Касты современной России

               
       Хочу сразу предупредить читателя: в этой статье – не мои  авторские  мысли  и убеждения. Но моя цель, как человека, живущего в обществе – собрать и отразить те невидимые, неписаные понятия, которые формировались не один год, а теперь  цепко и прочно накрыли своей сетью наше общество и опутали его.
        Как известно, в Индии касты были отменены, но они сохранились в сознании народа. В России же как раз в сознании людей сформировалось что-то, сильно похожее  на  касты. Происходило это не одно десятилетие после революции, и  приняло свой окончательный вид после перестройки, когда люди разучились видеть как в себе, так и в  другом  образ и подобие Божие, а советские законы  и  понятия  ушли в  прошлое. На смену им хлынули правила нового для постсоветской  России, а поэтому непривычного для неё, дикого  капитализма.
        Сегодня в России формально существует равноправие – перед буквой закона, и так далее. Кроме, конечно, депутатской неприкосновенности. То есть, по закону  есть люди – существа неприкосновенные (как  боги): это депутаты. Но это - формально. Ну, а что там у нас неформально: не по закону, а по понятиям – то, с   чем мы живём каждый день?
        Высшая каста  в современной  России конца двадцатого  - начала двадцать первого века – это молодёжь: с пятнадцати  до двадцати  пяти  лет (или, во всяком  случае, до тридцати). Считается, что молодёжи  в этом возрасте можно всё.  Хамить?  Ну, что  там, это же  ещё почти ребёнок, он ещё не понимает, а  сделаешь  замечание  - ещё  и получить можешь: словесно, а то и в морду.  Проглотив обиду  и засунув её как  можно дальше и глубже, умиляться, глотая одновременно горечь  обиды и умиление  от  дерзости большого ребёнка, а также умиление от своей же  доброты за то, что ты прощаешь это большое дитя (или вынужден простить). Что  в  данном  случае – одно и то же.
        В наше время считается, что молодёжи, в общем-то, простительно всё: и украсть, и убить. Ну, а что же тут такого?  Дитёнок не виноват, это время  такое.  Молодым  можно и должно проявлять свою сексуальность везде и в любом виде: ведь  это могут позволить себе только те, кто не « в возрасте».  Ну, a  те,  кто  в  «в возрасте»  -  извините, подвиньтесь. Только молодое лицо и тело: без единой  морщинки  – может быть сегодня  в России эталоном (красоты, перспективности и  человеческой полноценности, наконец).
         Сегодня считается, что молодому человеку (или девушке) к определённому возрасту положено иметь отдельную квартиру,устроенную семейную жизнь, обязательно престижную работу  и машину. Всё  это должно произойти вовремя. Обеспечивать  жильём принято молодые семьи; им же помогают устраивать семейную жизнь. Эта политика направлена  на человеческие инстинкты: всем обществом опекать того, кто помоложе, кто в  глазах других  ближе к ребёнку. Но как  же по законам человеческим  и  Божеским?  Почему не выделяются  квартиры  для пожилых и просто  для людей среднего  возраста? Может быть, они не заслужили? Но вопрос  о  честности, трудолюбии, заслугах перед обществом не стоит. Ну, может быть, и  заслужил человек среднего  или пожилого возраста чего-то лучшего. Не получил. Ну, и что? Его теперь можно только пожалеть. Кто не успел, тот опоздал. «Опоздавший» - упустивший вовремя свои возможности, в нашем обществе похож на человека, оказавшегося за бортом. А, как известно, спасение утопающих - дело рук самих  утопающих.
        Таким образом, молодёжь в нашем обществе называется «невзрослые»  взрослые. Взрослые (признаком этого является половая зрелость, сексуальная  активность и  даже  рождение ими детей).  Ещё  раз стоит напомнить о том, что  «невзрослым» взрослым  можно быть несознательными  со всеми вытекающими  отсюда  последствиями. Все  остальные – «взрослые» взрослые – то есть, категория людей от  тридцати и до ста  лет  (если  доживут), обязаны всячески опекать и  поддерживать   взрослых деток.
          В тридцать лет человек переходит в существо средней касты. Тот, кому  за тридцать – немолодой: это однозначно. Если у тебя всё  уже есть  -  машина, квартира, семья – грустно потому, что есть (грустно и тревожно).  Если нет, то  с безнадёжной злостью смотришь на того, у кого  есть. 
