Друзья мои, одноклассники...

          Дорога…, дорога…, дорога. Автобус, подпрыгивая, на неровностях асфальта, раскачивал, пассажиров, из стороны в сторону. Меня, к стенке автобуса, постоянно, прижимал, своим крупным телом, спящий мужчина.  Я решила его разбудить, иначе он, мог удариться  о спинку, переднего сидения. Мои попытки, увенчались, успехом и, вскоре, мужчина посмотрел на меня, осознанно, извинился и пытался, снова, не уснуть. Было видно, что он устал, был похож на туриста. Его, объемный рюкзак и складной велосипед, покоились в камере, для багажа, нашего автобуса.


       Я  попыталась завести  с ним, разговор, чтобы, прогнать сон, пока, проедем, часть, этой, разбитой,  дороги. Он,  охотно, отвечал  на мои вопросы, абсолютно, не обижаясь, на мое вторжение, в его планы, выспаться в дороге. Вскоре, о сне  забыл и он и я. Он, оказался, хорошим рассказчиком, путешественником, спортсменом и просто,  приятным человеком.


    Его звали Игорем, лет ему  было,  пятьдесят-пятьдесят пять. Он, путешествовал на велосипеде, по  Ярославской области. Когда-то, он проводил, много лет, своего детства, у бабушки в гостях. И, хотя , он жил, совсем, в другом государстве, его тянуло, в эти края, повидать, друзей детства, речку, в которой,  ловили рыбу на самодельную удочку, купались голышом, ходили в ночное, купали коней на заре. Все эти воспоминания, тепло отзывались в душе, звали назад -  в далекое, беззаботное детство.


    Добравшись, поездом, до Ярославля, Игорь, остальной, путь до  деревни, где раньше, жили его дед и бабушка, ехал на велосипеде. Дорога была, заброшенной, избитой. Ямы, после дождя, были заполнены, отстоявшейся, дождевой водой. По всему,этой, дорогой, мало , редко кто, пользовался. Игорь, не был в этих  местах, лет двадцать пять – как, умерли старики. Тогда, деревня, уже была, почти заброшена. Когда, развалились колхозы, многие, заколотили дома и уехали в город. Но, Игорь, ехал…, ехал, к той земле, к той речке, дому деда, чтобы, поклониться  их могиле, на старом кладбище…


      На удивление, Игорь, увидел, что деревенька, еще жива, хотя, заброшенных домов, было немало.Выехал на улицу, где был раньше, дом стариков, увидел, что дом, Егорки Кондратова, лучшего друга, старшего брата Игоря, Женьки, жилой,  обустроенный. Кудахтали куры, мычала корова, визжали поросята. Хозяин, ходил по двору, сгребая, высохшее сено, в стожок.


     Игорь, окликнул Егора. Тот, огляделся по сторонам, заметил у калитки, бородатого, мужика с рюкзаком  и , нехотя, подошел к калитке. Спросил, сурово, что ему надо и, милостыни они, никому, не подают. Игорь,  весь в пыли, напоминал, почти, бомжа. Он, проехал, по пыльным , жарким , июльским дорогам, шестьдесят семь километров. В канистре, оставалось, не больше стакана воды. Мышцы ног, сводило от усталости… Солнце, уставшее, за длинный, летний день, жарить, все и вся, вокруг, тоже, клонилось к закату – на покой.


     Игорь, назвал себя, протянул руку, для рукопожатия Егору. Егор руки не подал, но поговорил с Игорем. Признал, в нем внука, соседей-стариков и вспомнил, некоторые, совместные, детские шалости. Но, потом, извинился, что,  занят, ждет на завтра гостей и ушел, вглубь, двора. Ничего не оставалось делать, Игорю, как, проехать, дальше, и искать место для ночлега.


       Освещение по улице отсутствовало и, Игорь, увидал, в одном, из домов, тусклый огонек. Остановился и постучал в окно. Вышел хозяин. Спросил, что нужно. И услышав ответ, распахнул двери и пропустил, Игоря, в дом.  Игорь, сразу понял, мужик, живет один и давно. Дом, напоминал, небольшой, склад вторсырья. Но, выбора не было. При свете, хозяин, которого звали Миха, рассмотрел, гостя и признал в нем Горьку, друга детства. Он, сказал, чтобы , Горька, чувствовал себя, как дома, радостно, напоминая, как они в детстве, «тырили» яблоки у агронома. Смахнув со стола, остатки еды, из -под, немытой,  давно, клеенки, вынул  100 рублей, из шкафа - початую, бутылку, самогона и ушел в ночь...


