Статья о творчестве Катона

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античного Рима. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Катон (Старший), Марк Порций Катон Цензор (234 – 149 гг. до н. э.) – римский политик, оратор и писатель. Он родился в Тускуле. Происходил из всаднического рода и воспитывался на родине в стране сабинян. По другим источникам – он родился в плебейской семье, древней, но небогатой. Катон постоянно кичился своим плебейским происхождением и тем, что он выходец из деревни. Его детство и юность прошли в Сабине, в небольшом имении.
В 209 г. до н. э. Катон прибыл в Рим, где быстро сделал военную и политическую карьеру, благодаря своей энергичности. В 204 году он был квестором при Публии Корнелии Сципионе. Впоследствии Катон избирался народным трибуном, претором и в 195г. консулом. В 184 г. до н. э. Катон занимал должность цензора, прославившись в этой должности необычайной суровостью. Катон всегда выступал как непреклонный сторонник римских традиций. Во имя незыблемости староримских обычаев он обрушивался на нобилитет, где противопоставлял свое низкое происхождение, суровость воспитания, простоту жизни их продажности и развращенности. Особенно враждебен Катон был приверженцу греческой культуры Сципиону Африканскому. Он боролся со Сципионом, видя в нем возможного диктатора и ревностного поборника распространения в Риме эллинизма. Своими действиями Катон вынудил Сципиона Африканского удалиться в добровольное изгнание. С непримиримостью Катон осуждал любое превышение власти, любую форму проявления роскоши. За такую яростную деятельность он 44 раза привлекался к суду, но ни разу не был осужден.
Культура и образованность самого Катона, хотя он этого и не признавал, под сильным влиянием эллинизма. По свидетельству Цицерона, Катон в старости изучал греческий язык. Надо признать, что деятельность Катона предполагает знание греческой культуры, это мы видим в его историческом сочинении «Начала», в 7 книгах. Над этим произведением Катон работал с 168г. до 149г.  «Начала» сохранились только частично. Первая книга была посвящена легендарной истории Рима от основания Энеем в 751 г. до н. э. до падения царской власти. Книги вторая и третья излагали легенды об основании других италийских городов. Исторический материал Катон дополнял обильными географо-этнографическими сведениями. В четвертой книге описывались Пунические войны. В пятой – Македонские войны; книга шестая – воины с Антиохом 3 Великим; книга седьмая – войны в Испании. Катон стал подлинным творцом римской историографии. Из-за ненависти к аристократическим родам, представители которых управляли римской политикой, Катон не приводит в «Началах» ни одного имени. Это была история Рима, предназначенная для римлян. Это произведение было написано на латинском языке. Правда, в Риме еще были историки, продолжавшие писать свои сочинения по-гречески. Катон подвергает их острой и беспощадной критике, не скупясь на весьма резкие выражения.
Катон является автором еще нескольких произведений. «Наставление сыну» - изложена практическая житейская мудрость; содержало наставления в сельском хозяйстве, риторике и медицине (предназначалась для сына Марка). «Об обычаях» - прозаическое сочинение с моралистическими тенденциями. Катон создавал также пособия по различным вопросам, важным для римских граждан: «Медицинские записки», «Заметки о гражданском праве», «О военном деле», «О сельском хозяйстве».
Язык Катона был весьма разнообразен. В специальных сочинениях он не слишком отклонялся от бытовой латыни. Геллий так оценил его язык: «Все это, быть может и можно было бы изложить более стройно и благозвучно, но выразительней и живее – невозможно». Следы стилизации носят фрагменты «Начал» и речей – их язык архаизирован и возвышен. Как писал Катон: «… держись сути, слова приложатся». Стилю Катона подражал Саллюстий. Император Адриан ценил Катона выше, чем Цицерона.


Рецензии