Эклизиум
Ф.М. Достоевский
На расстоянии многих световых лет от планеты Земля находится планета Эклизиум. Людям про нее на сегодняшний день ничего, совершеннейшим образом ничего, не известно. А меж тем она себе берет и благополучно существует в обширных просторах Вселенной, просторах не измеримых линейкой человеческого разума; а меж тем люди, живущие на планете Земля, многого не знают о себе и о самой планете, на которой они множатся и погибают, выстраивают и разламывают выстроенное.
Необходимо сразу заметить вам, любопытный читатель, отважный покоритель недостижимых глубин и недр, что не стоит вам ожидать от сего моего скромного рассказа историй полных различных диковинных существ, многоруких и свирепых, владеющих возможностями недоступными нам, смертным людям. Не найдет себе места в моем повествовании ни захватывающая космическая война, ни чудесное описание совершенного устройства жизни, которого нам, землянам, так хочется где-нибудь подслушать и подсмотреть. Моя история далеко не об этом и оттого, вероятно, многим она будет скучна.
Итак, те, кто все ж решил со мной остаться, привяжите себя покрепче ремнями безопасности, хоть немного расслабьтесь, ослабьте кандалы бытовых тревог, которые жестоко сковали ваш разум, и послушайте одну мою историю, которая мне вдруг вспомнилась, послушайте ее, пока наш космический корабль будет нас нести таинственный Эклизиум. История же такова: лет десять назад, когда я только делал первые шаги по извилистой тропе юности, один человек, в нашей с ним беседе, при помощи одних только слов, вдруг взял да и пошел гулять по Вселенной, прихватив при этом меня с собой. С этой крутой вышины он устремил мой взор на землю. «Что ты видишь?» - холодно и твердо спрашивал он. Я поначалу ужасно растерялся, так как вдруг осознал про себя, что только лишь смотреть – этого ужасно мало, нужно еще и видеть. Смотреть, понял я, можно все что угодно, смотреть – быть в стороне от происходящего, в то время как видеть – это понимать то, что ты смотришь и соединяться с этим посредством нити суждений.
Не столь уж важно сейчас то, что я тогда увидел, может быть, первый взгляд, как первый блин, выходит не ладным. Но что очень важно и приметно, так это то, что та самая прогулка сформировала потолок моего мышления. На все проявления жизни мы взираем с определенной высоты, но всегда нам является что-то потолком. Нравственная система ценностей, закон общественный и политический, закон физики, химии и биологии, закон божий – все это создает конечную точку нашего мышления. Мы, люди, не можем рассматривать жизнь целиком и сразу, так как она велика, а мы незначительны. Мы можем лишь пытаться рассматривать ее на фоне чего-то (оттого-то у нас и возникает столько ошибок и противоречий, так как, например, в закон государственный, объемом, скажем, в 700 страниц, мы пытаемся уместить жизнь прошедшую путь по земле отметкой в миллионы лет).
Возможность взирать на вещи, сидя на ладонях у Вечности, сделала меня в глазах близких мне людей глупым, тщеславным, высокомерным подлецом. Эта возможность сделала меня глубоко одиноким, но я более от этого не тоскую. Благодарю тебя за эту возможность, Алексей, я, кажется, научился ею пользоваться и быть с того в некоем роде счастливым. Каждому растению нужно стремиться к солнцу, нужно терпеть и страдать, прежде чем удастся ему расцвести чудесным цветком и напоить ароматом своим окружающий мир.
А вот теперь Эклизиум, который, надо отметить я нашел и разглядел, а теперь и вам о нем сообщаю, именно благодаря одинокому скитанию моего сознания по просторам Вселенной. Населяют эту планету люди, очень похожие на нас, но все ж отличные тем, что в грудных их клетках располагаются причудливые циферблаты. На каждом из них неизменно по шесть цифр. Эдакие люди-шифры. А в остальном они ужаснейшим образом похожи на всех нас.
Теперь я хочу показать вам одного мальчика, рассказать более всего его историю. Вы, читатель, вероятно, тоже окрестите меня подлецом, так как ожидали, скорее всего, удивительных и красочных описаний Эклизиума, но на деле получаете лишь какого-то ненужного вам мальчика. Не моя в том вина, так как природа на этой планете нашим глазам кажется скучной и блеклой, все от того, что на нее крайне мало проливается солнечного света; жилища, как и у нас на земле; а вот истории про мальчиков куда интереснее. Так что внимательно смотрите данную экскурсию, может быть, вы что-то увидите.
1
Эрих, обычный мальчик, живущий в обычной Эклизианской семье, где родители чрезмерно увлечены совершенствованием своего быта, устройством более комфортным в жизни и разгадкой самих себя. Как и у всех, под аккуратным и привлекательным костюмом, на груди Эриха имеется циферблат. Из шести возможных цифр там пока еще только-только начинают загораться две последних. Что, в сущности, значат эти причудливые цифры? Зачем они? Кто им задумал такой причудливый механизм я не знаю, но, что он обозначает, сказать могу: две последних цифры – это то, что должна задать в жизнь мать своему ребенку, так одна из этих цифр обозначает глубину чувств, а другая глубину разума. Две последующие цифры пишутся отцом – это сила и навык жизни. Следующий, пятый раздел циферблата, есть символ жизни, служащий тягой к чему-либо, раздел достаточно сложный, в формировании которого играют свою роль многие факторы и события, о коих будет сказано позже. Шестой же есть нечто среднее от предыдущих пяти, означающий волю к жизни, характер.
