А ты меня любишь? А ты со мной будешь?

Хочу поделиться  кое-какими мыслями.

Моей внучке Наде шесть лет.
Это субтильное создание, похожее на цветочек нарцисс или на Дюймовочку: худенькая, бледная, с серыми глазами и в локонах.
Кукла, одним словом.
Её, не в пример старшей Соньке, все балуют. Только не я.
Я с Надей в меру строга. Но и ласкаю  довольно часто.

В пятницу ближе к вечеру их всегда закидывают ко мне.
До конца субботы они под моей юрисдикцией.
И вот уже почти перед самым сном Надя попросила у меня карандаши. Сказала:

- Я хочу письма нарисовать.

Надя до обеда ходит в детский сад, а после обеда в подготовительный класс школы и там учит буквы.
Внучка очень любит рисовать письма.
На обложке пишет начальную букву имени того человека, кому письмо адресовано, а внутри свёрнутого вдвое листа  рисует бабочек, сердечки, солнышко, птиц и прочий девчачий набор нежностей. 
Я разрешила.

Сижу в кабинете за ноутбуком и вдруг слышу странное пошмыгивание из кухни и тягостные вздохи.
Как раз там за столом сидит моя Наденька и пишет свои письма.
Позвала её по имени, не откликается, звуки тревожные слышны ещё явственнее.
Быстро иду в кухню.
Застаю свою внучку в горьких слезах, носик красный, не дышит.
Она просто давится плачем, а в глазах вселенское горе.
Прижимаю её к себе, целуя в глаза:

- Надюша, что? Что случилось?

Рыдания в уже голос:

- Я не хочуууууууууууу чтоб ты...(дальше неразборчиво)из-за всхлипа.

- Что я? Что ты не хочешь?

- Не хочу, чтобы ты умиралаааааааа!!!((((((((

- А с чего ты взяла, что я умру? Успокойся, моя девочка! Я не собираюсь умирать!

- Ты мне сама сказала, что умрёшь и уйдёшь на небушко к дедулеееее!!!!

И я вспомнила, как месяца два назад дитя меня спросило, что, все старенькие умирают?
Я ответила утвердительно и добавила, что они идут к своим родителям на небо и там потом живут.

- И ты умрёшь?

- В своё время. Не сейчас, а когда стану совсем старенькая.

Всходы этого разговора томились в её подсознании, мучили, и, очевидно, заставляли не раз сжиматься маленькое сердечко.
И в тихий пятничный вечер на внучку внезапно налетело чувство горя и страха, что она останется одна, без бабули.
А любимая бабуля, с блинами и подарками, со сказками и массажем "Рельсы, рельсы", уйдёт неизвестно куда.

Долго я не могла успокоить мою пташечку.
Привела миллион доводов, почему я не умру, сказала, что ещё в море не накупалась, что ремонт не сделала, что Надю замуж не выдала и не помогла ей с её детьми.
Ведь Надя вырастет и ей нужно будет работать, а место в садике приходится ждать долго.
Вот и буду я смотреть за её детьми.
К тому же  она мне ещё машину не купила, хотя обещала, что купит с первой зарплаты.
И что мы с ней ещё вместе должны много раз к папе в Москву съездить, а если меня не будет, то кто её повезёт?
В общем, уверила, что в ближайшее время в моих планах ничего подобного не предусмотрено.

Уснула Надя. А я вспомнила, что когда-то в детстве, именно в таком же возрасте, меня тоже страшили и мучили эти вопросы.
Я вдруг осознала, что мы все когда-то умрём.
Про свою смерть я твёрдо знала: этого не может быть.
Но вот то, что мама моя вдруг умрёт - такого горя не мог вместить  детский разум.
И я плакала ночами в детском саду, оставаясь в круглосуточной группе, плакала от безысходности и печали.
Никто Олю не утешал, никто не развеивал её горестных сомнений.
Не знаю, как я тогда не впала в невроз от переживаний.
Одно помню, что было мне тяжело до невозможности.
Месяца три  мучил детское сердце этот вопрос.
Но потом праздничные заботы  перед Новым Годом, какие-то другие девчачьи интересы, вытеснили из детского ума грустную недетскую тему.
И вот сейчас моя Наденька подошла к той же черте познания мира.

Сравниваю её и  старшую внучку Соньку. До чего они разные!
Та к вопросу жизни и смерти отнеслась прагматично и деловито. Было ей лет пять.

- Бабуль, ты умрёшь когда-то?

- Когда-то да.

- А запиши свою квартиру на меня ( это выражение она не могла знать сама, это значит, были в их семье разговоры). Если запишешь, я тебе обещаю и за газ, и за свет платить вовремя.

Вот и вся её мука по  мистическому вопросу бытия.)))))

Утром Надюша проснулась спокойная и весёлая.
Выспалась, поела любимых заварных блинчиков со сметанкой, и мы пошли в кино.
Больше к  вопросу жизни и смерти не возвращались.
Не знаю, перестанет ли он её мучить?
Надеюсь, что да...


Рецензии
Милая миниатюра. Почти философская. Ребёнок святой. В него что вложишь то и получишь. НИК написал про внучку, которая будет крутить швейную машинку бабушки, а у меня другая история.
Году в 2015 в Ужгороде семилетней девочке знакомых мы говорим: "Приезжай к нам летом в СПб в гости". Очень удивил её ответ: "Меня там убьют". Значит в семье велись такие разговоры.
Не отношу боязнь девочки к детским страхам. Это чувство заложено родителями русофобами.

Саша Егоров   26.08.2022 21:08     Заявить о нарушении
Приветствую Александра. Извиняюсь за долгий неответ. Была в дальней и длительной поездке на югах. Но вот врнулась в родные пенаты и рада дружескому привету и содержательной рецензии. Да, всё верно. Это мы - взрослые, закладываем в детей и страхи, и ростки ненависти, и разрушительной вражды. Они, как губка, впитывают в себя мировоззрение своей семьи. Осознаём ли мы свою ответственность и перед ними, и перед обществом? Очень жалко ту девочку.
Спасибо, Саша. С уважением.

Ольга Кострыкина   31.08.2022 22:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.