        К  тридцати положено «перебеситься»  - то есть, переболеть всеми видами того, что называется любовь, влечение и бросания на  противоположный пол. Помни  о том, что теперь ты уже «взрослый» взрослый. Часто уже на рубеже тридцатилетия  человек теряет веру  в жизнь. Всё так безрадостно, безнадёжно, бесперспективно, а всё лучшее уже позади.  Часто собственный ребёнок для тех, кому под тридцать или  чуть за тридцать, становится единственной  радостью в жизни. Хотя  тридцать и  тридцать с  хвостиком  - это ещё молодость, какие-то перспективы есть, и  смотреть вперёд ещё хватает оптимизма.  Ещё и  на работу кое-какую  устроиться можно, и даже хорошо оплачиваемую,  и  побеситься  можно (в  меру, конечно). Это  пока ещё выглядит  в глазах окружающих  естественно  и  даже красиво, точно так  же как и ты сам (или  сама).  Хотя, сами понимаете, если ты – уже второй   сорт…
       К третьей касте относятся  те, кто перешагнул тридцатипятилетний рубеж, и  уж точно  - те, кому за сорок.  Хотя в  тридцать пять, на бумаге (в паспортных  данных, по внешним и физическим данным  ты – молодой, то по  понятиям  ты  - точно: человек, отживший свою молодость.  В разных  формах тридцатипятилетнему   дают понять, что он  - уже не тот, что раньше. Силы не те, организм не тот,  мозги постепенно и  неумолимо усыхают  после тридцати  лет, мускулатура уже не  та, что  у двадцатидвухлетнего  мальчика, не говоря уже обо всём  остальном.  Говорят это тридцатипятилетнему или вежливо, констатируя как факт, но со   скрытой злостью, завистью или  просто  желанием поддеть  от тоски, от нечего делать. В другом случае,  это говорится добродушно, запанибрата, как форма  общения: больше–то сказать всё равно нечего. Ты  уже не  тот,   да  и  я -  тоже, всё равно никуда  не денешься.  Или (тридцатипятилетнему  от  молодого):  « ты – старик, а у  меня ещё всё впереди».  Говорит это  молодой для того, чтобы  самоутвердиться,  испытать чувство собственного превосходства: чтобы  чувствовать  себя при этом беззаботным, счастливым  -  так, как  будто впереди  у  него никогда не  будет ни забот,  ни  старости  - одна сплошная  бесконечная молодость  и  бессмертие. Смерти не будет…  или будет…  а  там – гори  всё ясным  огнём!  Причём, юноша или девушка, которые  с удовольствием  напоминают другим  о  возрасте, сами не осознают,  насколько сильна в них внутренняя тревога, страх  перед неустойчивостью жизни, перед тем, что их ждёт всё то же  самое, потому что  все  живут по одним законам  жизни.  Тем  более, что модель нашего общества с  его современными  кастами касается всех. Бывает, что уже молодые, у которых нет  ни целей, ни интересов в  жизни, завидуют старикам, например: « хотел бы я такую  обеспеченную старость», или: « хотел бы я так прожить!»
         Тридцатипятилетняя женщина в нашем обществе  - это вообще отдельный   разговор. Если она вышла замуж и у неё есть ребёнок  (или  дети), то у неё есть   если не социальный статус, то хотя бы его тень или подобие: на неё можно смотреть   как на достойного внимания и восприятия человека, сумевшего выйти  в  люди,  поставить себя:  она  - человек, не упустивший своего. Причём вовремя. А человек, не понявший ещё в молодости своей  выгоды и не ухвативший  её – потерянный человек. Дурак. А  уж  если дура, то её впереди ждёт только одинокая старость. Сидит такая, понимаешь ли, девяностолетняя принцесса и ждёт принца, а вместо  принца придёт почтальон и пенсию принесёт. Конечно, в молодости у человека может не хватить ума, а хороших советчиков и добрых помощников рядом не оказаться. Ну и спрашивается, кто  же  этот человек? Жертва. А жертву можно только пожалеть (конечно, для себя и ничего для неё не делая). А чего тут сделаешь. Не тратить  же на неё своё  время, нервы, не терять из-за неё своего хорошего настроения.   Кто не понял вовремя, тот уже никогда не поймёт. Через жертву надо перешагнуть и  идти дальше. Ты-то будешь успешным человеком. А если не успешным, то уж, во  всяком случае, умнее того самого, кто по жизни остался  в дураках и у тебя  есть… своё.
        Женщина  лет тридцати пяти, если у неё от одного до троих детей – это  вроде как и нормально. Если  детей четверо и  больше, то тоже ещё ладно, если   кто – то может их обеспечивать и на эту семью хватает денег (желательно, если  обеспечивает эту семью отец семейства) . Или мать ( это – уже не  то, но сегодня  кто заработал, тот и кормит семью).  Если же детей более трёх, и они не  обеспечены, то можно брезгливо  и только свысока посмотреть и тут  же  отвернуться. Или  не отвернуться и с бесконечным недоумением и непониманием  смотреть на эту  семью. Положено же было не более троих, так о чём же они  думали, когда рожали?
