Поэт Сергей Смирнов

Поэт Сергей  Смирнов
                1951 году,  мне было двадцать лет,  я обслуживал электроподстанции  северо-западной части Ленинградской области.  Однажды, мне нужно было по производственной необходимости ехать на пригородном поезде   из Мги в Волховстрой.  Время поездки порядка двух часов.  Представляя, насколько это будет нудно, решил приобрести какое-нибудь  чтиво.   Пошел  к киоску Союзпечати и стал рассматривать выставленную печатную продукцию,  но на витрине не нашел ничего, что могло меня заинтересовать.  Пришлось купить  случайно попавшую мне на глаза, брошюру приложения к журналу «Огонек» -  стихи неизвестного мне до той поры автора Сергея Смирнова.  Решил взять ее, считая, что  в любом случае, это хоть как то скрасит мне  время поездки.  К стихам я ранее не был равнодушным, любил их читать и слушать, но в основном  признавал уже известных мне поэтов.   
К моему удивлению,  стал натыкаться в этой брошюре на понравившиеся мне строки и целые стихотворения. Брошюру в конце поездки я не выбросил и сохранил в своей маленькой, в то время, библиотеке и иногда в нее заглядывал.   Многое из стихов Сергея Смирнова   я помню до сих пор. В дальнейшем я приобретал для своей библиотеки все  книжки этого поэта.  К сожалению, С.  Смирнов не занял особенно высокого места на литературном пьедестале, поэтому после его ухода, очевидно, не переиздавался, и  уже в девяностых и нулевых годах, когда  я попытался найти его стихи в интернете, я почти ничего не нашел.  Приходится писать о его стихах только то, что осталось в памяти.   
Более того, читая редкие воспоминания о нем, я наткнулся на неприятие его некоторыми кругами  и как поэта, и как человека.  Где то он кому - то не угодил, и   поэтическая братия слегка предала его анафеме. Его обвинили в антисемитизме.  О нем написали «Он горбат, стихи его горбаты, и во всем евреи виноваты». Авторство  этой эпиграммы приписывают или С. Маршаку, или М. Светлову.
                Поскольку я  сам являюсь инвалидом «пятого пункта» я должен был бы после таких характеристик отвернуться от этого поэта.  Но, почему то,  у меня в данном случае, это стадное чувство не взыграло, и я продолжал интересоваться им  и покупать все его книжки.   В связи с перепетиями 90-х все они были утеряны. Тем не менее,  я  считаю, что неплохо знаком с его творчеством, так-как  все, им написанное, было мой прочитано и многое осталось в памяти.  Не все мне понравилось, но, главное,  не нашел в его стихах ни одной антисемитской мысли.  Поскольку я много слышал о том, что взаимоотношения среди литераторов, особенно второго, а тем более третьего круга  подобны «поведению пауков в банке», решил воспользоваться формулой Маяковского – «Я поэт, и этим интересен». Поэтому я отбросил всё постороннее и сохранил к С. Смирнову доброе отношение, именно как к поэту.   Потом подкрепил свое мнение, прочитав  воспоминания вдовы М. Светлова, которая описывает теплое участие С. Смирнова в похоронах ее мужа, который был якобы соавтором, приведенного выше пасквиля.   
                В 1960-х годах я опять вспомнил С. Смирнова по необычному поводу. Мной был приобретен любительский киноаппарат, и я надолго пристрастился к этому занятию. Снимал и свою семью, и родственников, и рабочие эпизоды.   
Вдруг у меня возникла мысль попробовать снять сюжетный, любительский фильм, для которого нужно было найти какое-либо стихотворение,  по которому можно сделать  подобный  фильм.  В этом фильме планировалось внизу поместить титры из  строк стихотворения, а на экране будут изображаться сценки, соответствующие тексту. При этом я понимал, что не обладаю никакими профессиональными навыками ни кинооператора, ни актера. Поэтому поставил перед собой задачу только естественной съемки, без всякой подтасовки,  без использования какого либо реквизита, актерской игры, то есть только то, что я увижу в жизни.   Нужно было найти стихотворение, где текст может быть представлен  реальными и доступными образами. 
