Человек как универсальная матрица Мегавселенной

                (Мистерия  Мысли  и  Слова)

                Посвящается моему земляку, генералу
                одной из российских спецслужб И.С. Громакову,
                и его верной супруге Л.В. Громаковой

Когда высшее начало берёт низшее себе на службу,
природа низшего трансформируется в высшее.
(Майстер Экхарт, философ-мистик)

ВСТРЕЧА  С  НЕВЕДОМЫМ:  СПАСИТЕЛЬНАЯ  СТИХИЯ
ЗАПРЕДЕЛЬНЫХ  ГЛУБИН  ПОЗНАЮЩЕЙ  ЛИЧНОСТИ

Мы смутно чувствуем, что подлинное существо
нашей души есть что-то совсем иное, что мы привыкли
скрывать не только от других людей, но и от
самих себя… в нас шевелится и что-то совсем иное;
и это иное есть что-то непостижимое и таинственное.
(С.Л. Франк, русский философ)

В наше время, когда мировая цивилизация находится на невиданном переломе, каждый пытается переждать бурю в глубинах своего духа. Кто-то погружается туда с помощью наркотиков, вина, первобытных инстинктов, а кто-то с помощью религиозных чувств и Интернета. Все мы становимся немножко сумасшедшими, которых некому лечить. И ещё эта немыслимая жажда чуда, чтобы, значит, не напрягаться самому. Вместо спокойного и свободного рассуждения – бессильная злоба. Капризные и нервные, мы никому не верим, даже Богу, потому что вместо глубины бытия находим душевное мелководье. Великая мировая суета XXI века вызывает тоску и уныние в нас. Духовный строй бытия нарушен (разрушен) до основания, дух нации находится во власти предрассудка, религиозного суеверия и предубеждения (мы и они). Начался сей процесс на Западе и, наконец, в середине 80-х достиг России. За годы перестройки одеревенела душа народная. Всё то положительное (в нравственном смысле), что выстрадано за годы советской власти, выброшено на свалку истории. Мы переживаем мещанское возрождение, а дух истории презирает всякое очарование физиологией. Слова Патриарха Кирилла о том, что идёт духовная борьба не на жизнь, а на смерть, что разрывается связь поколений, верны, но в другом смысле. Какая любовь может лежать в основе бытия (как мечтает об этом наш смоленский златоуст), когда мизерная часть с жиру бесится, а весь народ влачит жалкое существование. Олигархи облизывают голых девиц, вымазанных сладким кремом, на популярных пляжах Франции во время отдыха от непосильных трудов, а дети простых людей во множестве умирают, потому что не нашлось денег на операцию. Для всех, воспитанных на идеалах коммунизма, конечно, это небывало подлое дело.
Попомните, когда-нибудь в России будет создан музей политических предателей и воров, все экспонаты которого разместятся на полу, чтобы посетители смогли топтать ногами фото тех, кто гнобил Россию.
Вот Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сейчас высказывается о советской истории как о кровавом и бессмысленном пути. Мне не раз доводилось встречаться и беседовать с Патриархом в бытность его Митрополитом Смоленским и Калининградским, и таких резких оценок он прежде не делал. Что изменилось? Например, в предисловии к книге иеромонаха Рафаила «Ельнинская земля: православные храмы» Митрополит Кирилл пишет, что на Ельнинской земле в 1941 году потерпел крах гитлеровский план «молниеносной войны» и в упорных боях родилась Советская Гвардия. Два последних слова Митрополит Кирилл написал с прописной буквы.
Кстати, в конце августа «Собеседник» сообщил, что Патриарха Алексия нашли с проломленной в трёх местах головой, он был убит: неужели это кара Божья?
Недавно парламентская ассамблея ОБСЕ одобрила документ, который уравнивает коммунизм с нацизмом. 23 августа учреждён общеевропейский День памяти жертв сталинизма и нацизма. Налицо фальсификация истории. К тому же нацизм – это целиком порождение западных капиталистов для расправы с Советским Союзом, который всегда был бельмом в глазу.
В век компьютерных технологий стало популярным слово «матрица». В переводе с немецкого оно означает матка, источник, начало. Матрица западной культуры – культ силы, денег, этакий вампиризм дензнаков. Матрица русской культуры – сила правды. Из-за чего власть в России и боялась всегда собственного народа. Отчего в годы Гражданской войны барская Россия потерпела сокрушительное поражение. Души павших в Великую Отечественную войну солдат не дадут укрепиться капитализму в России.
Это же ждёт и теперешних либералов всея Руси, живущих по принципу: друзьям – всё, врагам – закон (Ф. Франко). Ситуация в России требует коренного переворота в жизни общества. Родина или смерть! Да, пока нужда, царящая в провинции, богобоязненна, покорна, а наслаждение высокомерно и не знает Бога, легкомысленно. Да, в нас пока властвуют спасительные инстинкты. Мы даже ведём себя как-то по-звериному в тех же храмах, думая, что ближе нас нет к Богу. Впрочем, зачем бесшабашным зайцам и трусливым волкам любая религия? Мы рабы чужого произвола, и нам говорят: «Жизнь не есть высшее из благ». И фантастически звучит утверждение, что в центре мироздания стоит, сознающая ответственность за всё и вся, личность.
Человек – существо идеальное, некая духовная субстанция. Человеку нужен прежде всего другой человек. Тот, кто выступит дублёром-гарантом человеческого в нас. Ведь там, в запредельных глубинах наших душ, я и ты становятся мы. Слово «мы» – тождественно русскому слову «соборность». Человек – тот, кто ищет и находит себя во всём, не отождествляя себя ни с чем, забывая себя.
