Библиотека в моей жизни

 
  У каждого читателя есть свои личные воспоминания, связанные со словом «библиотека».               
 Я часто вспоминаю свою первую в жизни. Школьную. Как первоклассницей робко вошла в небольшую комнату, где вдоль стен возвышались книжные шкафы и полки, а в центре стояли столы. Тут тебе и библиотека, тут и читальный зал. За высоким  барьером  - строгая библиотекарь. Мария Тимофеевна. На всю жизнь запомнила это имя. Как трепетало моё сердечко, когда я приходила в этот мир литературы. Научившись читать задолго до школы,  мечтала познакомиться со всеми произведениями, прочитать их, посмотреть рисунки, увидеть портреты авторов.               

  В школьной библиотеке выдавали только по одной книге. Прочитывалось всё  мгновенно, и уже на следующий день я с волнением переступала порог заветной комнаты. Поднимаясь на цыпочки, заглядывала через барьер на верхние полки, чтобы хоть взглядом охватить те книги, которые предстояло прочесть.  Мария Тимофеевна строго спрашивала, как я так быстро  успела «проглотить» такой большой рассказ или повесть, заводила речь о героях, о событиях. А маленькая школьница, не поднимая глаз, отвечала на вопросы… 
 
  Районная библиотека, куда я пришла, будучи ученицей второго класса, показалась мне, по сравнению со школьной, книжным раем. Светлая комната, вдоль стен большие стеллажи, куда допускались только ученики старших классов,  тут же несколько столов, где всегда сидели ребята с книгами, журналами, энциклопедиями.  Как хотелось порыться на полках, самой выбрать книгу, как я завидовала  тогда старшеклассникам. Правда, немного позднее добрая Вероника Васильевна мне это позволила. Я стояла у стеллажей, брала в руки одну книгу за другой, с замиранием сердца листала, рассматривала рисунки, успевая при этом чуть-чуть ухватить и содержание.               

  Вспоминаются очереди. Вполголоса мы рассказывали друг другу интересные эпизоды из только что прочитанной книги, делились мнением, советовали, что почитать. Нам тогда было неважно, как оснащена библиотека, есть ли там какие-то технические средства. Для нас было главным получить в руки книгу и читать, наслаждаясь  литературным словом, читать, забывая обо всём на свете.               

  Это ведь оттуда, из тех далёких школьных лет помню  Гулю Королёву; вспоминаю, как плакала, читая о подвигах молодогвардейцев  и  Александра Матросова, Зои Космодемьянской и Володи Дубинина.  С трепетом открывала книги Валентины Осеевой, которая написала  дилогию о Динке. Переживала за судьбу  Тани Сабанеевой  из книги «Дикая собака динго или повесть о первой любви», смеялась над героями рассказов  Носова,  Голявкина, Драгунского. Настольной книгой долгое время была повесть  Аркадия Гайдара  «Тимур и его команда».

  А как я радовалась, когда  в руки попадало новое издание, ещё пахнущее типографской краской. Какие красивые рисунки, иллюстрации!  И пусть они не были такими яркими и красочными, как в современных книгах, для меня было счастье держать новинку в руках.
 
  Когда не хватало библиотечных книг, тайком брала у отца. Он читал много и увлечённо. Только книги его были серьёзными: исторические повести и романы,  произведения русских и зарубежных классиков.  Поздним вечером, когда отец засыпал, я брала его книгу и читала под одеялом с фонариком в руке. Книжное детство..               

  Позднее были и институтская библиотека, и Республиканская имени Ленина, и сельская, и небольшая деревенская. И у каждой были свои  особенности, своя специфика.  В институтскую ходили только за учебниками, в Республиканскую – за редкой книгой, чтобы написать курсовую или реферат, а в сельской библиотеке можно было от души насладиться общением с любым автором, с любым его произведением.               

  И сейчас, как и прежде, приходя в библиотеку, я подхожу к книгам и…  теряю счёт времени.  Как много нового открывают они читателю. С помощью этих добрых волшебников мы попадаем в мир добра или зла, мир фантазий, тайн и открытий. Хорошая книга учит многому, это пища для ума и души.               

  Помню, как однажды, находясь в отпуске, за месяц перечитала всего Драйзера. Двенадцатитомное собрание произведений. Библиотекарь удивлялась тогда, что интересного я нашла в этом писателе.               
Благодаря библиотеке, по-новому открыла для себя Ивана Бунина.  Внучка-студентка писала реферат о его творчестве, а я в качестве консультанта ей помогала. Перечитала всё, что имелось в библиотеке,  и пожалела, что не сделала этого раньше.               
 
  Не раз читала и перечитывала книги В.Распутина и В. Астафьева, Е.Пермитина, В.Белова...  Благодаря библиотеке знакомилась с новинками отечественной и зарубежной литературы.  В этом большую помощь оказывали литературно-художественные журналы.   

  Какая книга является главной в моей жизни?  Мне ответить трудно, потому что каждая из них оставила какой-то след, чему-то научила, заставила задуматься. Нет одной-единственной любимой, но есть такие, к которым время от времени хочется возвращаться. Это произведения  русских классиков и некоторых современных авторов:  Г.Маркова и А.Иванова, В.Солоухина и А.Дементьева,  Э.Асадова и Н. Доризо...               

  Книги, книги.. Для меня они навсегда останутся хорошими друзьями, которые приходили мне на помощь в самые трудные минуты жизни. И хотя современные изобретения  стремятся их заменить, мы все равно открываем старую, немного потрепанную, но такую любимую нами книгу.  Открываем, чтобы вновь пройти путь главного героя, испытать то, что довелось испытать ему, чтобы  пережить те чувства и  те эмоции, которые при первом знакомстве заставили нас всплакнуть или улыбнуться, вызвали ярость или подарили понимание чего-то очень важного.
Я уверена, что в наш  развитый век Интернета ничто не может заменить хорошую книгу.

На снимке: наши карамзинские чтения.


Рецензии
Замечательная ода книгам, Валентина. Не случайно у меня мама говорила - "Книга - лучший подарок", а Цицерон - "Дом без книг подобен телу без души!!!"

С теплом, ВВЧ.

Полковник Чечель   15.03.2024 16:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий. До сих пор не могу прожить и дня, чтобы не прочесть хотя бы несколько строк, небольшой рассказ или аннотацию к новой книге.
Сейчас полюбились книги из серии "Сибириада".
А повести Владимира Топилина стали моими настольными книгами. Стоят на видном месте.
Прекрасный современный писатель. Жаль, книги его издаются малыми тиражами.
Всего доброго Вам.
Загляну на огонёк, познакомлюсь с Вашими работами.

Валентина Колбина   15.03.2024 19:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.