        Вообще-то, положение одинокой тридцатипятилетней женщины небезнадёжно. Ну, не успела она замуж выйти. Замуж не вышла – и точка: это однозначно. Потому  что мужиков нормальных и на совсем молоденьких не  хватает. Да и ненормальных – тоже. Так что роди ребёнка для себя  - и будь довольна. Спасибо надо сказать на  том, что ребёнок получился, а ещё за то, что на тебя  ещё кто – то  польстился, кто-то осчастливил вот так, хоть на время, даже хоть на раз. Ведь уже далеко не  девочка, а он её такую взял. Такую вот - возрастную. Мать-одиночка. Мать – одноночка. Хи-хи. Есть такое хорошее определение для  «взрослых» тёток: тех, кому  вообще  за тридцать.  Если же замуж всё-таки вышла: после тридцати  пяти  - это так сказочно повезло, что тут надо терпеть и деспота, и пьяницу.  Хотя, скорее всего, это он какую-то выгоду для себя получил: квартиру, например. Одним словом, всё рассчитал.
      Женщине, возраст которой чуть больше тридцати пяти, но у которой дочь - уже старшеклассница,  молодой симпатичный психолог с выученной обаятельной улыбкой  напоминает о том, что жизнь её дочери должна сложиться счастливее, чем её собственная. В ответ на это слёзы его посетительницы будут выглядеть естественной эмоциональной разрядкой.
      К третьей касте однозначно относятся люди – кому за сорок. Если женщина за сорок выглядит молодо, то ей крупно повезло. Но возраст скрывать всё равно приходится: той, которая хочет нравиться. Цифра в паспорте уже вызывает предвзятое отношение. Если выглядит она, ни дай бог, в сорок лет на пятьдесят (на пять - десять лет старше), то какой-нибудь мудрый психолог с доброжелательной  улыбкой посоветует ей нянчить внуков. А если эти внуки ещё не родились, то  ничего, не огорчайтесь – скоро будут. Тогда – только поворачивайся, бабушка.
      К четвёртой, низшей касте – «неприкасаемым» относятся пенсионеры, инвалиды, и, конечно же, бомжи. Хотя, конечно, в прямом  смысле почти никто не  хочет соприкасаться с бомжами. На самом деле, наше общество делает всё, чтобы ограничить себя  в общении с этими людьми: от телесных касаний до общения, которое становится чисто формальным (накормить чем-нибудь и как-нибудь). Есть – то им надо . Люди всё-таки. Старика иногда можно погладить по головке и поздравить с чем-нибудь. С днём рождения, например. Такое внимание старики должны воспринимать как высшее счастье. A как же выслушать историю их жизни, их переживания, о проблемах, с которыми они живут? Да вы с ума сошли! Себя жалко,  да и время тратить – тоже, лучше на своего ребёнка переключиться: позаниматься, поиграть с ним во что-то.
       На словах, конечно, можно со скорбным лицом, с гневом ударяя себя в грудь, возмущаться положением наших стариков. Что говорить: пенсии нищенские, и так далее. Но, переходя от слов к делу, вести себя по-другому. Ну, в самом деле, не входить же в положение этих самых стариков. Тратить своё время на разговор по душам, и с кем – со старыми, это же ниже своего достоинства! Ты живёшь, работаешь, забот выше крыши, а он – своё уже отжил.
           Иногда у нас бабка-дедка может и в морду получить, и ещё как-нибудь.  Жизнь сегодня очень тяжёлая. Это же надо понимать  - на  ком-нибудь срываемся. Но это ничего. Всё равно, мы же - люди добрые.  Мы же бабку - дедку  кормим, поим:   не убиваем.
           Инвалид по уму – умственно отсталый - это дебил. А такой понимать ничего не может, он может только слюни пускать.  Ещё, правда, посмеяться над ним  можно, но опять же,  все мы - люди добрые, мы над ним по-хорошему посмеёмся, а  не по-плохому.
         Личная жизнь, как считается, пожилым полезна, да и необходима. Вот и  учёные подтверждают. «Святое право на личное счастье есть у каждого человека», скажут некоторые интеллигентные, порядочные люди; просто честные и умные люди, а  также какой-нибудь тонкий психолог со светлым  умом.  Если сегодня, в начале  двадцать первого века, женщина в России выходит замуж после  сорока, то это считается чудом, которое послал Господь (после долгих слёз и молитв).
