Ментальность как фенотип

               Ментальность  существенным образом   обуславливает   поведение   человека.  Она  отличается  достаточно  устойчивым  характером,   включает  в  себя  ценностные  ориентации.   Ментальность  выражает  жизненные  и  практические  установки  людей,   устойчивые  представления  о  приоритетах,  нормы  и  модели  поведения  в  разных  ситуациях.  Причем,  большую  часть  ментальности  определяют  процессы  бессознательного  и  подсознания,  которые  одновременно  действуют  и  на  сознание,  соответствующим  образом  деформируя  его.
Характер  человека -  это  часть   ментальности,   выработанной  под  действием  социального  опыты  и  врожденных  свойств.
               Для  внешних  агентов   ментальность  это  главное,  что  определяет  их  отношение  к  данному  человеку.  Ментальность  это  образ  человека  для  окружающих.  Неформальный  паспорт.  Это  наблюдаемая   характеристика  человека. 
               Единственным   подходящим  местом  для  её  хранения  являются  структуры  мозга.  Эти   структуры  мы  и  называем  МЭМами.   В   МЭМах  ментальность  записана  каким-то  кодом,  но   она  реальная  наблюдаемая  сущность,  поэтому  её  логично  считать  фенотипическим  проявлением  МЭМнома.
            Она  никак  не  может  храниться  в  общественном  сознании  или  где-то  ещё,   как  утверждают  философы.   Ведь  это  неформальный  паспорт  конкретного  человека  в  социуме. 
                При  нахождении  человека  в  социуме,  а  он  собственно  всегда  там  находится,  говорится  о  «коллективном  бессознательном»  по  Юнгу  или  общественной  морали,    подразумевая,  что  существует  нечто  коллективное  и  оно  хранится  где то  тоже  в  коллективных  структурах,  в  состоянии  готовом  мгновенно  реализоваться. 
                На  самом  деле  это  не  так. Таких  структур  нет.   Но  есть  общественные  институты,  поддерживающие  хранение  этой  информации,  но  не  способные  её  мгновенно  реализовывать.
               Представьте  себе,  что  два  человека  начинают  жить  вместе.  Их  ментальности  вынуждены  деформироваться,  приспосабливаясь  друг  к  другу.  Эта  их  адаптированная  конфигурация  и  хранится  в  структурах  мозга  каждого.   В  структурах  мозга  члена  стаи,  семьи  запоминается  их  общественная  роль  в  этом  объединении,  их  ранг.  Раз  запомнившись  эта  информация  реализуется  в  коллективном  поведении. Это  процесс  самореализации ментальности   при  имеющихся  ограничениях.  Похожим  образом   онтогенез  многоклеточных  организмов  можно  трактовать  как  развитие  при  ограничениях,  созданным  геномом.
              Как  же  можно  представить  эту  деформацию  ментальных  черт  при  сближении.  Для  этого  в  очередной  раз  обратимся  к  генетике, т.е.  к  биологической  эволюции. В  каждой  клетке есть  2  гомологичных (выполняющих  одинаковую  функцию  гена).  Они  могут  быть  одинаковыми,  а  могут  быть  разными,  когда  существует  2  варианта(аллеля)   гена.  Такой  организм  называют  гетерозиготным  по этому гену.  Какой  из  двух  аллелей  будет  участвовать  в  процессе  строительства  белка,  зависит  от  того,  какой  аллель  является  доминантным.
Подробнее  здесь(http://www.proza.ru/2017/11/04/19)
            Если  МЭМ  это  саморазвертывающаяся  программа  в  мозгу,  то  в  ней  должен  содержаться  оператор  условного  перехода  "ИЛИ".  В  одних  социальных  условиях  включается  одна  часть  программы,  а  при  изменении  условий  другая.  Одна  из  частей  тогда  может  быть  названа  доминантной,  другая  рецессивной.  Пусть  дядя  Вова  хороший  ,  добрый  отзывчивый  человек  в  обычной  жизни.  Попадая  в  результате,  например,  выборов  в  другую  социальную  среду,  он  становится  для  рядовых  людей  в  некоторой  мере  монстром. Он  заботится  о  своем  благополучии  и  не  торопится  выполнять  полученные  от  избирателей  наказы.  Это  относится  и  к  резко  разбогатевшему  олигарху  и  чиновнику  любого  уровня.  Меняется  его  ментальность.  Можно  объяснить  это  тем,  что  ментальность  изменилась,  потому  что  некоторые  МЭМы  изменились  на  другие,  в  результате  адаптации  всего  МЭМнома  к  новым  условиям.  Но  это  не  так.   Ментальность  не  изменилась.  Она  расщепилась.            
               Одновременно  черты  доброго  отношения  остались  по  отношению  к  своим,  а  другие  нелицеприятные  черты  проявляются  по  отношению  ко  всем  прочим. Это  можно  наблюдать  повсеместно.
              Но  это  не  дефект  ментальности.  Это  данность  и  её  неправильно  оценивать словами плохо  или  хорошо. Это  необходимый  атрибут  культурной  эволюции.   Его  надо  учитывать.  При  выборах,  при  назначениях  и  т.д.  Если  выбрали  куда  то  порядочного  человека,  то  тем  не  менее  нужно  проверять  периодически  его  действия,  нужно  чтобы  он  знал  о  неизбежности  этой  проверки  и  учитывал  это  в  своём  поведении.  Отсюда  собственно  и  пословица  берет  начало:  "Всякая  власть  разлагает  человека.  Абсолютная  власть  разлагает  абсолютно".  Но  и  без  власти  в  социальном  обществе  нельзя.
               Даже  если сближаются неживые  объекты ,  то  их  индивидуальное  состояние  и  траектория  изменяются.  Так  при  сближении  атомов,  их  энергетические  спектры  меняются.  Отдельные  линии  сливаются  в  общий  спектр.  Например,  в  полупроводниках  возникают  зоны,  представляющие сблизившиеся  индивидуальные  линии  энергетического  спектра  отдельных  атомов.  Так  образуются  запрещённые  зоны,  где  линий  нет  и  зоны  проводимости,  где  линии  почти  полностью  сблизились  и  только  запрет  Паули  не  позволяет им  слиться  в  одну.  Где  это  всё  записано  для  атомов?  Нигде.  Такая  наблюдаемая  картина  образуется  на  основании  свойств  самих  атомов  в  процессе  сближения (самосборки  в  группы).  Подобных  примеров  не  счесть.


