1979 ГОД

1979 год
К последнему году этого  десятилетия  мы с Людмилой подошли, имея немало хороших и верных друзей.
В доме у нас почти ежедневно кто-то бывал.
Кипела работа по созданию нашего альманаха.
Стучала пишущая машинка.
За столом трудились доморощенные художники.
Дети и взрослые работали в одном направлении: создавались сказки, готовились спектакли, сочинялись и записывались на магнитофон монологи о великих писателях для ежемесячных заседаний «Ростка».
Параллельно с этим жил своей жизнью наш домашний «Клуб любителей искусства и музыки» (КЛИМ).
И всё это на фоне обязательной для каждого ребёнка учёбы в школе, а для каждого взрослого -  работы по специальности.
Дети успевали и в школу на уроки сходить, и дома уроки приготовить, а взрослые выполнить каждый свою ежедневную производственную и домашнюю  нагрузку.
Вторая половина дня и вечер всегда были перегружены делами.
Всё кипело!
Одни уходили от нас, другие приходили.
Разговоры, споры, шутки, смех!
И всегда рядом с нами -
наши дети и наши верные друзья!

Всё ближе и теснее становились наши отношения с семьёй Соколянских: с Верой Ивановной, Сашей и Наташей.
Саша на наших глазах очень быстро преображался внешне: из скромного и застенчивого школьника в привлекательного молодого человека.
Стройная, высокая  подтянутая фигура. Точёные, волевые черты лица чисто американского типа.
Острый, внимательный взгляд умных глаз.
Широкая, приветливая улыбка.
Вежлив, слушает собеседника не перебивая.
Знаний своих не выпячивает, но взгляды свои отстаивает с твёрдостью, опираясь всегда на многочисленные убедительные факты.
Где  ни появляется, сразу обращает на себя внимание как внешним видом, так и своими манерами держаться в обществе: такими, как спокойствие, уверенность и собственное достоинство.
Речь неспешная, чёткая.
Одевается просто, но со вкусом.
По натуре не «физик», а «лирик». Интеллектуал гуманитарий.
Все вопросы лингвистического цикла Саша схватывал на лету.
Много и с увлечением работал в этой области.
Впоследствии защитил кандидатскую диссертацию – стал доцентом.
Затем последовала защита докторской диссертации и получение профессорского звания.
Таким стал  наш Саша – главный редактор «Ростка»,
от Лили Путова до ВЕЛИ КАНОВА!

Говоря о Саше, нужно тут же сказать и о его жене Наташе (Лебедевой).
Это уникальная семейная пара.
Хотя бы потому, что они (Наташа и Саша) обратили друг на друга внимание, ещё будучи школьниками. Наташа первая позвонила Саше по какому-то незначительному поводу, и они  вначале долго периодически перезванивались, а потом стали встречаться.
Пришла юность, возникла взаимная любовь, а затем крепкая семья, которой
5 августа 2013 года исполняется 35 лет.
Наташа (как и Саша) окончила Магаданский пединститут. Училась в нём на одни пятёрки.
Стала филологом- лингвистом.
Работает в этом же пединституте на кафедре русского языка, которым уже 25 лет руководит Саша.
Кандидат филологических наук, доцент.
С раннего возраста - типичная тургеневская девушка.
Честная до прямолинейности.
Скромная до перехода в замкнутость. Аккуратная во всём и везде.
Трогательная в своём доверии к тем, кто ей по душе.
В высшей степени  эмоциональная и чувствительная до слёз.
С возрастом и годами - независимая и отважная, решительная и самостоятельная.
Преданная и верная жена.
Гостеприимная хозяйка.
Отличная мать и бабушка.
Умеет шить, вязать, вышивать и прекрасно готовить.
Прошло уже более 15-и лет, как мы покинули Магадан, но связь между нами  на электронном уровне продолжается до сих пор.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Это лето все мы провели в Магадане.
В отличие от Людмилы, которой пришлось всё  лето этого года  напряжённо работать (она  исполняла обязанности заведующей кафедрой русского языка вместо Алевтины Тимофеевны, которая в этом году ушла в длительный, пятимесячный отпуск  и уехала на материк), моя работа была во многом похожа на летний отдых.

Я был воспитателем в пионерском лагере городского типа, прямо при нашей 13-ой магаданской школе.
Такой вариант летнего отдыха детей, когда они приходили с утра в школу, весь день проводили на её базе, там же завтракали, обедали, полдничали, спали днём, а вечером шли по своим домам, в народе назывался «Площадка».


( Диалог:  --- Где отдыхал летом?
--- На площадке).

Работа эта была мне хорошо знакома. Преподавательский коллектив   весь свой – учителя  нашей же школы.

Лагерь занимал четыре классные комнаты в одной из рекреаций первого этажа. Имел в своём распоряжении школьный спортивный зал с необходимым инвентарём, а на втором этаже нас обслуживала школьная столовая.
Лето этого года радовало всех обилием тёплых, солнечных дней.
Для выезда за город лагерю выделяли просторный автобус.
Из этой нашей лагерной жизни хорошо запомнился один из таких выездов за пределы города на 20-й километр Колымской трассы.
Место для детского отдыха там было прекрасное.
В стороне от трассы протекал чистый ручей с прохладной ключевой водой, а вокруг него раскинулся шикарный зелёный оазис с густыми и высокими кустами -  большая поляна с  сочной травой; было место для костра и приличный  холмик из чистого и сухого песка.
На коротком совещании я предложил разделить всех детей  на две группы:
старшие мальчики (5 и 6 классы) поступают в моё распоряжение, и мы с ними штурмуем сопку, у подножья которой расположился наш бивуак.
Все остальные остаются на выбранном месте, где играют в подвижные игры с мячами, а в перерывах копаются  в песке на вершине песчаного холмика.
Две дежурные воспитательницы разогревают  на костре бачки с обедом и чаем.
Получив на это согласие всех воспитателей, я свистком быстренько собрал свою старшую группу, и мы двинулись к подножию сопки.
Она выделялась среди всех сопок своей вершиной.
Если другие  имели плоские вершины, то наша сопка резко отличалась от них своей остроконечной голой базальтовой вершиной, которая походила на разрушенную старую крепость и издали напоминала не просто вершину, а пик.