Материю человеческого духа не разрежешь на части, не свяжешь в узел, она может только перетекать вся и сразу по неведомым каналам внутри нас, которые раскрываются в минуты предельного обострения нашего нутра. Люди духа ныне в России на вес золота, да простят меня читатели за столь плоское сравнение, ибо такие люди являются спасительными донорами нации. Они везде, где есть люди долга, для которых чужды шкурные интересы. Этих людей нельзя сломать, перековать. Но лишь убить физически. Энергия зла заключается в уверенности, что истина, якобы кем-то обретённая, выше человеческой жизни. И потому для духовно продвинутых нет разрыва между сердцем и миром, мощное сознание личности всегда связывает ум и сердце в единое целое, не отождествляя себя ни с чем, но и не теряя родства, рождаясь как бы заново. Человеческое – очень нежный цветок. Глубина прозрений сознания зависит от ощущения Вселенной как нечто целого. Внутренний опыт избегает окончательных выводов. Подлинная плоть человека Логос. Спасительная стихия информационных «чёрных дыр» (имеющих бесконечную плотность) нашего Я спасает душу, закодированную в генах, от неопределённости мёртвых слов. Мы все теперь стали людьми трагической бездны, для которых понятие добра и зла ничего не значит, а поэтому каждая сложная жизненная ситуация ввергает нас в хаос внутренней жизни. Всё вокруг становится нелепым, смешным, надуманным, абсурдным, потусторонним. За либеральной фразеологией таятся безответственность и равнодушие. Ожидание, что всё решится само собой – суть нынешнего бытия человека. Проще говоря, греет надежда на то, что судьба (как ощущение некой силы извне (матрица) либо разрушит ситуацию, либо… Сознание же непрерывности становления новых форм бытия отсутствует напрочь. Нам казалось, например, что люди освоили культуру денег, что с их помощью можно что-то производить, оказалось – деньги вырвались из-под контроля человека и стали производить только деньги – и ничего более. И грянул, как гром среди ясного неба, мировой финансовый кризис, не знаю – уж на беду или во благо. На одном из форумов писателей в Москве известный русский поэт Виктор Смирнов свой доклад закончил таким пророческим восклицанием: «Боже! Верни нам Советскую власть!»
Бездна с бездной перекликается. Как не хватает нам этого сейчас. Чтобы больше не было у нас искушения делить друг друга на дураков, уродов и недостойных. Подлинная судьба – это наличие высшего «я», которое увлекает за собой мысль о неназываемом, но реально существующем.
Как же нам сообща научиться мыслить и чувствовать? Дабы понятия «малая Родина» и «большая Родина» больше не разрывали наши сердца, делая из нас безродных космополитов в собственной стране. Ведь понятия сии связаны тысячами нитей, а они все порваны. И никто не замечает этого, потому что духовно слепы, словно летучие мыши, погруженные в чувственное море. Мозг человека не может носиться без руля и по воле ветра, который дует в низших областях смерти (Ф. Кафка). Мозг порождает тогда чудовищ, духовное пространство сворачивается, и другие, адские глубины открываются в нас, являя нам царство самодовольных схем кастовых сообществ. Разорванность сознания приводит к отчуждению человека от мира, который кажется ему враждебным.
Выходя из потока человеческой истории, пытаясь сохранить нечто своё – окончательно одушевлённое, сталкиваемся с неодолимыми для нас силами. Отчего реальная действительность становится подобна сновидению и ускользает от нашего понимания. Это весьма заметно в России, где все кричат о том, что всё стало плоским и одномерным, что кругом господствует царство пошлости, и ярлыки-слова убивают нас изнутри, чего стоит только слово «коммунизм». А ларчик просто открывается: матрица всеобщего обогащения заставляет нас жить больше внешним и материальным, чем внутренним душевно-духовным, полностью разрывая подлинные человеческие связи между людьми. Живая человеческая личность с индивидуальной внутренней жизнью мыслится не иначе, как на уровне шуточек «Камеди Клаб». Отсюда и нет размыкания одиночества.
Советская Атлантида давала нам другие примеры. Высокая трагедия народа, впервые строящего коммунизм, приоткрывала такие глубины русского характера, что литература, искусство, театр и кино до сих пор остаются нашим всё в годы безвременья. Вспоминается гениальная поэма А. Блока «Двенадцать». И ведь что удивительно, прозорливым оказался поэт насчёт того, что рабочих и крестьян вывели на новые столбовые пути мировой цивилизации, увы, не только Ленин и Сталин, а и в белом венчике из роз Иисус Христос (эгрегор христианства). Советская власть была освящена самим Богом, а потому было много страданий на пути к свободе и братству. Впрочем, поток сознания, полностью захваченного идеей, вне берегов жизни – губителен.
А во власти какой непостижимой силы находится сейчас Россия? Вот вопрос вопросов. Почему буквально всё стало со знаком минуса? Почему всё витает в дымке безжизненности и панического страха? Почему стихия внутреннего бытия не чувствует более сродства и общности с всеединой реальностью? Одно только скольжение по поверхности явлений и событий, не зависящих от воли большинства. Куда кривая вывезет? А из подвала лезут змеи самодурства, делая нас несвободными и безличными. И как тут не воскликнуть: «Провались всё к чёрту!» Всё равно ведь живём, под собою не чуя страны, пребывая в пучине социального нигилизма. А народ, как писал А.С. Пушкин в «Медном всаднике», уже зрит божий гнев и казни ждёт. И коррумпированный чиновник, словно кровавая обезьяна, пляшет на теле народа. А ностальгия по советской культуре всё нарастает и нарастает. Небывалое время…