                СКВОЗЬ  ПРИЗМУ  МЕНТАЛЬНОСТИ


            МЭМы  достаточно  стабильные  образования. Поэтому и  ментальность  в  силу  своей  стабильности  формирует  долговременный образ  человека  в  глазах  окружающих,  так как  проявляется  в   поведении,  в  способах  мышления,  реакциях  индивидуума   на  те,  или  другие  обстоятельства,  и  т.д.
 
              Почему  так  интересен  вопрос  ментальности?     Именно  ментальность  создаёт  мотивации  и  демотивации  к  труду,  к  способам  ведения  бизнеса.  В  экономике  ментальность  также  важна,  как  энерговооружённость,  как  новые  технологии  в  производстве. 
             Разные  цивилизации   имеют базовые отличие в ментальности, отличия которые слишком важны для человека, чтобы можно было их преодолеть одним усилием.
             Моисей  целую жизнь  водил  людей по пустыне,  чтобы  добиться,  говоря современным  языком,  однородного  менталитета,  или идентичности.
В России коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки — в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы - армянами.
           Эти различия  не  генетические,  а  ментальные.  Они  отражают различия в культурах, в базовых ценностях и верованиях и, в конечном счете, проявляются в культурных  кодах.
               На глубинном уровне западные  культурные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям.
Это собственно и служит источником конфликтов между цивилизациями.
             Могут быть терпимы при общении некоторые небольшие различия в ментальности, но толерантно относиться к глобальным отличиям (тем, которые человек считает основополагающими) невозможно.