Я вам, дорогой читатель, расписал, как должно быть все по первоначальной задумке кого-то. Но всегда ли случается так, как должно? Вернее, случается ли оно когда-нибудь это самое «как должно»? Если кто-то не спешит воплотить свой долг, то кто-то другой с радостью выполнит его, но, конечно, уже со своим умыслом. А что впоследствии? Впоследствии заданные люди, заданные своими родителями и традициями, заданные средой своего обитания, заданные идеями мечтателей и безумцев, утопистов и тиранов, эти люди-шифры, быть может, заданные и посредством еще какой-либо иной силы, во всю жизнь свою пытаются себя разъяснить для самих же себя и окружающего их мира. Но далеко не всем этого удается достичь; многие так и пропадают, не разузнав точно своей значимости, а соответственно и способа пригодности для Вселенной, впрочем, столь же многие пропадают и оттого, что разузнать им ее удалось.
Тайными шифрами живет Эклизиум. Люди прячут под одеждами свои циферблаты от глаз незнакомцев, но раскрываются в кругу своих близких, друзей и единомышленников. Как это ужасно похоже на нас, землян, не правда ли?
2
Горсти времени были довольно скоро разбросаны на поле Вечности. У Эриха уже совсем четко и неизменно сложились последние две цифры: 8 и 7. Его мама добросовестно и ответственно исполнила свой долг. Настал черед формирования двух последующих цифр – силы и навыка жизни – но отец отчего-то с этим не спешил. Не спешил, не спешил, а потом и вовсе куда-то пропал. Что ж, всякое случается в жизни. Мы не станем его за это судить – пусть судом занимаются судьи. Но, между тем, две отцовские цифры неминуемо требовали заданности.
Эрих страдал. Наблюдая за тем, как у его сверстников на циферблатах зажигаются новые цифры, он не знал, как ему быть. Он, конечно, мог бы набрать их сам, но он, к сожалению, в силу своего юного возраста, не знал их смысла и значений. Что случается в таких ситуациях? В таких ситуациях возникает рука чужих идей, которая кажется сильной и могучей, но все ж почти никогда не является такой на самом деле. Возникла такая рука и в жизни Эриха. Но в виду глубины разума, которую задала ему его мать, он в какой-то момент смог разглядеть бестолковость этой руки. Более того, он понял, что у каждой руки есть туловище, а у каждого туловища есть пасть. Руки чужих идей на Эклизиуме почти завсегда кормят юные головы для того, чтоб потом бросить их в пасть своего туловища. Но, если чужой руке доверять нельзя, а задавать цифры самостоятельно, лишь глядя на то, как задают их чужие отцы своим детям, тяжело и опасно, то остается лишь одно: задавать цифры отца опираясь на цифры заданные матерью. Как же ужасна сия арифметика с ее чудовищными уравнениями!
Но что делать, иного выбора не было. Эрих перенес материнские «8» и «7» в раздел отцовских цифр. Но вот ведь незадача, там, где у женского начала существует восьмерка, там у мужского лишь двойка. Забавная зеркальность Эклизианских полов. Мальчик, конечно, про нее ни капли не знал и не слышал. Таким образом, знаком его силы сделалась двойка, а навыком в жизни оказалась лишь тройка. 3287. Вроде бы все хорошо, но что-то все-таки не то, часто ощущал за собой мальчик, особенно пребывая в кругу сверстников, чьи отцы задали им более высокие координаты в жизни. Но что ж поделать, юность окрепла, вошла в необратимую фазу и тройка с двойкой так и остались в его жизнь, так и останутся, подобно раз и навсегда сформировавшемуся стволу дерева. Но пока это все чудовищно и непонятно для Эриха и он вполне логично пытается удрать из тех мест, которые заставляют ощущать его несовершенство отцовских цифр. 3287 – забавный случай.
Пятый символ, символ дальнейшей жизни, у всех жителей Эклизиума формируется по-разному. Кому-то он задается родителями, но это, конечно, если есть на то согласие детей, кому-то общественными идеями и взглядами, но есть и те, кому его задает талант. Кому-то же, вполне умышленно и известно зачем, пятым символом ставят «0». При наличии богатого багажа материнских и отцовских знаков, ноль, идущий пятым, создает из индивида вполне удобный инструмент для достижения чьих-то целей. У Эриха же вдруг проснулся талант и зажег ему цифру «пять», цифру на Эклизианском языке символов являющую собой тягу к творчеству. 53287.
Быть творческим человеком – искать там, где другие ничего интересного не видят; создавать, когда другие умеют только пользовать. На основе предыдущих цифр шестая родилась, как и положено, незамедлительно и самостоятельно. 453287 – на Эклизиуме стало одним художником больше. Всякое страдание рано или поздно выливается в тот или иной плод. На дереве жизни Эриха поспели плоды таланта. Срывай их, некогда робкий мальчик, вкушай их, теперь уже бородатый чудак, и рисуй великолепные картины.
Март 2017
Свидетельство о публикации №217110700972