Вот эта вершина, этот пик и стал предметом оживлённого разговора среди ребят нашей группы.
Все горели желанием взойти на самую вершину сопки и даже подняться на её пик. Отсюда, от подножья сопки, эта задача казалось простой и каждому  доступной.
Однако уже через несколько сот метров все почувствовали, что идти становится трудней: трава на пути стояла вдвое выше и гуще, а ноги пружинили на мягких и мокрых кочках.
Движение замедлилось.
Кто-то произнёс слово: «Болото!»
Ему ответили:
«Оно небольшое. Вон уже до подъёма рукой подать. Там воды не будет».
Подобрались к основанию сопки. Постояли, ожидая отставших. Отдышались.
Начали подъём.
Солнце обдавало жаром!
И… комарьё…комарьё!
Антикомарин, которым все ещё в лагере обмазали свои открытые места, испарился и почти прекратил своё действие.
У каждого в руках сорванная веточка -единственная защита от комаров.
Молча лезем вверх через густые кустарниковые заросли.
Подъём всё круче и круче.
Неожиданно подъём кончился, и мы увидели перед собой глубокую впадину с  высокой   травой, густо усеянную валежником. Это были отжившие северные карликовые деревца и кустарник.  Они загораживали  путь, утяжеляя продвижение вперёд.
Обойти стороной этот «мёртвый овраг»- значит, потерять время и силы. Тем более что ни справа, ни слева конца ему не видно. Дать команду к возвращению в лагерь – даже в голову не приходит.
Постояли на вершине оврага, немного обсохли от пота и стали спускаться вниз. Валежник на каждом шагу создаёт серьёзные препятствия. Некоторые высохшие ветки лежат на траве так высоко, что их не перешагнуть – приходится через них перелазить. Овраг широкий, продвижение медленное, а впереди опять крутой подъём из оврага, усыпанный валежником.
Пожалуй, это был для нас самый трудный участок пути, который забрал у всех очень много сил.
Радовало то, что никто из ребят не скис, не пискнул, не пожаловался, не повернул назад.  Среди них  раздавались слова: «Вперёд! Ещё немного! Не отставать! Отдыхать будем на вершине!»
Когда преодолели овраг, то кому-то посчастливилось увидеть узкую пешеходную тропку, и на лицах появились улыбки:
«Всё! Теперь дойдём по ней до пика! Кто первый?!»

И действительно, дальше всё пошло превосходно.
Двинулись вверх по тропинке гуськом.
По бокам, вместо высокой и густой травы, каменистая почва, валежника нет, но  стали то справа, то слева попадаться большие площади нерастаявшего  во впадинах снега.
Возле снега останавливались, брали его в руки, растирали снег по разгорячённым лицам.
Смеялись, шутили и шли дальше на подъём.
Подъём становился всё круче, и взбираться выше приходилось, согнувшись пополам.
Когда подошли к самому пику, то отряд наш несколько растянулся: одни (меньшинство) ушли вперёд, другие (большинство) приотстали.
Пик сопки представлял собой пирамидальную скалу на самой её вершине.

Первым на самый кончик пика взошёл Лёша Смирнов - спортсмен и весельчак.

Остальным можно было бы и не  подниматься на самый пик.
Но не тут - то было!
Каждый считал своим долгом лично  взойти на пик.
На самой вершине побывали все.

Все видели оттуда до самого далёкого горизонта  сказочную картину колымской земли,  густо уставленную сопками, – зелёную и солнечную.

А мне было радостно оттого, что такое земное чудо человек видит в своей жизни не часто, может быть, только один раз, и это наверняка  запомнится ему на всю его жизнь.
Спуск прошёл гладко.
Тот страшный овраг мы обошли стороной.
Явились в лагерь к остывшим бачкам с обедом, но ели с шутками и смехом, делясь друг с другом свежими, чудными впечатлениями.
--- Давайте дадим название этой сопке! Ведь она так не похожа на все другие сопки своей вершиной!
--- Сопка «Красивая»!
--- Лучше «Любимая»!
--- Пик Доблести!
--- Правильно! Правильно! Пик Доблести! Пик Доблести!
--- Как? Остановимся на этом названии?
--- А здорово! Пик Доблести! Давайте, так и будем теперь её называть!

PS.
По воспоминаниям Жени, с нами в этом походе была одна девочка:

«Лёша Смирнов шёл первым, а за ним Наташа  Егоршина. И вот он взял её за руку и вместе с ней прошёл последний участок до самой вершины. То есть первым был он, но так благородно повёл себя».

Конечно, такой факт может запомниться ребёнку на всю жизнь!
 

Женя сразу, по горячим следам, написал стихотворение «Пик Доблести»

ПИК      ДОБЛЕСТИ.