                Женщина на  пенсии должна помнить своё место. Так же, как  молодым положено личное счастье, а старым (женщинам, в основном)  этот путь закрыт. Уже начиная с сорока лет, а тем более к пожилому возрасту женщина должна  знать своё место в жизни точно так же, как собака должна знать, что её место – около двери на коврике, а не за столом, где светло, празднично, уютно и где, вообще-то,  между прочим, люди сидят. Принято считать, что она никому не нужна (полно молодых женщин, одиноких, неустроенных и голодных). Пожилой женщине трудно проявлять инициативу по отношению к пожилому мужчине ещё и потому, что он, мужчина этот, помнит о том, что старик и старуха вместе не очень хорошо смотрятся. Вот если бы  ему да с  молодой – так другое дело. Ха-ха! Об этом он   так прямо может ей и сказать:
- Чево вы ко мне? Вы старая, я старый. Так что чево вам надо? Идите, женщина! – добавляет он, лениво  и небрежно махнув рукой, при этом кисло сморщившись, как  человек, почувствовавший, что рядом с ним плохо пахнет.
- Фу, какой невежественный мужчина! – сдавленным голосом, задыхаясь от возмущения, скажет пожилая женщина, изо всех сил стараясь отодвинуть от себя эти  слова и в то же время еле сдерживаясь, чтобы не заплакать, как ребёнок, которого очень сильно и несправедливо обидели, наказали.
        Хотя пожилой женщиной всегда пользуются как рабочей силой ( если у неё есть силы) для дома – обслуживать молодёжь,  и на работе – крутиться и обучать молодых на птичьих правах.
       Пожилой мужчина в России начала двадцать первого века – это особая статья. Да, то же бесправие по сравнению с молодым  (на работе платят в несколько раз меньше).  Терпи, а то уволят.  Да, он – пожилой, но из-за острого недостатка  мужчин всё равно может найти себе подходящую,  которая примет и всё стерпит.  Вспоминается случай, когда в электричке сидящий сорокалетний мужчина толкал  стоявшую пожилую женщину,  называя её старой курицей.  Никто не обратил на это внимание, в том числе и сама  старуха.  В ответ она только кротко моргала  глазами.  Но когда этот же мужчина начал петь песни с матерными словами, соседи  по вагону буквально набросились на него и начали его бить  и щипать. Наиболее активно  и  возмущенно била и щипала его эта пожилая женщина. Сев на свободное   место, мужчина среднего возраста замотал головой с закрытыми глазами, будто  засыпая и заплетающимся пьяным языком грустно заговорил:
-  Мне сорок лет!  Я – вечный пацан! Я никому ничего не должен!
Итак, сам того не подозревая, тот мужчина сказал правду. Мужчина в России конца двадцатого – начала двадцать первого века и есть «вечный пацан» - с рождения и   до смерти.  Не понимающий  и не желающий понять проблем женщины, всегда боящийся  или неспособный защитить  кого-то или что-то, ослабленный тем, что живёт на всём  готовом: всегда найдётся мать или одинокая.
          Современный  мужчина  России   находится  в  двойственном  положении.  Если ему по возрасту более шестидесяти, то по возрасту он относится к низшей  касте. Но, даже в этом случае он представляет собой ценность для конкурирующих  между собой женщин. Если его подбирает какая-то женщина даже  после  восьмидесяти, это чересчур, это – перебор, но всё-таки нормально. Мужчина всё-таки, если у него хоть какая-то мужская сила сохранилась.  А если он страдает мужским бессилием, всё равно обладательница этого сокровища уже не одна  осталась, хотя бы в глазах соседей. Чаю есть с кем попить.
      В России растёт число мужчин, живущих по искаженному подобию ислама, когда можно иметь много жён, но не брать при этом за них ответственности. Окружённый  женщинами, подобострастно заглядывающими ему в глаза, всегда готовыми ему  услужить и дерущимися из-за него, он, в свою очередь, выбирает, кого  осчастливить. Одну возьмёт за себя замуж на любых условиях, а уж её дело - быть довольной: замуж-то вышла. И ребёночка родила. Другую сделает своей любовницей  на несколько лет. Это - тоже неплохо. Всё путём. Потому что у других и этого  нет, никого себе найти не могут.  Третью он одарит продолжительным, заинтересованным взглядом. Полюбуется. А баба должна быть довольна. И счастлива. Потому что это - свидетельство того, что она – симпатичная, есть на что  полюбоваться. Четвёртую не заметит -  так не всем же везёт. 
                Опять же, есть женщины, которые всю жизнь одни  ( те же матери  - одиночки). Это нормально, потому что это – жизнь.
