Грех обижаться!

«Прошлое не умирает, а продолжает жить наряду с настоящим»
Джон Голсуорси

В 1995 году мы с женой и двумя взрослыми сыновьями приехали в благополучную Германию – на историческую Родину моих предков. Первые ощущения на новом месте жительства описать трудно - это сравнимо с неожиданным прыжком в холодную воду! Вышли из самолёта, а вокруг незнакомые люди, улицы с непривычными глазу домами, огромное количество роскошных автомобилей… Всё – непонятное чужое...
Уезжали мы из неожиданно распавшейся страны Советов в лихие девяностые годы, в период сплошной безработицы, о которой раньше понятия не имели. Это было время расцвета в стране небывалой коррупции и бандитизма. В магазинах пусто. Народ озлоблен от безысходности. И вдруг, как в сказке, оказались мы в богатой Германии, где в магазинах невиданное изобилие, о котором даже во сне не снилось! Кругом чистота, красота и порядок. Люди спокойные, приветливые и кажутся счастливыми!
Сразу возникли трудности, из-за языкового барьера. Всю свою сознательную жизнь я был немцем, а тут из-за плохого знания родного языка в глазах местного населения стал русским! Выражать своё недовольство бесполезно и глупо коль уж судьба такая. Жалеть о прожитых в России годах тоже не стоит – это была наша жизнь с её радостями и печалями. Не всё было плохо в стране Советов и не всё хорошо на земле предков. Жизнь – постоянная борьба за выживаемость, и это нормально.
Никогда не думал, что в возрасте 55-ти лет смогу найти работу в Германии, где безработица вполне нормальное явление. Когда мы жили в лагере для переселенцев, сосед по квартире, давно окончивший курсы немецкого языка, писал заявления в разные фирмы по устройству на работу хаусмастером. * Ему постоянно приходили отказы.
О специальности хаусмастера я тогда не имел никакого представления. Сосед объяснил мне, что для этого необходимо уметь делать всевозможные работы по дому, во дворе и в саду. Подумав я решил, что, пожалуй, смог бы справиться с такой работой. Старший сын нашёл интересное объявление в газете, где требовался хаусмастер евангелического вероисповедания. Благодаря тому, что я евангелист, оказалось одной из причин получить это рабочее место.
Поговорили об этом в кругу семьи, я отважился попытать счастье. Заявление с моих слов написал старший сын Андрей, а Светлана, жена младшего сына Павла перевела на немецкий язык. На удивление самому себе и многим соотечественникам, что приехал с нами в конце апреля, а в начале сентября того же года, с плохими знаниями немецкого, уже приступил к работе!
В живописном месте предгорья Альпийских гор, в 33-х километрах от Мюнхена, в небольшом посёлке, где даже магазинов нет, поселили нас в небольшом старинном замке со служебной квартирой. Благодаря тому, что Света, владела немецким языком и помогала свекрови в переводах, жена смогла работать на кухне поваром на половину ставки. В этом замке позволили жить в отдельной комнате младшему сыну с женой. Со временем Света тоже стала работать в кухне, получая ставку «базис».
Не взирая на то, что жена и сноха были русскими относились ко всем нам вполне нормально, вернее сказать, хорошо. Андрей старший сын, с дипломом инженер-механик проходил переподготовку, за счёт государства, в городе Вюрцбург. После подтверждения диплома, он работает менеджером на всемирно известной фирме «Claas». Младший сын, Павел, по специальности дизайнер, проходил бесплатные курсы работы на компьютере. После окончания курсов сразу устроился работать по свой специальности и они с женой переехали жить в город Мюнхен.
С самого начала трудовой деятельности я познакомился с Францем и Эрной, пожилой семейной парой из Мюнхена. Коренные баварцы, пенсионеры. Они часто посещали замок, чтобы бесплатно поработать на благо церкви. Принадлежал замок евангелической церкви, в нём был центр по медитации. Шеф замка - священник, который проводил богослужения.  Мне очень нравится, как местные жители относятся к своей культуре. Они трудолюбивые, аккуратные и законопослушные.
Когда я, после выхода на пенсию, жил уже один за пределами замка, Эрна с Францем продолжали часто приезжать ко мне. Ездил и я к ним в гости. Обычно наши встречи сопровождались интересными беседами с бокалами сухого вина. Я рассказывал им о себе, о своей жизни в России, а Франц мог подолгу с любовью рассказывать не только о Баварии, но и о всей Германии. Весьма любознательй, с обширными знаниями истории и географии, многое повидал дедок.  Дружба наша продолжалась пока не ушли в мир иной старички…
Сейчас живу в доме, где все мои соседи – местные немцы, а в ближайшей округе, к сожалению, нет земляков из бывшего Союза. Взаимоотношения с местными жителями прекрасные. Иногда даю им почитать, написанное мною то, что переведено на немецкий язык. «Интересные истории! – хвалят они. – А почему сам на немецком не пишешь?» Как им объяснишь, что у меня сложности с тонкостями немецкой речи? Обычно отвечаю им, что я российский немец, и они это воспринимают с пониманием. Нам, российским немцам, не нужно стыдиться, а надо гордиться тем, что в нас смешалась культура двух великих народов. Мы не хуже и не лучше этих народов, мы просто другие. И не наша в том вина, что плохо владеем немецким, а наша беда.
Живу я довольно скромно, в однокомнатной квартире, получаю небольшую пенсию, но денег, как говорится, всегда мало. Имею старенький автомобиль и много езжу по Германии: всюду много живописных мест, есть, что посмотреть. Жизнь прекрасна и грех жаловаться на стабильное житьё и спокойную старость! А мелкие недостатки… Так где ж их не бывает?!
Здесь, на земле моих предков, благополучно устроились мои дети, родились горячо любимые внуки. Всем я доволен. Но думы о России не покидают меня.
Я постоянно слежу, что и как там происходит. Я российский немец, в шестом поколении. Основная моя жизнь – 55 лет! – прошла на российских просторах. Там остались могилы моих родителей, дедушек, бабушек и близких родственников. Учёба, престижная работа, верные друзья, первые мечты, первая любовь, радость рождения детей – всё происходило там. Нет-нет да и кольнёт щемящее чувство ностальгии по стране, которая вырастила и воспитала меня…Прошлое не отпускает! Место жительства менять можно, а душу– нет…В ней навсегда останутся светлые, добрые воспоминания.
Психологи утверждают, что позитивные воспоминания души позволяют наполнить сознание светом, а, главное, сохранить о своей жизни положительные впечатления, позволяющие в старости сказать: «Я прожил счастливую жизнь. В ней было столько хорошего!»

*Хаусмастер – управдом (нем.)

Октябрь 2017


Рецензии