ЧЕЛОВЕК  –  ДУХОВНЫЙ  УЗЕЛ  МИКРО-  И  МАКРОКОСМОСА

Если двенадцать человек «заквасили» всю вселенную,
подумай, сколь велика наша никчёмность, если мы,
пребывая в таком количестве, не в состоянии исправить
оставшихся, – а ведь в нас должно было хватить закваски
на тысячи миров. Но то, скажешь, были апостолы. Что же
из этого? Разве они Ангелы были? Но, скажешь, они имели
дар чудотворения. Долго ли эти чудеса будут служить
для нас прикрытием нашего нерадения?
(Святитель Иоанн Златоуст)

Человек – это вселенская совестливость, божественное единство микро- и макромира, но человек нередко об этом даже не догадывается. В XXI веке, как никогда, всякая власть демонстрирует своё бессилие и безнадзорность, одновременно поступая в отношении своих народов неблагоразумно. Вслед за известным русским философом П.А. Кропоткиным мы констатируем, что все наше воспитание (религиозное, историческое, юридическое и социальное) проникнуто мыслью, что человек, предоставленный самому себе, становится диким зверем, что при отсутствии власти люди грызлись бы между собой, от «толпы» нельзя ожидать ничего другого, кроме животности и войны всех против всех, что мы погибли бы, если бы над нами не было избранников – священника, законодателя, судьи, полицейского! А между тем именно власть сводит народ на уровень толпы без кавычек, потому что так легче держать в узде. В России что-то подобное случилось в начале 90-х годов. Власть убивает в человеке человека, если тот действует с помощью голого насилия. Мы живём только для того, чтобы есть, пить и иметь хоть какую-то крышу над головой. На развитие личности, на то, чтобы научиться мыслить без внешних опор, ни сил, ни времени не остаётся, и разве скажешь, глядя на замордованного проблемами русского человека, что он является духовным узлом микро- и макрокосмоса?
Хотя на самом деле русский человек таковым был, есть и остаётся. Ведь многие из моих соотечественников думают всем смертям назло о судьбах мира. Иисус Христос, будучи иудеем, принёс в мир завет любви во имя братства. Русский человек реализовывал завет в эпоху социализма. И пусть это не вызовет ни у кого иронии, а как же, мол, годы сталинских репрессий. Это было неизбежное зло. В свою очередь, и я мог бы сказать, что христианство тоже не избежало вторжения тёмных сил. Такова дань, которую человек неминуемо платит за всякую новую глобальную идею. Вообще мы вступили в эпоху борьбы за новое понимание добра и зла. Кто владеет смыслами, тот владеет миром! Тому принадлежит магическая власть.
Единое человечество, которое в муках рождается в XXI веке, испытывает на себе «удары» стандартизации и унификации жизни. А между тем только через сохранение национального (прежде всего язык, история) и развитие интернационализма, сближение через расцвет, через живой диалог различных культур можно преодолевать ксенофобию и эгоизм народов на пути к земной федерации человечества. Духовная революция подразумевает открытость и свободу человека, независимо от его национальности. Достоевский и Пушкин принадлежат всему человечеству, потому что они выражают общечеловеческие глубины и высоты. Новый человек – не буржуа, гордящийся своим достатком. Нет, новый человек, прежде всего, осознаёт свою трагическую уникальность, внутреннюю свободу от всяких догм, такой человек думает о благе всего живого на земле, знает, что хорошо, а что плохо для этого блага. Человек перерос всех созданных воображением богов. XX век с его абсолютным злом (нацизм) настолько потряс человека изнутри, выжег все ложное в нём, что опору мы можем и должны найти только в другом, в себе подобном, чтобы содрогнуться на трудной дороге жизни – для себя и за того, кто рядом с нами.
Как важно в XXI веке с помощью развития космонавтики или физики (если речь идёт о других пространственных измерениях) выйти за пределы этого мира, чтобы убедиться – не боги горшки обжигают. Пора учиться у самих себя, всё время погружаясь во внутрь, в духовный центр, отдавая себе отчёт в любом поступке, боясь лишь одного: сознательно творить зло. Есть более высокие уровни сознания, о которых мы можем узнать, когда перестаём подстраиваться под события и действуем наперекор обстоятельствам, ориентируясь на справедливость и общее благо.
Человек всегда текст – послание этому миру изначально, от рождения, если человек духовного свойства, то никакие удары судьбы не в силах его изменить. Вам повезло, если вы чувствуете желание впустить в себя целый мир, как бы давая шанс побыть человеком и речке, и морю, и облакам, и планетам, и даже элементарным частицам. Я думаю, физики, открывая новые горизонты микрокосмоса, как раз и ощущают внутри себя бытие частицы, разговаривают с ней, как с личностью. Мышление и есть проникновение бытия в человека, чтобы стать его субстанцией.
Когда приходит предельное осознание всякого предмета в мире, открывается нечто новое в тебе, как будто происходит «вычитание» из внутреннего текста смысловых вызовов, чтобы вырваться за пределы мира. Мысль, направленная через сердце на что-то конкретное, наделяет его родственной душой, делает его своим союзником. И ты начинаешь понимать «язык» любого объекта, который обрёл благодаря человеку субъективность. Как бы создаётся духовное поле взаимодействия Слова и Мира. Работа духа – сложна и многоступенчата. Остановка не возможна, возможен срыв в бездну, когда с треском распадаются маленькие скрепы сознания и бытия. Как говорится, не думай о секундах с высока, всё решает порой мгновение, твоё мгновение. Человеку слишком много дано, чтобы не потерять себя. Мудрость России начинает трансформироваться в разум Европы, Америки. Хитрость свободы и состоит в том, что она реализуется в своей полноте через всемирное дыхание мысли. Без мысли свобода губит человека, ибо не хватает внутренней энергетики для её удержания в рамках симфонических откровений разума. Музыкально мыслить – значит, как бы молиться всему, когда мысль танцует во мне и светлая безбрежность миров воспламеняет во мне великое я. Сейчас много пишут, что Мегавселенная родилась в результате Большого Взрыва, что она была когда-то всего лишь атомом или первочеловеком особого свойства. Мне думается: форма нашего тела и есть то наивысшее, что наиболее полно выражает глубины духовного. Особенно лицо, на котором свет и тень творят поистине божественные знаки. Потому-то неуловим неординарный образ человека, что сама Вселенная отражается в нём, как в магическом кристалле истории.
В XXI веке человечество проходит искушение техникой, через это человек стал оцениваться утилитарно, как сложный бездушный механизм. Власть техники поражает своей мощью, особенно это заметно на примере молодёжи, увлечённой компьютерами и мобильниками, общение молодёжи между собой упрощено до уровня безликой эсэмэски. Отсюда власть инстинктов и раннее разочарование во всём, из-за отсутствия внутреннего стержня, осознания абсурдности собственного бытия. И только свободная мысль способна освободить сознание от догматизма и субъективизма этих идолов разума.
В своей глубине человек выше любой техники, ибо он создал её, и делать из неё идола опасно, потому что это ведёт к взрыву мистического, ложной организации общества не на принципах человеческой иерархии, а безликой схемы компьютерной сети, где субъективное тяготеет к объективизации. Нам не нужна безымянная власть, которая неизвестно кому и чему служит и которая мнит себя Богом, когда мысль о собственном лжевеличии требует бесчисленных жертв.
Конкретный человек, будучи духовным сосредоточием великих сил микро- и макрокосмоса, и не догадывается вовсе, насколько влиятелен он. Странно, но даже астрономы, пристально наблюдая за отдалёнными галактиками, могут вмешиваться силой собственного духа в рождение новых звёзд и вселенных. То буйство природы, которое мы наблюдаем сегодня, происходит во многом благодаря стихийному процессу расчеловечения цивилизации. Страсть к разрушению становится наркотиком.
Я бы вообще поостерёгся предаваться насилию. Тотальность духа опасна для неокрепших умов непредсказуемостью внутренних пространственно-временных конфигураций (мыследеятельность причиняет нестерпимую боль, порождая напряжённость и страх). Существует идейная и чувственная сила, заключённая в истинной литературе и в произведениях искусства, которая при её овладении множит эффект присутствия нашего сознания по отношению к действительности, вырастающей до яркого символа чего-то такого, что буквально изменяет точку сборки мира. Немыслимое к нам приходит всегда неожиданно, как подарок невидимого друга, собеседника. Никто ещё толком не исследовал, как и по каким законам микро- и макромиры взаимодействуют друг с другом в человеке. Несомненно, человек как-то влияет на их эволюцию и инволюцию. Поглощенные борьбой с реальностью, мы не замечаем, как под нашим воздействием неузнаваемо меняется Вселенная, как рождаются новые законы, о которых пока ничего неизвестно. Например, сейчас всё больше заметно, что техносфера мстит человеку, усыпляя его бдительность.
Универсальная матрица мира – мысль-проект, мысль-мечта, мысль-желание, даёт новое направление не заданной реальности, вечная незавершённость которой требует от нас творческого управления (полёта мысли). Да и сам человек – это тоже проект. И педагогика всё ещё способна с помощью высоких образцов воспитывать мыслителей и художников. Я называю её этикой пробуждения духа. Ведь мир как точка видения рождается с каждой мыслью, где смыслы свободно порождают новые силовые поля духоматерии. И тогда физическое тело, как видимая часть духа, преображается настолько, что готово к переходу через складки времени и пространства. Человек, блуждающая точка Вселенной, где все концы туго соединённые между собой, раз возникнув при рождении, никогда не пропадающая даже с потерей видимой телесности. Ментальное «я» требует энергии всей жизни, когда плоть слова становится плотью личного сознания. Правильно мыслить – значит, уметь связывать в единый узел самые различные явления микро- и макрокосмоса, не боясь делать парадоксальные выводы, не следуя при этом на поводу формального мышления и доктринерства.

АПОКАЛИПСИЧЕСКОЕ  ПРОЕКТИРОВАНИЕ  РЕАЛЬНОСТИ:
УПРАВЛЕНИЕ  ЧЕРЕЗ  ХАОС

Героическое сознание знает, что дьявол играет нами,
когда мы не мыслим точно. Изволь мыслить точно.
Значит, ты просто не мыслил, не потому, что этого не хотел, –
в тот момент, когда был последний час, тогда не мыслил.
(М. Мамардашвили, советский философ)

Царство Божие не где-то вовне, а в нас самих. Мы привыкли привносить в реальность мифы нашего персонального сознания. Взглянуть свободно на окружающий нас мир мешает страсть к теоретизированию. София, как всякая женщина, любит ушами, но красивые слова кажущихся истин на деле оборачиваются пустыми фантиками, и потом – злую шутку играет с нами та поспешность, с которой мы не одну тысячу лет в истории так торопливо навешиваем ярлыки на действительность. Оказывается, правильно мыслить – тяжёлая работа, требующая постоянного осмысления маленьких и больших фактов. Мозаика истины требует адского терпения и напряжения духа, умелой защиты от вампиризма слов.
Как восстановить распавшуюся связь времён и поколений в России, расчистить дорогу к будущему, когда часть прошлого (до 1917 г.) идеализируется (Россия кончилась, наступил духовный пароксизм), а другая часть (1917-1991 гг.) – демонизируется? Несостыковка этих двух важных частей не позволит возродиться нам духовно. Эта борьба между ветхим и новым человеком больно ранит душу. Мы все как бы пребываем в безвоздушном, совершенно идеализированном пространстве мысли, с разнонаправленными векторами общественного движения. Часть политиков надеется на уход в небытие тех, кто впитал дух коммунизма с молоком матери. Но это опасная затея. Уже что-что, а идеалы царизма не имеют под собой почвы, и привить их, увы, невозможно. А вот идеалы социализма, которые защищали советские воины в борьбе с фашистскими захватчиками, материализуются в останках павших героев, которые перезахораниваются во время Вахт памяти.
Братские воинские кладбища времён Великой Отечественной войны, разбросанные по России, не позволяют отправить Советскую эпоху на свалку истории. Образы героев давно проросли корнями в наших сердцах. Практика трансформации XX века пока приводит к восстановлению всего худшего. Я смотрю, как лихо пересаживаются проштрафившиеся чиновники из кресла в кресло. Тот же Зурабов, с лицом испуганного ребёнка. У нас вообще кругом не лица, а африканские маски. Или взять эти заигрывания со старшим поколением – в виде прибавки к пенсиям.
Россия превращается в поставщика природного и человеческого сырья для Запада (проститутки, программисты), мы превращаемся в торгашей (количество магазинов не поддаётся учёту), охранников, развлекателей, мошенников. Но это замечают немногие. Чужая роскошная жизнь застит нам глаза. А вдруг что-то достанется с чужого праздника? Из самой просвещённой страны, по милости элиты, превратились за короткий исторический срок в страну религиозного умопомрачения и словесного бреда. Жертвы никогда не бывают случайны, родился самый сильный человек в мире – советский, поскольку жил не ради себя, а ради великой идеи и великой страны, жаждал вечного бытия и вечной справедливости. На фоне коллективного мышления в 60-х годах XX века вызрел новый человек, с минимальными материальными потребностями и большими духовными запросами. А наши правители устроили ему психушку 90-х годов. История безумия в псевдодемократическую эпоху. Проект оказался слишком успешным. Получился человек без души и без имущества, стоящий в предбаннике истории, готовый на все мерзости, но не на созидание. Как жить – непонятно, во что верить – тоже. Кураж как основа бытия. Дам в морду, напьюсь и… стану богатым во хмелю. Энтузиасты проектирования нового демоса (из Кремля – в лице того же Суркова) забыли истину: а по чьему образу и подобию? Михаила Прохорова, Романа Абрамовича или Михаила Ходорковского? Учение Христа делается зыбким и иллюзорным на фоне чиновничье-бандитского беспредела. В этом учении слишком много человеческого. Зато возрастает роль философии, с помощью которой проектируется запредельная реальность, где человек – самоцель, а не средство. А что мы видим сегодня? Даже законы у нас принимаются без учёта интересов большинства. Просто кто-то решает узкогрупповые интересы. Всюду тотальная имитация и мистификация.
Якобы социальное государство становится проблематичным для проживания в нём простых людей. Д. Быков в «Собеседнике» пишет, что ему иногда приходят мысли о том, что Российское государство – главный враг русского народа.
В условиях универсальной реальности проектирование современной цивилизации принимает крайние формы нигилизма и релятивизма. При нынешнем конструировании исторических установок нам позарез требуется своеобразная теория относительности, которая бы помогла пересмотреть представления о развитии общества и разрешить парадоксы истории, каковая почему-то, прямо беда, не может воспроизводить человека разумного. Образ гоголевского Вия как нельзя лучше подходит для характеристики несгибаемых либералов во власти. «Не гляди», – шепчет каждому из нас внутренний голос, но мы, словно заворожённые, смотрим в пустые глаза наших политиков, этаких маленьких Виев.
Наши животные души, словно летучие мыши, духовно слепы. Людей растлили до беспредела. От «Дома-2» все запросили чуру. Но куда денешь эту с… Ксюшу Собчак, которой покровительствует ВВП?
Власть демонстрирует лживое могущество, нацпроекты и прочее. Хотя всё может рухнуть в одночасье, как карточный домик, что и случилось недавно на Саяно-Шушенской ГЭС.
Какая модернизация? Никаких фундаментальных прорывов в науке нет и не предвидится, но делается вид, что они на подходе. Ненавистного народом Чубайса поставили на нанотехнологии, чтобы их не было вообще. Россия буквально стонет от ЕГЭ, а власть словно этого не видит. Ведь в сущности ЕГЭ делает вообще ненужной школу. Хотя от качества образования зависит судьба России. Зато премьер Путин спустился на дно великого Байкала. Шума в прессе много. А человек просто развлекается. Лучше бы ВВП опустился на дно жизни и посмотрел, как выживает простой народ.
По России идёт новое поветрие: устанавливаем памятники фашистам. Особенно это «радует» жителей тех мест, где фашисты зверствовали в годы оккупации. Иначе как издевательством происходящее не назовёшь. В Москве по адресу: Ленинградский проспект, д. 75 (территория храма всех Святых) установлено мемориальное сооружение – памятник генералу фон Паннвицу и его подчинённым-карателям.
Война с казино и «однорукими бандитами» кончилась тем, что игровые залы перерегистрированы как компьютерные и прочие клубы.
В кино, на телевидении и в печати история Великой Отечественной войны подаётся в жанре дурного фэнтези. К 60-летию Победы один из самых уважаемых московских театров поставил шоу, в котором тема войны решена через собачьи свадьбы, то есть трудовые будни несовершеннолетней «голой пионерки», приехавшей на фронт, чтобы совокупляться, в порядке живой очереди, с целыми подразделениями. Вот она – «демифологизация». Оказывается, советские солдаты сражались с фашизмом не под красным знаменем и руководством компартии и Сталина, а под красным фонарём. Дальше – больше. По телеканалу «Культура» идёт цикл передач «Кто мы?», «Кровь на русской равнине». И ведущего кривит от лжи, ибо факты русской истории подло искажаются. Порнографией духа, абсолютно безнравственным поступком назвала недавно «Правда» гулянку, которую устроили на легендарном крейсере «Аврора», отличившемся в Цусимском сражении подвигом моряков, губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко, полпред президента И. Клебанов и министр Э. Набиуллина. Кстати, на «Авроре» был снят какое-то время назад и откровенный порнофильм. Кому нужна такая ублюдочная жизнь?
Теперь это перекраивание действительности называется игрой с управлением через хаос. Хаос в наших мозгах. Это игрище российских участников представления будет, несомненно, проклято судом истории.
Наращивание энергии через глумление над выстраданными святынями – дьявольское дело.
Запад нам не указ. Там борются за права бактерий и амёб, а не людей. Тамошнее общество зоофилов и садомазахистов давно не ищёт смысла, оно просто развлекается. Кстати, капиталисты избежали чудовищной агонии после Первой мировой войны, благодаря приходу к власти коммунистов в России. А посмотрите, как заигрывают и в Западной Европе, и у нас (Северный Кавказ, Татарстан и т.д.) с исламом. Сейчас ислам – это огромная, непредсказуемая сила. Как разрушить её? Натравить сербов на албанцев или спровоцировать исламскую молодёжь во Франции?
Всюду нестабильность как основа миротворения. 11 сентября в США тому подтверждением. Чтобы сменить финансовые и иные потоки, необходимо возбудить ненависть к исламскому миру.
Глобализм, о котором много говорят в мире, это большая игра по перекраиванию планеты, с активным включением в игру террористов, этаких эскадронов смерти. Где-то что-то не понравилось, или какой политик стал неугоден – можно всё списать на теракт. А кто исполнитель? Ищи ветра в поле.
Меня тошнит от абсурда, царящего в мире. Язык перенапряжён ложью лицемерных сообщений, мы перестали действовать с ним заодно. Мысли-убийцы губят людей поодиночке.
В своё время Ленин писал: «Либо вши уничтожат социализм, либо социализм уничтожит вшей», – что за вши завелись на теле человечества, которые распространяют по всему миру нестабильность и хаос, когда прошлое переписывается заново – в угоду настоящему, а будущее строится по искусственным лекалам? А наша любимая российская «силовая игра» – хоть диван спалю – лишь бы клопов вывести! Северный Кавказ – это бес, сорвавшийся со всех цепей. Собирать, может оказаться, нечего будет от страны. Особенно, если выпустить на свободу ползучий фашизм. Украина носится со своим Бандерой, как дурак с писаной торбой, пугая соседа – Польшу.
Всё могут короли? Всё, да не всё. Дьявол играет с нами, когда мы не мыслим точно, вернее, пытаемся воплотить безумные мысли, свято веря, что универсальное проектирование реальности дается вместе с властью. Ошибаетесь, господа новые и старые масоны! Зыбучие пески вечных истин погребут вас в одночасье с головой. Помните, попав в центр хаоса, человек полностью утрачивает способность мыслить, ибо перестаёт видеть корни вещей и событий.

ЗА  БРАТСКИЙ  СОЮЗ  СЕРДЦА  И  РАЗУМА,
ИЛИ  ЧТО  ТАКОЕ  БИОЛОГИЯ  ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО

Простое возвращение в животный мир
для человека невозможно.
(Е. Трубецкой, русский философ)

Между сердцем и разумом не должно быть никаких посредников, человечество устало от постоянного напоминания о его греховности. Человек мечтает выйти за пределы реальности, чтобы избавиться от абсурда бытия, где государство стало «смертным богом» для человека, где смысл жизни для большинства состоит в том, чтобы еле-еле заползти в гроб, износив тело до дыр, и воскликнуть: «Славно прожито!» Мы живём, исходя из образов окружающих нас вещей, наше внимание поглощено ими, и луч сознания, подобно солнцу, проходящему сквозь стекло, не задерживается на биологии трансцендентного «я». Чистая энергия мысли обладает свойством концентрироваться и, достигнув критической величины, превращается в новое видение мира, реализуя его на практике. Человек действия, взятый трансцендентно, погружен в космическую бессознательность. Важно обрести самого себя, открыть себя, чтобы встать в оппозицию современности, околдовывающей нас, заставляющей верить в то, что давно отжило свой век. Душа должна остаться как бы наедине с миром, для чего ей приходится пройти через инициацию оставленности Богом и людьми. Как гласит латинская пословица, не иди во внешнее, вернись в самого себя, во внутреннем человеке обитает истина.
Говоря о чём-то, мы чувствуем что-то другое, а действуем подчас импульсивно, вопреки словам и мыслям. Нам не хватает целостности духовной жизни. Современный человек под влиянием достижений цивилизации всё больше превращается в идолопоклонника науки, в её потребителя. Хотя духовные титаны истории (чьим советам мы обязаны внимать) призывали нас не забывать о совместной работе сердца и ума, как трансцендентной константе сознания. Мы не должны отворачиваться от природы, ведь наше тело, будучи его частью, является домом духа. Человек только тогда становится вровень со Вселенной и выходит за пределы мира, когда с помощью всей силы своего сознания оказывается на грани бытия и небытия, когда смерть становится фактом, пережитым всей глубиной естества. Когда человеку нечего терять на самом деле, психологическое восприятие реальности меняется настолько, что рождается иной взгляд на вещи. Тогда разум тела не мешает духу совершать великие открытия и не тянет его, подобно якорю, на дно. Только на пике сверхнапряжения человеческого духа рождается высшее в душе – и воля не знает пределов. Между тем власть повсюду с помощью показа сцен насилия пытается возбудить в нас древние страхи, чтобы сделать нас легкоуправляемыми, бессильными. Мощные и древние энергетические поля как основа контркультуры довлеют над нами. И тогда хочется только одного – комфорта; жажда потребления – хуже смерти. А душа жаждет бессмертия в земной жизни.
Подкорка бунтует, и где взять сил для просветления духа, чтобы мозг мог подключаться к любой внутренней системе, выводя её на высший уровень, не прибегая для доказательства правоты к насилию?
Интеллект не может функционировать независимо от сердца (когда его выводы не подвергаются сомнениям со стороны разума сердца), обычно действующего интуитивно, но всегда философски. Электромагнитные поля земли, вселенной, солнца влияют на такое же поле сердца, именно через него, в творчестве особенно, мы и как бы встраиваемся в голографическую иерархию всего сущего, что даёт нам власть над миром. Энергия мысли сравнима по силе с энергией атома, только надо уметь «расщеплять» её с помощью воображения – и здесь случайность – непознанная необходимость. Между мозгом и сердцем интенсивность взаимодействия настольно высока, что процесс невозможно свести к причинно-следственным отношениям. Тут требуется спонтанность творческого воображения, которая зиждётся на слиянии матрицы личного поля с матрицей вселенной. В состоянии полного просветления личность воспримет одновременно и своё поле, и поле Мегавселенной. Ощущение бесконечности внутри себя есть восприятие вселенной самой себя в человеке. Это и есть Голгофа человеческого духа.
Потому-то каждое желание, возникающее в нас, должно пройти цензуру умного сердца (сверх-я), только тогда гора пойдёт к Магомету.
И глаза даны нам, чтобы смотреть на мир, как в первый и последний раз. И здесь ум передаёт реальность через поле сердца, связанное с полем вселенной. Вселенная перестанет расширяться, когда на земле исчезнет духовность. И всё дело в резонансе полей. Слившись со Вселенной, человек может принять любую форму в поле своего сознания. Великие мистики древности утверждали, что и Бог без человека беспомощен, ибо не знает, где в бесконечности пошло что-то не так. Душа наша живёт идеальным, чтобы, отрицая реальность – сохранить её в гармонии.
Попытки овладеть энергией духа опасны для неокрепшего ума. Наркотики, помогающие срывать пелену, отделяющую человека от сложных полей вселенной, красноречиво свидетельствуют о том, что мы ещё не созрели для восприятия этих полей в повседневной жизни. Наука должна пойти по линии укрепления в человеке человека. Ведь его тело и мозг остаются во власти неведомых законов и сил. Ночные и дневные кошмары всё ещё мучают их. Попробуй, разберись с этой анатомией добра и зла, когда в сумерках все кошки серы, а жизнь не начнёшь с белого листа. Душа состоит из сверхлёгких элементарных частиц – микролептонов. Сердце – источник энергии души, и если направишь на человека жёсткий пучок микролептонов, человек сойдёт с ума, потеряет память и даже погибнет (поля смерти). И такое оружие есть – пока ближнего уровня.
Наука должна взять лучшее, накопленное в религии. Особенно в науке о человеке, его психологии. Все эти свидетельства старцев и иноков о нашем нутре нуждаются в глубоком осмыслении. Ведь в тиши келий были гигантские прорывы в неведомое, которое пусть и называется божественным миром.
Как утверждал даосский философ Чжуан-цзы, мудрый человек знает невозможность различения между «правдой» и «неправдой», не стремится к славе и не бежит от позора, равнодушен к суду других и не имеет своей «точки зрения». Мудрый человек «освобождён от самого себя» и «сводит различия воедино», не отменяет «мир как он есть», не находится под властью привычки мышления, навязанной логическим порядком слов, и восстанавливает в себе первозданное многоголосье бытия, с его бесконечным потоком смыслов. А у нас нет времени на воспитание. Пичкаем молодое поколение знаниями самым занудным образом. Никакой внутренней со-работы. Нейроны «захлёбываются» от груза «мёртвой» информации, а подкорка бунтует, пробуждая древние мозговые поля, доставшиеся нам от динозавров. Социализация принимает всё чаще стадный уровень. Поля сознания слабенькие, сердца неразвиты, души маленькие, склонность к жестокости и насилию возрастает. Стыдливости никакой. Дух хоть и питается сексуальной энергией, но только той, что очищена сердечными полями. А иначе получается псевдочеловек. Но и в животный мир нам путь закрыт, тогда неизбежен срыв во злое и во всём подряд.
Вот и пребывает нынче молодёжь в подвешенном состоянии между ангелом и бесом. Не будучи ни тем, ни этим, а носителем некоего метафизического зла, не поддающегося разумению. Юный гражданин планеты, неся в себе мощный негативный заряд, который не поддаётся обезвреживанию, может стать суровым судьёй нашего мира, не знающим жалости и пощады. Погромы в пригородах Парижа и Берлина дают нам такое основание для выводов.
Строя правовое государство в России, мы начисто забыли, что между законом и любовью изначально существует конфликт. Законы держатся на страхе наказания, а любовь – на чувстве свободы и открытости сердца. Власть подлинной любви легка, незаметна, ничего не требует взамен. Власть закона тяжела, подчас несправедлива, формальна, немилосердна.
Человечество более всего нуждается в постоянном притоке рыцарей духа, людей долга. Для чего ноосфера земного шара, которая возникла благодаря истории человечества и которая участвует при каждом зачатии (когда удачно, когда нет, сие зависит от степени развитости душевно-духовных полей родителей), нуждается в нашем бережном отношении. Две страшных мировых войны XX века изрядно потрепали ноосферу. Печать вырождения стала видна на мировой культуре. Отметим между прочим: то, что в России в массовом порядке ведутся раскопки на местах кровавых боёв в годы Великой Отечественной войны – не случайно; среди бойцов немало было внутренне цельных людей, после совершения обряда погребения их души находят, наконец, последнее пристанище в ноосфере земли, чтобы поддержать её энергетический баланс. Когда все мы услышим в сердце голос: «Ты создан из огня, плоти и спасительной веры», тогда прекратятся все эти «разборки» с Богом, созданным по нашему образу и подобию, и человек ощутит большое тело живой земли, Мегавселенной – как собственное продолжение. Сердце должно жить в ладу с разумом, и всё будет получаться в жизни правильно.

