3. Жизнь молодых офицеров в середине прошлого века

 
Итак,  в  сентябре  1955  исполнился  ровно  год  моего  командования   взводом  управления.  Я  уже  привык  к  своим  подчиненным,  к   их неординарным  поступкам, а  иногда  и  проступкам. Научился  индивидуальному  подходу  к  каждому  сержанту  и  солдату.

Однажды   в  сентябре    1955  года  меня  пригласил к себе   на   беседу    комсорг  полка Владимир  Иванович    Завовулин.   Это  был   капитан   лет  тридцати    восьми,   участник Великой  Отечественной  войны. Комсорги ,  как и  парторги  полка,     в  годы войны  не избирались,  а назначались.  Вот   Владимир  Иванович  и  был   комсоргом    полка с   военного  времени. Пожалуй,    по  возрасту,  он   уже   чувствовал,  что   ему  пора     переходить  с  комсомольской  работы   на  командно-политическую.  Ему   предложили  должность  заместителя  командира  дивизиона  по  политической  части. Требовалось  срочно   подобрать   ему замену  более  молодым  офицером.
Выбор пал на  меня  по  ряду  причин.  Я  уже писал   о  том, что  я  получил  хорошую   общеобразовательную   подготовку   в    артиллерийском  кадетском  корпусе,  хорошо  знал   русскую и  советскую литературу;   на  вечерах    во время  праздников   я нередко выступал   с  чтением  стихов, а на   спортивных    соревнованиях    на  короткие  дистанции занял первое место  в  полку.  Кроме того я написал  несколько  статей  в  окружную  газету  «На  страже Родины»   о фронтовиках    полка  под рубрикой  « Не  стареют в  строю  ветераны»   и   о  солдатах, добившихся  передовых  успехов  в  боевой  и  политической   подготовке.

В назначенное  время  я  пришел   к  комсоргу  полка.  В кабинете  находился  и  парторг  полка   майор  Палагин    Юрий  Константинович. Это  был  боевой офицер, в  годы  войны   он,  проявив выдержку и  мужество, прямой  наводкой  подбил  вражеский  танк. За  этот  подвиг  он был  награжден  орденом  Красной  Звезды. Во время одного боя  Юрий  Константинович  был  тяжело   ранен. Все  в  полку  уважали   парторга   за  внимательный  человеческий   подход  к  людям.

Юрий  Константинович  встретил  меня   в кабинете,  усадил напротив  себя и  начал  со  мной  беседу.- Иван  Иванович,  я  внимательно  прочел   твое  личное дело, ты  воспитывался в  детском  доме. С  отличием закончил  артиллерийское  подготовительное   и  командное  артиллерийское  училище.  Твой  отец   парторг  артиллерийского   полка  погиб   в  1944  году. Комсорг  полка  капитан   Завовулин  В.И.    переходит   на   другую  должность,  мы ищем  ему  замену   и  считаем,  что  ты мог бы   успешно  справиться  с  должностью  комсорга  полка.   Я  беседовал   о  твоей  кандидатуре   на эту должность   с  полковником  Козловым  В.И, -  заместителем    командира  полка   по  политической  части;  он  одобрил  твою  кандидатуру.  Я,  как  парторг  полка,  а также майор    Лукьянов  Анатолий  Павлович - пропагандист    полка,    и капитан  Завовулин  - прежний  комсорг  полка,   решили, что   ты   вполне  подходишь  на должность  комсорга  полка.   Ты   уже проявил  себя  активным  участием  в  общественной жизни. На  этой  должности  ты  можешь  служить  достаточно долго до  получения   воинского  звания  «Капитан».  Подумай  над  предложением   перейти   на другой вид деятельности: на политработу. На  размышление  даем  тебе  два  дня. Решишь -  приходи  и  скажи нам.

