Прогулки в пещерах памяти. 22

Венцом того времени, того десятилетия(70-е годы), стало два события, которые исходили из нашей семьи и которые вовлекли в свою деятельность многих людей, скрасив и наполнив полезным смыслом их жизни.

Во - первых, в кругу своих самых близких друзей, мы стали готовить и проводить еженедельно
«Клуб любителей искусства и музыки»,
назвав сокращённо его «КЛИМ».

Каждый зимний субботний вечер 1979 года,  в нашей квартире собирались наши друзья, чтобы  послушать приготовленный кем - нибудь из нас, материал на определённую заданную тему литературы, искусства или музыки.
Процедура эта длилась в пределах одного часа, после чего все усаживались за накрытый стол, где за дружеским ужином в несколько непринуждённой и раскованной обстановке, высказывались,  внося свои дополнения или выражая своё мнение по поводу только что услышанного.
Активное участие во всех этих вечерах принимали наши дети – шестиклассники Андрей и Женя.
Для более полного представления о заседаниях нашего «Клима» привожу для примера тематику наших вечеров.

Один из первых вечеров был посвящён
«Эпическим произведениям народов СССР»,
где было обращено внимание
на русские БЫЛИНЫ,
бурятские УЛИГЕРЫ,
осетинские СКАЗАНИЯ О НАРТАХ,
калмыкские ПЕСНИ ДЖАНГАР,
карельские РУНЫ,
якутские ОЛОНХО,
украинские ДУМЫ,
каракалпакский ДАСТАН,
эстонский КАЛЕВИПОЭГ,
киргизский МАНАС,
латышский ЛАЧПЛЕСИС, и т.д.
На вечере прозвучали выдержки из этих эпических произведений.

« Там, где вечное море Манзан,
Где бессмертья шумит океан,
Где в цветущей долине Морэн
Каждый камень благословен,
Где раскинулась величаво
Ранних жаворонков держава…»

- так начинается бурятская повествовательная песня УЛИГЕР.

А вот куплет из осетинских СКАЗАНИЙ о нартах:

«И утверждались нарты на земле
С огнём в глазах, со славой на челе.
На пиршествах, в сраженьях, на охоте
Вела их смелость,
Честь была в почёте.
Отвергнув зло, насилие и гнёт,
Искал свободы нартовский народ».

Пример карельской РУНЫ:

« Начал песню петь он гневно,
Древние повёл сказанья.
Вспенилась вода в озёрах,
Затряслась земля повсюду,
Горы медные качнулись,
Скалы надвое распались,
Порастрескались утёсы».


Другой вечер был посвящён художнику – портретисту О.А.КИПРЕНСКОМУ,
на котором гости увидели восемь его знаменитых портретов и прослушали о каждом из них пояснительный текст.
На вечере, посвящённом творчеству композитора М.И.Глинки, прозвучали музыкальные фрагменты из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», романсы на слова Баратынского, Кукольника и Пушкина, такие, как «Не искушай меня без нужды», «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье» и др.
Ещё один вечер был посвящён художнику И.И.Левитану.
Разговор шёл о десяти его лучших картинах.
Они все были продемонстрированы.
Каждую картину сопровождал текст ведущего –
Алевтины Тимофеевны Лавриненко.
В истории нашей семьи она занимает совершенно особое место.
Мы все срослись с ней настолько, что считаем её нашим самым близким другом, на уровне родственных чувств.
Она разносторонне талантлива во многих сферах человеческой деятельности.
Великолепный художник, поэт-песенник и композитор, шикарный кулинар и кондитер высокого качества, учёный – лингвист, добрая душа и мягкий характер.
Когда она улыбается или смеётся, у неё смеются и её глаза.
В обычное время, большие и выразительные,  они излучают мягкий,  добрый свет.
Да,  какой там излучают!
Если посмотреть внимательней, то свет из её глаз льётся прямо потоком!
И лучи его, пройдя через линзы очков, в красивой роговой оправе, делают своё доброе дело - обязательно изменят  в лучшую сторону ваше  настроение от той лучезарности, которая исходит от всего её облика.
Они  непременно   отвлекут  вас от ваших рабочих мыслей,  и вы залюбуетесь   её ухоженной головкой с   чёрным   вьющимся   волосом, двумя щёчками – пампушками, красивым улыбчивым ртом, верхним рядом белых породистых зубов.
Когда же она (бывает и такое)  выражает своё неудовольствие, то тогда, хотите вы этого или не хотите, но  вам почему - то становится, глядя на неё, и весело и смешно.
Настолько она комична и беспомощна в своём стремлении показать своё неудовольствие, показать, что она сердится.
Она   совсем не умеет сердиться!
Кажется, что она делает для этого всё.
И голову - то она при этом  опустит с укоризной,
и свет в глазах своих потушит,  и голосок на три ноты вверх поднимет.
Но слов таких, чтобы доказать, подтвердить своё неудовольствие или свою досаду, она найти не может.
И получается игра в рассерженного человека, на что смотреть без улыбки невозможно.
Хороший человек! Редкая натура!
Алевтина Тимофеевна Лавриненко.
Родилась  на Украине в конце 40-х годов ХХ века (1947 г.).
Черноволосая, черноглазая,  она являла собой образ типичной украинской «дивчины» - улыбчивой, простой, доверчивой,  с душой открытой всем житейским  Радостям.
В большую жизнь  вошла  мягкой, доброй и обаятельной,  любящей труд во всех его проявлениях и озарённой мечтой о прекрасном будущем.
В 60-е годы последует окончание  школы и студенческая жизнь в большом и красивом украинском городе Харькове.
А за этим будет Москва, аспирантура в МГПИ имени Ленина  и резкий поворот судьбы в 1975 году.
Современный быстроходный воздушный лайнер, рейсом Москва-Магадан, за 12 лётных часов перенесёт её в столицу Колымы, город Магадан, с единственным ВУЗОМ – пединститутом, где она займёт место старшего преподавателя на кафедре  русского языка.
Здесь,  на этой  кафедре,  и произойдёт  знакомство двух преподавателей –
Алевтины Тимофеевны Лавриненко и Людмилы Степановны Крашенинниковой.
Знакомство это со временем перерастёт  в  образцовую дружбу двух совершенно разных по характеру людей.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
………………………………..
И скоро стали неразлучны.

Удивительно, что дружбе этой исполнилось уже 30 лет, и нигде на ней  нет ни одной морщинки, ни одной трещинки.
Все годы полное взаимопонимание, искреннее уважение и благодарная память друг о друге.
Такая ДРУЖБА может соединить лишь достойных людей.
Пока я жил рядом с ними и  постоянно видел их, я не задумывался и глубоко не вникал в ФЕНОМЕН их дружбы.
Но, когда пришло время пенсионных воспоминаний,  время  пристального взгляда назад, в прошлое, тут - то я и смог разглядеть эту удивительную связь двух уникальных людей, и задуматься над этой редкой среди людей  дружбой.
А, ведь,  сколько и каких людей  окружало меня за всю мою жизнь!
Сколько было редкого и даже уникального в их облике, характерах, поступках!
Сколько было поучительного, редкого  и полезного в отношениях с ними!
Внутренний голос часто донимал меня хорошей мыслью:
«Запомни их на всю свою жизнь,  сделай память о них  достоянием других людей!»
Но тогда этого не произошло.
Только теперь, когда я всерьёз задумался, а потом и заговорил о своём прошлом, я почувствовал себя хранителем многих и многих  уникальных  (без преувеличения сказать)  людских отношений.
Только теперь  яркий пример одной этой дружбы, дружбы двух женщин, которая вся от самого её начала  прошла на моих глазах, смог убедить меня в том, что настоящая ДРУЖБА встречается реже настоящей ЛЮБВИ, и себестоимость её  от  этого  может быть выше.
И уж  если возникает между людьми подобная настоящая дружба, то она живёт столько, сколько живут на свете эти люди, и заканчивается всегда всё той же ДРУЖБОЙ, непоколебимой и верной.
Не мог не сказать обо всём этом.

