И даже в гневе при оружии бывал бессильным,
Жил одной ненавистью, будто плыл в потоке мутном,

Стыдился помощи или прибегнуть к чужой силе,
Клянясь расправиться с Чёрным Яйцом своей рукою,
В бой не вступал с его семьёй, боясь, чтоб не побили,
Всё думал, как убить врага, своею головою.

Превосходил отвагой его враг и дерзновеньем,
Один способен был он с сотней силачей сразиться,
Его суставов, мышц в крепости не было сравненья,
Что меч отскакивал от тела и не мог вонзиться.

Он вытянутой шеей отражал и меч, и шпагу,
А лезвие и остриё лишь гнулись и ломались,
Грудь подставлял стреле, чтоб показать свою отвагу,
На теле шрамы и царапины не оставались.

Так Чёрное Яйцо пред всеми силой забавлялся,
(А Верный своей данной клятве оставался верен)
Смотрел на Верного как на цыплёнка и смеялся,
Был в безнаказанности своей полностью уверен.

Спросил советник Шэнь (2): «Что делать думаешь со мщеньем?
Ты, вижу, оскорблён, а он тобой пренебрегает».
Ответил Верный: «Я б хотел услышать твоё мненье,
Совета мне для осуществленья мести не хватает».

- «Я слышал, что Великий Совершенный меч имеет,
Которым отрок отразить три армии способен,
Тебя он может научить тому, чем сам владеет,
Мне кажется, что меч тот будут для тебя удобен».

Тогда отправился в Вэй Верный и там поклонился
Тому, кого Великим звали все и Совершенным,
Жену с детьми в дар предложил с поклоном он смеренным,
Тот выслушал рассказ о мести и с ним согласился,

Сказав: «Оставь себе семью, и выбирай, что видишь,
Есть три меча (3), но ими ты рубить что-то не сможешь,
Сначала расскажу о них, врага раз не ненавидишь,
Но исполненью мести ими ты себе поможешь.

Меч – Свет Таящий, он не видим, и луч пропускает,
Взмахнёшь им, и не знаешь, он коснулся ли чего-то,
Прозрачен, не имеет граней, тело рассекает,
Но тело ничего не чувствует: как дунул кто-то.

Второй меч есть, его Тень Принявший все называют,
Он виден утренней зарёй лишь в мраке предрассветном,
Когда сольются ночь и день в свидании ответном,
Увидеть можно что-то там, но формы не бывает,

Когда коснётся, тихий звон украдкой раздаётся,
Но тело боль не ощутит, как будто нет касанья.
Ещё есть третий - Ночью Закаленный меч зовётся,
При свете дня видна его лишь тень, но нет сиянья,

А ночью он блестит, но его форма невидима,
Когда коснётся тела, рассекает его с треском,
А рана заживает сразу, боль неодолима,
Не пристаёт кровь к лезвию, во тьме горит лишь блеском.

В роду тринадцать поколений их передавали,
В ларце с печатями сургучными они хранились,
За всю историю не разу в деле не бывали,
Поэтому все свойства их навечно сохранились».

- «И всё же меч последний попросить у вас желаю, -
Сказал тут Верный и два раза низко поклонился, -
Чтоб отмстить врагу, я на него лишь уповаю».
Хозяин гостю отдал меч и семь дней с ним постился.

Вернувшись, Верный к Чёрному Яйцу направил ноги,
Тот опьянев, лежал у входа в дом у колесницы,
Врага увидел Верный, обнажив меч на пороге,
От шеи трижды разрубил его до поясницы.

Но Чёрное Яйцо остался спать и не проснулся,
А Верный думал, что он мёртв и поспешил убраться,
На выходе же с сыном Чёрного Яйца столкнулся,
И трижды рубанул его, не в силах удержаться.

Сын Чёрного Яйца, спросив его, расхохотался:
- «Зачем ты трижды поманил меня своей рукою»?
Подумал Верный, что меч - блеф, и со двора убрался,
Вздыхая, шёл к себе домой с понурой головою.