              Все  государства  образованы,  как  считается,  для  того,  чтобы  вести  свою  популяцию  к  процветанию.   Это  конечно  не  так. Но  предположим.
               Наши  российские  руководители,  народившиеся  олигархи, руководители  силовых  ведомств  используя  западные  шаблоны  экономического  развития,   пытаются  «завести»  нашу  экономику.  А  она  не  заводится.   Почему? В  чем  тут  ошибка?   
             Да,  её   можно  так  завести,  сломав  всё  до  основания,  заменив  россиян  на  японцев, немцев, европейцев,    пригласив  иностранных  менеджеров.  Но  тогда  России  не  будет, останется  только  пространство,  где  была  Россия.   Но  мы  то  хотим  быть.  И  нас  немало.
               Если  согласиться  с  тем,  что  ментальность  является  фенотипом  МЭМнома,  то  можно  понять,  что  для  достижения  цели  нужно  идти  тем  же  путем,  что   в  биологии.  Или  заниматься  селекцией, точнее  самоселекцией,   что  делалось  одно  время  при  советской  власти,  или  пытаться  так  изменить  условия  социума,  чтобы  МЭМотипу  было  куда  развиваться. Иными  словами  развиваться  с  учетом  ментальности  населения.
              Можно  собрать  папуасов  в  оркестровой  яме,  вручить  им  инструменты  и  ноты,  а  вот  исполнить  40  симфонию  Моцарта  у  них  вряд  ли  получится. 
                Урожайность  в  сельском  хозяйстве,  это  не  только  выбор  хорошего  посадочного  материала,  это  и  удобрения  и  агротехника,  в  том  числе  и  прополка.  Во  всяком  случае,  от  сорняков,  мешающих  росту  надо  избавляться.   Агротехнику же  надо  разрабатывать  самим.  Американская  или  другая  нам  вряд  ли  подойдёт.             
                Вспомним,  как  Мичурин,  незаслуженно  заодно    с  Лысенко  оболганный,   вдумчиво  подходил  к  выведению  сортов,  не  отрицая  при  этом  достижения  генетики,  но  вырабатывая  свои  подходы.  Наш  выдающийся  генетик  Дубинин  считал,  что  Мичурин «разработал принципы отдаленной гибридизации и создал очень глубокое учение об управлении развитием гибридов»,  но  тем  не  менее  «При всем признании заслуг И.В. Мичурина нет оснований говорить об особом мичуринском этапе в развитии биологии или об особой мичуринской генетике».  Но  256  сортов  Мичуриным  создано.
                Ни  о  каких  гибридных  схемах  экономического  управления  наша  элита  не  думает,  занятая  проблемой  обеспечения  сохранности  собственных прихватизированных  ресурсов.

                Да,  как  показал  опыт,  не  может  пока  экономика  развиваться  без  эффективного  собственника.  Но  важное  то  здесь  слово  «Эффективного».  А  олигархи  это  бизнесмены,  по  существу  спекулянты,  не  производящие  ничего  нового,  а  разворовавшие  общее  достояние.   А  принудить  их  стать  эффективными,  законы  генетики (МЭМетики)  не  позволяют,  как  не  позволили   Лысенко по  этой  же  причине рожь  в  пшеницу  превратить  методом  яровизации.
                Олигархи и  чиновники  всё  заофшорили  и  теперь  толика  малая  из  этих  денег  течет  унылым  ручейком  в  российскую  экономику  под  маской  иностранных  инвестиций.  А  уходят  наши  активы  в  оффшоры  не  случайно,  а  благодаря  отсутствию  в  России  нормальных  условий  для  работы,    незащищённости  для творческого  бизнеса  и  людей.   А  подлинной  пятой  колонной  оказывается  элита,  которые  такие  условия  в  России  сумела  создать.
                Когда  соберет  человек  по  фамилии  Соловьев,  считающий  себя  журналистом,  на  разговор  представителей  элиты,  то  чего  там  только  не  услышишь.  У  всех  свои  платформы  и  консенсуса  не  предвидится.  Потому,  что  с философских  платформ  принято  защищать  своё  маленькое  хозяйство.   Все  понимают,  что  революция  это  плохо,  это  приносит  страдания  всем.  Но  предотвращение  видят  только  в  наращивании  армии  и  флота. И  кончают  дискуссии  единогласным  признанием: "Если  не  Путин,  то  кто?" 


Рецензии
Я понимаю, почему Вы не рецензируете стихи...мне было бы затруднительно рецензировать Ваши естественно-научные статьи, потому тоже просто делюсь впечатлением : верю!

Алена Кейдюк   22.01.2018 21:15     Заявить о нарушении
Ну конечно вы правы в своей догадке

Виктор Ефременко   23.01.2018 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.