А теперь продолжаю свой рассказ о работе нашего  «КЛИМа».

С успехом прошли вечера, посвящённые композитору А.П.Бородину,
художнику В.М. Васнецову (рассказ о нём вёл наш сын Женя), художнику В.И. Сурикову
( рассказывал о нём Андрей), поэту В.В. Маяковскому (Саша Соколянский),  и ещё много других.

В процессе этих вечеров звучали магнитофонные записи и пластинки, просматривались диафильмы и диапозитивы.
Некоторые вечера строились как общее обсуждение какой-нибудь заданной темы.
Например, газетных статей или журнальных материалов -  «О русском романсе», «О том, как слушать музыку», «Мадонны Рафаэля», «Музей Прадо» и др.

Таким образом, время проходило стремительно быстро в многолюдье, серьёзных разговорах и весёлых застольях, в подготовках этих вечеров, и в постоянном совершенствовании, что было очень важно для нас всех, так как мы и наши друзья были  учителями школ и  вузовскими преподавателями.
Многое из того, что мы узнавали на заседаниях «КлиМа», становилось потом достоянием наших учеников и студентов.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Во- вторых, ещё в 1977 году, за два года до «КЛИМА»,  Людмила организовала для учащихся 4-го класса  Магаданской школы № 1, в котором учились оба наших сына, рукописный литературный альманах  «РОСТОК».
«Росток» просуществовал все годы, пока наши дети учились в школе.
Ученики получили возможность пробовать свои силы в поэзии,  в прозе,  в публицистике.
«Ростком» руководила редакционная коллегия, которую возглавил официально преподаватель кафедры русского языка
Магаданского пединститута Саша Соколянский.
Редколлегия совместно с членами «Ростка» ежемесячно организовывала и проводила свои  «Открытые заседания» по типу «Литературных вечеров», куда приглашались все желающие ученики и учителя.
Темы этих «Вечеров» всегда начинались одинаково, например:
«Слово о великом баснописце И.А. Крылове»,
«Слово о Н.А. Некрасове»,
«Слово об А.С. Пушкине»,
« Слово об А.П. Чехове» и т. д.
В эти вечера все его участники вкладывали много своего творчества, находок и задора.
Большое внимание уделялось техническому оснащёнию.
При «Ростке» сложился сильный   по составу
Драматический кружок, которым руководил доцент пединститута
Геннадий Васильевич Зотов.
Выступления  кружка проходили всегда  при переполненном  актовом  зале.
О деятельности «Ростка» можно и нужно написать отдельную главу, куда вошли бы подробные описания творческой работы учащихся в самом литературном Альманахе, подготовка и проведение Литературных вечеров и описание деятельности Драматического кружка.
За такую серьёзную работу мне браться сейчас страшновато.
Тем более что наши дети, как активные участники  «Ростка», знают и помнят о его деятельности побольше меня, а в Женином домашнем архиве копии большого количества материалов «Ростка».
Убедив себя, таким образом, в том, что дети обязательно сами напишут продолжение к моему вступлению о «Ростке», я ограничиваю свои воспоминания только некоторыми моментами его истории.
Так, например,  «Росток № 1» открывался вступительным Словом главного редактора Саши Соколянского, который выступал под псевдонимом  Лили Путов.
Слово это у меня в руках, и я с удовольствием читаю его, вспоминая то время.

НАДЕЮСЬ!
(Разговор с каждым)

Сейчас ты перевернёшь страницу и попадёшь в удивительный мир, созданный твоими же сверстниками, мальчишками и девчонками  четвёртого класса.
Здесь ты найдёшь и стихи, и короткие рассказы, и даже переводы с других языков.
Если у тебя после чтения появится желание написать в наш журнал, то я буду считать, что все мы, принимавшие участие в его выпуске, достигли своей цели.
НО…
На этом пути тебя подстерегает множество опасностей, о которых необходимо предупредить прежде, чем ты пустишься в плаванье по литературному морю.
Самая главная опасность – сесть писать с мыслью, что я, мол, ещё маленький, в поэты и писатели не собираюсь, а для рукописного журнальчика сойдёт и так. Стоп!
Если к тебе в голову войдут такие мысли, брось тут же ручку, отложи бумагу в сторону, сходи покатайся на санках, просто подыши воздухом или помоги  маме вымыть посуду.
Это будет полезней, так как пользы от такого сочинительства всё равно не выйдет.
Это я точно знаю, потому и говорю.
Ты возразишь: « Но ведь стать, как Пушкин,  я всё равно  не смогу».
Как Пушкин, конечно, не сможешь.
Но хотеть написать так, как писал  он, ты можешь и должен.
Расскажу тебе притчу.
Один человек сказал: «Хочу забраться на холм».
И забрался.
Другой сказал:
« Хочу забраться на  гору, вершина  которой  скрывается в облаках».
И не смог забраться, выбился из сил на половине пути.
Кто же из них оказался выше?
Первый – достигший своей цели, или второй – выбившийся из сил?
Конечно же, второй.
Отсюда вывод – если писать стихи, то, соревнуясь с Пушкиным, если заниматься физикой, то равняться на Эйнштейна.
И пусть в вашей жизни будет больше не взятых Эверестов, чем множество преодолённых холмов.
В этом номере ты прочтёшь вещи, написанные ребятами, которые только начали штурм СВОЕГО Эвереста.
Присоединяйся!
Не обещаю тебе лёгкого пути, а скорее наоборот, трудности, трудности и трудности!
Вам только перевалило за десять.
Вы  ещё можете переделать тысячи дел в поисках себя.
Я верю в вас! Надеюсь на вас! Пишите!».

И дети писали.
Писали сказки, придумывали загадки, вели наблюдения и записи времён года, пробовали себя в поэзии и маленьких публицистических сочинениях.
Вокруг «Ростка» развернулась на много лет творческая работа сотен людей, среди которых основу составляли  школьники  Первой Магаданской школы.
За несколько лет редакцией был накоплен солидный материал, составленный из творчества учащихся, который по окончании ими школы был передан на хранение в школьный Музей, где хранится и сейчас.
Вот почему я склоняюсь к тому, что писать о «Ростке» надо не вскользь, а посвятить ему  отдельную главу, где бы воспоминания и рассказы непосредственных участников «Ростка» подкреплялись бы материалами, взятыми на его страницах.
Но это вопрос будущего.
А близкого, далёкого или никакого решит само Время.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Начало 80 годов ознаменовалось в нашей семье ЮБИЛЕЕМ – Людмиле исполнилось 45 лет.
Кафедра русского языка преподнесла ей приветственный адрес, который стоит того, чтобы привести его здесь весь, и оставить на память нашим потомкам.