Проснувшись, Чёрное Яйцо жену ругать стал рьяно:
- «Оставила здесь пьяного меня и не укрыла.
Вот горло заболело, поясницу заломило,
Впервые в жизни занемог я, просыпаясь пьяным».

Но сын сказал ему: «Что? Тебя боли одолели?
Здесь Верный был, манил меня, как будто приглашая,
Я тут же заболел, конечности все онемели,
Он сокрушил нас, а вот чем, я этого не знаю».


Примечание

1. Вэй Чёрное Яйцо (Хэй Луань), Цзю Ясный (Бинчжан), Верный (Лайдань) – древние персонажи даосской притчи, иллюстрирующей возможности применения тайного искусства, позволяющего слабому сокрушить сильного.

2. Советник Шэнь (То), Великий Совершенный (Кун Чжоу) – даосы, обладающие тайными знаниями.

3. Три меча – применение психологического секретного оружия на основе даосских тайных знаний позволяет управлять сознанием противника, приводя его в болезненное состояние и даже к смерти, а также оно используется в целях лечения больных.

После того, как я рассказал эту притчу Учителю, он спросил:

- Зачем тебе нужно это оружие?

- Чтобы быть сильным, - ответил я.

- Ты и так сильный, - сказал он, - сила человека не в его возможностях, а в его способностях. Человек даже не знает, что он может и чего не может делать. У христиан есть установка «Жаждущий - да обрящет», но это не так, чем больше ты будешь чего-то хотеть, тем меньше у тебя будет это получаться. Об этом вообще не нужно думать. Небо начинает помогать человеку тогда, когда считает это нужным. Если человек занимается справедливым и достойным делом, то Небо открывает перед ним все тайны. До поры до времени человек даже не знает, на что он способен. Дам-ка я тебе один текст для перевода, чтобы ты понял о чём идет речь.

Я прочитал этот текст, перевёл его и понял, о чём говорил Учитель.

 
ЛОВЕЦ БЕСОВ
 
В Цзиньчэне жил Цзян Сань-ман глупый человек, но смелый,
Услышал, как разбогател Дин-бо (1), продавший беса,
Смекнул, что если их ловить ни ради интереса,
А продавать, то станешь богачом, взялся за дело.

Он радовался, говоря: «Узнал сейчас я только,
Что можно ночью ловить бесов, продавать их рано
На рынке, если плюнуть, превратится бес в барана,
Я за ночь на могилах наловить смогу их столько,

Что денег на вино хватать мне будет и на мясо».
С тех пор между могилами бродил он с вожделеньем,
С собою палку взяв и три верёвки для запаса,
Словно охотник в поисках мест тёмных для слеженья.

Но так он и не встретил беса, стало вдруг обидно
Ему. Он начал посещать их все укрытья рьяно,
Чтоб их привлечь, прикидывался сам мертвецки пьяным,
Но было тихо всё, и нечисти не было видно.

Раз огоньки, блуждающие, ночью замигали
В лесу, прыжками он туда с надеждой устремился,
Когда же добежал, огни растаяли, пропали,
И раздосадованный он из леса возвратился.

Так длилось больше месяца, но всё было напрасно,
Пришлось ему забросить дело и остепениться.
Ведь бесы тем вредят лишь, если кто-то их боится,
И кто считает, встретить их – поистине ужасно.

Цзян Сань-ман верил в то, что духов мёртвых поймать можно,
Смотрел с призрением на них, и те его боялись,
Страшил его характер, бесы от него держались
Подальше, потому встреч избегали с ним, возможно.
 

Примечание

1. Рассказ о том, как Сун Дин-бо продал духа, превратившегося в барана, из сборника «Ле и чжунань» (Рассказы о чудесах) Чжан Хуа (IV в.), часто приписываемого Цао Пи (187 – 226 гг.).


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии