Патриотизм

Предисловие.
Очень много сейчас рассуждают  про  патриотизм, про Родину. Что это – патриотизм?  И  что это – РОДИНА?   Так много слов,  и  еще  больше  пустословия.  И  даже  -- злословия.
А  я  хочу  рассказать о своих ассоциациях  о  ПАТРИОТИЗМЕ  и  РОДИНЕ.
Я  русская  украинских  корней.   Родилась в Узбекистане.  Давно родилась. Даже  очень давно.  И  живу  в Узбекистане.  Всю  жизнь  живу.  Родина моя – здесь!  Моя земля, в которой похоронены  мои  родные.  Много  родных, включая моих родителей, родителей моего мужа   и  муж мой  похоронен   в  этой  земле  -  в  Узбекистане.  Могу  ли  я  бросить  эту  землю ?  Нет!!!  Не могу!!!  Совесть  не  позволяет.  И  как бы  плохо иногда ни  бывало  -  всё  проходило, проходит.  Однажды я была на местном кладбище –мазаре.  Подошел ко мне  кладбищенский смотритель.  Узбек.  По  узбекски  со  мной  заговорил. И я поняла – о чем он спрашивает  -  мол, вы еще не уехали? Вы еще  здесь?  У вас  кто  здесь?  И  я  ему – на его удивление  ответила по узбекски  -  «агар шу ерда учта  урус одам колади, учинчи  мен буламан»  В переводе на русский это  -  ЕСЛИ  ЗДЕСЬ ОСТАНУТСЯ РУССКИХ ТРИ ЧЕЛОВЕКА, ТРЕТЬЕЙ БУДУ Я.   Очень  удивился  этот узбек  моему  узбекскому. И сказад  - ха, рахмат сизга, барака сиз. То есть – ДА, СПАСИБО ВАМ. ВЫ МОЛОДЕЦ.
   Корни  мои ? Ну да,  украинские.  Начало  рода  -  украинское.  Но  и  деревья  пересаживают  в  другую  землю. И  деревья  приживаются.  И  новые  корни  запускаются  в  новую  землю.  Вот  так  и  с  моими  корнями  от  праотцов  украинских.  Прижились  новые  корни  родства.  Это  только  реки  текут  в  одном  направлении  -  к  морю.  А  ветры  кружат  по  кругам  и  возвращаются  на  крУги  свои.    И  люди,  унесенные  ветром  историй,  попадают  в  новые  места.  Но,  если  корни  крепкие,  то  никакой  ветер – если только  не  смерч – не может  сорвать  человека  с мест, которым  положено много сил,  нервов, здоровья – порой – вся жизнь
     Теперь о патриотизме.   52 года трудового стажа в Узбекистане.  И фактически в одном ведомстве  - УЗБЕКНЕФТЕГАЗ.   И  потому  -  естественно, я очень много знаю  про НАС, про ГАЗ,  откуда он берется,  куда  течет,  и  где  заканчивается его ручеек.   
     Уже  не  миф,  что  в  Узбекистане  во многих местах  проблемы  с природным газом.   Народ  возмущается,  ищет  виноватых.     А  нет  виноватых…  Природа!!!  И с природой спорить бесполезно.  Как  она  распорядится – так оно и будет!
     Как-то  ко  мне  в  гости  пришли  мои  сослуживцы.  Проведать  меня.  Посмотреть мои видео-клипы.  Просто  поболтать за чашкой чая.  И  вот  они  мне  говорят  -  А вы знаете, наш  город  в  ближайшем будущем  не будет пользоваться нашим же, природным газом.  Город  будут  переводить на  газо-балонный  сжиженный  газ.   Я  не  удивилась, к их недоумению. Только  воскликнула  -  Наконец-то!!!  Давно  пора!!!  Меня  что-ли  услышали?   И  стала им снова рассказывать  историю  развития газо-добывающей отрасли и газоснабжения населения в Узбекистане.
       А  это  развития  -  по  моей  памяти  -  началось  в  1958м еще  году.  В  Коканде.   Город  Коканд  в  те  годы  был  малоэтажным.  Самый  много-этажный  был  один, по-моему  дом  -  на  улице  Советской – трех-этажный  красавец  советского градостроительства.