«Радостные и благодарственные восклицания преподавателей-соратников, которые преподобной  МАТЕРИ НАШЕЙ ЛЮДМИЛЫ ноября 27 дня 1981 года от Р.Х.
всеподданнейшая кафедра русского языка ПРИНОСИТ.
Свет кафедры, семьи отрада,
Хотя отнюдь не ТИШИНА,
От гнусных происков ограда,-
Ты так надёжна и сильна!
Вокруг тебя мы веселеем,
Умнеем, смеем и смелеем,
Дерзаем голос свой подать;
И как нам страшно ни бывает,
Когда твой голос громыхает,-
Мы говорим: ты наша МАТЬ!
О дни твои благословенны,
Дела твои всенезабвенны,
Бессмертны, можем мы сказать!
Ты можешь планы гениальны,
Отчёты  же фундаментальны,
И учпрограммы уникальны,
Решенья тут же моментальны
И многое чего рождать.
И Кандаурова Татьяна,
Хоть проверяла нас и рьяно,
Однако же признала прямо,
ЧТО ВЕЧНО КАФЕДРЕ СТОЯТЬ!
Не гнуться ей ни под ветрами,
Ни перед злыми ректорами,
Пускай бы даже бы и ЛЬВАМИ, (Лахин)
БЛАГОДАРЯ ТЕБЕ, О МАТЬ!
Цвети ж и расцветай отныне
В градском шуму и наедИне,
И помни твёрдо: в сорок пять,
Сколь ночь осенняя б ни длилась,
Как вьюга б зимняя ни злилась,
А баба – ягодка опять!!!
++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Хорошее это было время. Время, связанное со школой и вузом,  постоянным общением с учениками и коллегами по работе.

Моя педагогическая работа продолжалась 30 лет.
Первые три года я проработал ассистентом кафедры истории в Магаданском педагогическом институте, а в течение всего остального времени учителем истории в двух магаданских школах - №13 и №1.
Педагогическая работа Людмилы первые два года проходила в сельской школе, затем шли три года аспирантуры и за ней 33 года работы старшим преподавателем Магаданского пединститута. Итого 38 лет.
Мы оба свою работу любили и работали с самоотдачей и на самоконтроле.
Вспоминаю сейчас  свою работу, когда всякий день вставал с постели в полной ночной темноте в хорошем,  деятельном настроении.
Бесшумно приводил себя в порядок, съедал завтрак, одевался и так же бесшумно закрывал за собой входную дверь.
Выходил на морозную, тёмную улицу, радуясь всякому светящемуся фонарю, и шёл,  нарушая  тишину вокруг себя  скрипом своих шагов на снежной дороге, к автобусной остановке.
Садился  в холодный, пустой автобус  и долго ехал в той же темноте неоконченной ночи, обдумывая детали предстоящего дня.
После автобуса снова шёл и шёл почти в полном одиночестве, пока передо мной не появлялась громада большого школьного комплекса.
Стучал в дверь и тёмное окно школьного холла, иногда долго.
Проходил через две двери мимо заспанного вахтёра внутрь здания.
Расстёгивая на ходу пальто, проходил по тёмным, тихим и пустым коридорам, включая на своём пути освещение.
Входил в свой тёмный кабинет истории  и зажигал  над головой все лампы дневного света.
После этого,  смотрел всегда в тёмное окно, где высматривал, как за школьной оградой, одно за другим зажигаются окна пятиэтажного дома напротив школы,
Искал глазами два окна на третьем этаже,  за которыми улавливались уже движущиеся силуэты наших хороших друзей -  Галины Максимовны и Ивана Федотовича.
Я  махал им рукой у самого оконного стекла, улыбался и видел иногда, посылаемые мне,  ответные сигналы.
Затем школьная тишина  начинала наполняться звуками.
Сначала это были одиночные шаги в полной тишине коридоров. Это учителя проходили каждый в свой кабинет.
Затем звуки шагов начинали перемешиваться с детскими голосами и постепенно наполнять собой здание.
Слышен был осторожный  стук в мою дверь,  и вот уже  первый  ученик, здороваясь, входит  в  кабинет.
За ним, в открытую дверь,   врывался  громкий шум начинающегося школьного дня.
Я занимаю место у своего стола, бросаю последний взгляд за окно, где  едва-едва забрезжила полоска серо-голубого света, и для меня начинался   длинный трудовой день, когда тихое время уроков периодически перемежается с  шумными переменами.
Каждый такой день - священнодействие, которое состоит из  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ со многими сотнями детей и взрослых.
Монологи и диалоги…
Мягкая улыбка, направленная по конкретному адресу…
Укоризненный взгляд и поджатые губы…   Одобрительное похлопывание по плечу или  поглаживание стеснительной детской головки…  Любопытные вопросы и  ответы на них…
Детские доверительные откровения и твоя отзывчивость и внимание к ним…
Заботливая доброта во всех действиях и поступках…
Час идёт  за часом, и каждая их минута    наполнен делом, общением с проходящими перед твоими глазами сотнями учеников разного возраста, темперамента и настроения.
Для нас же  с Людмилой настал тот момент, который велит нам «собирать камни».
Отсюда возникла своеобразная «Азбука - размышление», которую мы с Людмилой  обдумывали и обговаривали.
Азбука эта  ни на что не претендует, ни в плане поучения, ни в плане назидания.  Это  некоторый итог наших  размышлений в кратком изложении о том, что мы делали, какие проблемы решали,  к каким идеалам стремились.

Авторитет.

Само понятие «Учитель» является носителем авторитета.
Тот, кто получил и носит  звание «Учитель», должен соответствовать его высокому авторитету, на который работали до него другие люди.
Его  личный авторитет будет складываться внутри общего авторитета из многих составляющих.
Если к нему  его  ученики начнут  обращаются с различными по характеру  вопросами --- это первый признак того, что ОН  для них уже  есть авторитет.


Артистизм.

Нужное, полезное и просто  необходимое качество в работе учителя.
Артистизм в разной степени заложен в каждом человеке.
Развитие этих задатков происходит в том случае, когда в этом появляется потребность.
Любой учитель такую потребность чувствует, так как ежедневно должен проявлять себя в разных ипостасях перед лицом многих своих учеников.
Поэтому артистизм объективно становится неотъемлемой частью в его работе.
Учителю  надо  знать об этом, чтобы пытаться  внести в него свою лепту, развивая некоторые, наиболее характерные для него, артистические данные.

Беседа.

Из разных типов уроков наиболее раскован и свободен урок – беседа.
Есть в нём одна сложность.
Проводя такой урок, нельзя увлекаться и забывать о том, что в нём  должны участвовать все.
Учителю лучше быть дирижёром, приберегая своё выступление по подведению итогов на самый конец урока.
Беседа должна вестись как игра, в которой каждый ученик имеет свой ход очереди.
Каждый ученик будет внимателен к тому, что происходит, если будет уверен, что в какой-то момент наступит его очередь говорить.

Болтливость.

Это бич учительской   профессии.
Как бы хорошо ни говорил учитель, если он  говорит слишком много,  то, в конце концов, скажет обязательно что-нибудь не то  и не так.
Если же это станет привычкой, то,  сколько будет накапливаться таких «не то»  и таких «не так»?
Кроме этого, многословие одного утомляет слушателей, перестаёт восприниматься ими и становится просто пустым звуком.
Для того, чтобы этого не было, учителю нужно всё своё выступление делить на небольшие отрезки, между которыми привлекать на короткий срок к работе учеников.
Существует такое мнение, что лучшим является тот урок, где большую часть времени говорят ученики.

Воспитание.

Каждый урок учителя, каждое его слово, шаг, жест, поступок, даже внешний вид - воспитывают ученика..
В воспитании нет мелочей - воспитывает всё.
Если это помнить и учитывать в своей работе, то рядом с официальным обучением ученика будет незримо  совершаться процесс его воспитания.




Гнев.

Гнев везде неуместен, но более всего в стенах учебного заведения.
Счастлив тот учитель, который никогда не поддаётся гневу, так как кричащий в гневе смешон и беспомощен.
Не менее счастлив и тот, кто немедленно раскаивается и обращает свой гнев  против самого себя.
Гнев достойно не карает зло, а приносит вред только его носителю.
То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Достоинство.

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
Учитель обязан их иметь.
Если учитель делает свою прекрасную  работу с удовольствием, то он достойный человек, а его  достоинство будет прочно создавать ему доброе имя.
Достойный человек, как бы с ним ни обращались, никогда не бывает груб.
Достоинство создаёт строгость поведения.
Искать достойных людей надо  среди скромных, которые нередко остаются в тени и довольны этим.
Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким.
Выше всех поднимается тот, кто сохраняет своё достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.
Самым главным и самым видным признаком истинного достоинства человека является то, что даже его завистники вынуждены его хвалить.

Естественность.

Естественность бывает только врождённой,
а вот простоту у себя учителю можно и нужно выработать.
В этом ему поможет честное  отношение к себе и ко всем, кто его окружает, которое укажет те рамки за которыми ПРОСТОТА бывает невежливой и грубой или превращается в жеманство.

Жесты.

Ничто не придаёт столько выражения учительскому лицу, как жесты, движения рук, мимика.
Самое живое лицо без жестов маловыразительно.
Чего мы только не выражаем своими руками?
Мы требуем, обещаем, зовём и прогоняем, угрожаем и восклицаем, подбадриваем и поощряем, рукоплещем  и т. д.
А кивком головы?
А чего только мы не  выражаем с  помощью глаз, бровей или с помощью плеч!
Учителю, который каждый день стоит перед лицом своих учеников, хорошо бы об этом помнить и приучать себя к большему разнообразию разных жестов.

Зависть.

Учитель не должен знать и поощрять в себе такого чувства, как зависть к успехам другого.
Зависть не умеет таиться. Её не скроешь.
Она ищет предлог, чтобы обвинять и осуждать без доказательств, раздувать недостатки, возводить в квадрат незначительную ошибку.
Из всех страстей зависть самая отвратительная, она как губительный яд отравляет душу.
Лучше приложить все свои силы и добиться того, чтобы завидовали вам.
Пусть зависть станет стимулом для собственных усилий воли.

Зазнайство.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни малейшего зазнайства, ни чванства.
В противном случае ты потеряешь и ту свою крошечную способность относиться к себе критически, какая в тебе имелась.
А без самокритичного анализа своей учительской работы, ты никогда не продвинешься вперёд, а значит, будешь всё время сдавать свои позиции и отступать назад.
Это путь медленной дисквалификации.
Вот  что такое зазнайство.

Интерес.

Пожалуй,  это главное условие высоких результатов учебной работы.
Интерес вызывает подъём всех сил ученика.
Повышается настроение и желание настойчиво работать.
Создавая такую обстановку в работе учитель вовлекает ученика в процесс активного творческого поиска.
Если ученику  понятна  поставленная задача, если он видит  важность, её практическую необходимость и взволнованность самого учителя, то он заинтересуется темой и будет активно над ней работать.

Книга.

Книга должна  по времени больше всего остального находиться в руках учителя.
Учитель должен быть начитан, как никто другой.
Книги несут огромные знания от одного поколения к другому, а учитель  больше  других  подходит для того, чтобы быть посредником в их передаче следующим за ним поколениям.

Любознательность.

Она является непреложным атрибутом детства и юности.
Её главная особенность состоит в том, что она растёт в своих размерах  по мере того, как ребёнок просвещается.
Растёт  как постоянная неудовлетворённость мысли и духа.
Дело учителя направлять любознательность учеников и указывать им более короткий путь для получения ответов на свои вопросы.

Методика.

Основа основ профессии учителя.
Как наука она преподавалась всем нам в вузе, когда мы были студентами.
Мы обзаводились впрок  методическими разработками по своим предметам, покупая книги и подписываясь на предметные методические журналы.
Мы думали, что, следуя разработанным методикам, мы будем избавлены от тех неприятностей, которые несёт на себе всякий урок начинающего учителя.
На практике оказалось, что прямое  следование (или как говорят – «слепое подражание») готовым книжным методическим советам не даёт никаких гарантий удачного урока.
Последующая практика показала, что каждый учитель должен сам продумывать и составлять для себя методику преподавания своих уроков.
Что в этой работе он должен учесть многое из того, что не может знать книжная или журнальная разработка: состав и подготовка данного  класса, твои отношения с ним, каким по счёту будет проходить твой урок, после какого урока он стоит в расписании, какой сегодня день недели, и ещё много других факторов сугубо «местного» значения.
Исходя из этого, мы пришли к выводу о том, что рациональней всего из книжных и журнальных методик брать только неизвестный нам фактический материал, а всю практическую сторону своего урока в своих классах  ты должен разработать САМ.
Трудно заставить себя пойти по этому пути, когда есть уже готовые разработки уроков?
Да, очень трудно!
Но нельзя описать то удовлетворение, ту приподнятость и ту уверенность, какие ты получаешь оттого, что сам продумал методику проведения своего урока.
Сам провёл его, и сам определил для себя, что тебе удалось, а что не удалось, и, главное, почему не удалось, и что  надо к следующему такому же уроку переделать.
Только в этом случае ты станешь верить в себя  как в учителя – профессионала.
Только в этом случае методика в твоих руках станет тем инструментом, которым ты владеешь свободно и плодотворно, как и должен владеть специалист.

Неудача.

Она преследует нас в любом возрасте, и при любом опыте жизни и работы.
Этот порядок надо себе уяснить, чтобы не падать духом, когда нас постигает в чём-то неудача.
Это первое правило.
Второе правило.
Не будет в итоге ничего хорошего, если мы в своих неудачах будем искать виновных на стороне, вместо того, чтобы взять вину на себя.
Только после неудачи, в которой мы виним себя, можно ясно увидеть свои ошибки и приступить к их исправлению.
Такой подход к своим неудачам даст  нам силы и повод начать всё сначала, уже более осмотрительно.

Оценка.

Идеалом в работе с оцениванием  учащихся  является такое положение, при котором всякое задание, выполненное учеником, в обязательном порядке должно быть оценено.
Ученик выполнил на сегодня домашние задания по всем предметам, и он должен получить за каждое выполненное задание по каждому из этих предметов оценку, даже если он и не выходил к доске для ответа .
Этого идеала смог достичь только один учитель Шаталов, методика которого произвела  в своё время целый фурор в учительской среде.
Узким местом этой методики оказалось то, что она была применима только к математическому циклу, а вот гуманитарии ею воспользоваться не могли.
Почему так высоко я поднимаю  планку с оцениванием   учащихся?
Потому что в этом кроется простая справедливость по отношению к тому, кто работает и через оценку узнаёт о результатах своей работы.
Это моральная сторона.
Есть и деловая сторона у этой идеи.
Зная, что всякое выполненное задание будет в обязательном порядке проверено и оценено, ученик будет много лучше работать и много больше знать.
На сегодняшний день школьная  практика даёт возможность ученику в течение целой четверти получить за свою работу по каждому из изучаемых предметов по две – три оценки.
В среднем из 10 выполненных каждым учеником учебных заданий в школе оценивается только одно.
Может ли это стать стимулом в учении?
Вопрос риторический.
Достижим ли такой высокий идеал, о котором  мы  ведём  речь?
Идеал для того и существует, чтобы стремиться к нему, чтобы вырваться из устоявшихся и ставших как бы «узаконенными», рамок такого тщедушного оценивания и превзойти их настолько, насколько кому позволят его умения и его стремление к справедливому  ОЦЕНИВАНИЮ.

