Яша ч. 5 Воспоминания

           На фото Яша Арзамасов в Монголии         

    ВОСПОМИНАНИЯ  ЯШИ  АРЗАМАСОВА  Ч.5

             ПЕЧАТАЮТСЯ С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА

                РАБОТАЮ  В  ШКОЛЕ 
 
 Выпуск 1966 года был в СССР двойным: 10 и 11 классы. Конкурсы в вузах  сумасшедшие, и я не поехал никуда. Работал киномехаником и дизелистом в пионерском лагере на Даниловом озере. Учебный год заведовал лабораторией в Угуйской школе и даже преподавал химию в 7-х классах.

 В этом качестве я чуть было не искалечил завуча – Надежду Ивановну Смирнову.  Темой моего урока   было  получение водорода при реакции металлического цинка с кислотой. Очень эффектный опыт!  Первым был урок в 7»б». Насыпаю в колбу с кислотой несколько зёрен цинка. Реакция пошла бурная, с шипеньем и пузырями. Теперь нужно убедиться, что выделяется водород, он должен гореть на воздухе. Затыкаю колбу резиновой пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка. К трубке подносится спичка…Бум! Трах! Звон стекла и вопли публики. Звон – оттого, что пробка ударилась в окно и стеклянная трубка разбилась вдребезги.

  Ну, что ж, иду в 7 «а». Опыт слегка корректирую: вставляю коротенькую трубку. Горлышко колбы смотрит в сторону не окна, а двери. Подношу спичку…Бум! Чмок! – пробка летит в дверь. Публика кричит: «Ура!»

Дверь резко закрывается с внешней стороны, и по коридору быстро-быстро застучали чьи-то каблучки. Я – к двери. Выглядываю и вижу, как закрывается дверь в учительскую. Кажется, влип…

Урок закончился. Собираю принадлежности, заношу в лабораторию, иду в учительскую. Все в сборе. Во главе стола – Надежда Ивановна.

- Яков Фёдорович, чем вы этаким занимаетесь на уроках, что к вам невозможно заглянуть без риска для здоровья?

  Оказывается, она, решив проверить, как я веду урок, на цыпочках подкралась к двери, прижалась ухом…И в этот момент прозвучало: Бум! Чмок! Этот «Чмок» - от удара вылетевшей пробки в дверь, к которой Надежда Ивановна прижалась левым ухом. Эффект был потрясающим. Забыв, что у неё есть какие-то «цыпочки», она под вопли публики кинулась в учительскую, грохоча каблуками, как копытами. 

 Но, слава Богу, происшествие было воспринято всеми как красивый анекдот и осталось без последствий.

    Март 1967 года. Мы с братом Иваном сидим на крылечке его дома и листаем справочник. Институтов с геологией много – денег на разъезды мало.  Намечается дата выезда: 25 июля. А 24-го пошёл дождь, серый и нескончаемый, – и дорога до Черниговки, куда приходил автобус из Татарска, умерла для машин. Остался один транспорт – сливковоз. Независимо от любых сложностей, дядя Вася Воронов должен был отвезти на Черниговский маслозавод сливки от вчерашнего молока. Укутавшись в плащи-дождевики, мы передвигаемся на фургончике, заставленном флягами и влекомом парой пожилых лошадок. Но на пятом километре «отказало» правое переднее колесо – оно развалилось на дрова.

Вернулись в Угуй. Я долго думал: может, всё же не судьба? Григорий Иванович Гайдабура сделал нас трактористами. У меня права: тракторист-машинист широкого профиля 3-го класса. Если захочу, «Беларусь» мне сейчас же доверят…Или всё же продолжить ещё не начатое?

  В это время, видя мои мучения, дядя Саша Аникеев, у которого я жил на квартире, оделся, вышел. Вернулся он к ночи и сообщил, что имеет две новости и обе хреновые. Первая: из-за погоды автобус не пришёл. Вторая: вчера в Черниговке кто-то помер, и за родственниками отправляют в Татарск гусеничный трактор с телегой. Выезд в 6 утра.

  Что ж, вперёд! Я много сотен километров за жизнь  накрутил на своих пятках, но ни я, ни те, кто был рядом со мной, не ездили по 90 км. на двухколёсной телеге без амортизаторов, прицепленной к гусеничному трактору.

                Продолжение на  http://www.proza.ru/2017/11/09/2096


Рецензии
Красочно описано. чем вам не писатель?
Понравилось. Спасибо.
С уважением,

Мила Стояновская   10.03.2023 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Мила!
Что самое удивительное - так это то,
что Яша умеет видеть красоту в самых простых вещах!
И это подкупает и привлекает.
С улыбкой,

Элла Лякишева   11.03.2023 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.