В обход Суэца или Великий шафрановый путь

От чего зависит светлое экономическое будущее Смоленщины

За всю свою многовековую историю Смоленщина лишь единожды переживала период бурного экономического расцвета. Было это в те далекие от нас времена, когда через территорию современной  области проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Все остальное время, будучи начисто лишенной собственных ресурсов, о подобном процветании наша область, как бы ни старалась, могла только мечтать.А всего за всю историю в мире существовало лишь три Великих пути:Великий шёлковый, Чайная гонка клиперов и уже упомянутый. Путь от дорог отличается тем. что есть начальная и конечная точки и некоторые промежуточные опорные пункты. а вот вариаций дорог не счесть в связи с политическими, экономическими и природными составляющими.

Север к югу напрямик

История открытия, которое, весьма вероятно, поможет Смоленщине вновь ощутить давно забытый вкус экономического благополучия, началась в пятнадцатом веке. Именно в это время тверской купец и в будущем известный путешественник Афанасий Никитин совершил свое знаменитое «хожение за три моря», открыв при этом Каспийский путь в Индию – самую короткую в то время и по сей день дорогу из страны буддизма и специй к государствам Европы. К слову, погиб знаменитый путешественник предположительно в двадцати верстах от Смоленска.
Перспектива добираться до Индии коротким путем не давала покоя многим российским царям вплоть до восемнадцатого века. К примеру, отец Петра I, Алексей Михайлович, даже отдал приказ построить первый фрегат «Орел», который должен был тщательно охранять русские торговые суда в их путешествиях по Каспийскому морю. Однако парусник ждала печальная участь: в конце концов его сожгли казаки Степана Разина. Сам Петр тоже пытался пойти по стопам отца и в 1722 году предпринял так называемый Каспийский поход, однако и это начинание закончилось печально. После этого неудачного опыта Россия практически на четыре сотни лет забыла об этом пути: прорубленного императором «окна в Европу» нам долгое время было более чем достаточно.
Однако с тех пор минуло немало лет, и вот настал момент оценить ситуацию свежим и современным взглядом. Не так давно представители нынешней российской власти вновь вспомнили о коротком пути в Индию и, похоже, осознали всю его стратегическую значимость. Дело в том, что, если доставлять товары из Мумбаи в Санкт-Петербург через Каспий, то время в пути сокращается сразу на тридцать дней! А значит, с экономической точки зрения он не просто выгоден, а супер выгоден.

На верном пути

Как ни странно, своеобразным камнем преткновения для воплощения данной идеи в жизнь долгое время была политическая позиция еще одного важного участника Каспийского пути – Ирана. Исповедуя по воле предыдущего аятоллы строгую изоляционную политику, страна «заморозила» практически все пограничное железнодорожное сообщение. В результате страна фактически превратилась в газово-нефтяной концерн для Китая, а «благодаря» американским санкциям и прочим экономическим и политическим моментам находилась в непростом положении. Правда, при этом Иран удерживал позиции крупнейшего в мире экспортера шафрана, фисташек, знаменитых на весь мир персидских ковров, черной икры и многих видов сухофруктов. Однако все это богатство из-за отсутствия дорог вывезти за пределы страны было весьма непросто.
Теперь же ситуация поменялась, границы Ирана начали постепенно раскрываться, и вновь появилась возможность доставлять грузы в Россию и дальше, в Европу. Конечно, Иран тоже заинтересован в том, чтобы его товары шли транзитом через российскую территорию, но еще больше в открытии Каспийского пути заинтересована сама Индия, ведь при таком раскладе ей больше не придется платить за право пользования Суэцким каналом.
Таким образом, все дороги ведут в Москву, оттуда – в Северную столицу и дальше, в Европу. Вот только этим путем можно доставлять товары только в Северную Европу, а для того, чтобы свою порцию восточных богатств получили и страны Центральной и
Восточной Европы, необходимо сделать ответвление от основного пути в сторону ст.Красное, что на территории нашей Смоленщины. И если Каспийский путь все же заработает в полную силу (а президент уже подписал соответствующее соглашение с Ираном), то к 2030 году каждый третий смолянин напрямую или косвенно будет обслуживать данную дорогу. И, что еще более важно, у Смоленщины наконец-то появится шанс вернуть себе былое благоденствие, используя на полную силу свое выгодное географическое положение, и стать очень богатой территорией. Если, конечно, очередные политические треволнения вновь не смешают нам экономические «карты», подбросив "пиковую даму".


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.