Педагогика.

Педагогика открылась для меня  как нужное  и полезное подспорье в работе не на студенческой скамье, не в процессе лекций и семинарских занятий по этой науке об обучении и воспитании, не в период  короткой педагогической практики и не через штудирование учебника в период сдачи экзамена.
Тогда она не преломлялась ещё через живую школьную работу, не имела прямого отношения к своему объекту – ученику, и поэтому прошла не оставив следа, не заинтересовав и не заявив о себе  как о нужном инструменте в педагогической работе.
Много позже, когда уже был наработан педагогический стаж, когда школьная работа почти ежедневно ставила передо мной один за другим сложные вопросы обучения и воспитания моих учеников, я потянулся к произведениям известных педагогов разных времён и разных народов.
Передо мной предстала совсем другая педагогика, такая, за которой я видел живые лица своих учеников, свои уроки и все иные формы преподавательской работы.
И я подумал о том, что теперь, когда Педагогика пришла ко мне и как теория, и как практика, она стала для меня той самой наукой об обучении и воспитании, какой должна была стать ещё на студенческой скамье, да так и не стала.

Риторика

Книга «Об ораторском искусстве» попала в мои руки  ещё в годы моего студенчества.
Уже тогда я начал  заглядывать  в будущее и думать о своей  учительской работе.
«Ты хочешь учить других – учись же, не покладая рук сам», - написал я  на первой странице своей заветной тетради.
Поэтому я сразу оценил значение этой книги и, внимательно прочитав её, сделал из неё выписки, в которые заглядывал впоследствии чаще,  чем,  куда бы то ни было.
Главная польза для меня  заключалась в том, что я вскоре  уяснил себе основные правила, необходимые для общения с аудиторией.
Это давало мне возможность видеть то, над чем надо работать, что учитывать, что делать и что переделывать в своих привычках и своих трафаретах.

Скука.

Скука – серьёзная проблема школьного обучения и воспитания.
Из всех видов страдания скука есть страдание наименьшее, но всё же она --- страдание.
Ученикам всегда будет скучно, когда  скучно самому учителю в его работе.
Источник скуки сам учитель, и есть только один способ борьбы со скукой --- работать самому учителю с удовольствием.
Пока в его работе будет присутствовать хоть одна  живая мысль  - ученики не умрут от скуки.


Творчество.

Учителя как такового не может  быть без творчества.
Творческий человек проявляется в двух качествах.
Первое --- он работает, что называется, самозабвенно, находясь в постоянном поиске нового.
Второе - работая самозабвенно, он всегда остаётся неудовлетворённым тем, что уже сделал.

Успех.

Каждому, будь то учитель или ученики, УСПЕХ необходим как глоток свежего воздуха.
Есть основания утверждать, что идеальным будет такое положение, когда успех присутствует ежедневно, в каких бы то ни было самых малых формах.
Крупный успех составляется из множества успешных мелочей.
Успех подкрепляет волю, даёт новые силы, помогает преодолевать препятствия, увлекает вперёд.
Вести учеников  от успеха к успеху --- обязательная задача учителя.

Форма.

Форма подачи учебного материала должна постоянно находиться в поле зрения учителя.
Общее понятие формы нужно делить на две категории:
Форма постоянная и
Форма сменяемая (подвижная).
Постоянная форма приучает к порядку, хорошо и надолго усваивается.
Форма сменяемая пробуждает внимание и интерес, даёт импульс к размышлению.
Для учителя работа с формой есть элемент творчества.

Характер.

Самый простой способ определить характер человека - это прослушать, каковы его «да» и «нет».
Быстрое «да» и «нет» отличает живой, твёрдый, решительный характер.
Медленное  - характер осмотрительный и боязливый, малопригодный для нашей профессии.
Есть и другие, более основательные способы определения характера человека.
Слабый характер принадлежит к недостаткам, который исправить уже невозможно.
Работа в школе  в этом случае не может стать радостью. Она превращается в тяжёлую ношу.
Учителю нужно обладать  характером сильным, можно даже сказать «доблестным»,  чтобы уметь каждый день пересиливать и направлять  множество других характеров, которыми полна школа.
Эта особенность поддерживает давнюю мысль о том, что при приёме документов у абитуриентов педвузов  нужно проверять каждого на профессиональную пригодность  примерно так же, как при приёме в театральные вузы.

Цель.

Потребность в поставленной перед собой цели - процесс объективный.
Человек никогда не живёт совсем без никакой цели.
Для учителя этот вопрос имеет  принципиальное значение и требует от него постоянного субъективного к нему отношения.
Учитель должен  знать и помнить о тех целях, которые стоят перед ним.
Без этого его работа не принесёт ему ни удовлетворения, ни радости.
«Если ты не знаешь куда грести, то никуда не приплывёшь».
Целеустремлённый не должен останавливаться на  достигнутом.
Цель должна расти, потому что с нею растёт и сам человек.
Только в этом случае можно будет надеяться, что ты сможешь гордиться сделанным или, по крайней мере, не краснеть за него.

Честь.

Это не почести.
Это хорошее мнение о нас других людей.
Учитель должен быть человеком чести.
Его честь может возбуждать его учеников к прекрасным действиям.
Честь --- это делать то, что полезно другим.
В большом школьном коллективе, где бурно кипит жизнь, важно помнить об этом, чтобы не оступиться, не запятнать свою честь или не утратить её совсем.

Школа.

Это второй дом,  как учителя, так и ученика.
Ученик живёт в этом доме 10 лет, а учитель в несколько раз дольше.
Исходя из этого, учитель должен строить свои отношения  с учениками так, как он строит их  в своей семье со своими детьми.
Школа создаёт  для всех, кто живёт в ней, условия для работы и отдыха, общения со своими сверстниками,  даёт возможность для занятий физкультурой и спортом.
Школа вкладывает  в руки учеников интересную и полезную книгу с полок своей библиотеки, учит мальчиков работать молотком, стамеской и гаечным ключом, а девочек - шить   на швейной машинке и азам простейшей кулинарии.
Школа даёт  возможность каждому проявлять  и развивать свои творческие способности в художественной самодеятельности, драматических и предметных  кружках.

Чем не родной  дом? Чем не своя  семья?


Щедрость.

На профессиональном уровне ЩЕДРОСТЬ  заключена в профессии учителя уже потому, что он передаёт свои знания своим ученикам.
Всякий учитель объективно  является человеком щедрым.

Энтузиазм.

Великое чувство, без которого любое дело не может рассчитывать на успех.
Без энтузиазма учитель может быть справедливым, может быть человеком чести и иметь множество других положительных качеств, но всего этого будет мало для этой профессии, чтобы приподняться над планкой специалиста средней руки.
Только энтузиазм может вознаградить учителя такой оценкой, как «Учитель от бога».

Юмор.

Спасательный круг в самых сложных школьных ситуациях.
Помогает перенести насмешку, разрядить тяжёлую обстановку, вернуть хорошее расположение духа, что немаловажно в учительском деле.
Юмором можно прекрасно заменить морализацию.
Для того, чтобы владеть практической стороной юмора, необходимо быть начитанным в  разнообразных видах и формах  юмористической  литературы, знать множество пословиц и поговорок, басен и анекдотов.