КАК  НЕ  СТАТЬ  ЖЕРТВОЙ  СОБСТВЕННОГО  МЫШЛЕНИЯ
И  МУЧЕНИКОМ  ИДЕИ

Идея – это машина огромной силы.
(П.Д. Успенский, русский философ-мистик)

Жизнь должна быть жизнью, а не тенью человеческих заблуждений, их провокаций. Новые жизненные смыслы рождаются взамен утраченных только при сохранении верности самому себе – как человеку сострадающему и хорошо разбирающемуся в социальной и прочей алхимии, то есть – вне каких-либо пошлых символов, без имитации, профанации и приклеивания ярлыков собственного мнения. Идеальных объектов нет, а истина – это процесс, который нуждается в постоянной корректировке. Никакой абсолютизации. Ведь всякая идея – сложная и тонкая субстанция. При неумелом обращении с идеей – она «сжигает» всё вокруг, в том числе и мозг, приводя к фанатизму, парализации духа. Главное, не спешить делать окончательные выводы. Неправильно интерпретированная идея закабаляет, ослепляет, отрывает от реальности, порождая глубокий разлад человека с жизнью. Эклектика не случайно паразитирует на мышлении. Тот, кто не критически смешивает выводы из различных систем – обречён на поражение. Мир, каков он есть в материальном плане – холоден и абсурден. Великие идеи согревают его. Интеллектуальное созерцание упорядочивает пространство и время.
Мистерии прошлого предшествовали научному мышлению, свет истины переживался как её яркий образ или образец бытия, и поэтому для древних греков мир был понятен и близок. Но всё изменилось, когда пробил час прогресса и мышление развилось до уровня понятий и категорий, и мир мышления (а на примере отдельных наук это очень заметно) стал особой субстанцией, существующей в социально-культурном пространстве, но не в наших головах. Мы уже говорили выше о ноосфере как о планетарном мышлении. В мышлении важно правильно и непредвзято подойти к разрешению той или иной проблемы, не с позиции остаточных следов мыслительной деятельности. И тут необходимо на себя оборотиться, понять, где происходила ранее нестыковка теории и практики. Иллюзия простоты и понятности истины часто играла с нами злую шутку. Это относится прежде всего к идее социализма, которая насколько жизнеспособна, настолько и сложна. Демагогия и профанация взяли верх, а все, что не умещалось в прокрустово ложе общественного бытия, безжалостно отсекалось. Отсюда этот агрессивно-прожективный вектор. Сила есть, ума не надо для критического расщепления восприятий. Ведь мысль рождается на стыке полей времени и пространства.
Законы мышления существуют независимо от нас и не все известны нам. И, по сути, пока не человек мыслит, а мышление мыслит через человека, часто паразитируя на головном мозге. Игра в бисер, игра умными словами у Гессе – это и есть то, как идеи живут ради идей, утомляя человеческий дух. Потому-то наука и успешно развивалась больше эмпирически, чем теоретически, когда случайное фактически принуждало к мыслительной деятельности. И нет ничего удивительного в том, что сам познающий субъект выпал из поля исследования, и мы до сих пор преступно мало знаем о себе. Мы искали истину вовне, а она оказалась внутри нас, приняв облик человека. Сколько мыслей – столько и миров во мне.
Так, вызывая на дуэль (ежечасно) свой разум, мы не даём угаснуть воле к жизни, иначе тело станет добычей микробов. Мы ещё не научились переводить мысль в энергию радости жизни.
Истина противится пошлой серьёзности!
Книга М. Фуко «Истории безумия в классическую эпоху» (СПб., 1997 г.) парадоксальным образом подходит к проблеме мышления. Фуко пишет: «Безумие превращается в одну из форм самого разума. Безумие без бреда». Конечно, это метаморфоза, но раскрывающая суть мышления, которое боится обыденности, как своего страшного врага. Прав Фуко и в том, что путь от просто человека к человеку истинному лежит через человека безумного, то есть полностью оторвавшегося от царства мещанства, что мы и наблюдаем в XXI веке в человеческом мире. Нельзя не согласиться с Фуко, что в третьем тысячелетии психология личности будет отталкиваться от раздвоения, характерного для шизофрении, психология языка – от афазии (неспособность понимать смысл сказанного), психология ума и понимания – от умственной отсталости. Сейчас очень заметна эта вторая волна безумия в театре, на эстраде, в кино, в художественном искусстве, которые находятся во власти супернатурализма, вызывающего фрустрацию (чувство тревожности), буйство подсознательного (дурачество).
Понятия, первоначально полученные путём абстрагирования от конкретного опыта, как бы обретают собственную жизнь. Они соединяются в какие-то причудливые смыслы, которые буквально навязывают человеку определенную точку зрения, часто околдовывая ложной красотой и хитроумной риторикой. Бесконтрольное смешение семантических полей ведёт к нарушению взаимодействия ситуационных смыслов и параличу мышления. Скептические умы чаще всего становятся жертвами дерзких надувательств.
Нечто создав и назвав, мы сталкиваемся с демонией знака. И тогда всё, что не укладывается в схему – безжалостно отсекается. Все доводится до якобы абсолютной понятности. Тут уместно вспомнить протоколы допросов арестованных следователями в 30-х годах, в годы репрессий. Если кто-то обвинялся в том, что он планировал вырыть туннель между Владивостоком и японскими островами, значит, он враг, а иначе зачем браться за такое нелёгкое дело? У безумных своя логика – зло часто ходит дорогою ума. В споре рождаются ныне только враги.
Для неокрепших умов – тяжёлое испытание – связать всем своим существом понятия в экзистенциальное суждение. Если кого-то назвали походя бандитом, разве хватит сил разума не поверить в это, когда криминал всем заправляет? Нам бы справиться с бременем своей судьбы, ведь легче жить при мире, чем быть в нём целостно.