За Магаданом – благодать:
Ручьи, луга, лески!
Но, если правду вам сказать,
Завянешь от тоски,
Коль будешь просто загорать,
Уткнувши в землю нос…
И можно ль отдыхом назвать
Лежанье? – Вот вопрос!
Отряд наш дружный, боевой,
Скучать не любят тут.
А лагерь, хоть и городской,
«Романтиком» зовут.
Романтик – значит, « не пищи»,
Нельзя сидеть и тлеть.
Такое дело отыщи,
Чтоб пламенем гореть!
И вот в походе как-то раз
Объявлен был «аврал»:
Позвал к себе вожатый нас,
- Взгляните-ка! – сказал.
- Ого, какая красота! –
Неслось наперебой:
Венчалась сопки высота
Короной золотой.
- Ну, как, друзья, коль порох есть,
Осилим высоту?
Сумеем сопку одолеть,
Осуществить мечту?
- Какой ещё тут разговор?
Вперёд! На штурм! Ура!
Веселье, шум, в глазах задор!
Свисток! – и в путь пора.
Идёт разведка впереди,
Из наших удальцов.
- Братва, во все глаза гляди! -
Командует Смирнов.
По неизведанным местам
Бредём, сквозь стланик продираясь,
Нас хлещут ветки по щекам,
Щекочет солнце, раскаляясь.
Проходит час, проходят два –
Мы всё ещё в пути!
Уж ноги тащатся едва…
Звереют комары.
Споткнёмся - падаем, встаём…
Спина давно в поту.
Вот спуск крутой, а вот подъём –
Совсем невмоготу!
Болотца топкие, ручьи…
И каменный обвал…
- Держись, мои богатыри!
Последний перевал!-
Раздался голос вожака.
И снова шум и смех:
- Ух, как дорога нелегка!
- Смотри, ребята, снег!
Смирнов Алёшка – весельчак,
Певец, танцор, шутник!
И он же первым среди нас
Короны той достиг!
Глядим – за ним один, другой
Сопит, а не сдаётся,
И кто совсем уж занемог,
И тот наверх плетётся!
Все  дело сделали своё:
Упорством сопку взяли!
И пиком ДОБЛЕСТИ её
Мы с гордостью назвали!

Это стихотворение было помещено в журнале «Росток», который очень быстро перерос в альманах и лингвистический клуб.
Его  курировала кафедра русского языка Магаданского пединститута.

В наших архивах сохранился
план заседаний литературно-художественного клуба «Росток»
на 1979-80 учебный год, за подписью заведующей кафедрой А.П. Лавриненко.

1. «И с каждой осенью я расцветаю вновь» - «Слово о магаданских поэтах» (сентябрь 1979 года- школа №1).

2. Лингвистический КВН (октябрь 1979 года- школа №1).

3. «Да, были люди в наше время» - «Слово о М.Ю. Лермонтове» (октябрь 1979 года-пединститут).

4. «Пусть смех поправляет нравы» - «Слово о И.А. Крылове» (ноябрь 1979 года- школа №13).

5. «Я лиру посвятил народу своему»- «Слово о Н.А. Некрасове» (декабрь 1979 года- школа №1).

6. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»- «Слово о А.С. Пушкине» (январь 1980 года- школа №1).

7. «В детстве у меня не было детства» - «Слово о А.П. Чехове» (февраль 1980 года – школа №13).

8. «Что за прелесть эти сказки!» - «Слово о П.П. Бажове»(март 1980 год – школа№13).

9. «Ленин и теперь живее всех живых!» - «О В.И. Ленине» (апрель 1980 года – пединститут).

10. «Вот и стали мы на год взрослее» - подведение итогов (май 1980 года – школа №1).

Заведующая кафедрой русского языка…(подпись)     А.Т. Лавриненко.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»


Все пункты этого плана были в точности выполнены.

Первое заседание «Ростка» было посвящено творчеству магаданских поэтов -
поэту-фронтовику Петру Нефёдову и чукотской поэтессе Антонине Кымытваль.

Вот  одно из  стихотворений Петра Нефёдова - «Магаданская сторонка».

Над сиреневой сопкой восходит луна,
Прилетел лебедей караван.
Вместе с ними в наш край возвратилась весна,
Возвратилась весна в Магадан.

Магадан в ожерелье вечерних огней.
Тротуары – людская волна…
У него в этот вечер свидание с ней,
Неужели обманет она?

В парке легкий стремительный вальс зазвучал
И по городу к сопкам поплыл.
Паренек все ж дождался, которую ждал.
В вихре вальса ее закружил.

Город спит, только яркие звезды, луна
На влюбленные пары глядят.
В эти ночи влюбленным совсем не до сна:
Где весна – там любовь,
Где любовь – там не спят.

Это стихотворение знаменитый певец и композитор Вадим Козин сделал песней, которую сам же и исполнял.
Песня эта навсегда вошла в цикл песен о Магадане.

А Антонина Кымытваль была представлена детям стихотворением «Разговор с тундрой».

Может быть, меня ты не признаешь
И смотреть не станешь на меня,
Не поверишь мне, что ты одна лишь-
мать моя, сестра, моя родня.

Вдруг во мне  меня и не найдешь ты,
На одежду взглянув невзначай?
Ты меня встречай не по одежке,
По душе, пожалуйста, встречай.

Я натосковалась, наревелась.
Мне с тобой разлука - острый нож,
Посмотри в глаза мне:
слово "верность",
только это слово и прочтешь.


В заключение первого заседания клуба был проведён «Конкурс на лучшее авторское стихотворение» членов «Ростка».

Женя представил на конкурс своё стихотворение «Пик Доблести».

Прочитали свои стихи и многие члены «Ростка».

Помещаю некоторые из них…

Ирина Ткачёва.

Снег покрывалом лежит на земле,
Искры вокруг рассыпая.
Солнышко в комнату светит мне,
В стёклах лучами играя.

В парке деревья стоят в серебре,
Ветки под снегом укрылись.
Весело с горки катается мне –
Щёки в сугробе умылись…


Маша Кузнецова.

На каникулах у бабушки.

Каникулы! Каникулы! Весёлая пора!
Поехала я к бабушке под Новый год, ура!
Ракеты ввысь взлетели, рассыпались они.
Мы им вослед пускали бенгальские огни.
А через полнедели к нам ветер прилетел.
И хоть теплом дохнуло, он буйны песни пел.
Носился над землёю и выл в трубе, как кот.
Салютом искры сыпал у самых у ворот.


Пора уже учиться, но не уехать мне:
Засыпана дорога, и всё стоит во сне.
Закрыты перевалы, и разлилась река,
Лететь на самолёте решила я тогда.

Нелётная погода стояла здесь два дня.
Но всё же мы взлетели. Вперёд! Давно пора!
Внизу мелькали сопки, и море позади…
А вот и Магадан наш! Ученье впереди!


Ира Круглова.

Птица.

Грозно качались сосны,
Ветер шумел сердито.
Солнечным утром ранним
Выстрелом птица сбита.

Перья гоняет ветер,
Эхо гремит раскатом.
Меньше на белом свете
Стало одним пернатым.

Это убили песню.
Гадок убийца жалкий.
Даже не воспитали
Жалость в нём из-под палки.



Марина Ключко.
Зима.

В лесу пушистым снегом
Укутана земля.
И очень быстрым бегом
Бегу на лыжах я.

Бегу, чтоб насмотреться
На лес прекрасный мой
И подкормить зверюшек
Суровою зимой.

И птичек не забуду:
Им хлеба принесу.
А воробьям рассыплю
Я просо на снегу.

Татьяна Иванова.
Весна (Перевод с немецкого).

 

Что шумит, журчит, струится?
Что на солнышке сверкает?
Что мерцает ясно- ясно?
И ручей мне отвечает:
---Всё в природе пробудилось,
Всё так чудно и прекрасно!

Что распускается? Что зарождается?
Нежно что благоухает?
Что такая весёлая зелень
В поле шепчет, с ветром играя?

И в ответ мне шумит листва:
---Это весна, весна, весна!

Дмитрий Хорин прочитал два своих стихотворения.

Собачья «серенада».

Во время ночное
Под окнами
В стаю
Бегут все собаки,
А чьи –
Вот не знаю.
Звенит «серенада»-
Ночной барабан.
У нас
Опускаются руки:
Ни спать,
Ни читать
Не приходится нам
Под эти
Гнетущие звуки.

Собак не разгонишь.
Ничем
Не уймёшь
Часов до двенадцати
Ночи.
А смолкнут –
Не радость!-
Сегодня уснёшь,
А завтра
Всё то ж,
Между прочим!

«Яркое» воспоминание моего детства.

Однажды за городом
 Дело такое
Со мной приключилось…
Зачем вспоминать?
Но всё ж расскажу я.
Как это случилось:
Меня попросили –
Решил написать.

На лиственницу я
На сухую залез.
Она затрещала.
Мне крикнули: «Слезь!»
Но будто не слышу я там ничего.
Любуюсь я сверху
На море…
А дерево снизу
Трещит…
И вдруг хрясь! –
Исчезло растенья терпенье.
И я полетел в ручеёчек  весенний.
Удар по спине мне –
И вспышка в глазах!
В ушах оглушительный
Треск –тарарах!
Сижу я в ручье,
В «потопительном» горе.
И очень обижен
На древо такое…

Голосование проходило среди ребят тайное – всем раздали листочки, на которых каждый из них  указал автора того  стихотворения, которое ему больше всего понравилось.

По результату такого голосования были выявлены лучшие поэты «Ростка».
Первое место досталось нашему Жене.
Чуть меньше голосов набрал Дима Хорин.
Кому досталось третье место, мы уже не помним.


В этом же году Саша написал статью «Ещё раз об ответственности».

«Наш «Росток» теперь знаменит: о нём знает вся школа, магаданское радио посвятило ему одну из своих передач. Теперь на нас ложится ещё большая ответственность: от нашего «Ростка» теперь ждут ни чего - нибудь,
а произведений, достойных тех, что помещены в первом номере нашего альманаха. И обидно становится за наш «Росток», когда к нам в редакцию попадают «творения», списанные со старых журналов и редких изданий. Известно, что за свою жизнь человек в состоянии прочитать только тридцать тысяч книг, и поэтому даже самый опытный редактор часто не может определить: сам ли автор создал произведение, или «содрал» его, надеясь протиснуться «в узкие двери славы». Сейчас я не буду называть имена тех, кто уже пойман с поличным, но их судьба не так уж и страшна: просто поданные ими «творения» не увидят страниц «Ростка». Хуже тем, чьи «опусы» проскочат через редакторский заслон: их ждёт поистине незавидная судьба. Редактор может пропустить списанное произведение, но его никогда не пропустит всевидящий читатель, который назовёт ПЛАГИАТОРА (человека, который списывает у других и выдаёт это за своё) тем именем, какого он заслуживает: ВОРОМ.
Да, вором!
Потому что человек, укравший строку, заслуживает не меньшего, а большего презрения, чем человек, укравший кошелёк.
Поэтому помни, что, совершивши свою первую кражу, ты можешь совершить и вторую!
Конечно, плагиат – только эпизодическое явление в жизни нашего «Ростка», но явление тревожное, страшное, которое (если вовремя не остановить его) может погубить весь наш альманах.
Поэтому сегодняшняя наша статья и посвящена борьбе с этим отвратительным сорняком.
Ребята! Будьте бдительны! В наших рядах орудует враг! Все на борьбу с ним!

