Яша Арзамасов

                ЯША  АРЗАМАСОВ
               
        Первые годы моей учительской работы  прошли в маленьком селе Угуй Новосибирской области, став самыми памятными в жизни. И, в первую очередь, причина тому – мои сельские ученики и ученицы, одарённые не только добрыми душевными качествами, но и необыкновенной тягой к творчеству.

 Вспоминая те далёкие годы, я вижу не уроки, не скромный деревенский быт, но моих друзей, самым талантливым из которых был Яша Арзамасов.   К девятому классу, когда  он стал в театральной жизни Угуйской школы правой рукой  Главного режиссёра в лице Эллы Евгеньевны, это был кудрявый, нескладный из-за своего почти двухметрового роста подросток с  правильными чертами  лица, прямым носом, большими серыми  глазами, вдумчиво любопытными или иронически насмешливыми, но никогда не злыми, не привередливыми.

 Природа одарила его  прекрасной памятью, всепоглощающей любознательностью  и неизвестно откуда  появившимся  - это в тех-то суровых условиях -  и так чётко проявившимся в нём, в его отношении  к людям и событиям  необыкновенным чувством юмора! 
 Правда, никто тогда и предположить не мог, что рядом с нами будущий  известный геолог.
 
  Отслужив в морской пехоте, он окончил Томский политехнический институт в 1975 году. Работал в геологических партиях, исследуя восток Сибири. В 1984 году его заслуга – открытие месторождения скандия, важнейшего редкоземельного металла для электронной промышленности.

От министра геологии получил памятный Знак «300 лет горной металлургии»

 В 2001 году Яков Фёдорович  приглашён на работу в Монголию, и знакомство с этой страной стало знаковой страницей в его судьбе. Он получил звание «Заслуженный геолог Монголии» и продолжает работать там  и сейчас.

     Мама Яши,  доярка в колхозе, заработала пенсию – 4 рубля 63 копейки. В 1952 году дали ей орден Материнской славы, но ни почёта, ни достатка в семье это не добавило.  Отец (1, 80 ростом) – фронтовик вернулся с полей Великой Отечественной без ноги: разрывная пуля «дум-дум» попала под колено, началась гангрена, и  ему «оттяпали» всю ногу. Он долго  скитался по госпиталям, лишь в 1947 вернулся на родину.

 А в 1948 родился Яков, как вспоминал он позже:  «Второго  июля, под созвездием Рака, а точнее под стогом». Впрочем, передаю слово ему самому. Он написал для общей книги эти воспоминания по моей  просьбе через 45 лет после  событий, и в изложении от первого лица, я не сомневаюсь, прозвучат они интереснее и правдивее.  Итак,
 
   «Я, Арзамасов Яков Фёдорович, родился 2 июля 1948 года. Сам я этого не помню, но так записано в Свидетельстве о рождении. По рассказам родных,  своим появлением на свет я причинил им немало хлопот, особенно маме. Эта дата стоит в начале огромной летней деревенской работы – покоса, когда каждая пара рук на вес золота. Я родился под стогом и потому, наверное, до сих пор и люблю эту страду с её пёстрыми запахами сена!

Также узнал я, что все мы - Арзамасовы, только сёстры меняли фамилии, выходя замуж. Как возникла эта фамилия? Откуда прибыли в Сибирь мои предки? О, об этом захватывающая история! Корни отцовской линии - на Кавказе. По некоторым сведениям, на границе XVIII -XIX веков, когда Россия начала завоевание Кавказа, один алан (аланы - ираноязычные племена, которые с I в. жили в Приазовье и Предкавказье) пытался украсть у казаков лошадь. Слава Богу, это ему не удалось - а то бы расстреляли, и не было бы ни нашего рода, ни меня!

      А так - отправили на перевоспитание в Сибирь. Узловым пунктом пересылки оказался городок Арзамас (древняя столица мордвы, в Киевской Руси её называли Эрзямясто: «эрзя» - мордовское племя, «място» - место).

    Поскольку ссыльный должен, как и любой гражданин, иметь документ, то дали этому алану фамилию в честь городка - Арзамасцев и отправили в Тобольск.
 
  Мой отец родился в 1898 году. Когда  подрос, батрачил на крепких хозяев,
но в 1916 году его взяли в  армию, отправили на Первую мировую войну. Пока он выбирался из аланов в цивилизацию да учился быть солдатом, началась Гражданская война. Дошёл он с красными до Красноярска и оттуда вернулся домой.

   Корни материнской линии - в центре России, в Воронежской губернии.После отмены крепостного права оказалось, что земли в коренной Руси освобождённым крестьянам не хватает, а в южной Сибири пустуют огромные территории. Чтобы избежать бунтов, правительство затратило некоторое количество пудов ассигнаций и переселило часть крестьянства в Сибирь для освоения новых земель.
 
 И потянулись обозы с Запада на Восток. На одной из телег одного из Воронежских обозов ехал младенцем мой дед по материнской линии, Максим Юдин. Семья Юдиных поселилась на левом берегу реки Тара (правый приток Иртыша)между поселениями Муромцево и Кыштовка в деревне Юдинка.

  Вопрос: они её основали или выбрали по сходству фамилии и названия? Скорее всего - второе. Но важно, что именно там Юдины и Арзамасцевы сблизились настолько, что Фёдору пришлось жениться на Екатерине Максимовне. Произошло это в 1920 году.
  Однако при перерегистрации населения и выдаче уже советских документов разгильдяй переписчик пропустил в фамилии букву «ц», так что тятя оказался основателем  новой династии - Арзамасовых.

    Когда пришло сознание, что я - это я, то есть на четвёртом или пятом году жизни, я узнал, что меня зовут Яшкой, маму – Екатериной Максимовной, отца – Фёдором Семёновичем и что у меня есть три брата: Семён в армии, Иван в Новосибирске в ПТУ, Толя – дома. Ему 13-15 лет, и я порчу ему жизнь, отнимая свободное время на присмотр за мной. А ещё три сестры: Елизавета замужем в Новосибирске, Елена замужем в с.Казачий Мысс, Мария – основная помощница мамы по домашним делам, ожидающая своего суженого из армии.
 
  Когда я родился, отцу было 50, а маме – 48. Как-то я в шутку спросил тятю (так мы в семье обычно называли отца): «Зачем я вам сдался? Мама в одиночку в войну вырастила шестерых: Лизе в 41-м  было 14, а Толе, младшему, всего 2 года!» Он ответил очень просто и мудро : «Сынок, жизнь есть жизнь!» Маму, правда, наградили орденом Материнской славы.

   Родители приехали в эти места в 1930 году и жили вначале  в с.Юдинка на реке Таре, недалеко от знаменитого Данилова озера, там, в урманах (в тайге), были, в основном, единоличные хозяйства, и тяте надоело батрачить. Они  переехали  в деревню Катайгулово на восточном берегу большого озера Агучак.  Здесь уже был колхоз, население до 90% татары, замечательный народ! Уже при мне, через 10 лет после переезда оттуда, наш дом всегда был открыт для гостей, тятиных друзей-татар из Катайгулова. Отец до войны работал бригадиром в колхозе.
 
   В 1939 году тятю пригласили  стать председателем Коммуны «Пролетарский труд». Так назвали и посёлок на западном берегу озера Агучак. В 1925 году привезли сюда 9 домов, заселили, стали жить коммуной, общим трудом на благо всех «коммунцев». Жили дружно! Помогали друг другу почти по-коммунистически.
Коммуна просуществовала до 1955 года.

             Продолжение на  http://www.proza.ru/2017/11/09/2042


Рецензии
Дорогая Элла, сколько уже всего у Вас прочитала, но "след" Вашего первого учительского опыта - действительно самый яркий и запоминающийся! До сих пор прекрасно помню и автобиографическую повесть про молодую учительницу:) И вот - яркие звёздочки, зажжённые Вами! Среди них Яков, "рождённый в стогу":))

"...Мама в одиночку в войну вырастила шестерых: Лизе в 41-м было 14, а Толе, младшему, всего 2 года!.." - да, это материнский подвиг вне всяких сомнений. Он и в мирное время был бы подвигом, а когда война...

И, Вы правы, одним из несомненных Яшиных достоинств является чувство юмора:))

С искренним теплом,

Ольга Малышкина   04.02.2024 08:18     Заявить о нарушении
Необыкновенно светлый и добрый человек - Яша!
Спасибо, Олечка!

Элла Лякишева   04.02.2024 22:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.