Язык.

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

А.Яшин.
“Русский язык”

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Изучайте родной язык!
В нём былинное волшебство
И надежд людских торжество.
Он и в книгах живой родник.
Постигайте, как жизнь, его

Вадим Шефнер
“Слово”

Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их красоту…


Тридцатилетняя педагогическая работа даёт возможность для отдельного  воспоминания  о ней,  достаточно полного  и объёмного.
Но «Прогулки в пещерах памяти» - это некая форма родословного повествования. Её не следует загромождать большим объёмом однородной темы.

Поэтому я перехожу к дальнейшему изложению событий.

В июне 1985 года нашего сына Андрея прямо со студенческой скамьи (окончил 1-й курс  филологического факультета Магаданского педагогического института) призвали  в армию.

До этого всегда студенты пользовались призывной отсрочкой, но с этого года она была ликвидирована. На следующий год в армию будет призван и наш Женя, студент Московского государственного пединститута имени Ленина.
Но как только наши дети закончат свою службу и вернутся к месту своей учёбы, эта отсрочка будет восстановлена вновь.
Во время службы мы вели с ними оживлённую переписку, которая позволяет сейчас вновь взглянуть на то время  и вспомнить вновь о заботах, волнениях и событиях тех дней.

Начинаю   листать Андрюшины письма.

@  « … Отправляю вам на сохранение все свои письма. От Жени, друзей и подруг.
Заклеенные письма откладывайте отдельно до моего возвращения, а незаклеенные, если есть желание, можете прочесть, чтобы быть в курсе моих дел и отношений».

@  « Сегодня мы в карауле.
Стоим со вчерашнего вечера.
Я стою в карауле уже второй раз.
Первый раз было совсем отлично -  дождя не было.
А в этот раз льёт дождь, подобный магаданскому.
Но ничего, стоим, точнее, ходим по своему маршруту.
Со мной пока всё в порядке – ни на «губе», ни в санчасти я ещё не побывал.
Быть в учебке мне осталось недолго – скоро экзамены и в часть.
Учёбы в учебке было немного, больше было разнообразной физической работы.
Главное орудие труда – это «БСЛ» - Большая совковая лопата.
Девиз: « Бери больше, кидай дальше, пока летит – отдыхай!».
Наблюдаю осень в её развитии.
Вспоминаю нашу, магаданскую, когда в такие дни обычно выпадает первый снежок.
Часто вспоминаю вас.
Трудно как-то представить, что в этот  момент, когда я вожу ручкой по этому листу, вы где-то чем-то заняты, что-то делаете, а, может быть, пишете мне письмо».

@  «Сегодня в наряде по бане. Работаю в котельной, кидаю уголёк. Нормально.
Заметил в себе, что здесь я стал, не так привередлив ко всему.
Даже Пугачёвское «Без тебя меня, любимый мой…» приводит в трепет».
@  «Вспоминаю Магадан. Охота побывать на родине».
@  «В армии приходят мысли о том, что такое настоящая дружба. На гражданке друга проверить трудно, так как жизнь идёт ровно, а если и возникают препятствия, то они обходятся легко. Нужен особый момент, момент экстренный, в котором и может проявиться дружба. В армии такие моменты появляются часто. Это может выразиться и в том, что друг в сложный момент поделится с тобой последним куском, причём отдаст тебе большую часть.
И в том, что поддержит тебя, когда ты падаешь на землю в общевойсковом защитном боекомплекте, пробегая положенную дистанцию…
Настоящий друг – это, как брат».

@  «Учебка моя заканчивается.
Уже сдали политподготовку и физо. Подтягивались на перекладине, кто 3, кто 2, кто 4 раза, кто 6.
Я и ещё трое из нашего взвода – по 10 раз.
Бежали полосу препятствий.
Бежал с сержантами – на их уровне.
Был и кросс. Пробежал неплохо.
В своей подгруппе из 12 человек пришёл третьим.
Готовимся к сдаче казарменного помещения.
Скоро повесят лычки».

@  «Получаю всё, что вы мне адресуете. Последняя посылка была просто великолепна! Огромное спасибо!
В армии факт письма, факт перевода, факт посылки – всегда есть огромная радость.
Очень рад присланным слайдам.
Мои друзья были в удивлении и восхищении. Прекрасная работа!».

@  «Ваше письмо заставило ещё раз оглянуться назад, на прожитые годы дома, и теперь вот в армии.
Мама, милая моя мама, я был растроган твоими вещими снами и размышлениями обо мне, о которых написал мне папа.
Хотя нас разделяют большие расстояния, сердце твоё продолжает заботиться обо мне, бьётся со мной в унисон, и любой болезненный толчок моего сердца отзывается в твоём.
Я был потрясён, узнав о том, что твои тревоги происходили именно в те моменты, когда мне действительно было плохо, очень плохо.
Но сейчас всё это позади, и я рад, что не был оставлен на сержантской должности в учебке, а попал прямо в войска».

@  «Выезжал со своим батальоном на полигонные ученья.
Придали нас Показательному полку, как дополнительную рабочую силу.
Полк готовился к показухе, и мы должны были помогать ему в этом, ставили забор из колючей проволоки.
Таскали по земле, с места на место, бетонные столбы, копали под них ямы, ставили их в эти ямы и засыпали землёй с утрамбовкой, натягивали колючую проволоку и т. д.».

@  «Несколько раз ездили в совхоз – помогать убирать урожай.
Работали на зернотоке с овсом, грузили ящики с огурцами и т.п.».

@  «Ждём Новый год. Первая половина декабря пролетела незаметно
. Мой земляк Шура Пушкин сейчас работает в котельной, которая при нашей части.
Я частенько захожу к нему в кочегарку погреться, помыться и поговорить о Магадане. Иногда, в хорошем настроении мы с ним напеваем свою песенку в ритме танго:

Мой любимый друг, не надо грусти –
Ведь всё равно нас всех отпустят;
Ты спи, и пусть тебе приснится
Любимый город Магадан…».

 

@  «Да, тянет домой, тянет в Магадан.
Если же сравнить, как тянет домой в первые полгода и сейчас, то по силе, вроде бы, одинаково, а вот по эмоциям совсем по-другому».

@  «Переписка у нас с вами идёт в нормальном режиме. Это хорошо, так как писем ваших я жду всегда и с нетерпением. Читаю почту с удовольствием.
Сейчас представил себе картинку, как вы вместе выходите из нашего подъезда и идёте в кино.
Папа в своём коричневом пальто и коричневой шапке, в ботинках, которые у него всегда чистые и блестят. А ты мама, наверное, в чёрной шубе. На улице ветерок, снег, темно. Папа поднял воротник пальто, а мама ухватила его под руку…».

@  «Когда по радио или по телевизору вдруг услышу слово «МАГАДАН», то сразу превращаюсь в большое ухо».

@  «Стал замечать, что моя устная речь стала беднее. Бедность эта отражается и на письме: пишу, а сам чувствую, что коряво выходит. Частенько задумываешься над речевыми оборотами».

Это только незначительная выборка, а вся переписка включала в себя более 100 писем только от Андрея.
Из них мы узнавали все подробности его службы, его потребности, его чувства и переживания.
Так как я питаю большие надежды на то, что мои дети и внуки будут продолжать начатую мной «семейную родословную», то уверен в том, что  о себе они напишут и подробней и лучше меня.
Иииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии



Второй наш сын, Женя, велением судьбы был переведён после 1-го курса Магаданского пединститута на учёбу в Московский пединститут имени Ленина.

