Дворяне Березины. Родственники Н. Пирогова. Ч. 1

Ротмистр Лейб-гвардии Гусарского полка Д.С. Березин


Смею вас заверить, что тесть великого русского хирурга Н.И. Пирогова (1810-1881) – Дмитрий Сергеевич Березин, был человеком известным не только в провинциальном Вышневолоцком уезде, но в свое время и в столичном обществе. Еще бы! Один из самых храбрых лейб-гусаров, память о подвигах которого в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах свято хранилась в Лейб-гвардии Гусарском полку, а о диких разгулах и удальстве штабс-ротмистра Березина ходили легенды. К этому портрету можно добавить, что в карты он спустил четыре своих состояния, дрался на бесчисленных дуэлях и… дожил до глубокой старости. Но обо всем по порядку.

Дворянский род Березиных внесен в Бархатную книгу и пращуром нашего героя был Филипп по прозвищу Вильян Федоров. Сын его Иван в 1672 г. – владелец имения в Новгородском уезде. Дед Антон Иванович Березин в многочисленных походах и войнах славного XVIII в. безропотно тянул лямку ротного, а затем батальонного командира в армейской пехоте. Выслужив чин полковника «за ранами и болезнями» вышел в отставку и удалился в свое имение Ворожебское (ныне с. Луначарское, Максатихинский р-н Тверской обл.). Административные реформы Екатерины II коснулись и его вотчин, и 4 января 1791 г. он с сыном Сергеем и дочерью Анной записан в господа дворяне новосозданного Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.
Его чаду Сергею Антоновичу со службой повезло больше. Имея чин всего лишь надворного советника, он сумел заработать солидный капитал и даже получил герб. К этому можно прибавить и удачную женитьбу, ведь породнились не с какими-нибудь провинциальными соседями, а с графом Н.А. Татищевым, генералом от инфатерии, командиром Лейб-гвардии Преображенского полка и «кавалером всех высших орденов Российской империи». Семерым детям С.А. Березина открылись большие возможности: сыновья смогли теперь служить в гвардейских полках, а дочери выбирали себе пару из самых достойных и обеспеченных женихов.

Четвертый сын – Дмитрий Березин, стараниями высокопоставленной родни удивительным образом, минуя воспитание в Пажеском корпусе, лихо взлетел в лейб-гусарское седло. Но это был 1812 г., когда император Наполеон вторгся со своей Великой армией в пределы Российской империи. Война пришлась по вкусу молодому корнету Березину. Гвардейские гусары рубились с неприятелем отчаянно, подтверждая в войсках заслуженную репутацию лихих храбрецов. После Бородинского сражения многих офицеров недосчитались.

Из Пажеского корпуса, срочно выпущенный из пажей в корнеты, прибыл в полк юный Мишель Хомутов (М.Г. Хомутов (1795-1864), будущий командир Лейб-гвардии Гусарского полка.) Уже поручик Дмитрий Березин, приветствуя его, протянул руку и сказал: «Служить в лейб-гусарах легко и весело!» С тех пор они не разлучались. Сражались плечом к плечу во всех боях, вплоть до изгнания французов из России, а затем, опять же с боями, дошли до Парижа. Геройство их отмечено одними наградами: «За дело под Красным 3-7 ноября 1812 г. золотая сабля с надписью "За храбрость"; за сражение под Люценом 20 апреля 1813 г. орден Св. Владимира 4 ст.; за сражения под Пирною, Ноллендорфом и Кульмом 15-18 августа 1813 г. орден Св. Анны 2 ст.; за кампанию 1813 г. от Короля Пруссии орден Железного креста».

Наполеон разбит, сабли в ножны. С берегов Сены лейб-гусары отправились назад в Россию 20 мая 1814 года. Марш до Царского Села длился до 19 октября, и здесь гвардейские гусары сумели показать себя во всей красе освобожденной Европе. Устраивали парады по всем городам, попадающимся им на пути, играли оркестры, звенели колокола старинных костелов, путь их был усеян цветами и пировали они за столами, накрытыми на центральных площадях, поражая прижимистых европейских горожан русским размахом и удальством. После героических событий 1812 г. тусклый общественный быт, «вахтпарадная» жизнь и «даже частная жизнь, тягостная, скучная, стали невыносимыми» и гусары не желали утруждать себя такими мелочами.