Главный редактор «Ростка» -
Вили Путов»



А Женя тут же  сочинил стихотворение «Плагиатор».


Строчки взял у Маршака,
Переделал их слегка:

Рвать цветы не так уж просто,
Коль высокого ты роста.

Заглянул потом к Барто-
Получилось кое-что:

Го-го-го! –гогочет гусь,-
Жду гусыню не дождусь.
Мы в сарае побывали,
До утра там гоготали.
Поплыву теперь к пруду,
Может, там её найду.

Перекинулся к Гайдару,
С ним творить решил на пару:

Мы не шайка атаманов
И не шайка удальцов.
Мы весёлая команда
Пионеров-молодцов!

Перешёл он к Михалкову –
Тоже вышло всё толково:
Нам поставили недавно телефон.
Рано утром зазвонил сегодня он.
Подбегаю, беру трубку с рычажка,
Слышу звуки непрерывного гудка.
Кто-то, видимо, над нами подшутил:
Специально рано утром разбудил!

Так что можно без труда стихи творить,
Да притом ещё поэтом слыть!
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Осенью Саша Соколянский вышел в школу №1 на педагогическую практику.
Кроме уроков, ему надо было провести обязательное внеклассное мероприятие.
Он выбрал КВН между членами  «Ростка» - учениками шестых классов.

КВН посвящался русскому языку.
С этой целью ученики выпустили красочную стенгазету «КРЯ--- КРЯ» (Красивый русский язык --- Коварный русский язык).
В центральной части первого раздела были помещены стихотворения  шестиклассников  о русском языке, и среди них - Женино стихотворение «Родной язык».

Три тысячи на свете языков.
Нет среди них ненужных, бесполезных.
И всё – таки лишь только часть всего,
Всем миром признанных, особенно известных.

Один из них – великий наш язык.
И создан был великим он народом.
В пятнадцати республиках звучит
Как символ дружбы, братства и свободы!

В его словах – всех языков родство.
В его словах победа революций.
Звучат они как правды торжество,
Звучат они и в сердце остаются!

Родной язык мы бережём и любим:
Для нас нет ближе и дороже слов.
Всю жизнь свою гордиться им мы будем,
Как лучшим из известных языков!

Участники  КВН обратились к ЖЮРИ с приветствием на всем известный мотив «Давным- давно!»

Мы очень любим состязаться,
Уменье это от природы нам дано.
И мы привыкли не сдаваться
Давным – давно, давным – давно,
давным – давно!
У нас соперник очень ловкий:
И проведёт, и обыграет нас умно.
Хитры мы тоже на уловки
Давным – давно, давным – давно,
давным – давно!
Совсем не надо вам бояться,
Что будто вас мы обыгрпем всё равно.
Ведь мы привыкли честно драться
Давным – давно, давным – давно,
давным – давно!
Всегда на нашем КВН-е
В ходу оружие бывает лишь одно:
Шутливый юмор и веселье
Давным – давно, давным – давно,
давным – давно!

Сегодня бой затеян жаркий,
Такой ты, друг наш, не увидишь и в кино.
Мы приготовили подарки
Себе, соперникам, жюри давным – давно!

Саша сочинил к КВН одноактную остроумную пьеску «ПИСЬМО К БАБУШКЕ», которая была инсценирована учениками.

Действующие лица.
1.Царь Глагол.
2. Царица Существительное.
3. Первый Советник - Прилагательное.
4. Фрейлина Наречие.
5. Фрейлина Местоимение.
6. Придворный звездочёт - Числительное.
7. Фрейлина Частица «НЕ».
8. Придворный дипломат - Союз.
9. Второй советник - Предлог.
10.Придворный шут - Междометие.

Прилагательное:- Все, все сюда! Срочное задание! Скорее, скорее! Все Части Речи сюда! Ответственное задание: Петя Красильников приехал из пионерского лагеря и сел писать письмо бабушке. Все мы должны будем потрудиться, помогая ему!

/ Выходит царь Глагол, за ним Предлог, Частица, Союз. Отдельной группой появляются вместе с царицей Существительным остальные Части Речи./

Прилагательное. Кажется, все собрались. Проведём перекличку.
Предлог. (Начинает перекличку): Царь Глагол!
Глагол. Прошу любить и жаловать!
Предлог. Царица Существительное!
Существительное. Надо было добавить: Её Величество, Высочество или Её Светлость!
Предлог. Первый советник Прилагательное!
Прилагательное. Готов!
Предлог. Первая советница царицы Местоимение!
Местоимение. Я!
Предлог. Фрейлина Наречие!
Наречие. Здесь!
Предлог. Придворный звездочёт Числительное!
Числительное. И почему меня назвали шестым, а не первым?
Предлог .Фрейлина Частица «НЕ»!
Частица «НЕ» (Капризно): НЕ ЗДЕСЬ!
Предлог. Придворный дипломат СОЮЗ!
Союз. Не только, но и…
Предлог. Второй советник Предлог! (показывает на себя). На месте! Рядом с…(показывает на Существительное).
Предлог. Придворный шут Междометие!
Междометие. Ага!

(Предлог отдаёт список присутствующих Прилагательному.)