          Бомжи, конечно же, тоже люди. К ним, конечно, кто-то прикасается по необходимости. Хотя (рассуждая на трезвую голову и шепотом), зачем таким жить? Мельтешат, территорию занимают, свет собой загораживают.
-Умерщвлять их надо, бомжей, да и инвалидов тоже.  От них же одна грязь. -  Как-то говорил один пожилой пациент, сам бывший врач, на ухо другому пациенту в больнице. Тихо говорил, но убеждённо.
           Тоже вот закон приняли насчёт инвалидов. Дети в школах к детям- инвалидам как раз уже нормально относятся ( с  детства привыкли, приучены). Но  зачем же, спрашивается, такому вот инвалиду в коляске выезжать на улицу  - мозолить глаза порядочному взрослому человеку? Раньше инвалиды - колясочники  сидели по домам – и был в стране порядок. А после школы инвалида надо как-то трудоустраивать, а это трудно. Спроси такого взрослого, бывшего советского человека: а тебе-то чего? У тебя же всё есть, у тебя-то как  раз всё в порядке: сам ты на высокой должности, взрослые дети с квартирами и машинами, уже и внуки  подрастают. Ответ такой: зачем?  Неприятно, проблемы лишние. А то, что вы или ваш близкий человек может стать инвалидом? Реакция – полный  ужас: Тьфу - тьфу-тьфу, да сплюньте вы несколько раз. Такое даже в мыслях допускать нельзя ( а то ещё  случится). Нет, со мной как раз всё будет хорошо, и со всеми моими будет так, как  лучше некуда. Это кому-то другому будет плохо. А я посмотрю ( и  подпитаюсь ), как умный человек.
                Таким образом, инвалид, бомж и старик (представители последней, низшей касты в России конца двадцатого – начала  двадцать первого века ) имеют право на жизнь. Имеют по законам гуманизма, по формальному закону, по Библии. В то же время, по невидимым, но прочно пустившим корни понятиям эти люди  - нечто лишнее, как, например, отходы.
               Сегодня восхищение вызывает не инвалид, добившийся успеха благодаря своему упорству и силе воли. Его вызывает человек с нормальными  физическими данными – тот, у кого «всё есть» и «всё  вовремя». Для того, чтобы  ценили и уважали, должна быть отдельная квартира(без родителей), семья, прилично  выглядящая хотя бы внешне( на зависть всем), желательно машина – как что-то  неотъемлемое и  престижное.  Без машины, конечно, тоже можно, но это совсем не  то. Нормальный человек  в наше время должен уметь водить машину – это круто: пускаешь пыль в глаза как другим так и себе самому (или самой). Самооценка  растёт как на дрожжах.
              Ну, а инвалиды всё-таки есть, их никуда не денешь. Добившийся  успеха инвалид – что ж, бывает и такое. Но уважают его в нашем современном обществе единицы, а остальные, вынужденно подвинувшись и пустив его в свое   общество (пусть даже на краешек и на каких-то условиях), молча терпят его или  терпят совсем не молча, не стесняясь в словах и выражениях.  Оскорбить такого нормально и даже престижно, да и вообще оскорбить и унизить другого сегодня – престижно.
              Испытывая почти праведное возмущение, люди отмечают (про себя или вслух): да, у нормального, преуспевающего человека должно быть всё на месте : у  него должны быть оба глаза, оба уха и не дай бог ему потерять хотя бы фалангу  пальца. Потому что если это с ним случится, то  это  просто  фу! При этом все  забывают о том, что стать инвалидом может каждый: они не думают об этом, не  допускают этого, или же со страхом и ужасом мысленно отодвигают это в своём сознании. Да с кем угодно! Но – не со мной и  не с моими близкими. При этом  каждый знает и подогревает себя, что это может случиться с ним по факту. По факту  - но не по статусу. С глазами, вываливающимися из орбит от ужаса, человек, у которого все органы целы, может смотреть на человека без  ног или на костылях.
            Женщина, выступающая  где-нибудь (на  телевидении, в ток-шоу), обязана быть молодой. Чтобы её воспринимали всерьёз и  дали ей слово. Даже если  она очень красива, и на её лице ещё нет морщин, но, как бы это сказать… на её  лице уже нет той свежести и  упругости, которой отличаются  девушки  и  женщины  лет тридцати трёх, её не будут слушать. Не будут воспринимать всерьёз взрослые, учёные, серьёзные мужчины. Перебить - обязательно: зачем только открывает рот  это беспомощное существо, которое итак ничего умного и нового точно не скажет? Другое дело – высказывается молодая женщина. Окружающие загораются желанием  выслушать и поддержать, а те же немолодые  дяденьки уже сами выслушивают молодую  приоткрыв рот, со ставшими стеклянными  глазами, с тем напряжением, с каким  смотрит кролик в пасть удаву. Они вынуждены  её слушать (хоть сколько-то). Даже  если она не очень красива. Даже если её  слова не отличаются оригинальностью. Потому что молодость.  А молодость – это сила.