       Кто  стоял у истоков  начала  газификации города Коканда – я не знаю, в то  время мне было всего  16 лет,  и  я  еще  училась  в  техникуме.   Но  вот,  однажды к нам во двор  (сейчас  нет  уже  того  двора!)  приехали  специалисты,  привезли  газовые  ленинградские  плиты  на  2  и  на  4  конфорки.  Нам  установили  4х-конфорочную  плиту.  Интересно  сейчас  вспомнить, что  она  была  не  белая,  как  сейчас,  а  черная,  но  такая блестящая вся.   Черной эмалью  блестел  поддон  под  конфорками.    Через неделю примерно  стали  производить  монтаж  шкафных  установок.   Удобно  было  их  устанавливать . Один шкаф  на 2 баллона и на  2  квартиры.   И  в  общем, вся эта  кампания  населением  тогда  была  воспринята  спокойно,  как будто  это  так  и  должно было быть.  Так  вот,  с  1958 года  мы  в  Коканде  распрощались  с  керосинками-керогазками и вообще  забыли про керосин. И  лавки  керосиновые  сами-по-себе  исчезли.    Началась  новая  жизнь. Кастрюли и чайники  чистые, не закопченные.  Красота!    Вот  это  начало  газификации. 1958й год.     Далее  шли  годы.   Я  уже  вышла  замуж  в  Асака – тогдашний Ленинск.  Там  еще  не  было  никакого газа.   Но  где-то в  1962м году  и  туда  с  промысла  «Андижан»  стали  тянуть трубы.  Я  уже  специалистом  была. И  знала, что газ оттуда  -  попутный, нефтяной,  и  с  такой  копотью  был,  что  от  керосинок  черноты на кастрюлях было  меньше, чем от того газа.  Но  всё-таки  -  ГАЗ.  Не  дрова, и не всякое шара-бара, которое сжигали тогда в печках.   
      Со  временем  в  Андижанских промыслах, а их там  4-5  было -  газа  стало  все  меньше  и  меньше, то есть  падала  добыча  нефти, а с нею  уменьшался  и газ.
      В  60х годах  газо-добывающая территория ГАЗЛИ  в  Бухарской области  начало  уже  транспортировку  почти  «сухого»  то  есть  не  нефтяного  газа  в  газопровод  «Бухара-Урал.   Была построена  ветка  и  на  Ташкент.  И  в  Ташкенте  в  1965м году  было  организовано  управление «Узбекгаз»,  В функциях этого ведомства было  газо-обеспечение  населения Узбекистана  ПРИРОДНЫМ  газом.  Начинал  там  Михаил Моисеевич  Смоляк.     И я уже  начала  работать в одном из газо-снабжающих предприятий  при М,М, Смоляк.    Фактически  -  это  было  коммунальное  обслуживание.  А  я  нефтяник-газовик – эксплуатационник.  Пришлось  повышать свою  квалификацию.  В  Московской  заочной  жилищно-коммунальной академии.    И  поняла,  что  коммунальное  обслуживание  населения  -  это  не  добыча  газа,  это  в  какой-то  степени даже  сложнее .  Представить только, что в эту систему  входили  газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, банно-прачечные хозяйства, гостиничное обслуживание, трамвайно-троллейбусное  обслуживание. Короче – всё то, что связано с населением  и  для  населения.    Сложное.   А  всем  кажется  -  да  что  там  сложного? Подумаешь  -  дворники – уборщики.   Да  нет, мои хорошие, кто  там  «не  варился»,  тот  и  не  знает  той  температуры  кипения  в  наших  конторах,  когда  наступала  зима.
      Далее.  Андижан  в  какой-то период  стал  ощущать  «дефицит»  этого самого  ГАЗА.  И  это  стало  очень заметно в середине  70х-80х годов.  И  хотя  наш  уже  новый  начальник  - Алихан Рахматович Атаджанов  -  поставил  задачу  -  довести  газ  от  скважины  до  печки,  а  уже  началась  разработка  газовых месторождений  в Кашкадарьинской области ,  этот  газ  до  Андижана  в  силу  расстояния  и  других  горно-физических ландшафтов местности всё-таки не доходил.
      Самым  доступным  тогда  был  газ  в  баллонах – сжиженный.   Коканд и Фергана  обеспечивались  таким газом  из  Алты-Арыкской газонаполнительной станции.  Андижан  приобретал  сжиженный  газ  в  баллонах  из  Джалал-абада  в  Киргизии. 