Рефлексии, процессу осмысления чего-нибудь, надо учить прежде всего через самопознание и мысленное обращение ко всему, чтобы приручить архетипы (прообразы мира идей), чтобы не усыпить себя правильными словами. Ведь в узком смысле, рефлексия – это «новый поворот» духа после совершения познавательного акта постоянно меняющейся реальности к Я (как центру этого акта) и его монаде, благодаря чему становится возможным присвоение познанного, когда ничто становится нечто. Мысль, однако, обладает женским магнетизмом, бойся её чар, ибо они мешают нам выйти за пределы существования.
Печально, что часто наша профессура напоминает мне адептов тоталитарных сект, которые не могут без посторонней помощи сойти с вершины пирамиды догм. Мы не учимся быть оппонентом самому себе, а всё потому, что свет истины ослепляет и несогласная тень теряется во тьме предыдущей практической деятельности. Мысль всегда, как вспышка молнии, которую высекают два заряда: сердце и разум (дух). Сознание человека – это не только живое зеркало вселенной, это и её матрица, так как большой взрыв произошёл из-за того, что вечный первочеловек (по образу и подобию которого возникли мы), в древней мифологии Пуруша, сознательным (волевым) актом принёс себя в жертву, чтобы из него (первочеловека) возникли все элементы космоса, вселенская душа. Поскольку Мегавселенная существовала всегда, создавать новые вселенные могут только люди, развившиеся за биллионы лет до уровня Пуруши, в котором Любовь достигла великой творящей силы, благодаря полному слиянию энергетических полей сердца и ума. И когда не хватает энергии для мысли, черпайте её в святых местах; для каждого они индивидуальные.
В своё время, учась в институте, я защищал дипломную работу по «Божественной комедии» Данте. И меня всегда удивляло то, как конструирует ад и рай великий итальянец, как пространство даёт проход физическому телу в своих складках. Наверняка, внешнее пространство как-то связано с внутренним, а переход возможен благодаря сознательному трансфизическому изменению биологического начала в полевую сущность (так называемое холотропное дыхание). Физика символа здесь играет не последнюю роль. Ведь знак, образ воплощают (концентрируя) в себе какую-либо идею, через которую смыслы как бы просвечивают, показывая иррациональные глубины идеи, нередко доходящие до аллегории (иносказания), которая прочно фиксирует фактическую ценность мысли. Путь физического тела – путь к новым воплощениям в иных измерениях, вернее, трансформация, зависящая от уровня развития мышления и его связи с аффектацией (душевным волнением). Сколько воли, усилий, воображения требуется для того, чтобы удержать диалог внутри себя на заданную тему. Нельзя раствориться в идее, необходимо «приручить» её, понять, какие нравственные характеристики она несёт и где её границы применительно к практике. Неозвученная ещё мысль как идеальный образ всего, хотя и управляет хаосом, но сама не есть хаос. И как опасно бездумно подставлять «своё тело» некритически воспринятой чужой мысли, особенно, когда внутри тебя разгорается борьба, пусть и за правое дело. Кривда любит рядиться в одежды правды и аналогий, когда мы не в себе.
Мысль, лишённая «плоти» прошлого, настоящего или будущего, требует от нас эсхатологических усилий, дабы она могла реализоваться физически в этом мире. Почти что – жертвенности от его носителя. Так бывает, что жертвы оказываются напрасны. И это похоже на вампиризм со стороны Логоса, мира нерождённых идей. Человек – есть проект идеи человека, который по мере втягивания в себя мира, открывает в себе всё новые бездны бытия. Искусство быть самим собой и заключается в умении приносить в жертву идеи, по мере того, как их смысловые энергии воплощаются во что-то удобоваримое, стоящее. А человек? Что человек, микро- и макрокосмос неисчерпаемы, а значит, будет что описывать в новых понятиях. Кстати, российская элита так и не выработала понятийного языка, на котором она могла бы разговаривать с народом и миром. Потому подлинное движение мысли остановилось в России. А заниматься переписыванием старого – контрпродуктивно. В конце концов, можно вообще разучиться думать, став жертвой идейного разброда. Называть вещи своими именами – что может быть прекраснее для мыслящей личности? В конечном итоге нет разницы между возможностью и её реализацией для человеческого сознания, и полное взаимопроникновение практического и теоретического разума – вопрос времени. Народ в массе живёт ложными образами и мифами, которые внедряются в его сознание правителями. Посткоммунистическая эпоха вся построена на этом. Тоталитарность инстинктов, незаметная на первый взгляд в человеке, всё ещё определяет мотивы нашего поведения, не давая мыслям свободно реализоваться с позиции практического разума.
Образ в XXI веке пока одерживает победу над словом (отрицательная роль телевидения). По Гегелю, образ стоит посредине между непосредственной чувственностью и идеальной мыслью, но под действием Оно (по теории Фрейда, один из трёх компонентов личности), которое не знает внешнего мира и течения времени, не обладает структурой и не подчиняется логике и сознанию, и содержит в себе все инстинкты, была разорвана связь времён в человеческой истории (на примере России это весьма заметно), напряжение поля цивилизации предельно ослабло, наше сознание перестало быть частью непрерывности (континуума) тончайшего смыслового эфира, что и не позволяет делать систематические «скачки» в диалектическом мышлении (восходящем духе).

