Как умирал дед

У деда был рак.
В областной больнице, куда его положили с болями в животе, провели обследование. Врач вызвал меня в кабинет и сказал, что деда они выписывают.
-Забирайте домой. Вот вам справка с печатью для вашего местного онколога,
а эту справку, где написано гастрит, покажите дедушке чтоб не расстраивался, сказала сердобольная докторша.

Я зашел в палату к нему.
Он посмотрел на меня и спокойно спросил:
-Рак?
Я кивнул.
 
Я не хотел говорить ему это. Еще раньше мы все подозревали, что у него этот страшный диагноз. Но тут я просто кивнул. Я не мог ему врать. Да и дед был не таким уж глупым. Он был сильный. Он был сильней меня.
Прошел всю войну. Бил немцев с 1941 по 45-ый год, а потом добивал самураев. Дошел до Харбина. Демобилизовался в 1946 году.
Прожил трудную жизнь после войны в родном Мухтолове. Работал в леспромхозе. Вырастил достойных сыновей. Один из них ученый - лауреат государственной премии СССР.
 
Любил рассказывать о войне. Порой складывалось ощущение, что он не вернулся с нее. Он помнил по фамилиям всех своих однополчан. Интересным был рассказчиком.

Многие отмечали его врожденную интеллигентность. Он каждого называл на "вы", даже тех, кто на много младше его.
И вот он умирал.

Попросил, чтобы его положили в сени и открыли дверь на улицу. Улыбнулся и сказал, что будет прощаться со всеми. Пошутил.

Так и лежал практически до смерти, глядя на улицу. Боль переносил молча. Старался никого не обременять своими проблемами.

Многие пожилые односельчане идя мимо нашего дома, заходили к нему. Садились на угол кровати. О чем-то говорили с дедом. Даже смеялись. Каждому он говорил напоследок:
-Ну, прощай! Наверное уже не увидимся.

Прощаться в 1998 году с Иваном Васильевичем Киреевым пришло все Мухтолово.


Рецензии