       И  вот.  Было  решено  построить  Газо-Наполнительную Станцию свою, в Андижанской области.    Местом  строительства этой ГНС  был  выбран  нынешний  город  Пайтуг  -  это  практически  конечная  железнодорожная  станция  в  Андижанской области и вообще  в  Ферганской долине.  От  этой  станции  был  уже  поворот  на  Джалал-Абад, в Киргизию.   А  в  Джалал-Абаде  тамошняя ГНС  обеспечивалась  из  ОРЕНБУРГА.  В  Оренбурге  из  Бухарского  газа  извлекали  конденсат  и  производили  газ  пропан-бутановых фракций.    Вот  какая  была  сложная  СОВЕТСКАЯ  система  поставок  сжиженного  газа  в  Узбекистан.  И  дорогая  в  цене.
        Ну вот,  параллельно  строительству  этой  самой  Пайтугской ГНС   мне  было  дано  генеральное  задание  -  разработать  автотранспортные схемы доставки  этого сжиженного  газа  в  районные  газовые  конторы. Их  в  области  было  13.  И  сколько  транспортных  единиц  необходимо  для  этого.  И  на  сколько  авто-мест  нужно  было  построить  авто-гараж при  этой ГНС.  Автомашины специализированные  -  так называемые  «КЛЕТКИ»  для  перевозки  газовых  баллонов  -  больших, на 55 литров, и малых, на 27 литров.     Я  в  начале  аж  маленько  струсила. А  под  силу ли мне эта работа?  Но  муж  у  меня  был  автотранспортник, выпускник  Кокандского автодорожного техникума.  И  была  у  нас  тогда  дома  очень  «тяжелая»  книга – АВТОТРАНСПОРТНЫЙ СПРАВОЧНИК,  издательства  1958 года (если  память мне не изменяет).  Книга  такая  тяжелая, я её  называла  «Капитал» автотранспортника.  Сейчас  наверное таких книг уже и нет. 
      И  засели  мы  с  мужем  за  этот  проект  вдвоем.   Под руками только  этот  справочник  и  ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ  линейка.  Просчитывать  формулы.  Вот это был  труд.    Самый  мой  капитальный труд.  Пришлось  в  автоколонну одну Андижанскую идти, чтобы взять расстояния от  Пайтуга до  каждого  райцентра  области.  Так называемые  «плечо  пробега»   Сидели  мы  вечерами вдвоем. Он считал, Я считала.  Короче, с месяц мы сидели над эти проектом.  Насчитали, что нужно 260 единиц  автотранспорта.   Много!  Но  подумали – подумали, и пришли к мнению, что нужен еще и график доставки.     Сделали график!  Уменьшили  авто-парк  до  70ти  единиц.
     Теперь всё это нужно было привести в дОлжный вид  индивидуального проекта  для  экспертизы в проектном институте.    Сделали.  И  экспертизу  прошел  мой  проект. И был одобрен.    Радости моей тогда не было предела!  Какую полезную работу я тогда осуществила.   Но  -  в  те  годы  почему-то  не  склонялось и не спрягалось слово  ПАТРИОТИЗМ.  Просто  была  работа.  Необходимая  обществу.
      Заработала  наша  ГНС,  и  очень  часто  на  улицах  городов, райцентров и кишлаков стали появляться эти «КЛЕТКИ»
      А  теперь  хочу  вернуться  к  ПРИРОДНОМУ газу.  Как  относилось к нему  население?    БЕЗОБРАЗНО  относилось!!!!!  Я  часто  бывала  в  кишлаках и дворах  кишлачного населения, где  использовался в плитах газ ПРИРОДНЫЙ.   Вот, к примеру,  во дворе  стоит  пищеварочная  4-х-конфорочная плита.  Летом же  её невозможно в квартире  иметь  -  жарко!!!  Выносили  во  двор.  Зажигали  и… не  выключали!!!  До  такой  степени  горелки горели круглосуточно  факелом  -  и  освещение, и зажигать лишний раз не надо. Газ-то дешевый был… И  платили  по  нормированным  тарифам. То есть – практически – ХАЛЯВНЫЙ.  Под  горелками  поддоны  прогорали до дыр!!!  Вот  так  народ  в  Узбекистане относился  тогда  к  ГАЗУ.  А вот  там, где использовался  баллонный  сжиженный  газ  - плиточки стояли  чистенькими и беленькими.  Там  за  него – за этот ГАЗ  -  платили. То есть  -  его  покупали.