Я  целый  день  размышлял  над  предложением  парторга   полка, посоветовался  со  своими  товарищами.  Все  советовали  мне  перейти  на  предложенную  мне  должность секретаря  комитета  комсомола   полка.
Я думал  всего лишь  сутки.  Пришел  к  секретарю  парткома  полка  майору   Палагину  Ю.К.  и  сказал:  - Я  согласен   перейти на  политработу и стать  секретарем  комитета  комсомола  полка.


Через  два  дня  после нашей  беседы  было  проведено  заседание   комитета  комсомола  полка,  на  котором присутствовали  парторг  полка   майор  Палагин Ю.К.  комсорг  полка  капитан   Завовулин  В.И.     Юрий   Константинович   сделал  сообщение о  переходе   капитана  Завовулина В.И. на  должность  заместителя  командира  дивизиона по  политической  части. Коротко  сообщил о  решении  рекомендовать  комитету  комсомола  полка  избрать  меня  комсоргом  полка.  На заседании  комитета  комсомола  присутствовали четыре  человека,    один  офицер,  старший  лейтенант Сазонов  Игорь,  он же  был  заместителем  секретаря  комитета комсомола,   один  сержант  и  два солдата  срочной  службы  Михаил и  Юрий. 
Оба  они  были  москвичи, хорошие  друзья. Их  я  встретил  через  пятнадцать  лет в Государственной  библиотеке   им. В.И. Ленина в Москве. Я   заочно     учился   в  адъюнктуре   Военно-политической  академии,  приехал   в Москву на  учебные  сборы адъюнктов , работал над  диссертацией. К   тому  времени  я был  в звании  подполковник. Мои  бывшие  члены  комитета  комсомола  сразу  узнали  меня.  Мы  тепло  приветствовали  друг  друга.  Они  рассказали,  что  учатся  в    аспирантуре на  историческом  факультете МГУ,  часто  приходят  работать  в  библиотеку. Я им тоже  рассказал о  своей   службе,  что  учусь в  адъюнктуре Военно-политической академии,  работаю  старшим  преподавателем  высшего  Военно-политического  училища  ПВО   и тоже  на  историческом факультете.

Мы    вспомнили  нашу  службу в  артиллерийском  полку Выборга. Мне было  приятно  узнать, что  друзья  закончили  исторический  факультет  МГУ  им.  Ломоносова и  учатся  в  аспирантуре.   Мы  были  примерно  одного  возраста с  моими  однополчанами,  и  мы тогда  много  говорили о  планах  поступления  в  университет.  И вот  через  много  лет было  приятно  встретить моих  друзей  по  комсомолу, вспомнить  комсомольскую  молодость,  я был рад, что  наши  мечты  сбылись.

Но возвратимся в нашу  молодость, когда я ещё работал  в должности  комсорга  полка. Принимая  дела  у  бывшего  комсорга  полка, я  был  удивлен  огромным количеством хранящихся    протоколов заседания  комитета  комсомола за  несколько  лет. Я  стал  думать, как  мне  избавиться   от    этого  архива. В  политотделе корпуса  мне  сказали,  что в  архиве  политотдела  они не  нужны, и  что  я   могу  по  акту  их  уничтожить, а  хранить  только за последние   два    года.  Я  составил  акт на  уничтожение. Где и  как  уничтожить  я думал не  долго. В этом  же  здании находилась кочегарка, и я стал туда  носить   наш комсомольский  архив и  предавать его  огню.  Прошло  часа  полтора  моей   работы, как  вдруг  ко  мне  в комнату  комитета  комсомола  вбегает  начальник столовой  полка -  старшина, с  криком: - Что вы  наделали,  лейтенант?   Эта  же  кочегарка  служит  для приготовления  пищи  личному    составу.  Вы  сожгли  всю  кашу,  второе  блюдо  для  солдат. В последствие оказалось,  что старшина  несколько  преувеличил, каша не  сгорела, а  подгорела.