                Я объясню, почему я был против игровых сцен. Иногда я на производстве снимал отдельные эпизоды. Например: стоит работник около оборудования на улице зимой. Я прошу его, попрыгай, пожмись, покажи, что тебе холодно. Он все старательно исполняет. Но когда смотришь эту сцену на экране, видишь показушность его игры, и это очень неприятно. Даже в этой примитивной сценке нужен профессионализм, а любая неестественность раздражает.
                Первым делом пошел в классику. Пушкин А.С .  Например: «Мороз и солнце – показываю солнечный зимний пейзаж, 
День чудесный – снимаю   подобный  зимний, залитый солнцем  пейзаж, но с другой стороны.
 Еще ты дремлешь друг прелестный – здесь уже нужно показать спящую, а затем просыпающуюся красивую женщину.
Но для этого нужна актриса. А  поскольку  я изначально поставил задачу – никаких игровых сцен, от Александра Сергеевича пришлось отказаться.    Но поставленная задача не отменялась.   И я стал искать  стихи, чтобы их образность соответствовала изображаемым и доступным в быту событиям.  И это оказалось очень сложным делом.  Прекрасных стихов бесчисленное множество, но найти то, что полностью соответствовало бы, поставленными мной условиями, и было бы осуществимо, оказалось нелегкой задачей.  И я вспомнил  отрывки из   стихотворений Сергея Смирнова. 
Когда он пришел с войны и шел по улице, сравнивая то, что он видел недавно, с тем что он видит сейчас и думает     « ….свистел свинцовый град,  а теперь читаю у трамвая, надпись осторожно «Листопад».  Так и представляется поздняя осень, кружатся в изобилии кленовые листья,  и плакат «Осторожно Листопад».   Это все можно снять простым киноаппаратом.  Совпадение образа и стиха.
Или строчка –« и на мир с улыбкой смотрит детство, леденец запрятав за щеку» Что может быть милее и образнее. Угостить ребенка конфеткой и снять его улыбающуюся физиономию, с оттопыренной щечкой.  И вот тогда я вдруг  еще раз понял, чем мне понравился С. Смирнов. Образностью каждого, сказанного им слова. И я стал просматривать его стихи, и многие так и просились в подстрочник к подобному фильму.
В стихотворении о зиме есть строчки –
                …даже пень у поленницы шаткой
.                Весь скукожился в сонной тиши.
                Набок сдвинута белая шапка,
                Словно тесто ушло из квашни.
Ну,  прямо заходи зимой во двор  любого  деревенского дома и снимай эту милую сценку или любуйся ею.
 Особенно  подошло для этой цели его стихотворение «Пешеходы». С тех пор прошло более пятидесяти лет, но что-то сохранилось в памяти.
Друзья пешеходы, давайте не будем

Завидовать в поезде едущим людям

Из окон вагона земля не такая,

Она пролетает крутясь и мелькая.

Нет самое лучшее это пешком,

Шагать по дороге с заплечным мешком.

Шагаешь и видишь, как быстро и много

Секретов тебе открывает дорога

.........................
                Каждая строфа просится к съемке – забитый пассажирами вагон для курящих, с плавающими клубами дыма, мелькающие за вагонным окном быстро сменяющиеся картинки,  шагающий по дороге путник с заплечным мешком и так далее. Я даже составил полный сценарий этого самодеятельного фильма. К сожалению,  другие заботы и увлечения не дали мне выполнить задуманное. Но памяти остался этот поэт с великолепной образностью стиха.    
               


Рецензии
Хорошо о человеке, Поэте и о жизни нашей.
Всех благ и здоровья!

Александр Сергеевич Трофимов   15.07.2020 07:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.