Прилагательное. Все Части Речи в сборе, царь Глагол! Можно начинать писать письмо.
Глагол.Начнём, пожалуй, с меня. «Здравствуй…»(Первому Советнику): Продолжай!
Прилагательное. Дорогая…
Глагол. Царица, подхватывай!
Существительное. Невежество! Глупости! Когда прекратится власть Глагола, что ни пишется, начинается с него?! Я тоже хочу быть первой!
Местоимение. Да и зачем вообще этот Глагол?
Существительное. Что он обозначает?
Местоимение. А неизвестно!
Существительное. Кто видел все эти «бежать, идти, летать?»
Местоимение. Как они выглядят?
Существительное. Вот если я обозначаю «стол», то каждый может подойти и потрогать его. А кто может потрогать «бежать»?
Местоимение. Никто!.
Существительное. Части Речи! Вас обманули! Вами правит самозванец!
Наречие и Местоимение. Долой его!
Существительное. Мы и без этого пустобрёха напишем письмо.
Местоимение. Вяжи проходимца!

(Все бросаются на Глагола и связывают его. Существительное занимает его место.)

Существительное. Теперь без этого (кивает в сторону Глагола) и дышать легче стало. Начнём письмо с меня, с Существительного то есть.  Сразу с обращения:  «Бабушка…». А дальше можно и тебе (показывает на Первого советника).
Прилагательное. Дорогая…
Существительное. Продолжай, как там у тебя в проекте, а я буду поправлять.
Прилагательное. Значит, так. «Бабушка дорогая! Пишет тебе твой внук Петя.
Существительное. (Возмущённо). Что это за отвратительное «ПИШЕТ»?! Бабушка что ли сама не знает, что внук Петя пишет: если прислал письмо, значит, пишет! Лучше будет так, записывай: «Это твой внук Петя» Как у тебя дальше?
Прилагательное. «Летом я… (запинается, а потом быстро прочитывает, вжимая голову в плечи) отдыхал в пионерском лагере и вернулся только вчера.
Существительное. Что это за «ОТДЫХАЛ» и что за «ВЕРНУЛСЯ»?! Я же сказала: никаких глаголов! Запомни! Задумывается.) БЫЛ…-НЕТ, НАХОДИЛСЯ…-НЕТ!
(В сомнении).
Пиши: «Летом я - в пионерском лагере, дома – вчера.»

(Среди Частей Речи поднимается ропот.)

Глагол. Видите, видите, она не может обойтись без меня! Самозванка! Хватайте её!
Союз. Правильно! Освободим Глагола!

(Освобождают Глагола. Связывают Существительное.)

Глагол. И эту свяжите. (Показывает на Местоимение): она у неё главная подпевала!
Местоимение. Пощади меня, царь Глагол! (Падает на колени) Я тебе пригожусь: я ведь Местоимение, то есть  могу заменить тебе имя Существительное!
Глагол. ГМ… А кто за тебя поручится, что ты сможешь заменить существительное?

(Местоимение умоляющим взором обводит Части Речи).

Прилагательное. Я, о Великий царь!
Глагол. Ну, хорошо! Вы вдвоём будете отвечать за то, чтобы ни одно Существительное не попало в письмо. Начинайте читать, как там у вас…
Прилагательное. Здравствуй, дорогая…(запинается).
Местоимение. (подхватывает): моя…
Глагол. ГМ… Дорогая моя. Ладно, пойдёт! Поехали дальше:  «Пишет».
Местоимение. «Тебе твой…» (смотрит на Прилагательное).
Глагол (Хмурится). НУ?
Прилагательное.
Любимый, ненаглядный…послушный, красивый…хороший… прилежный… старательный… аккуратный…(запинается).
(Задремавший Глагол поднимает голову).
Прилагательное (быстро). Красный, синий, зелёный, голубой, оранжевый, серый, белый, чёрный…
Глагол (подскакивает).  Кто  белый? Кто серый?
Прилагательное. (Робко, заикаясь):
в-вн-у-у-к…П-п-е-т-я.
Глагол. Ах, ВНУК! Ах, ПЕТЯ! Обманщики! В темницу их!

(Части Речи связывают Прилагательное и Местоимение.)

Существительное. Царь Глагол! Освободи меня. Это Прилагательное с Местоимением оклеветали тебя в моих глазах. Вместе с тобой мы наверняка напишем письмо.
Глагол. Ладно, отпустите её, плутовку!

(Существительное возвращается на место).

Глагол. Итак, продолжим письмо. «Здравствуй, бабушка!» Пишет… внук Патя. Отдыхал в лагере и приехал только вчера.
Наречие. Кто отдыхал?
Глагол. Этот, как его, Петя…
Наречие. Тогда он пусть так и напишет: Я ОТДЫХАЛ… а то непонятно, о ком идёт речь.
Глагол. Но ведь Я – это Местоимение!
Наречие. Вот и хорошо! Зачем дело стало, отпусти Местоимение, а вместе с ней и Прилагательное. Вместе же работать легче!
Числительное. Правильно! Я тоже так считаю! И Прилагательное надо освободить, а то бабушка не поймёт, в каком же лагере отдыхал Петя…Они бывают не только пионерские…

(Освобождают Прилагательное и Местоимение. Продолжают писать письмо.)

Глагол. Читай письмо, Прилагательное!
Частица «НЕ». НЕ ЧИТАЙ!
Глагол. Вот ещё тоже выскочка! Привыкла противоречить! Вывести её за дверь! И без неё как-нибудь обойдёмся – не велика фигура!

(Предлог выводит за дверь частицу «НЕ»).