Мы с Людмилой с осени 1985 года остались одни: старший сын в армии на Дальнем Востоке, а младший вначале на учёбе в Москве, а затем по тому же указу, снимающему бронь со студентов, будет, как и старший, призван в армию.

Попадёт он в войска связи: вначале будет учебка в городе Полтаве на Украине, а затем служба в войсках, расквартированных в Польше.

Привожу выдержки из Жениных писем.

 
@  «Ещё раз уведомляю вас, Что я получил вашу посылку и нужные мне документы.
В вузе мне выдали студенческий билет, записали в факультетскую библиотеку, заполнили зачётную книжку.
Посмотрел новый фильм «Пришла и говорю» - обычный концерт Аллы Пугачёвой, по чьей-то прихоти названный художественным фильмом.
По воскресеньям  нас привлекают на уборку листьев на городских улицах и прочие субботники.
О здоровье моём не беспокойтесь: хорошее питание, много пешей ходьбы, свежий воздух и молодёжное общение – короче, одни положительные эмоции.
Уже мне пришла повестка по поводу постановки на воинский учёт. Отправят в армию после летней сессии (май месяц).
В моём конкретном случае лучше отслужить во время обучения, так как военной кафедры в вузе нет, и после 5-го курса всё равно пришлось бы отправиться на службу».

@  «Был на праздничном концерте в спорткомплексе «Олимпийский».
Александр Иванов, Евгений Винокур, Роза Рымбаева, хор им. Пятницкого, ансамбль песни и пляски Советской Армии + 5-6 современных ансамблей. Было очень интересно.
Побывал у Саши на дне рождения.
Было 8 человек.
Сидя там и помалкивая, чувствовал свою ущербность: как мало я успел прочитать, просмотреть, прослушать. Но так как что-то у меня было (тот минимум, который необходим для понимания), то мне было интересно.
Разговоры вели до 2-х часов ночи.
На следующий день нёс вечером нёс дежурство в ДНД ( добровольная народная дружина)».

@  «30 июня 1986 года. Это моё последнее письмо перед армией.
Завтра в путь.
Следующее письмо напишу теперь, когда получится.
Но часто писать не обещаю».

@  «Я на месте.
Попал в войска связи.
Вначале отправили в Полтавскую учебку.
В ней недавно обучался Виталик Бровкин.  Теперь он служит в Польше.
Пробыть в учебке я должен 3 месяца, а это до ноября.
В Афганистан из нашей учебки не посылают.
Жить здесь интересно, народ хороший – большинство из вузов Москвы.
Жить даже весело – постоянно царят шутки и смех, что удивительно.
Присяга будет 20 июля, в воскресенье.
 

Есть здесь не хочется, но по сладкому душа у всех тоскует.
Случаются среди нас и нытики, которые то и дело вспоминают, что они и когда ели.
Именно такие,  чуть поработав, пищат, что устали и пр.
Слава богу, но я воспитан в другом духе и это мне очень помогает.
Удивительно, но освоился здесь я быстро, так что о гражданке даже не вспоминаю».

@  «Сегодня иду в свой 4-й караул.
В 5-й, видимо, пойду уже не часовым, а разводящим.
Выслал вам первые свои фотографии.
Сам я жив, здоров и жизнерадостен – о первых двух состояниях вы можете  убедиться
по фотографиям, а про третье поверьте мне на слово – это точно.
Вчера ходил «зелёным» - кухонный наряд. Сутки мыл пол в варочном цеху и помогал раздавать пищу. Наелся сам до страшного состояния – больше так не буду.
Сегодня отчитывался  по строевой и физо.
Сдал всё по норме, правда, самой нижней, но не самый последний.
Сдал политическую и специальную подготовку.
Получил за это две пятёрки!
На политической мне было просто неловко смотреть, когда почти все не могут ориентироваться в карте и показать Бельгию.
Я был очень рад том, что мы с детства много занимались картой.
Так что у карты я был как дома.
Мой письменный ответ на вопрос
«В чём заключается руководящая роль КПСС?» очень понравился проверяющему, так как я всё написал чётко, разбив ответ на 6 пунктов».

@  «Скоро поедем на полевые учения.
Посылаю вам образец того, что мы учим.
«Аппаратура уплотнения стойки 1200 обеспечивает временное уплотнение при фазово-импульсной модуляции 23-го канала синхронизации и формирование многоканального сигнала, а также приём импульсов маркерного канала и их демодуляцию».

@  «Сидим и зубрим материалы близкие к физике и математике, к которым я не имею никакого отношения.
Но 3 «пятёрки» за 2 дня уже получил, вызубрив 3 темы.
Получил ещё одну пятёрку за проведение политинформации.
Поручение  провести её в роте получил в час ночи.
Перед сном прикинул, о чём буду говорить завтра утром, а на другой день приложил все свои умения, навыки и знания.
Говорил о визите в Москву президента Франции  Миттерана, о выступлении по ТВ члена французского правительства  Антуана Леруашьона. Его речь, как и его самого,  пришлось выдумать.
Вспомнил Шарля де Голля и его политику по отношению к СССР.
Затем рассказал о Намибии. Показал всё на карте. Вспомнил, что Зимбабве называлась раньше Южной Родезией.
Так как время у меня ещё оставалось, коснулся «Игр доброй воли» - их восприятие в международной прессе.
Чесал языком общие фразы, но бодро и уверенно.
Слушатели были ошарашены, хотя большинство из них студенты вузов.
Отчего-то вдруг захотелось побывать в Пятигорске, сходить к Провалу и Лермонтовской галерее».

@  «Ходил в суточный патруль по городу Полтаве. Патрулировали центральную улицу города. За сутки встретили всего человек семь военных.
Ходить по улице мне понравилось.
В воскресенье ездили на овощную базу. Поработали, но заодно до отвалу  наелись помидоров.
Если к этому добавить х\ф «Пропавший среди живых» в армейском клубе и «Идиот» по ТВ, то жить и служить можно.
Думая о послеармейской жизни, уже вспоминаю Москву и представляю себя в ней.
Как оказалось, я успел к ней привыкнуть.
Но дом всё равно – Магадан.
Составляю здесь список книг, которые хочу перечитать после армии первым делом.
Сюда уже вошли «Швейк» Гашека, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, и все, какие только возможны, сказки».

@  « Три дня мы были на полевых занятиях.
Полевые – это:
1) марш-бросок 12 километров за 2 часа с автоматом, противогазом и вещмешком;
2) развёртывание антенно-мачтового устройства на время (детали по 50, 100, и 150 кг.);
3) занятия по отражению удара массового поражения (надевать на время защитные комплекты, противогаз и бегать в них);
4) инженерная подготовка (рыть окоп для стрельбы лёжа);
5) 3 часа ночной работы на радиостанции;
6) марш-бросок в часть.
Марш-броски проходят для меня совершенно безвредно и не трудно. Сказывается постоянная привычка к пешей ходьбе.
За эти полевые занятия  я в числе 15 человек
( из 180) получил благодарность».

@  «Сегодня мне присвоили звание ефрейтора. В общем, это новые обязанности и никаких прав. Но в то же время жизнь станет разнообразнее. Да к тому же, ефрейторов, почти всех, отправляют служить за границу, так что мои шансы увеличились».

