Счастье из Интернета - часть 3 - глава 10

Комната, куда привёл Эрбулаш русских парней, называлась кунакской.
Из всего своего помещения хозяин-чеченец больше всего любил кунакскую, в которой  проводил большую часть дня среди знакомых и гостей, в то время как женщины преимущественно находились во внутренней половине дома.  В кунакской три скамейки, лучшие из всех, какие только есть в доме, широкий сундук, покрытый ковром, и пол комнаты, устланный белыми войлоками. Здесь камин, а сбоку его, у маленького окошечка, на почётном месте стоит кровать. Около дверей, висит несколько бычьих шкур, на которые становятся при совершении молитвы. Стены кунакской утыканы деревянными колышками и на них в одном месте развешано оружие, в другом бутылки, привязанные верёвочками за горлышко, в третьем глиняные и деревянные тарелки и чашки. Всё это украшения и чем больше развешано таких украшений, тем почтеннее хозяин, тем гостеприимнее считается кунакская.
Чеченцы являются утонченно вежливыми хозяевами и отличаются самым радушным гостеприимством, они добры, и не чуждаются иноверцев. Каждый старается окружить гостя тем материальным довольствием, какого сам не имеет ни в годовые праздники, ни в торжественные минуты для своего семейства. По случаю праздника Нового года в кунакской накрыт праздничный стол.  Обильный новогодний стол, по народным представлениям, это гарантия благополучия семьи в наступающем году. К празднику испекли хлеб из пшеничной муки. Самый главный - большой ритуальный хлеб в форме диска с луче образными линиями, идущими от центра. Пироги с различной начинкой: для старшего в семье дедушки  Шамиля  - четырехугольной формы, для гостей - круглые. Для гостей подали шашлык, сыр, перемешанный с топлёным маслом и калмыцкий чай. Для русских гостей сварили картофель. Чеченцы очень умеренны в пище  и ели очень мало. Женщины к столу не приглашались.
На скамейках сидели гости одеты без всяких затей, всё по мерке, всё к месту, и ничего лишнего. Поверх рубахи и штанов, черкеска, которая считается праздничной одеждой, отрезная по талии, расклёшенная книзу, до пояса застёгнутая металлическими застёжками. На ногах тёплые   чевяки, похожие на валенки. На голове папаха из овчины, обращённой шерстью вовнутрь, с завороченными наверх краями, образующими меховой околыш, или курпей. Нарядное платье обшито узким галуном, приготовленным дома, довольно красиво.
Старец Шамиль пригласил рукой присесть русских гостей, возле которых пристроился и Эрбулаш.  Решающим голосом во всех чеченских мероприятиях - это совет  старейших, причём  решающий голос принадлежит старшему в роде.  Родовой быт глубоко проник в уклад чеченской жизни.
В высокогорье Шароя,  где горы кормильцы, чеченцы очень бедны, но за милостыней никогда не ходят, просить не любят, и в этом состоит их моральное превосходство.  В отношении друг к другу никогда не приказывают, а говорят: «Мне бы нужно это, я хотел бы поесть, сделаю, если Бог даст». В языке их не существует, ни изысканных ругательств, ни бранных слов. В припадке сильного гнева, чеченец произносит: «джалий корне» (собачий сын), что считается большим оскорблением. Если в настоящее время чеченский лексикон пополнился новыми ругательствами, то они позаимствованы от соседей - иноземцев

Дети воспитываются в религиозных представлениях, в уважении к родителям, к своему народу, к его обычаям. Парни с уважением относятся к женской стыдливости, составляющей достоинство девушки. Чеченец считает недостойным себя не только оскорбить девушку, но даже дотронуться до неё рукою. Нарушивший этот обычай подвергается всеобщему презрению, и за подобным поступком следует серьёзная разборка.

На высокогорье укоренились традиции и обычаи чеченского народа, здесь действуют Советы старейшин. В них входят люди преклонных лет, обладающие высоким нравственным авторитетом. Их слово – закон для многих, потому что человеку «в высокой папахе» из Совета старейшин перечить – позор для всего тейпа - территориальной общины Совет старейшин руководит всей жизнедеятельностью рода. В компетенцию представителей Совета входит помощь в примирении кровников, у чеченцев до сегодняшнего дня существуют законы кровной мести, решение других разных спорных вопросов, зашедших в тупик.
В данный момент они собрались, чтобы обсудить вопрос женитьбы русского парня на дочери Мовсара, Айне.

В Чечне не существует ни одного закона, ограничивающего власть отца над детьми. Пока сыновья малые, пока не могут сопротивляться насилию, они в зависимости отца. Подросли и владеют оружием, становятся от отца независимыми. Дочери подчинены отцу, пока они находятся в его доме. Он содержит их, как знает, и выдаёт их замуж, за кого хочет.
В данной ситуации отец и дед, учитывая свой прежний жизненный опыт, не возражают против такого брака. Были уже случаи, когда русские пленные женились на чеченских девушках и оставались в аулах на всю жизнь. Последние две войны унесли в вечность много мужского населения, и у девушек мало шансов выйти замуж по любви.
Вопрос сватовства и женитьбы дедом и отцом решён, но нужно засвидетельствовать его Советом старейшин.
В кунакскую, куда Эрбулаш пригласил Кирилла и Женю, позвали с женской половины старшую дочь Мовсара, пятнадцатилетнюю Айну. На Айне обычное платье, которое закрывает все тело от щиколоток ног до кистей рук, оно свободно и не обтягивает фигуру. На голове девушки, белый широкий прозрачный шарф, которым она прикрывает лицо, оставив открытыми только свои прекрасные огромные синие глаза под чёрными ресницами, они, словно крылья, иногда вздрагивали.

Женю попросили ответить  на несколько вопросов, одним из которых звучал так: «Ты согласен принять чеченский образ жизни?»
Он ответил, что учится обязательной пяти разовой в день молитве, и соблюдает пост мусульман. Своим ответом Женя заслужил похвальные жесты членов Совета.
После чего Женя повернулся к Айне и сказал по чеченски:
- Хьо дуьненчохь массарела хазайо1ю - ты самая красивая девушка на свете.
Со воцуш сан дахар дац - я не представляю своей жизни без тебя. - Суна хьо еза - я тебя люблю, - проговорив эти слова, Женя снял с шеи, чудом сохранившуюся золотую цепочку, и протянул её девушке. Айна приняла дорогой подарок.
Это был положительный ответ девушки на предложение руки и сердца от молодого человека. Теперь Айна считается занятой, сосватанной, и претендентов на нее больше не должно быть.
Определились с днём свадьбы. Раньше это был год-два, теперь измеряется такой срок в месяцах. Свадьбу назначили на апрель.
После полученного талисмана, Айна удалилась на женскую половину, Кирилл и Женя остались продолжать праздник.

           Продолжение следует


Рецензии