Русская икона XV в. в Баварских Альпах

На фото: икона  Божией Матери "Умиление" в баварском монастыре "Мария Эк"


Монастырь "Мария Эк" (Maria Eck; дословный  перевод — "Мария Угол")   является излюбленным местом паломничества жителей южной Германии.  В настоящее время монастырь принадлежит францисканцам-конвентуалам (представители одной из ветвей францисканского ордена "Ордена братьев меньших конвентуальных").  На окраине живописной деревни Зигсдорф, расположенной в Верхней Баварии (район г. Траунштайн) поднимается дорога в сторону монастыря. В его окрестностях  находятся альпийские луга. Они волнообразно переходят в предгорье Баварских Альп, называемое  в этих местах  Горным массивом  Кимгауер Берге, где возвышаются вершина Хохфельн(1671 м). Обрамленные хвойными лесами  альпийские луга имеют на заднем плане панорамную кулису из бело-голубой короны разновысоких горных вершин. Этот причудливый ландшафт в народе издавна назвали "магическим местом",  связывав с его происходившими здесь некогда  "неземными событиями". Старая легенда об основании в этих местах паломнической  церкви "Мария Эк" повествует, что однажды   лесорубы увидели в   ночном небе над лесным массивом  необычное  свечение в виде трех столпов.  Лесорубы, посоветовавшись с  местными крестьянами,   усмотрели в этом божественное указание соорудить   здесь небольшую часовню в честь Пресвятой Девы. Она построена на возвышенности, называемой горой Эггер (Egger Berg).  Возможно, по этой причине произошло и название "Мария Эк (Эгг)", однако  точного объяснения этому не имеется.

Прошло некоторое время  и вновь  лесорубы стали свидетелями еще двух необычных свечений в небе. Верующие люди стали говорить между собою о   "божественных  свечах, озаривших мрак  греховной жизни жителей окрестных деревень".  Сохранились  свидетельства о том, что первоначальная  часовня возведена между 1618—1635 годами, когда основанный в 994 году  бенедиктинский монастырь Зееон (Seeon) приобрел недалеко от деревни Зигсдорф  земельный участок ( 2, с.100). С этих  времен начинается паломничество к  часовне. В 1691 году в  ее алтаре  появилась картина "Мария-Помощница". На ней  стилизованно изображен главный богородичный образ Рима, хранящийся  в базилике Санта-Мария-Маджоре — «Salus Populi Romani» («Спасение римского народа»). Неизвестный мюнхенский мастер из Придворной школы художников Петера Кандида   изобразил  вокруг образа Богородицы с Богомладенцем несколько  летающих ангелов.  Нижняя часть алтарной  картины   с изображением паломнической часовни, а также поклоняющихся Божией Матери монашествующих, знатных вельмож и обыкновенных крестьян, дописана значительно позднее.   Алтарная картина  "Мария-Помощница" стала очень  почитаемой среди верующих баварцев. Они часто приходили в часовню и отмаливали мир на германских землях, когда в Европе бушевала Тридцатилетняя война. 

В 1631 году в паломнической часовне появилась небольшая православная икона московского письма XV века ( 1, с. 119 —120), которую сначала укрепили в основании алтарной  картины  "Мария-Помощница". По иконографии образ Божией Матери "Умиление" представляет собою  изображение Пречистой, на левой Ее руке восседает прильнувший к Ней Богомладенец. Специалисты считают, что  московский  мастер использовал   в  иконе нескольких стилей, поэтому некоторые православные  называют  образ Божией Матери "Казанской" или "Владимирской" иконами. С первой половины  XVII столетия изливала Пречистая Свою милость на баварских  христиан.   Эта православная икона вместе с церковью "Мария Эк"  пережила на протяжении нескольких веков многие невзгоды и  оставалась в итоге невредимою. 

Согласно монастырским хроникам, дарителем этого православного  образа является один из представителей рода Радзивиллов в Великом княжестве Литовском, получившего в 1547 году первый в государстве  княжеский титул Священной Римской империи. Икону  подарил монастырю некий "князь Франц Радзивилл из Польши"  ( 1, с. 119 —120).  Однако  князя с таким именем  нельзя найти  в списке людей знатного рода Радзивиллов. История приобретения князем иконы московского письма неизвестна. Польский  князь Франц Радзивилл с этой иконой сначала побывал в Риме, где, по его рассказам, приложил ее в базилике Санта-Мария-Маджоре к знаменитому  образу «Salus Populi Romani». На свою родину возвращался князь с иконою  через Баварию, где сначала остановился в бенедиктинском монастыре Зееон. Отсюда он попал в паломническую часовню "Мари Эк", где и преподнес  ей в дар свою икону.

Через пять лет после приобретения иконы Божией Матери "Умиление" жители окрестных деревень решили построить на фундаменте часовни большую церковь в честь Пресвятой Богородицы, а  невдалеке  от нее   дом для церковных служителей  и паломническую гостиницу. К  1713 году на холме выше церкви строители возвели  монастырское здание.  Паломничество в этих места развивалось  благодаря  монахам-бенедиктинцам из монастыря  Зееон.

Во времена секуляризации  (1803) специальная комиссия в Мюнхене решала дальнейшую судьбу  церкви  "Мария Эк" и ее   сокровищ. Паломничество к ней было отменено. Через три года поступило распоряжение о  сносе церкви "Мария Эк". На место прибыла бригада незнакомых парней, вооруженных  молотами, топорами и пилами, о чем стало известно крестьянам из  баварских деревень. Они решили упредить разрушение дорогой  им церкви и продажу ее имущества. Среди мужчин появились добровольцы, которые  вооружились  цепями и вилами и покрыли свои лица сажей.  Тайком они окружили гостиницу и ночью по сигналу внезапно с криками  и свистом напали на  команду  разрушителей церкви. Испуганные парни срочно покинули гостиницу и убежали в леса, а крестьяне праздновали свою победу. В 1808 году баварцы подготовили петицию протеста  и отправили графу Монтгеле, отвечавшему за снос церкви, но  эта акция им не помогла.   Через два года    церковное  имущество церкви "Марии Эк" власти решили продать частным лицам на аукционе, однако последний   был вскоре отменен.  В 1811 году  появилось новое  распоряжение о передаче алтарного полотна  "Мария-Помощница" и православной иконы  в  приходскую церковь соседней деревни Зигсдорф.

Cопротивление верующих крестьян постепенно превратилось в покорную молитву. В 1813 году наследный принц Людвиг, ставший  позже королем Людвигом I Баварским, позволил  возвратить  алтарное полотно и русскую икону на прежнее место и  возобновить служение в  церкви "Мария Эк". В 1826 году всего  за двенадцать дней 1274 баварцев-мужчин построили из деревни Зигсдорф дорогу к "Мария Эк". Возобновилось и расцвело  паломничество пилигримов. С  1891 года духовную помощь им стали оказывать монахи-францисканцы, поселившиеся в братском корпусе монастыря. Ежегодно более ста тысяч пилигримов  посещают монастырь  "Мария Эк". Свой молитвенный взор верующие останавливают и на православной иконе Божией Матери "Умиление", называемый в  монастыре "Marienbild". Ныне этот Богородичнй образ Божией Матери находится в левом боковом алтаре монастырской церкви.

Литература.

1. Der Wallfahrtsort Maria Eck.— Wuerzburg: Verlag "Friede und Heil",1975.

2. Холодюк А. Бавария. География христианских святынь и реликвий. — Киев: Издательский дом "АДЕФ-Украина", 2015, с. 100.


Рецензии