Патриотизм
Очень много сейчас рассуждают про патриотизм, про Родину. Что это – патриотизм? И что это – РОДИНА? Так много слов, и еще больше пустословия. И даже -- злословия.
А я хочу рассказать о своих ассоциациях о ПАТРИОТИЗМЕ и РОДИНЕ.
Я русская украинских корней. Родилась в Узбекистане. Давно родилась. Даже очень давно. И живу в Узбекистане. Всю жизнь живу. Родина моя – здесь! Моя земля, в которой похоронены мои родные. Много родных, включая моих родителей, родителей моего мужа и муж мой похоронен в этой земле - в Узбекистане. Могу ли я бросить эту землю ? Нет!!! Не могу!!! Совесть не позволяет. И как бы плохо иногда ни бывало - всё проходило, проходит. Однажды я была на местном кладбище –мазаре. Подошел ко мне кладбищенский смотритель. Узбек. По узбекски со мной заговорил. И я поняла – о чем он спрашивает - мол, вы еще не уехали? Вы еще здесь? У вас кто здесь? И я ему – на его удивление ответила по узбекски - «агар шу ерда учта урус одам колади, учинчи мен буламан» В переводе на русский это - ЕСЛИ ЗДЕСЬ ОСТАНУТСЯ РУССКИХ ТРИ ЧЕЛОВЕКА, ТРЕТЬЕЙ БУДУ Я. Очень удивился этот узбек моему узбекскому. И сказад - ха, рахмат сизга, барака сиз. То есть – ДА, СПАСИБО ВАМ. ВЫ МОЛОДЕЦ.
Корни мои ? Ну да, украинские. Начало рода - украинское. Но и деревья пересаживают в другую землю. И деревья приживаются. И новые корни запускаются в новую землю. Вот так и с моими корнями от праотцов украинских. Прижились новые корни родства. Это только реки текут в одном направлении - к морю. А ветры кружат по кругам и возвращаются на крУги свои. И люди, унесенные ветром историй, попадают в новые места. Но, если корни крепкие, то никакой ветер – если только не смерч – не может сорвать человека с мест, которым положено много сил, нервов, здоровья – порой – вся жизнь
Теперь о патриотизме. 52 года трудового стажа в Узбекистане. И фактически в одном ведомстве - УЗБЕКНЕФТЕГАЗ. И потому - естественно, я очень много знаю про НАС, про ГАЗ, откуда он берется, куда течет, и где заканчивается его ручеек.
Уже не миф, что в Узбекистане во многих местах проблемы с природным газом. Народ возмущается, ищет виноватых. А нет виноватых… Природа!!! И с природой спорить бесполезно. Как она распорядится – так оно и будет!
Как-то ко мне в гости пришли мои сослуживцы. Проведать меня. Посмотреть мои видео-клипы. Просто поболтать за чашкой чая. И вот они мне говорят - А вы знаете, наш город в ближайшем будущем не будет пользоваться нашим же, природным газом. Город будут переводить на газо-балонный сжиженный газ. Я не удивилась, к их недоумению. Только воскликнула - Наконец-то!!! Давно пора!!! Меня что-ли услышали? И стала им снова рассказывать историю развития газо-добывающей отрасли и газоснабжения населения в Узбекистане.
А это развития - по моей памяти - началось в 1958м еще году. В Коканде. Город Коканд в те годы был малоэтажным. Самый много-этажный был один, по-моему дом - на улице Советской – трех-этажный красавец советского градостроительства.
Кто стоял у истоков начала газификации города Коканда – я не знаю, в то время мне было всего 16 лет, и я еще училась в техникуме. Но вот, однажды к нам во двор (сейчас нет уже того двора!) приехали специалисты, привезли газовые ленинградские плиты на 2 и на 4 конфорки. Нам установили 4х-конфорочную плиту. Интересно сейчас вспомнить, что она была не белая, как сейчас, а черная, но такая блестящая вся. Черной эмалью блестел поддон под конфорками. Через неделю примерно стали производить монтаж шкафных установок. Удобно было их устанавливать . Один шкаф на 2 баллона и на 2 квартиры. И в общем, вся эта кампания населением тогда была воспринята спокойно, как будто это так и должно было быть. Так вот, с 1958 года мы в Коканде распрощались с керосинками-керогазками и вообще забыли про керосин. И лавки керосиновые сами-по-себе исчезли. Началась новая жизнь. Кастрюли и чайники чистые, не закопченные. Красота! Вот это начало газификации. 1958й год. Далее шли годы. Я уже вышла замуж в Асака – тогдашний Ленинск. Там еще не было никакого газа. Но где-то в 1962м году и туда с промысла «Андижан» стали тянуть трубы. Я уже специалистом была. И знала, что газ оттуда - попутный, нефтяной, и с такой копотью был, что от керосинок черноты на кастрюлях было меньше, чем от того газа. Но всё-таки - ГАЗ. Не дрова, и не всякое шара-бара, которое сжигали тогда в печках.