Сразу   замечу:  я расскажу  только  об отдельных  эпизодах  из моей  службы  в должности  комсорга  полка, чтобы не затягивать  рассказ.Я  старался  приглашать  в  полк на  встречу с  личным  составом  интересных   людей, чтобы  разнообразить  жизнь   солдат и  сержантов,  которые  служили  в  то  время  три  года.   Для  этого  я   внимательно  отслеживал  жизнь города, И если  в  Выборг  приезжали   известные  всей  стране  артисты,  чемпионы   страны и  мира  по  различным  видам  спорта, я  обязательно  старался  пригласить  их на  встречу с личным  составом  полка.
 
Так, в  наш город  приезжала  народная  артистка  СССР  Любовь  Петровна  Орлова. Я  сделал  все и  организовал встречу  личного  состава  артиллерийских  корпусных  частей в клубе  полка  с  народной  артисткой  СССР.  Она  ездила   в  это  время   по  всей  стране  без  своего  знаменитого  мужа -  режиссера  всех фильмов, в  которых главные  роли  играла  Любовь  Петровна,   Григория  Александрова.  Правда,  голос  у  народной  артистки  был  уже  не  такой  звонкий и  яркий, как  до  войны. Но  военная  молодежь  с радостью и  бурными аплодисментами   встретила  народную  артистку  Советского  Союза,  дважды  лауреата  Сталинской  премии  Любовь Петровну  Орлову.

В  должности   комсорга  полка   я  первый  раз  столкнулся  с  судебной  системой  страны,   став   участником  судебного  заседания; на  котором  мне  пришлось отстаивать  интересы  воинской  части. Итак,  я  первый  раз    в жизни  участвую   в  судебном  процессе в качестве  обвиняемого. Вот  как это было.

Зимой  1956   года шла  замена   комсомольских  документов в  политотделе   корпуса. Я  комсорг  полка каждый  день   возил  по  двадцать   солдат  и сержантов  срочной  службы  в  политотдел, где  заранее  уже   были   готовы  новые  документы на замену старых. В  один  из  рабочих  дней января 1956  года  я  пришел  в  автопарк,   взял заранее  запланированный для  перевозки личного  состава  ЗИЛ -150  с  тентом. Посадил  в кузов  личный  состав,  сел  рядом с  водителем.  –Трогай,- сказал я. 

В  этот  день  был  легкий  морозец  градусов  под  пятнадцать. До  штаба  корпуса от  полка  было  километров    восемь.  Дорога  была  расчищена  от снега, но не  широко. Я  внимательно  следил за  дорогой.  Вдруг    метрах  в  пятистах   дорогу  начала  переходить  женщина, но не на  переходе, а  там, где  она посчитала  удобным. -Тормози!- строго  приказал я  водителю.   Машина  затормозила, но  дорога была  скользкой,  тормоза  от  мороза, видимо, не  сработали  полностью. Женщина  все-таки  почти  перешла дорогу,  но от  испуга она  упала  на  обочине. До  штаба  корпуса  мы не  доехали  метров семьсот.  Я быстро  высадил  личный  состав,  приказал    сержанту  вести  солдат  в  политотдел,  предварительно  дал  ему  инструктаж. Сам  я  подхватил  упавшую  женщину, посадил  её    в  кабину и  отвез в  ближайшую  больницу  для  оказания  ей  помощи. В  больнице  я  передал  женщину  врачам,  рассказав,  что  наша  военная  машина, видимо,  задела  её. Оставив все  данные  о  себе, я  заехал в  милицию рассказать   о  ЧП  на  дороге  и  уехал   в  политотдел  к  своему  личному составу.

 По  возвращении  в  полк  я  рассказал  о  ЧП  на дороге « комиссару»   полка  полковнику   Козлову  В.И.  и  заместителю  командира  полка  по  технической  части   подполковнику   Панину И.М., попросив  его,  о том, чтобы  автослужба   более  тщательно  готовила  машины к рейсу,  и особенно  в зимнее  время.  Мне  еще  предстояло несколько  дней  возить  личный  состав  в  политотдел  корпуса.

