День Седьмого Ноября - Красный день календаря

День Седьмого Ноября -
Красный день календаря.
Посмотри в свое окно,
все на улице красно.
Сегодня как раз седьмое ноября. Ну, мне-то и в окно смотреть не стоит, у нас праздничный день, будь он гранатово-яблочный, свечечно-пончиковый, сырно-молочный, пестро-карнавальный, всегда бело-голубой. Но я то помню.....
1967г, ноябрь. Уже с первого числа все магазины начинают готовиться к празднику, ставят на витрины в большом количестве маленькие красные флажки с золотыми серпом и молотом и надписями "Слава КПСС!", пирамидки из консервов "Бычки в томате" и "Завтрак туриста" венчают, обрамленные кумачом и еловыми веточками, портреты Карламарла (так говорила моя 19тилетняя тетушка), Ленина и еще каких-то дяденек, имена которых мне , 13летней пионЭрке, были не ведомы, но я точно знала, что они - Члены. На центральной аллее, ведущей к оперному театру, называемой в простонародье Бродвеем, растягивают иллюминацию и от всех этих приготовлений на душе становится радостно-торжественно. Для нас, школьников, радость усилена тем, что с 5го ноября начинаются школьные каникулы.
В 1967г приготовления к празднику были особенно торжественными, к обычному праздничному антуражу добавилась цифра "50". Пятьдесят лет Советской Власти!!! Это же уже не праздник, это, это, ..... это веха, этап, символ самой гуманной, самой справедливой, самой человечной власти на земле. Это в других, капиталистических странах царит беззаконие и произвол, линчуют негров, унижают китайцев, рабочие еле-еле сводят концы с концами, молодежь , как пушечное мясо, отправляют воевать во Вьетнам. Но есть на свете Власть, которая день и ночь заботится о благосостоянии трудящихся, обеспечивает их работой, досугом и бесплатными медициной и образованием.И эта самая лучшая власть царит именно в стране, где мы все живем, вот такая пруха!
Целую неделю хозяйки, высунув языки, носятся по базарам и магазинам в надежде урвать какой-нибудь дефицит, баночку майонеза, консервированного горошка, рижские шпроты или печень трески. Купить голландский, российский, пошехонский сыр, дунайскую селедку, докторскую и любительскую колбасу еще не проблема. Копченой колбасы, конечно, в магазине нет, но тугие, винно-коричневые, лоснящиеся мелким жирком, дивно пахнущие чесночком палки в изобилии навалены на застекленных прилавках кооперативов. Особая удача купить карпа и сазана, какой же стол во Львове без фаршированной по еврейскому рецепту рыбы. Телятина на холодец - это , конечно, только у частников на базаре, чтоб парная была, розовая, с мелкими белыми косточками, там же и брали и толстенькую свиную полядвицу на отбивные. До горбачевской борьбы с алкоголизмом оставалось еще 19 лет, поэтому "фугасы" с венгерским и грузинским вином в ассортименте, и поллитровка водки стоит, бери-не хочу. Вот "мерзавчик" или "чекушку" (250гр) найти сложнее, ее разбирали те, кто готовился идти на демонстрацию
Особое внимание десерту. Очереди из желающих видеть на своем столе или принести в гости к друзьям мокрый бисквитный шедевр фирмы "Свиточ", украшенный кремовыми розами кислотных цветов, не помещались в кондитерских отделах гастрономов, а вытекали далеко на улицу. Но местные хозяйки, те, что жили в городе с "пшедвоенных времен", непременно пекли сами. Пляцки, штрудели, перекладанцы, маково-ореховые, медовые и миндальные, каких только вкуснятин не ели мы в эти дни дома и в гостях! У нас дома мама непременно пекла "мохнатый торт", хотя официально он назывался "наполеон". Эх дура я, дура, не спросила рецепт ....
Ладно, слюнки проглотили, вспоминаем ноябрь 1967г. Итак, все готовятся к празднику, и только нянька моей двоюродной сестры, толстоногая и толстозадая сельская деваха по имени Ромуальда, ходит и бубнит :"Щвето, щвето, никого щвета не буде, бо як боньба впаде, то яке то буде щвето?!" (праздник, праздник, никакого праздника не будет, потому, что, если бомба упадет, то какой же это праздник?!) Ходили такие слухи, что подлые американцы, для того, чтоб не дать нам, советским, отпраздновать такую великую годовщину, хотят скинуть в этот день бомбу на СССР, и многие в это верили. Но только не мы, пионеры! Поэтому я смеюсь на Ромуальдой "Сэло бэз сильрады!" (село без сельсовета).