      Газ  природный, конечно, тоже  имеет  свойство  когда-нибудь  уменьшаться в пластах.  Применять  вторичные технологии добычи его – это значит – всё более и более увеличивать стоимость его добычи. А наш  ГосКомЦен стоял на своем – стоимость всех оказываемых коммунальных услуг не должна превышать 10-15 процентов от  МРОТ (Минимальный Размер Оплаты Труда)    То  есть  тарифы  на  газ  для  населения  резко  не  повышать.   Вот  и  начал  возникать  замкнутый  круг   -  с  одной стороны – нет газа  или он «низкий»  -  население не платит за него. Образовывались и нарастали  дОлги. С другой стороны – нет денег у отрасли – началось кредитование предприятий в долг на развитие. И это начался КОШМАР в ГАЗовой отрасли.  Я  уже  проработав  очень много лет, как-то в  Главке у себя  высказала своё мнение – просто за чайным столом в обед – что -  надо  возвращаться  к  газо-балонному  обеспечению  населения.   Купи  баллон газа – и вари сколько хочешь.      Посмеялись  хором  тогда  в  Ташкенте. Но с нами тогда  за обедом сидел  ГЛАВНЫЙ  ЭКОНОМИСТ  «УЗБЕКНЕФТЕГАЗДОБЫЧА».  И, очевидно, ему понравилась эта идея  -  А В ЭТОМ  ЧТО_ТО ЕСТЬ!    И  сказал  - вот оно – ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ.
       Ну  вот.  Еще  годы  проходят..  И  мои  уже  друзья  -  сослуживцы  приносят  мне  новость  -  ГОРОД  БУДЕТ  ПЕРЕХОДИТЬ  НА  СЖИЖЕННЫЙ  ГАЗ!     Наконец-то!!!
       Тем более, у нас в области  есть  два  предприятия, которые производят  этот  самый сжиженный  газ.  И  до  сих  пор  -  через  перевал  Камчик  -  караванами  едут  автомобили  цистерны  - ГАЗОВОЗЫ  -  для  той  самой  ПАЙТУГСКОЙ  ГНС  в  Андижанской  области.   Я  несколько раз  ездила  по  этой  дороге  и  видела  -  ОГО, ЭТО  ДАРЫ  НАШЕЙ  ОБЛАСТИ  ДОЛИНЕ…  Сердце  радовалось.
       Так  вот,  в  заключение – о ПАТРИОТИЗМЕ.   Когда  вкладываешь  свой  полезный  труд в общество,  когда  видишь  результаты  этого  труда  -  конечно возникает  чувство  ПАТРИОТИЗМА…  Это  чувство  сравнимо  с  чувством  родителей, которые  дитя родят и далее наблюдают за его ростом, взрослением.  Вот  с  этим  ассоциируется  мой  ПАТРИОТИЗМ.   И  я  по-прежнему  повторяю свою  ключевую фразу – Дай Боже, мне здоровья и зрения, чтобы увидеть  -  А ЧТО  ДАЛЬШЕ  БУДЕТ?! 
       А  дальше  -  надеюсь я  -  И НАШЕ  ЗАВТРА  БУДЕТ  ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА!


Рецензии
Здравствуйте!
Интересные размышления. Прочитав, порадовалась тому, что есть люди, серьёзно относящиеся к жизни, к понятиям "патриотизм" и "Родина". Без трали-вали и нытья.
Спасибо!
Желаю Вам новых сюжетов для рассказов!

Лариса Прошина   11.11.2017 20:05     Заявить о нарушении
Лариса! Здравствуйте! Огромная вам благодарность за внимание к моим "произведениям". На пенсии я. Но утратить свою компьютерную квалификацию не хочу. Всё-таки 25 лет за компьютером. Не скажу, что "классический АСС", но много чего умею. И не могу отойти от этого, хотя и на пенсии. Вот и пишу свои "писульки"-воспоминания. По бОльшей части, что под них вдруг проскользнет в разговорах с друзьями дома или в Интернете. Иногда что-то получается у экономиста. Спасибо вам. Кое-что еще у меня почитайте. Из моих мемуарных воспоминаний.

Алла Растворцева 2   12.11.2017 06:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.