Белый террор

Проблема белого террора в советское время находилась под строгим контролем партийных органов. Добиться объективности в этом вопросе было невозможно - вплоть до пятидесятых годов, когда начался процесс десталинизации.


В эмигрантской литературе происходило то же самое: освещался, тоже необъективно и тенденциозно, только красный террор, ограничиваясь простой иллюстрацией фактов  или свидетельствами очевидцев.


По обе стороны баррикад террор существовал как государственная политика, целью которой было изменение сознания населения. Особой жестокостью отличался белый террор на юге (Деникин, Врангель) и в Сибири (Колчак). На вопрос, зачем в деревнях колчаковцы отрезали носы и уши, Александр Васильевич отвечал: «Это обычное дело на войне,  в борьбе всегда так делается».


Гражданская война - беспощадна, а  террор - главный ее аргумент. И сам адмирал действовал в соответствие с этой установкой, и его подчиненные. В декабре восемнадцатого правительство Колчака принимает постановление о смертной казни, параллельно учреждая карательные отряды. Начальник Уральского края так характеризоует режим Колчака:


«…диктатура военной власти, расправа без суда, порка даже женщин, аресты по доносам, преследование по кляузам, ужасы - в лагерях красноармейцев, умерло за неделю 178 из 1600 человек. «По-видимому, они все обречены на вымирание»».


Жестокость насилия и репрессий усиливалась по мере того, как колчаковцы всё чаще терпели поражение. В декабре девятнадцатого один из генералов приказывает расстреливать каждого десятого заложника, а в случаях, если вспыхнет мятеж, сжигать полностью всё селение и расстреливать всех жителей.


Не удивительна поэтому реакция жителей на действия армии Колчака пермских рабочих, писавших: «Мы дожидались Колчака, как Христова дня, а дождались, как самого хищного зверя» (ноябрь девятнадцатого).


То же самое происходило и на территориях, занятых Деникиным, где правили бал  военно-полевые суды и судебные комиссии, но их решения не исключали произвола офицеров, расправлявшихся с населением по своему усмотрению. Они не щадили ни тех, кто был настроен про-большевистски, ни тех, кто занимал нейтральную позицию, не проявлял  активности в борьбе с красными.


Бывали случаи, когда население сгоняли на площадь и расстреливали из пулемёта. Особенной жестокостью прославились черносотенцы, которых в армии Деникина было очень много. Озабоченные еврейским вопросом, они буквально охотились на евреев, устраивая жестокие погромы. Исаак Бабель так описывает результаты одного из них:


«Мы застали еврейское население местечка ограбленным дочиста, зарубленным, израненным. Бойцы наши, видавшие виды, отрубившие не одну голову, отступали в ужасе перед картиной, представшей их глазам.


В жалких, разбитых до основания лачугах валялись в лужах крови голые семидесятилетние старики с разрубленными черепами, часто еще живые крошечные дети с обрубленными пальцами, изнасилованные старухи с распоротыми животами, скрючившиеся в углах, с лицами, на которых застыло дикое невыносимое отчаяние.


Рядом с мертвыми копошились живые, толкались об израненные трупы, мочили руки и лица в липкой зловонной крови, боясь выползти из домов, думая, что не все еще кончено. По улицам омертвевшего местечка бродили какие-то приниженные напуганные тени, вздрагивающие от человеческого голоса, начинающие вопить о пощаде при каждом окрике.


Мы натыкались на квартиры, объятые страшной тишиной - рядом со стариком дедом валялось всё его семейство. Отец, внуки, все в изломанных, нечеловеческих позах.  Всего убитых свыше 30, раненых около 60 человек. Изнасиловано 200 женщин, из них много замучено. Спасаясь от насильников, женщины прыгали со 2-го, 3-го этажей, ломали себе руки, головы».


За три года гражданской войны деникинцами совершено двести таких погромов. Красные тоже этим грешили, но превзойти жестокость черносотенцев было невозможно.  В целом за время гражданской войны пострадало триста тысяч евреев. Не отставал от Деникина и Врангель, расстреливавший и по приговорам судов, и без них.


Особенно прославился по этой части генерал Я.Слащёв, практиковавший публичные казни, средневековые пытки и самосуды, вырезая население сотнями и тысячами. На смертную казнь он смотрел как на устрашение живых – чтобы не мешали работать. У деникинцев было кредо: «Лучше наказать десять невиновных, нежели оправдать одного виноватого».


И расстреливали, и сжигали. Собрано немало свидетельств жестокости почти восьмидесятитысячной Добровольческой армии. Каждый ее офицер считал вправе арестовывать и расстреливать, кого хотел и за что хотел. Дело Деникина продолжил Петр Врангель, установивший в Крыму военную диктатуру и потребовавший расстреливать всех попадавших в плен коммунистов и комиссаров. Массовые аресты стали правилом. Это была уже агония....

«Однажды утром, — вспоминает  бывший председатель Таврической губернской земской управы В. Оболенский, — дети, идущие в школы и гимназии, увидели висящих на фонарях Симферополя страшных мертвецов с высунутыми языками…


Этого Симферополь еще не видывал за всё время гражданской войны. Даже большевики творили свои кровавые дела без такого доказательства. Выяснилось, что это генерал Кутепов распорядился таким способом терроризировать симферопольских большевиков».


Фактически белое движение выродилось в преступное сообщество, державшееся исключительно на терроре. Но народ не пошел за ними, потому, что не желал возврата в прошлое. Большевики обещали хотя бы в будущем построить общество равноправия и всеобщего благоденствия, а эти ничего нового не предлагали, а белый террор только усугублял ситуацию.


«Чего хотели красные, когда они шли воевать? Они хотели победить белых и, окрепнув на этой победе, создать из нее фундамент для прочного строительства своей коммунистической государственности. Чего хотели белые? Они хотели победить красных.


А потом? Потом — ничего, ибо только государственные младенцы могли не понимать, что силы, поддерживавшие здание старой государственности, уничтожены до основания, и что возможностей восстановить эти силы не имелось никаких. Победа для красных была средством, для белых — целью, и притом — единственной» (Фон Раупах. «Причины неудачи белого движения»)


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/belyj-terror/


Рецензии
Какой страшный урок.
Но для кого?
Те, кто нынче склонные к мерам крайним, никаких уроков знать не хотят.
Делающие ставку на страх и силу безумны по определению, но безумным резонов нет.
Тема тяжёлая, но напоминать о том, что такое террор и о его, в конечном счёте, бессмысленности, следует.

Владимир Каев   09.11.2017 22:50     Заявить о нарушении
Да, урок страшный, и испытание для всех - страшное. Но не зря говорят, что история ничему и никого не учит, а люди во все времена одинаковые: человек не меняется. Крайности и экстремизм никогда ни к чему хорошему не приводили, узлы надо не разрубать, а развязывать, тихо, терпеливо и спокойно. Но некоторым неймётся поскорее покончить со всеми проблемами одним махом топора. Не получится. Только возникнуть новые проблемы, еще более тяжёлые.

Тина Гай 2   10.11.2017 10:13   Заявить о нарушении