Прошло   около  десяти  дней  после  ЧП  на  дороге.  Ко  мне  в кабинет  комитета  комсомола заходит  заместитель командира  полка  по  технической  части   подполковник  Панин И.М. - Иван Иванович, в  полк  пришла  бумага из  суда. Вы  приглашены в  суд.  Женщина обратилась в  суд для  возмещения  затрат, вызванных   лечением  в больнице  в  размере   полторы   тысячи  рублей. Пока  она  лежала  в больнице,   она  вынуждена была нанимать   повара  для  приготовления  питания  сына,  работницу  для  уборки  квартиры  и  стирки  белья и  т.п.  Я  предлагаю  вам  уплатить  эту  сумму, чтобы не  идти в  суд.  - Игорь  Михайлович,  Вы же знаете, что месячный оклад   лейтенанта  составляет   тысячу  четыреста  рублей , но я согласен  оплатить половину  этой  суммы. Вторую  же половину  оплатите  Вы,   ведь за  машины  отвечаете  Вы  и  Ваша  служба. Я  же не готовлю  машины к  рейсу.
Я  попросил  Игоря  Михайловича   дать  мне повестку  в  суд.   В  повестке  было  написано приглашение в  суд представителя  воинской  части, а не  меня,  старшего  машины  лейтенанта  Краснова И.И.  - Ну  как  знаешь, как  бы ни  было  хуже, - ответил  мне заместитель    командира   по  технической  части  Панин.   

В  назначенный  день  все-таки  я  пошёл   на  заседание  суда.  Судья  зачитал  заявление  пострадавшей  о  возмещении  затраченных  денег   при  лечении в  больнице,  попросил  пострадавшую  подтвердить  её   затраты   на  уход за ребенком  в период  её  пребывания    в  больнице.  Она  пробыла  в  больнице три дня,  наша  машина не  нанесла   ей  физических  повреждений.   Через три дня  женщина была  выписана  из больницы  живой  и здоровой.     Просто   её  научили,  если  виновата  в  её падении  воинская часть,  подавай на неё  в  суд: армия  богатая,  выплатят,  сколько  запросишь.  Суд присудил не  мне, а  воинской  части, выплатить  пострадавшей  15  рублей.  Я  уже забыл, с какой  формулировкой было решение суда, на которое   пострадавшая  имеет  право  подавать апелляцию.   Женщина  отказалась  и подавать апелляцию,   и получить  пятнадцать  рублей от  воинской  части.

Из  этой  истории  следуют  два  вывода:
 Иногда  старшие офицеры  пытаются взвалить  ответственность  на младших из  чувства, что младшие офицер не  будет  выступать  против  старшего  офицера. Всем   офицерам нужно  хорошо  знать  правовые   основы  военной  службы и не   бояться  отстаивать  свою  правоту где  угодно и  перед кем угодно.

Интересную встречу    личного  состава  полка  я  организовал    с    олимпийским   чемпионом  и  чемпионом  Европы    по  боксу в  среднем весе  Геннадием  Шатковым.  Геннадия   называли  самым квалифицированным и  вежливым во время  боя боксёром. Он  всегда  побеждал  противника  нокаутом. Геннадий  закончил  юридический  факультет   Ленинградского   университета,  учился  в  аспирантуре. Встреча  была  интересной и   поучительной. Его  рассказ  заразил  многих   солдат и  сержантов    стремлению  заниматься  спортом  и  стремиться  получить  высшее  образование. Я следил за  судьбой  чемпиона  Европы по  боксу.  После  защиты  диссертации  Геннадий  Иванович    Шатков  несколько лет  был  проректором  Ленинградского государственного   университета по  заочному  обучению. Но  полученные  травмы   головы  в период боев  на ринге  давали о  себе  знать.  Геннадий Иванович   вынужден был оставить  эту работу и заняться  преподавательским  трудом.

(Продолжение  следует )



   


Рецензии