Со временем в Андижанских промыслах, а их там 4-5 было - газа стало все меньше и меньше, то есть падала добыча нефти, а с нею уменьшался и газ.
В 60х годах газо-добывающая территория ГАЗЛИ в Бухарской области начало уже транспортировку почти «сухого» то есть не нефтяного газа в газопровод «Бухара-Урал. Была построена ветка и на Ташкент. И в Ташкенте в 1965м году было организовано управление «Узбекгаз», В функциях этого ведомства было газо-обеспечение населения Узбекистана ПРИРОДНЫМ газом. Начинал там Михаил Моисеевич Смоляк. И я уже начала работать в одном из газо-снабжающих предприятий при М,М, Смоляк. Фактически - это было коммунальное обслуживание. А я нефтяник-газовик – эксплуатационник. Пришлось повышать свою квалификацию. В Московской заочной жилищно-коммунальной академии. И поняла, что коммунальное обслуживание населения - это не добыча газа, это в какой-то степени даже сложнее . Представить только, что в эту систему входили газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, банно-прачечные хозяйства, гостиничное обслуживание, трамвайно-троллейбусное обслуживание. Короче – всё то, что связано с населением и для населения. Сложное. А всем кажется - да что там сложного? Подумаешь - дворники – уборщики. Да нет, мои хорошие, кто там «не варился», тот и не знает той температуры кипения в наших конторах, когда наступала зима.
Далее. Андижан в какой-то период стал ощущать «дефицит» этого самого ГАЗА. И это стало очень заметно в середине 70х-80х годов. И хотя наш уже новый начальник - Алихан Рахматович Атаджанов - поставил задачу - довести газ от скважины до печки, а уже началась разработка газовых месторождений в Кашкадарьинской области , этот газ до Андижана в силу расстояния и других горно-физических ландшафтов местности всё-таки не доходил.
Самым доступным тогда был газ в баллонах – сжиженный. Коканд и Фергана обеспечивались таким газом из Алты-Арыкской газонаполнительной станции. Андижан приобретал сжиженный газ в баллонах из Джалал-абада в Киргизии.
И вот. Было решено построить Газо-Наполнительную Станцию свою, в Андижанской области. Местом строительства этой ГНС был выбран нынешний город Пайтуг - это практически конечная железнодорожная станция в Андижанской области и вообще в Ферганской долине. От этой станции был уже поворот на Джалал-Абад, в Киргизию. А в Джалал-Абаде тамошняя ГНС обеспечивалась из ОРЕНБУРГА. В Оренбурге из Бухарского газа извлекали конденсат и производили газ пропан-бутановых фракций. Вот какая была сложная СОВЕТСКАЯ система поставок сжиженного газа в Узбекистан. И дорогая в цене.
Ну вот, параллельно строительству этой самой Пайтугской ГНС мне было дано генеральное задание - разработать автотранспортные схемы доставки этого сжиженного газа в районные газовые конторы. Их в области было 13. И сколько транспортных единиц необходимо для этого. И на сколько авто-мест нужно было построить авто-гараж при этой ГНС. Автомашины специализированные - так называемые «КЛЕТКИ» для перевозки газовых баллонов - больших, на 55 литров, и малых, на 27 литров. Я в начале аж маленько струсила. А под силу ли мне эта работа? Но муж у меня был автотранспортник, выпускник Кокандского автодорожного техникума. И была у нас тогда дома очень «тяжелая» книга – АВТОТРАНСПОРТНЫЙ СПРАВОЧНИК, издательства 1958 года (если память мне не изменяет). Книга такая тяжелая, я её называла «Капитал» автотранспортника. Сейчас наверное таких книг уже и нет.
И засели мы с мужем за этот проект вдвоем. Под руками только этот справочник и ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ линейка. Просчитывать формулы. Вот это был труд. Самый мой капитальный труд. Пришлось в автоколонну одну Андижанскую идти, чтобы взять расстояния от Пайтуга до каждого райцентра области. Так называемые «плечо пробега» Сидели мы вечерами вдвоем. Он считал, Я считала. Короче, с месяц мы сидели над эти проектом. Насчитали, что нужно 260 единиц автотранспорта. Много! Но подумали – подумали, и пришли к мнению, что нужен еще и график доставки. Сделали график! Уменьшили авто-парк до 70ти единиц.