Конечно, никакую бомбу никто не бросал, все прошло по плану. К девяти утра вся семья, наряженная торжественно, усаживалась за роскошно накрытый стол, и включали телевизор. Причем ставили стол так, чтоб всем было видно, потому, что парад с Красной площади - это важно, особенно в такой день. Правительство в смушковых папахах и пыжиковых шапках,на трибуне, похожий на узбека Ленин на кумаче "Вперед, к победе коммунизма!", маршал Гречко на чайке принимает парад : "Здравия желаю..... аув-аув-аув....". А дальше то, чего до этого не было до этого никогда. Стройными рядами шли чекисты в кожанках, револющионные матросы, перепоясанные патронташами, не менее революционные солдаты в долгополых шинелях и "пыльных шлемах" (Окуджаву вспомнила). На вычищенных до блеска, упитанных лошадях скачет конница, четверки лошадей запряжены в тачанки, и на каждой восседают Чапай с Петькой, во главе, конечно, фальшивый Буденый с щеголевато закрученными усами лихо салютует настоящему Буденому, стоящему на трибуне. А дальше воины в дубленках и ушанках, в плащ-палатках и касках, живая скульптура солдата с девочкой на руках, как в Трептов парке - Отечественная война. Ну и современные войска, техника, ракеты.
Мы с родителями забываем есть, так увлечены этим великолепным зрелищем. На экране разыгрываются целые сцены из истории СССР, с присущим тому времени размахом. И папа говорит мне:"Если такое сделали на пятидесятилетие, представляете, что устроят на столетие Советской власти! Мы с матерью, конечно, не увидим, не доживем, но ты это увидишь." Я возмущаюсь, как это не увидим, не доживем?! Отец иронично ухмыляется. (Угадал. Но его брат, на год старше, дотянул, причем на ногах, в здравом уме и трезвой памяти, дай Бог ему до ста двадцати).
После обеда идем в гости к тете, у нее день рождения. На улицах полно нарядно одетых людей, с воздушными шарами, с огромными бумажными маками на длинных палках.Слышно, как в парке играет духовой оркестр, бабульки на углах бойко торгуют обернутыми в яркую фольгу и целлофан мячиками на резинке и леденцовыми петушками на палочке. У тети уже куча родни за столом, нам, детям, накрывают в отдельной комнате. И мы ведем, как и положено в такой день, очень серьезные разговоры, о том, как хорошо, что мы родились в такой стране, где мы имеем все, а наши ровесники заграницей голодают и болеют, потому, что у их родителей нет денег на лечение. Готовим для взрослых маленький концерт "Дети разных народов мы мечтою о мире живем.." и Бухенвальдский набат "Люди мира на минуту встаньте..." Но высокий запал быстро иссякает и мы начинаем "беситься". Тогда это было популярно, так и говорили :"Приходи в гости , будем беситься." Вечером мы едем домой через центр, я любуюсь очень яркой разноцветной иллюминацией и думаю: "Надо непременно запомнить этот день, что сравнить его с тем, что будет через 50 лет".
А теперь, как в кино, надпись "Прошло 50 лет".
Утро у меня всегда суматошное, поднять и отправить в ванну внуков, приготовить им завтраки и перекуски в школу, отправить старшего, отвести в школу младшего. Немного прибралась, сделала завтрак, каша из киноа с сыром, нескафе без сахара. Кофе обычно пью под Модный приговор, включила он уже шел. Но т.к. начали его раньше времени, вижу что в программе указано торжественное что-то там с Красной площади. Не поняла.... А!!!! Елки-палки, годовщина, да еще и столетие... А я все пропустила. А это еще праздник? Нет, ТАМ я знаю, что не праздник, а в Москве? Рыскаю по программе, вроде все, как в будний день. Так праздник или нет?
Родилась грустная шутка "Родители, жаль, что вас нет с нами, но вы ничего не потеряли, не увидав именно этот день."


Рецензии