@  «Нашу учебку, в отношении дисциплины и борьбы с так называемыми «неуставными взаимоотношениями», можно считать образцовой. Здесь нет  не только избиений, но даже и драк.
Но постоять за себя, конечно, надо уметь.
Пример.
Есть у нас кавказец, прекрасно физически развитый, а  главное, очень смелый.
Поэтому он пристаёт практически ко всем.
Подошёл он и ко мне со своими приставаниями.
Я в ответ взял его за лацканы мундира и тряхнул. Думал, что после этого мне придётся защищать своё достоинство кулаками, но он, не сказав ни слова, отошёл от меня.
Больше он никогда ко мне не приставал, и у нас с ним сложились уважительные отношения.
Я здесь постоянно встаю на защиту слабых. Даже не смог бы об этом подумать два года назад, что буду на это способен.
Но всё чаще и чаще убеждаюсь в бесполезности этого, так как, если человек не может защитить себя сам, никто ему по-настоящему и надолго помочь не сможет».


@  «Сдал последний экзамен, и теперь терпеливо жду отправки в часть.
Уже точно знаю, что поеду за границу, но куда – в Польшу или ГДР, ещё не знаю
Аттестат мой в сумме отличный, так как по всем основным предметам у меня пятёрки.
Сейчас идёт обычный в таких случаях период, в котором много возгласов: «Ты обязательно пиши!».



@  «Начался основной этап моей службы.
Я прибыл в часть.
Часть эта находится в Польше, в городе Ловеч.
Поставили меня на должность командира отделения (7 человек).
А вот заместителем командира взвода, в котором мне теперь служить – отличник Вооружённых сил, сержант Виталий Бровкин.
Ну, кто бы мог себе это представить?!
Часть наша прекрасная. Здесь и не пахнет неуставными взаимоотношениями.
Поразила меня здесь столовая: кормят тут не только досыта, но и вкусно.
Но самое непривычное то, что здесь подают к столу не только ложки, но и вилки, ножи и чайные ложечки – совсем не по-армейски.
Постепенно осваиваюсь в части, привыкаю к её порядкам».



@  «Сегодня присвоили звание младшего сержанта. Так что теперь я законный командир отделения.
По вечерам ходим на прогулку. Прохождение с песней – поём «Малиновку».
Три раза в неделю смотрим кино.
Ездил с группой солдат и сержантов в польскую воинскую часть, чтобы поприсутствовать на процедуре принятия воинской присяги.
Посмотрели на поляков, их казармы, довольно благоустроенные, поговорили с солдатами. Потом был праздничный обед и обратная дорога домой».

 

@  « Вчера посмотрели «Гусарскую балладу».
Это такой фильм, который можно смотреть каждый год, как и «Иронию судьбы…» и другие фильмы Эльдара Рязанова. Пусть он наивный, но он оказывает поразительное очищение, особенно нужное в армии.
Из последних событий самое запоминающееся это участие в армейском самодеятельном спектакле.
Я принимал в нём участие в качестве ведущего. Сценарий был составлен молодым лейтенантом при живом творчестве масс.
Самодельные костюмы, минимальный реквизит, грим -  вот и всё наше оформление.
Зрителям, от солдат до командира части с супругой, спектакль понравился очень.
Я уже давно не испытывал такого творческого волнения  от репетиций и самого спектакля.
Это может быть лучшее, что пока было за время службы».

@  «Сегодня ездил на экскурсию в старый польский замок.
Великолепный, огромный лесопарк.
По двум сторонам тропинок сплошная зелёная стена из кустов и деревьев.
В самом замке очень эффектно.
Но особое впечатление на меня произвела библиотека. Громадное количество книг 17,18 и 19 веков – польские, французские, немецкие и др.
Среди них сочинения Адама Мицкевича, мемуары разных полководцев, сочинения Наполеонов 2-го и 3-го и т.п.
Ездил на уборку картошки в польское  хозяйство.
Там я попал в группу из 4-х человек, которую забрал на свой личный огород какой – то польский начальник, где мы и работали.
Там пообщались с его детьми.
Интересная деталь:
вначале мы не могли найти общего языка с польскими детьми. Между нами была как бы стена.
Но она тут же разрушилась, как только одному нашему кавказцу они порядком надоели, и он послал их по «матушке». Их удовольствию не было предела.
Они тут же стали нашими друзьями.
И если опять кто-нибудь посылал подальше маленького поляка, то они тут же отвечали тем же, и опять возникала атмосфера полного психологического комфорта».



@  «Сегодня сдал экзамен по специальности на Первый класс. Это как-то бодрит.
Люблю  получать ваши письма.
Они частенько удивляют меня какими-нибудь неожиданными материалами: то вырезка из «Литературной газеты» о прошедшем Пленуме Союза писателей, то интересные любительские фотографии, то вырезка о последнем романе Астафьева, то слайды с летними дачными видами, то открытка «Наполеон на Аркольском мосту» -- одно хлеще другого.
Спасибо за всё.
В одном из нарядов мне посчастливилось прочитать «Мастера и Маргариту» Булгакова.
Это удивительная книга. Она стоит особняком во всей нашей литературе и даёт рождение целому новому направлению.
Когда начинаешь осознавать, что она написана в 30-е годы, годы книг о революции, коллективизации и индустриализации, то просто поражаешься, как в те годы могла появиться такая полная раскованность, оторванность от стандартов и стереотипов.
Если говорить о литературе, как об искусстве, а не как идеологическом оружии, то из того, что мне пришлось прочитать из нашей прозы
20-30-х годов, могу выделить лишь «Мастера и Маргариту», «12 стульев» и «Золотого телёнка».

@  «Итак, я вернулся.
Я снова в Москве. Я снова студент. Снова в гуще событий.
Воинская служба отошла куда-то на очень дальний, задний план, и почти уже не тревожит меня своими воспоминаниями.
Предоставляю вам более-менее подробный отчёт о тех делах, которые я успел уже проделать в последнее время:
1) получил автомат по истории педагогики;
2) мне назначена стипендия имени Ушинского;
3) присутствовал на чествовании Татьяны Николаевны, произнёс приветственную речь, как представитель от Магаданского пединститута.
Она была довольна, не ожидала, что поздравлять её буду я;
4) на зимних студенческих каникулах был побывал в Ялте – море, кипарисы, кедры, оливковые деревья, замечательный воздух.
Съездил на экскурсию в Бахчисарай, был в Крымской обсерватории, посетил Успенский пещерный монастырь, походил по Никитскому ботаническому саду и пр. ;
5) написал тезисы к двум конференциям;
6) очень много и с большой охотой занимался приобретением различных книг».
++++++++++++++++++++++++++++++++


И так день за днём.
День за днём.
Жизнь продолжается!
Она бесконечна!
Она любопытна и интересна ровно настолько, насколько ТЫ её сделаешь такой.
Её внутреннюю основу я попытался изложить в настоящих воспоминаниях.

Вот я и подошёл к финалу своих воспоминаний.

К   о   н   е   ц!
Как звучно это слово!

Слово это действительно для меня ЗВУЧНО  и принесло мне  настоящую радость.
Но я ведь точно знаю, что это совсем не то слово, после которого  уже ничего   не бывает.
Да, это КОНЕЦ,
но только конец
Первой книге
«Прогулок в пещере памяти».

Теперь я вижу перед собой возможность продолжить воспоминания в виде других книг с названием
; «Семейная хроника»
(1965 – 1997 годы).
А за «Прогулками в пещерах памяти» и «Семейной хроникой»,
о нашей жизни уже на «материке»,в городе Рязани,расскажут  такие книги, как
; «Рязанский импульс»,
; «Жизнь в чувствах, мыслях и делах»,
; «Бегут года и дни бессменной чередой»,
; «Бытовые зарисовки».


 




 


Рецензии