Прилагательное. (Читает). Здравствуй, дорогая моя бабушка! Пишет тебе твой внук Петя. Летом я отдыхал в пионерском лагере и возвратился только вчера. Ты, бабушка, можешь мною гордиться. Я помнил все твои советы: НЕ…(Прилагательное запнулось, вспомнив, что частицу «НЕ» вывели из частей речи) …Ой! Простите!.. Я помнил все твои советы: обижал маленьких, дразнил собак…
Наречие. Постойте, постойте! Что за странная у Пети бабушка: она даёт внуку такие советы, какие не может дать ни одна бабушка на свете!

Частица «НЕ». (Приоткрывает дверь, выглядывает и восклицает: Вот видите, и без меня вам не обойтись!)
Предлог. Конечно же, куда мы денемся без «НЕ»?
Числительное. И я так считаю: освободим частицу «НЕ», пусть помогает писать письмо!
Наречие. Правильно
Междометие. ОЙ, как хорошо!
Союз. Всегда были все вместе. Давайте и теперь соединяться!
Междометие. Ай, как здорово!
Глагол. Так и быть! Пусть всё будет по-прежнему! Действительно, не сможем мы жить друг без друга!
(Входит Частица «НЕ». Все Части Речи берутся за руки и поют на мотив популярной песенки «Тра-та-та»).

Мы, Части Речи, дружим,
Взгляните на строку:
Мы все надёжно служим
Родному языку.

Союз, Предлог, Частица,
Наречие – равны!
Нетрудно убедиться,
Что в речи все нужны!
Тому примеров много:
Ребята шли в кино.
А если без предлога?-
Получится смешно!
Поэтому смелее
В родной язык вникай!
Грамматику без лени
До мелочи познай!
Тебе он пригодится,
Учи его, учи!
Сметая все границы,
Везде давно звучит
Родной, любимый, русский,
Проверенный вполне,
Великий и могучий,
Такой знакомый мне!
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Третье заседание клуба «РОСТОК» было посвящено великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Оно проходило в здании 13-й школы, где я тогда работал.
Под девизом: «Пусть смех исправляет нравы!».
На этом заседании шестиклассники услышали имена не только  Крылова, но и баснописцев других времён из разных стран мира. Они прослушали подготовленное мною «Слово о басне», были зрителями инсценированной басни Крылова «Демьянова уха», роль Демьяна в которой с блеском исполнил наш Андрей, а Фоку - Дима Хорин. Угощала обедом Руслана Чубатюк.

На этом заседании прозвучали басни, написанные ребятами.

Женина басня.
Осёл и Мул.
Однажды Лев, собравшись на охоту,
К себе  Осла - горлана пригласил
И дал ему несложную работу,
Чтоб он бежал и всем в лесу гласил:
- Идёт наш Лев, наш царь зверей,
Все собирайтесь поскорей!

И как-то раз, шагая и крича,
Осёл наш друга Мула повстречал.
- Здорово, брат! – сказал тот Мул ему.
Но наш Осёл и глазом не моргнул.

- Что ж ты молчишь? Неужто не узнал?
Не я ль тебе в невзгодах помогал? –
С недоуменьем Мул спросил.
Осёл сквозь зубы процедил:

- Эге!  Да ты наглец!
Иль ты не видишь, наконец,
Что я не брат таким вот ишакам,
Как ты. Притом же мне Лев сам
Задание такое дал большое.
Оставь меня! И я теперь в покое
Уж поживу, не пачкаясь в помёте.
Ведь я не зря у Льва в почёте!


- Но почему же так? – не скрывши удивленья,
Ослу  ответил Мул. – Ведь всё же ты не Лев!
Да и в работе все твои горенья
От страха. Да! – и Мул добавил нараспев:
- И всё ж не лучше ты меня,
И ты не больше мул, чем я!

Порой и у людей бывает:
Как кто-то выше должность получает,
Так себялюбие ум сразу затмевает,
И о друзьях своих он тотчас забывает.

Три басни Андрея.

Волк – благодетель.

У недруга просить не сметь
Пощады, снисхожденья:
Уж лучше гордым умереть,
Чем смерть принять в презренье.

Осёл траву щипать пошёл
(в траве знал Ослик толк!).
Навстречу вдруг и хмур и зол
Бежит голодный волк.

Куда укрыться от беды?
Защиты где искать?
Осёл в терновник! – глядь, над ним
Раскрылась волчья пасть…

Дрожащий Ослик говорит:
- Не трогай, пан, меня:
Колючка острая торчит,
Из раны кровь маня.

О,  сжалься! Видишь: я худой,
Изодран весь, избит.
И небо – крыша надо мной,
И не всегда я сыт…

- Довольно! – крикнул серый зверь,-
Мне жаль тебя, о скот!
Избавлю я тебя, поверь,
От всех твоих невзгод.

Дохнула смерть из волчьей пасти –
Осёл разорван был на части!
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Пастух и Волк.

Волк с Пастухом беседу вёл:
- Не будь упрямым, как Осёл.
Ведь чтоб свои  стада сберечь,
От нас, волков, их устеречь,
То ты, браток, ночей не спишь,
То днём во все глаза глядишь…

Возьми меня ты в сторожа:
Овец я с детства обожал.
И знаю в них, безумцах, толк!
Родной мой братец – серый волк –
Не смеет к овцам подойти,
Стать вором на моём пути!
Овечки две всего лишь ты
Отдашь мне в месяц за труды.

- Ай, Волк, да как же ты хитёр,
Как у тебя язык остёр!
Тебе ли сторожить овец? –
Сказал ему Пастух-мудрец.-
Давно костыль, сдаётся мне,
Не прыгал по твоей спине!
@   @   @
Встречали ль Волка  вы такого?
Спасибо скажем старику:
Не как у дедушки Крылова,
Где Шуку бросили в реку!

Лев и лиса.
(перевод с немецкого).