Служба в Лейб-гвардии Гусарском полку стала заветным желанием и предметом гордости «золотой молодежи» Российской Империи. Времена меняются, а люди никогда. Живыми идолами лейб-гусарства для новопроизведенных корнетов из великосветских семей стали ветераны полка, такие как штабс-ротмистры Березин и Хомутов (6 августа 1816 г. Хомутова производят в штабс-ротмистры. Ветерану на то время не исполнилось и 21 года). Им многое прощалось, и как писал современник: «было много любителей карточной игры и гомерических попоек с огнями, музыкой, женщинами и пляской». Цену деньгам не знали и воде предпочитали шампанское: «Лейб-гусары пьют одно // Лишь шампанское вино».

Возможно, своеобразная репутация полка послужила причиной того, что Лейб-гвардии Гусарский полк, не смотря на боевые заслуги в Наполеоновских войнах позже других гвардейских частей удостоился получить шефом особу императорской фамилии. Ни Павел I, ни его сыновья, ставшие также императорами, не только не принимали на себя шефство, но и не числились в списках полка. Первым шефом полка 22 апреля 1818 г. стал наследник цесаревич Александр Николаевич.

 Лицеист Саша Пушкин находил приют у своих друзей-офицеров в «гусарском монастыре» в Царском Селе.  Позже он хотел сам поступить в полк, но из-за сложного финансового положения семьи осуществить намерение ему не удалось. В.Г. Белинский писал про лейб-гусар: «"Удалое разгулье, любовь к шумным пирам и веселой жизни" соединялись в них "с высокостию чувств, благородством в помыслах и жизни"». На всю жизнь великий поэт сохранил самую добрую память о «своей менторе» Михаиле Хомутове. Без сомнения, знал он и его друга Дмитрия Березина, и потом вспоминал, что Лейб-гвардии Гусарский полк «был его колыбелью».

Благородные порывы и политика никогда не интересовали штабс-ротмистра Д. Березина. В полку он слывет самым заядлым картежником и по свидетельству современника «принадлежал к типу гусар, не задумывавшихся ни над какими отвлеченными вопросами: это был веселый рабовладелец, вся жизнь которого во вне служебное время проходила за карточным столом». Жить гусару в долг было модно, а не отдавать долги уже считалось бесчестьем, а честь считалась дороже жизни. В конце концов Березин крупно проигрался и ему пришлось делать выбор – или бежать из Петербурга или пустить пулю в лоб. Выход нашелся, правда довольно оригинальный…

Дмитрий Березин решил жениться, взяв богатое приданое. Однако самой богатой его поклонницей была двоюродная сестра – графиня Екатерина Николаевна Татищева. Как позже напишут историки про нее: «знатную семью покинула, отдавшись своему первому чувству юная графиня». От себя позволю немножко уточнить возраст сбежавшей из дому влюбленной. А было ей на то время 35 лет, возраст солидный и была она старше своего непутевого братца-гусара.

Искренне жаль 80-летнего отца-генерала и «кавалера всех высших орденов Российской империи». Такой карамболь и бесчестье сединам. Старость его и так нельзя было назвать отрадной: старший сын Александр погиб в 1805 г. под Аустерлицем; второй сын Сергей погиб в 1812 г. в Бородинском сражении; дочь София, фрейлина при Высочайшем дворе, приняла подстриг и удалилась от мира в Новгородском Десятинном монастыре. А тут новый удар – Екатерина, крестница самой Екатерины II, убежала из дому с двоюродным братом…

Злые языки быстро разнесли эту новость по столице. А штабс-ротмистр Березин тем временем весело отметив с товарищами-гусарами свою свадьбу вынужден был навсегда оставить полк и молодые бежали подальше от Петербурга. В 1822 г. у них родилась дочь, названная в честь восприемницы матери Великой Екатерины, еще через год супруга одарила отставного гусара сыном Сергеем.

Когда страсти поутихли, Березины вернулись в столицу. Старик Татищев, увидев наконец внуков, сменил гнев на милость и все-таки дал непутевой дочери приданое. Живите и радуйтесь! Однако Д.С. Березину уже надоела «семейная идиллия» и он опять садится за карточный стол. Стареющая супруга многие годы пыталась вернуть к себе любовь мужа, а их чада подрастали, тихие и малозаметные в штормах и бурях семейных баталий. Наконец Екатерина Николаевна сдалась и, оставив Дмитрия Сергеевича, ютилась с детьми, занимая на Васильевском острове скромную квартиру в три комнаты.



Продолжение следует...


Рецензии