            В подсознании современного россиянина женщина за тридцать пять и  «никто» - синонимы.  Хотя женщины могут понимать друг друга гораздо лучше, чем мужчина – женщину; иногда они могут понимать одна другую в  чём-то очень хорошо, сочувствовать, жалеть соседку или подругу в тех же личных неурядицах, но и эта  формула  действует в  общении между  ними.
- Замуж не вышла… Работает на износ… Все мы подопытные кролики…. Уже не молоденькая  - бросил!
        Если в  русском аристократическом обществе девятнадцатого века было признаком хорошего тона знать французский в совершенстве, то сейчас, в России  двадцать первого века признак хорошего тона -  сменить пожилую жену-ровесницу на  более молодую. Или жену-ровесницу же, женщину среднего возраста на совсем  юную.
       Конечно, делать это принято тем, кто представляет собой  в глазах окружающих элиту общества –  тем, кто находится  у власти, а также артистам, телеведущим. Одним  словом, это положено делать  людям, стоящим на виду у общества. Бросить жену-ровесницу – с ребёнком или нет, престижно.
         Неважно, что у брошенной женщины разрушится жизнь, и она останется одна – со стареющим телом, которому не менее молодого нужны тепло и ласка. Останется преданная человеком, которому она посвятила молодость - которому она была  другом, помощником, надёжной опорой в невероятных, невыносимых ситуациях. Но на его пути появилась молодая. Он встретил её – такую юную и в то же время такую  практичную, и у него выросли крылья: он снова  молод! Неважно, что оставленная  им жена будет бедствовать – зачастую просто спиваться, превращаясь в дряхлую   развалину.  Бесполезно, не поможет жене и то, если она будет умолять его  остаться, не бросать её -  даже на коленях.  Потому что он уже освободился от  неё как от  чего - то  устаревшего, недостойного его! Избавился от того, что принижает, усредняет его – мужчину.  Мужчина в современном обществе – звучит  гордо. Теперь он встретил свою мечту и готов полететь к ней на этих крыльях. В конце концов, он человек и  имеет право быть  счастливым. Эта девочка,  которая  для него как сон… наяву. А уж если она  беременна!  То тут сомнений быть не  может.  У современного русского мужчины нет возраста ( или так принято считать, что его нет).
         Мужчин не хватает. Поэтому какая-нибудь женщина, уже немолодая и много испытавшая, увидит  такого мужчину и упрекнёт: «Ну, может быть, не надо так  уж… совсем беспощадно. А она … та-то женщина, осталась одна?» В  ответ  элитарный  мужчина даже испытает чувство вины.
        Сегодня мужчина в России уже считает чуть ли не своей обязанностью смотреть на женщину, которая считается немолодой, с жалостью. Жалость эта такая формально-упорядоченная. Свысока - отстранённо смотрит он, но жалость теплится в его глазах – в меру формальная,  в меру  деликатная.  Не снисходить же ему, правда, до неё каким-либо образом, не принимать же  участие в её судьбе. Чтобы  она видела  и чтобы все окружающие видели. А пожалеть как бы про себя и напоказ  одновременно - это самое оно.
        Если женщина за сорок выходит в России на сцену, то пусть она выглядит хорошо, но при этом не выглядит молодо, и пусть у неё хоть роза в длинных роскошных волосах : зрители не будут воспринимать её всерьёз.
        Женщину за сорок  в России не принять любить и  хотеть. На самом  деле (в реальности), конечно же, и  любят, и хотят. Но особенно это  не показывают – не принято. Потому что не престижно, а то, что сегодня не престижно:  это хуже, чем то, что неприлично. 
       Вообще-то допускается мысль о том, что любить такую женщину можно. Любить – по привычке, если у неё уже есть муж. Который ещё, конечно, при ней держится, ещё не ушёл. К кому? Да к  тому, кто помоложе, естественно.      