Теперь всё это нужно было привести в дОлжный вид индивидуального проекта для экспертизы в проектном институте. Сделали. И экспертизу прошел мой проект. И был одобрен. Радости моей тогда не было предела! Какую полезную работу я тогда осуществила. Но - в те годы почему-то не склонялось и не спрягалось слово ПАТРИОТИЗМ. Просто была работа. Необходимая обществу.
Заработала наша ГНС, и очень часто на улицах городов, райцентров и кишлаков стали появляться эти «КЛЕТКИ»
А теперь хочу вернуться к ПРИРОДНОМУ газу. Как относилось к нему население? БЕЗОБРАЗНО относилось!!!!! Я часто бывала в кишлаках и дворах кишлачного населения, где использовался в плитах газ ПРИРОДНЫЙ. Вот, к примеру, во дворе стоит пищеварочная 4-х-конфорочная плита. Летом же её невозможно в квартире иметь - жарко!!! Выносили во двор. Зажигали и… не выключали!!! До такой степени горелки горели круглосуточно факелом - и освещение, и зажигать лишний раз не надо. Газ-то дешевый был… И платили по нормированным тарифам. То есть – практически – ХАЛЯВНЫЙ. Под горелками поддоны прогорали до дыр!!! Вот так народ в Узбекистане относился тогда к ГАЗУ. А вот там, где использовался баллонный сжиженный газ - плиточки стояли чистенькими и беленькими. Там за него – за этот ГАЗ - платили. То есть - его покупали.
Газ природный, конечно, тоже имеет свойство когда-нибудь уменьшаться в пластах. Применять вторичные технологии добычи его – это значит – всё более и более увеличивать стоимость его добычи. А наш ГосКомЦен стоял на своем – стоимость всех оказываемых коммунальных услуг не должна превышать 10-15 процентов от МРОТ (Минимальный Размер Оплаты Труда) То есть тарифы на газ для населения резко не повышать. Вот и начал возникать замкнутый круг - с одной стороны – нет газа или он «низкий» - население не платит за него. Образовывались и нарастали дОлги. С другой стороны – нет денег у отрасли – началось кредитование предприятий в долг на развитие. И это начался КОШМАР в ГАЗовой отрасли. Я уже проработав очень много лет, как-то в Главке у себя высказала своё мнение – просто за чайным столом в обед – что - надо возвращаться к газо-балонному обеспечению населения. Купи баллон газа – и вари сколько хочешь. Посмеялись хором тогда в Ташкенте. Но с нами тогда за обедом сидел ГЛАВНЫЙ ЭКОНОМИСТ «УЗБЕКНЕФТЕГАЗДОБЫЧА». И, очевидно, ему понравилась эта идея - А В ЭТОМ ЧТО_ТО ЕСТЬ! И сказал - вот оно – ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ.
Ну вот. Еще годы проходят.. И мои уже друзья - сослуживцы приносят мне новость - ГОРОД БУДЕТ ПЕРЕХОДИТЬ НА СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ! Наконец-то!!!
Тем более, у нас в области есть два предприятия, которые производят этот самый сжиженный газ. И до сих пор - через перевал Камчик - караванами едут автомобили цистерны - ГАЗОВОЗЫ - для той самой ПАЙТУГСКОЙ ГНС в Андижанской области. Я несколько раз ездила по этой дороге и видела - ОГО, ЭТО ДАРЫ НАШЕЙ ОБЛАСТИ ДОЛИНЕ… Сердце радовалось.
Так вот, в заключение – о ПАТРИОТИЗМЕ. Когда вкладываешь свой полезный труд в общество, когда видишь результаты этого труда - конечно возникает чувство ПАТРИОТИЗМА… Это чувство сравнимо с чувством родителей, которые дитя родят и далее наблюдают за его ростом, взрослением. Вот с этим ассоциируется мой ПАТРИОТИЗМ. И я по-прежнему повторяю свою ключевую фразу – Дай Боже, мне здоровья и зрения, чтобы увидеть - А ЧТО ДАЛЬШЕ БУДЕТ?!
А дальше - надеюсь я - И НАШЕ ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА!
Свидетельство о публикации №217110901042
Интересные размышления. Прочитав, порадовалась тому, что есть люди, серьёзно относящиеся к жизни, к понятиям "патриотизм" и "Родина". Без трали-вали и нытья.
Спасибо!
Желаю Вам новых сюжетов для рассказов!
Лариса Прошина 11.11.2017 20:05 Заявить о нарушении
Алла Растворцева 2 12.11.2017 06:44 Заявить о нарушении