Досаду выставляя напоказ,
Хвостом виляя, как-то раз
Лиса со Львом заговорить решила:
--- Послушай, сильный, смелый Лев,
Вчера, когда я по лесу бродила,
Остановилась я, оторопев:
Осёл, тебя смутьяном называя,
Кричал, что ты злодей,
Что держишь в страхе всех зверей,
Тиранишь их. Невинных обижая…
Достойный ли ты царь? Как знать!
Тебя нельзя любить и уважать…
И что  плутовка рыжая  Лиса
Готова возвести тебя под небеса!
Лев помолчал немного и сказал:
--- Ведь это обо мне осёл-болван кричал.
А я ослов- глупцов не уважаю,
В их болтовню пустую не вникаю.
И что хотят, пусть то и говорят!

Басня Лены Бондаренко.

Платки.

---Кума, -сказала тётка Фёкла,-
Старухе  Марье,-
Слыхала я, что продавали
Прекрасные платки!
---Да что ты говоришь?!
---Да, да! А бахрома какая!
А цветки!
И начала на все лады
Расхваливать платки!
Старуха Марья побежала
На ярмарку.
Толкая всех,
Разбрасывая всё,
Протиснулась она
К прилавку на ходу.
Там расписной платок лежал.
И Марья тут же к продавцу:
---А ну, вон тот, милок,
Подай-ка мне платок!
Смиренный продавец
Платок ей подал.
Как вдруг увидела она
В руках у тётки  у Наташи
Платок наряднее и краше!
И бросилась к нему.
---Да! Этот всё же лучше!-
Так думала она,
Перебегая
От одного платка
К другому.
От тётки---
К продавцу Пахому.

Распродали товар.
Осталась Марья без платка.
Пошла она
К своей соседке Фёкле
И говорит:
---Ну, что ж, кума,
Видала я платки,
Да только так они плохи,
Что пол бы ими подмести!

Так часто меж людей бывает:
Всё, что из рук их ускользает,
От зависти иль просто так
Готовы разнести всё в пух и прах!
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Следующее заседание было посвящено Новому году.
Ребята получили задания, среди которых было и такое : сочинить   и приготовить к постановке новогоднюю сценку.
По этому заданию Андреем и Женей под псевдонимом Брудер Жак были написаны «Новогодние приключения членов «Ростка», и пьеска эта поставлена ребятами на сцене.

Новогодние приключения членов «Ростка».
(В пяти сценках).

Действующие лица:

1. Дима Веселяев.
2. Евграф Бумагамаралкин.
3. Аренал, его брат.
4. Фрол Выжигалов.
5. Лора Длиннокосова.
6. Мира Попрыгунчикова.
7. Вели Путов – главный редактор «Ростка».

СЦЕНКА 1.

Члены «Ростка» сидят за столом, заводят проигрыватель
(ставят пластинку со шлягером, девочки танцуют, Фрол что-то выжигает, Дима корчит рожи и т.д.).

Вели Путов.
Внимание! Внимание! Срочное задание! Всем членам «Ростка»! Задача не трудная, но и не лёгкая: требуется новогодняя пьеска… Кто возьмётся?..

Дима.
Хе-хе!.. Я…

Евграф.
Вот и отлично, Димуля, ты и напишешь новогоднюю пьеску. Я, как ответственный за прозаический отдел…


Дима.
Вот даёт! Да ты даже не выслушал меня до конца. Я хотел сказать, что я писать не буду. Пусть черкнёт абзаца три Фрол Выжигалов.
Фрол.
Что-о-о-о-о?! Да я…Да ты…Да я тебе… Как сейчас…

Дима.
Ой-ой-ой! (Падает со стула).
Лора.
Да успокойтесь вы, петухи!

(Раздаётся  тихий гул среди членов «Ростка». Все кивают друг на друга и отмахиваются).

Вели Путов.
Ну и ну… А я-то думал…

Аренал.
Да вы не беспокойтесь! Приходите завтра. Будет вам пьеса!

Вели Путов.
Скоро сказка сказывается… Ну что ж, назвался груздём – полезай в кузов…

(Уходит).
СЦЕНА 2.

Евграф.
Давайте писать все вместе.

Мира.
Я предлагаю включить в пьесу описание природы. Можно в стихах.

Лора.
Ой, мамочки, умора! Мирку на стихи потянуло! Да ты хоть одну строчку стихотворную когда-нибудь сочинила?

Мира.
Гомер вон до новой эры жил и то стихи писал. А у нас ВТР.

Дима.
Что?!

Мира.
Век технической революции. Знать надо.
О технике то и дело стихами говорят, а уж о природе-то…

Фрол.
Не боги горшки обжигают! Пиши, Мира, стихи!

(Дима тихо: На  бесптичье  и кастрюля соловей!)

Мира.
(Делает задумчивую мину, что-то строчит на бумаге. Все с любопытством наблюдают за ней).

(После небольшой паузы)...

Ну вот, например…(Читает).

Солнце встаёт по новой моде.
Все мы живём, думая о природе.
Ёлка, шишка, утренний туман,
Высокая ель как великан.
Всё в лесу красиво вроде,
Хорошо нам на природе!

Дима.
(Хватаясь за живот): ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Белиберда!   Да! да! да!

Фрол.
Ветер у тебя в голове, Мирка, а не ВТР!

(Мира смотрит вниз, шевелит ногой).

Евграф.
Да-а-а… Стихи писать – не языком чесать!

Аренал.
Да и зачем стих в пьесе? Никто в жизни стихами не говорит. Давайте, прежде чем писать пьесу, встретим сами Новый год.


Рецензии