        Недавно на одном ток-шоу в России произошёл случай, наглядно показывающий  отношение нашего общества к немолодой  женщине. Один телеведущий, которого я не стану называть из этических соображений, почувствовал, что стареет ( в связи с  чем все женщины старше восемнадцати начали казаться ему старухами). На передаче, которую он вёл, для этого телеведущего наступил трудный момент. Возникла  заминка. Чтобы выйти из затруднительного положения, хозяин ток-шоу обрушил все свои обвинения на сидевшую перед ним немолодую женщину, обвинив её во всех  смертных грехах. Она, дескать, виновата и в том, что неправильно воспитала дочь, направив её по неверному пути.  А всё потому, что её собственное поведение  плохое -  образ матери был неправильный.  С внуком вот тоже не справилась. Да и собственную личную жизнь тоже устроить не смогла – ума не хватило …        Женщина – мать, женщина - бабушка возрастом от сорока и больше молчала, будто в рот воды набрала. Только голова её опускалась всё ниже. Подбородок почти касался  груди, а налившийся злостью и чувством, похожим на возмущение, взгляд был  заведён под лоб, но она не решалась взглянуть на говорившего ей всё это. Что – то  свидетельствовало о том, что раньше она была красивой (не менее красивой, чем  сидевшая рядом с ней дочь), но теперь боялась даже открыть провалившийся рот( по-видимому, у неё не было зубов и не было денег, на которые их можно сделать).  Боялась распрямить спину, чтобы другие это не заметили. Телеведущий всё безошибочно рассчитал. Будучи опытным в жизни и в человеческих отношениях, он  нанёс удар по самому незащищённому человеку, который не сможет, да и просто не  решится ответить. Ответить никак и ничем. Человеком этим была немолодая женщина.  Её фигура как будто сжалась и отяжелела от нанесённого ей невидимого удара. Обстановка в студии разрядилась. Ведущий ток - шоу почувствовал облегчение.
        Таким образом, даже если современному мужчине в России много лет и по возрастному признаку он – уже никто, то по половому признаку он – всё. То есть, он – высшее, привилегированное существо. В то время как женщина, какого бы  высокого положения она не добилась, не имеет никаких гарантий на будущее.
       Хотя, среди женщин России тоже можно выделить тех, кого принято считать высшими существами. Это  - хищница, «волчица». Этот образ сейчас очень привлекателен, независимо от того, насколько он совпадает с действительностью. Такая, по понятиям, одна не останется и в восемьдесят лет. Мужчиной  воспользуется и его же отбросит.  Все будут страдать от неё, зато она  - ни от кого. Но может оказаться хорошей  и  по отношению  к  «овце». Раздобриться, и ей  отломить «кусок  пирога», найдя подходящего мужчину в обмен на того, которого у  неё увела. Если  же  более трезво посмотреть на эту ситуацию, то возникает вопрос. С какой стати человек, заботящийся только о себе и о своих детях, будет  добрым или милостивым к вам, будет соблюдать ваши интересы?  Где они, эти  счастливые сверхчеловеки? А потом, разве «волки» и «волчицы» стали победителями  в Великой Отечественной войне?
         Однозначно, представители ещё одной, высшей касты – это «звёзды», люди известные. Им также можно: ехать на большой скорости, не останавливаясь на  красный свет, приобретать и  строить  жильё  в заповедных зонах и даже  кого-нибудь избить безо всяких последствий для себя. То есть, не понести за это ответственности. Потому что – небожители. Приведу  здесь же слова одной  пожилой  женщины.Она рассказывала, как из зала суда выходила одна известная, красивая  артистка. Я не стану называть её, тем более что она не нуждается в рекламе ( или  только кажется, что не нуждается). 
-  Из зала этого суда такая красавица, такая знаменитость выходила! Ну, а мы кто? Мы – никто, мы – так, грязь под ногами… -  говорила бабушка, державшая своего  четырёхлетнего внука за руку, своей соседке.
Лицо бабушки с  внуком  как будто приплюснулось и посерело от сознания своей  неполноценности.  Редкие брови  поднялись  домиком, а над ними волнами легли  морщины. Лицо внука тоже стало грустным, серым и скучным. Но было в лице маленького мальчика нечто,  похожее на возмущение и  несогласие.  Кем вырастет  этот внук?
       Возникает вопрос: а к какой же касте относятся дети? Да ни к какой пока. Они ещё в людей не выросли.  Воспитывать его не  надо: подрастёт – всё сам поймёт. Взгляд на детей – это вечное ожидание светлого  будущего; погоня за ним такая, как будто ослик бежит за морковкой и не может её  догнать.  Вера в то, что  этого будущего ещё нет, но оно обязательно наступит.   
               