ЧЕЛОВЕК  КАК  ИДЕАЛЬНЫЙ  АРХИТЕКТОР  ЧЕЛОВЕКА:
ПРАВИЛО  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  СБОРКИ

Разум не может существовать без разумного
существа, которому принадлежит разум.
(Х.И. Хан, индийский философ)

Отношение личности к личности, хотя бы высочайшей
личности Бога, не может быть отношением средства
и цели, всякая личность есть самоцель.
(Н.А. Бердяев, русский философ)

В мировой литературе за все века, наверное, никто так мудро и современно не описал предназначение человека и его роль во вселенной как русский философ Н.А. Бердяев («О рабстве и свободе человека», глава «Личность»). По сути это целая программа под названием «Человек». Вот только некоторые постулаты из неё. «Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка… не как животное, и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность, именно как личность. Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственной его судьбой», «Когда личность вступает в мир, единственная и неповторимая личность, то мировой процесс прерывается и принужден изменить свой ход, хотя бы внешне это не было заметно», «Личность есть микрокосмос, целый универсум, в индивидуально-неповторимой форме», «Личность самосозидается», «Величайшие из людей всегда слушали исключительно внутренний голос, отказываясь от конформизма в отношении к миру», «Человек чувствует себя существом, висящим над бездной…», «Гений одинок, он не принадлежит никакой социальной группе, элите…», «Личность формируется через столкновение со злом в себе и вокруг себя».
«Мир через тьму идёт к новой духовности» – этот завет Бердяева должно помнить человечество будущего на переломном этапе. Без личности нет идеи бессмертия. Христианско-теологический апофеоз бытия делает из нас «тень» человека для заселения потусторонних миров. В XXI веке проблема человеческого существования стала центральной во всех науках, даже физике. И это, думается, свидетельствует о том, что человек постепенно просыпается к внутренней жизни во всей её полноте, ибо смертельно устал от тирании массовой поп-культуры. Эмпирическое поле личности тонет в пучине страха и разочарования. Человек-животное все время думает о еде и житье, черпает удовольствие в страданиях другого, отвечает злом на добро, испытывает наслаждение от дурных поступков, и таких становится всё больше и больше, давая шанс к реализации себя тёмным двойникам нашего «я». Подобно первобытному обществу, не отделяющему себя от природы, мы мифически соучаствуем в гордыне технической цивилизации. И остаться человеком в наше время буйства потребительской психологии – всё равно что стать Богом. Ни в чём не стало опоры, даже во сне кто-то твердит тебе «Человеком быть не можете», и лезешь голым в огромный компьютер, который глотает тебя. Просыпаешься в поту и думаешь, кому предназначались эти страшные слова? Учёные твердят о том, что человек, прежде чем стать объектом для изучения, нуждается в идеальной сборке. Но как этого добиться, если нет завершённого проекта под названием «Человек». Одни наброски. Гамлетовский вопрос: быть или не быть – по-прежнему не приемлем для большинства, которое хочет быть, не напрягаясь, не жертвуя ничем.
Наше воспитание напоминает инструкцию к цифровым фотоаппаратам, где написано, что последним нельзя забивать гвозди в стену. Или иногда можно? Контрпродуктивно пребывать в совершенно идеализированном пространстве мысли о человеке.
Человек – универсальная матрица мира. Это как понимать? Как действует эта матрица? В прошлом, настоящем или в будущем? С одной стороны, мир одомашнивается, духовно возвышается (яблони в заброшенных деревнях так похожи на оставленных детей), получает новое развитие в человеке и через человека (цивилизованная среда), с другой стороны – становится демоническим, пустым, страшным, умирающим. Неполноценность массового человека заключается в том, что мышление само по себе близко к одержимости (полубезумные фантазии легко заражают неокрепшие умы). Был один замечательный проект под названием «Советский человек». Он, кстати, действует до сих пор. Только проходит суровое испытание капитализмом. Но русские Моисеи не ведают, как вывести из пустыни свой народ, и Бог не даёт им скрижалей с 10 заповедями о новом социальном устройстве. На Западе, к слову, та же проблема. Там давно махнули рукой на поиски новых смыслов существования. И человек, потерявший себя, срывается с цепи, убивает всех без разбора в больницах, школах, на улицах. Полицейское государство – новый вид тоталитаризма, когда страж закона всегда прав.
В современных школах будущего человека не собирают, а «режут» на части. Сначала вырезают из мира, как целого, потом кромсают его душу, повторяя, что она – пустое место, а затем – и мозг, отделяя лобные доли от височных. Думать не надо, положено глотать. Споришь – получи неуд. И в итоге – школу и вуз покидает «труп», механическое изделие. Преподаватели мне всё больше напоминают хирургов. Душа – живое зеркало? Мы его колотим на кусочки, а потом собираем кое-как, микросвязи рвутся, энергия отражения на нуле. Зеркало можно и поджарить. Оно будет хрустеть, как гипс, и сублимированную душу можно попробовать на вкус. Да простит меня читатель за эти гастрономические этюды, но нельзя бесконечно глумиться над проектом под названием «Человек». Здесь не должно быть места, как говорил герой одной кинокомедии, никакому модернизму и абстракционизму.
Пришло время говорить от имени собственного «я», а не безличного «мы». За человека нужно драться, споря и соперничая со всем, что встаёт на его пути. Наивно полагать, что можно разделить в человеке душу, дух и тело. Это всегда пахнет вандализмом. Человек (сверхмировое начало в потенции) принужден временно выступать в роли Господа Бога, производя себя сам во всех трёх ипостасях: духа, души и тела. Что получилось, то и есть.
Правило индивидуальной сборки заключается в том, чтобы шакти, энергия духа, стала нашей личной собственностью для создания индивидуального поля. Это приглашение к сотрудничеству, когда не нужно ничего резать по-живому, а просто вести дружеский диалог, заполняя пустоты души запредельными мыслями, диалектически соединяя целостного человека и Мегавселенную.
Внутренний мир человека – это некое понимающее пульсирующее пространство, где необходимо двигаться нежно, бережно соединяя опыт и разум и обязательно используя все достоинства других истин. Держа под контролем мистическое сознание, процесс коммуникации, чтобы не утонуть в сложной действительности. Болтовня всегда обрывает взаимодействие индивидов, ибо нет возрастания поля понимания. Работа духа требует «выворачивания» души наружу, процесс болезненный, но неизбежный, и это есть второе рождение, археология прошлых жизней. Это вываливание себя наружу я называю духовным харакири. Но на это надо набраться смелости, ибо до конца не знаешь: выживешь или нет, как личность. Нравственность – это постоянная борьба бесплотной мысли с плотью слова.
С некоторых времен цивилизация на Земле всё больше погружается в болото идеологической неопределённости, нет глобальной справедливости, вместо будущего – футуристические страшилки, на лицо риск потери управляемости в мире. Перефразируя слова праведника Иова, хочется спросить: «Может ли оправдаться человек перед человеком?»
Политики безмятежно спят. Ресурсы тают, молодёжь беснуется. Какая уж тут идеальная сборка человека? Мы даже не можем понять, какое поколение растёт нам на смену, каково её нутро? Неужели грядёт белокурая бестия, о которой мечтал Гитлер, без совести, без страха и упрёка?
А что же «вшивая» интеллигенция? Увы, она не стала генератором новых идей и масштабных программ. Она занята топтанием Советской эпохи, приспосабливаясь к условиям жизни, подличая в угоду власть предержащим, мол, мы любим любить всё «передовое», что пришло с Запада.
Послушайте, как вся эта «просвещённая» клака характеризует общественную атмосферу 60-70-х годов в СССР: торжество самозванцев мысли, красное нетерпение, обнаглевшее самосознание и т.п. Пепси и секса, видите ли, не было в Советском Союзе. Зато человек был не жмот, думающий, отзывчивый на чужую боль, с чувством собственного достоинства, немного наивный, уважающий чужую точку зрения. Тот самый, что выиграл войну в 1945 году. И не какой-то там мыслящий тростник, а гигант мысли, каким были Королёв (в ракетостроении), Сахаров (в физике), Зиновьев (в философии), Шостакович (в музыке).
Кто и как собирал этих титанов мысли? Эпоха социализма? Мама с папой? Бог?
Когда знакомишься с биографиями гигантов мысли, понимаешь, их сделала такими свободная идея нового переустройства мира. Читаешь русских философов начала XX века и видишь, все их мысли так или иначе крутятся возле Бога. А зачем Богу эти красивые теории, если пришло время космического созидания? Истина должна работать, помогать формировать мыслителя – решительного, основательного, но и совестливого, понимающего, где кончается добро и начинается зло. Вспомним протесты Андрея Сахарова. Нам не хватает предельной избыточности мысли и знания – власти над смертью. Личность живёт вне времени и пространства, потому-то мы думаем, что её мысли несвоевременны. Ан нет, очень даже своевременны. Просто нас очень пугает огненное сопротивление материи и страх ответственности. Лозунг нашей теперешней жизни: всё само собой образуется, напоминает мне дурной даосизм; забываем о бдительности духа и непостоянстве человека. Оттого-то и множатся проблемы в России, в этой нескончаемой борьбе за существование, а вслед за ними рушатся дома и судьбы. Мы преуспели в написании эпитафий. В поисках утраченного времени составляем Книгу Памяти несовершенных дел. С родным языком стало невмоготу дружить, мы его по боку, скрывая убогие мысли за иноземными знаками. Боимся оставаться наедине с самим собой и своими мыслями. Какой Данте выведет нас из этих кругов ада звенящей тишины забвения собственного «я»? На новый уровень мышления.
Я бы отмечал дни рождения по мере того, как в человеке вызревает неординарно мыслящий человек, который начинает понимать «язык» реальности, обретая её высшую прагматическую ценность, чтобы слиться со всей совокупностью опыта, и это значит – идти дорогой Мегавселенной, не страшиться все начать с нуля, прибавив к нему божественную единицу человеческой судьбы. Только человек может быть идеальным архитектором человека, и правило индивидуальной сборки требует от нас волевого и ясного осознания себя и мира как единого потока реальности, когда бытие – в-себе становится сущим – в-себе, когда интерпретация данности зависит от созерцающей силы трезвых суждений, не поддающихся гипнозу слов. Негоже человеку оставаться наедине с самим собой без верной мысли, чтобы было, на что опереться совести, чтобы не стать рабом злых страстей, чтобы свободно и мудро подумать обо всём, не боясь заглянуть духовным зрением в самые тёмные бездны ради торжества жизни.

10-28 августа 2009 г.,
г. Ельня.


Рецензии