Статья по воспитанию, обучению и развитию детей 4

              «Талантливые дети. Экологическое воспитание».
2013 год Указом Президента Республики Татарстан объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в нашей республике.
      В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое образование (воспитание, развитие, обучение) подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе начальной, которая позволила бы воспитать и обучать поколение людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.
       Вопрос правильного использования природных богатств и охрана природы –
один из важнейших вопросов нашего времени. Вот уже много лет эти
вопросы волнуют всё прогрессивное человечество. От того, как люди будут
относиться к природе, будет зависеть наше будущее. Природу любят многие,
но этого сегодня недостаточно. Природу нужно охранять. Не позволять себе
брать лишнего и не позволять это делать другим. Этому необходимо учить
наших детей, их родителей, всех.
      В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
     Экологические знания имеют сложный состав, так как рассматривают
общество и природу в их взаимодействии. В начальной школе, как известно,
закладываются основы знаний о природе, формируются в основном
первоначальные понятия. Которые впервые вводят детей в понимание
закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт
младшего школьника и обеспечивают переход от понятия явления к его
сущности. Главная особенность первоначальных понятий состоит в том, что
независимо от возраста учащихся осуществляется первоначальное усвоение
закономерностей, сущности объекта или явления окружающей
действительности на имеющейся у школьников чувственной основе
Усвоение же первоначальных научных понятий обуславливает переход
младших школьников к научному познанию окружающей их
действительности.
     Проблема воспитания бережного отношения к природе в процессе
преподавания окружающего мира всё больше привлекает учителей. Перед
ними постоянно возникают вопросы: в чём сущность экологического 
просвещения младших школьников? Какие понятия экологического плана
доступны для их восприятия? Каковы особенности воспитания бережного
отношения к природе? В какой деятельности, учебной или внеклассной она
возможна? При каких педагогических условиях она может дать наибольший
эффект?
     Уже в 1 классе мы учились понимать наблюдаемые явления, объяснять и оценивать их, правильно фиксировать. Измеряли температуру, сравнивали данные за 1 месяц этого года с другими годами. Фиксировали в дневник наблюдения и делали выводы.  Ставили эксперименты, фотографировали, наблюдали за растениями в зимний период. В значительной степени этому способствуют экскурсии по программе, участие в дистанционных мероприятиях, практические занятия на уроках и внеурочное время. Учитель учит детей видеть красоту природы, замечать явления природы и давать им объяснения, читать «язык природы».
      Экология – это связующее звено между различными предметами. Широкие возможности для экологического образования и воспитания, учащихся представляет материал многих учебных предметов. Главное в том, что в результате педагогической работы дети смогли бы: - осознать зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и понятий;
- от практических   действий, поведения взрослых и детей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных;
- участвовать в движении за здоровую биосферу, начать свое путешествие в будущее.
       Кроме того, помимо образовательных задач, наблюдения, экскурсии,
прогулки способствуют и решению воспитательных задач. Это означает, что
осуществляется руководство эстетическим воспитанием, создаётся
положительный эмоциональный фон во время общения детей с природой.
Содержание экологического воспитания может быть освоено школьниками
только в деятельности по изучению и охране окружающей среды. Управление деятельностью младших школьников по изучению и охране природы осуществляется учителем и использует при этом он различного рода задания. Задачи, инструкции, вопросы, упражнения, беседы разного характера. В центре внимания этих заданий человек, его потребности, интересы, привязанности, желания, здоровье, самочувствие, для благополучия которого необходимо изучать и оберегать природу.
      Особое место в системе учебных заданий занимают задания проблемного, поискового характера – интересные задания по теме: «Экология», «Комнатные растения», «Как приходит весна?» (фотоконкурс), «Эти забавные насекомые» (фотоконкурс), в процессе которых сочетаются поисковая деятельность учащихся с усвоением знаний. Следует отметить, что в учебных заданиях должны быть и нормативные установки, данные не в готовом виде, а в ситуациях, требующих осмысления, понимания необходимости действовать согласно потребностям живых организмов. Поучительные истории следует прочитать, обсудить и дать им оценку. Отдельные задания могут быть направлены на формирование нормативного аспекта: составьте правила поведения в лесу, напишите о своих хороших и плохих делах по отношению к природе, дайте советы грибникам, ягодникам.
     При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев; рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). В процессе различных занятий и опытов мои ученики убеждаются, что через рыхлую землю вода проходит быстрее, а также свет и воздух. Все полученные знания я закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию», «Что изменилось?» и т.д.
В классе мы провели фотовыставку, и ребята принесли свои работы о том, как они смогли вырастить комнатное растение. Приготовили сообщения и рефераты о своих растениях. У нас состоялась интересная защита.
       В ознакомлении детей с растительным миром мне очень помогают собственные задачи по развитию логического мышления, схемы, дидактические игры, использование иллюстраций растений, животных; художественного слова, пословиц, загадок, чтения рассказов, просмотр телепередач, видеоматериалов; проведение уроков ИЗО, музыки, литературы, окружающего мира.
       Можно использовать и такие задания, как конкурс, дистанционные марафоны. Ребенок заинтересован, он ищет ответ на поставленный вопрос. Задания могут быть разнообразны как по содержанию, так и по форме изложения. Это может быть задание: дополни предложение, направленное на оценку ценностных свойств природы со стороны учащихся, нарисуй картины природы с их неповторимой красотой или сделай поделку из природного материала, разъясни выражение, пословицы, загадки.

Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению
«Экологическое воспитание»
По окончании 1 класса:
Будет знать/понимать:
- значение природы для себя, для общества, для страны;
- элементарные представления об окружающей среде и ее обитателей;
- важность воспитания уважения и чувства гордости за природу своего края, за страну;
- правила сохранения природных богатств;
- основные правила поведения на природе.
Должен уметь:
- экологически грамотно вести себя на природе;
- проявлять себя в общественно полезном труде;
- проявлять чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;
- любить и беречь природу родного края;
- охранять и беречь природное наследие своего края.
Сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- удовлетворения познавательных интересов об экологии;
- ведения активного образа жизни;
- формирования творческого отношения к природе родного края и его обитателям.
 Заключение
  Я исследовала проблему формирования у моих учеников экологического отношения к природе. В ходе этой работы использовались постоянные наблюдения; регулярно проводились уроки и внеклассные мероприятия экологической направленности, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, нацеленные на выявление экологических знаний и умений.
Выводы:
    Для духовного развития личности человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней.
    Формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через комплексное применение в курсе «Окружающий мир» нетрадиционных методов обучения, системы познавательных заданий для 1-4 классов на основе программного природоведческого материала по применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации.
     Изучение экологического потенциала современных учебных программ и учебников по окружающему миру показало, что в них имеются большие возможности для формирования у младших школьников экологического сознания.
Внеурочную работу по формированию у младших школьников экологического отношения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть всего учебно- воспитательного процесса и включать в неё нетрадиционные формы: экологические праздники, экспозиции, компьютерное экологическое моделирование, экологический практикум, эколого-психологические тренинги.
Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в той или иной экологической деятельности.
Литература
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов - на –Д.; Феникс,1996.
Зебзеева В.А. Экологическая депривация и пути её устранения. «Начальная школа» / Плюс ДО и ПОСЛЕ/ 2007 г. № 6.
Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: Понятийно-терминологический словарь для учителя. – Екатеринбург, 2004.
Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом./ Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Издательство «Лайда». Москва. 1995.
Белавина И.Г, Найденская Н. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.
Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 1996.


Рецензии