                4  ноября 2017


Рецензии
Понравилось, что Вы хорошо владеете клавиатурой. Пишете толсто, но правильно...! Всё вокруг дерьмо, кроме пчёл и трёхлетних детей!
А впрочем, пчёлы тоже дерьмо...

Лео Киготь   02.10.2018 01:43     Заявить о нарушении
Уважаемый Лео, не все кругом дерьмо, ещё и мочА имеется...

Юлия Григорьева 2   02.10.2018 09:10   Заявить о нарушении
На классику посягаете...? Венера Милосская Вам старая и беззубая...?

Умирает старый пасечник вокруг него собралась вся семья, родственники etc.
Пасечник:
- Жизнь дерьмо, а вот пчелы...
Родственники - ну как-же так, почему...?
- Хотя, если подумать, и пчелы тоже дерьмо...!

Лео Киготь   02.10.2018 10:23   Заявить о нарушении
Не, это немецкая пословица: "все дерьмо, кроме мочи".

Юлия Григорьева 2   02.10.2018 18:01   Заявить о нарушении
Немецкий юмор грубоват, мне с детства ближе классика еврейского анекдота...

Лео Киготь   02.10.2018 19:38   Заявить о нарушении
Дед Щукарь из "Поднятой целины" Шолохова говорил,что "... всё на свете дерьмо, окромя мочи". Я сама думаю, что да: вокруг много мерзости, а трёхлетние дети считаются безгрешными, и первые грехи появляются у них в возрасте пяти-шести лет. Рада вашему отклику!
Татьяна Харькова

Татьяна Харькова   07.10.2018 16:57   Заявить о нарушении
Не думаю, уважаемая Татьяна, что все дети до трёх лет безгрешны.

Смотришь, бывало, на бэбиковив парке - кто-то уточек с голубями кормит, а кто - пнуть норовит. Кто с бабушками на скамеечке или в метро картинки рассматривает в книжке или пульты гоняет на смарте (увы, не гуд разумеется), а кто - кулачком стукнуть старается или щипнуть...

Что из таких к шести годам сформируется, если родителям не до коррекции поведения?!

Юлия Григорьева 2   08.10.2018 08:57   Заявить о нарушении
Не думаю, уважаемая Татьяна, что все дети до трёх лет безгрешны.

Смотришь, бывало, на бэбиковив парке - кто-то уточек с голубями кормит, а кто - пнуть норовит. Кто с бабушками на скамеечке или в метро картинки рассматривает в книжке или пульты гоняет на смарте (увы, не гуд разумеется), а кто - кулачком стукнуть старается или щипнуть...

Что из таких к шести годам сформируется, если родителям не до коррекции поведения?!

Юлия Григорьева 2   08.10.2018 09:58   Заявить о нарушении
Татьяна, читал "Поднятую целину" два раза, первый раз в трёхлетнем возрасте (слушал!), но такой цитаты не помню. Спасибо...
Про казачек помню, про смерть Макара Нагульнова помню, как пахнет молодой тополь, чую, про вустрицу тоже...
Простим мастера, что продался за рупь двадцать... Сами такие...

Лео Киготь   10.10.2018 17:00   Заявить о нарушении
Из каждого произведения великого писателя цитируется что-то яркое и запоминающееся. Рада вашей рецензии.
Татьяна Харькова

Татьяна Харькова   14.10.2018 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.