        Пока, Миха, отсутствовал, Игорь, вымыл, клеенку на столе, кое-какую посуду , кнопками, приколол к голой, обшарпанной стене, листы, старых, еще, советских газет, которых, было, великое множество, принес со двора, охапки соломы, накрыв ее, своей палаткой - и постель готова.


        Миха, вернулся, с двумя банками кильки, батоном хлеба ,десятком сырых яиц,  свежими огурцами и банкой, еще теплого, вечернего, коровьего молока. В чугунке, который, стоял в полотняном мешке, была, теплая картошка в «мундирах». Выкладывая все, это богатство, на стол, Миха, сиял, как медный таз. Давно, не было у него, такого, праздника, с тех, пор, как, его жена, Лизка, сбежала к его, командиру части.  Миха, больше, не женился и женщин не выносил, так и жил бобылем.


        Игорь, достал из рюкзака, свои, припасы, сырокопченую колбасу, тушенку, растворимый кофе, сгущенку, галеты и шоколад. Но, особую радость, Михи, вызвала, банка, немецкого пива.  Миха, радовался, как ребенок, вспоминали  ребят, девчонок, игры и забавы, рассказывали, о жизни своей, удачах и бедах. Игорь, смотрел на этого,  опустившегося, живущего, в полной нищете, друга, своего детства, бывшего, лейтенанта ВДВ, который, ради него, истратил все свои запасы, денег и принес угощения для него, Игоря, которого, не видел четверть века…и сухие слова Егора, который, не пригласил его, даже  отдохнуть в тени беседки и набрать воды из колодца. На сердце, было горько.


        Утром, Игорь, собрался ехать дальше. Миха, спал, по-детски, улыбаясь во сне, свернувшись калачиком, на протертом, матрасе. Игорь, вытащил из рюкзака, запасную бейсболку, спортивный костюм и теплый свитер, пару носков. В карман куртки костюма, положил 500 рублей  и записку, с благодарностью, Михе, за его щедрое, живое сердце и, что, все вещи, он ему оставил в подарок и просил не пропить. Он - офицер, а офицеров, бывших, не бывает! Пусть, берется за ум. Нужна будет, Михе, его, Игоря, помощь, пусть, звонит с почты, ему, на телефон. 


      Игорь, рассказывал, свою историю, с такой горечью… И я, рассказала, ему, свою, похожую историю, которая, случилась со мной, лет пять назад.


      В школе, у меня была соседка  по парте, за которой, мы сидели восемь, долгих, лет. Не скажу, что мы были, закадычными  подругами, но все же…


       Встретились мы снова, через много лет, на сайте Одноклассников. Почти, год, активно, переписывались. Она жила в  Сочи, имела курортный бизнес, звала к себе в гости. Мои финансы не позволяли, такое, турне и я об этом, ей писала. Но, к моему юбилею, мои дети, подарили мне, путевку, в  шикарный круиз, по Черному морю и наш корабль, уходил из порта Сочи.

       Я, рада, до безумия, что смогу, повидаться, с подругой детства и одноклассницей, накупила подарков и , когда, прилетела в Сочи, сюрпризом, решила нагрянуть к подруге, на пару, часов, так как,  вечером, корабль уходил в море. Я, набрала номер мобильного телефона, моей приятельницы, радостно, сообщила, что я – в Сочи и как мне, к ней, добраться, чтобы увидеться? Повисло, недолгое молчание, и я услышала ответ: « Ты, обалдела? У меня, все забито, ни одного свободного номера или койки! Тем  более, с твоими доходами!»


       Было обидно и горько…, но, она не знала, что, десять дней, я буду,путешествовать, на самом дорогом, комфортабельном, теплоходе, с шикарной кухней и развлечениями, в красивых нарядах, которые, выбрала для меня, моя дочь… Но , ложка дегтя, в бочку меда, школьной жизни, воспоминаний детства и юности, вызвали, неприятный осадок, несмотря, на прекрасное путешествие.


       Игорь, слушал меня, очень, внимательно, часто, перехватывая, мой взгляд и, когда, я закончила свой рассказ, он улыбнулся и пожал мне руку: » Спасибо, Вам! Вы, как бы, разделили мою тяжелую ношу, мне легче стало!


       Мы, были, едины во мнении, что,  чем успешнее, стали наши друзья и одноклассники, тем, более, жестокой, стала, их душа…, и чистой, открытой, сопереживающей, осталась, у тех, кому, судьба, не улыбнулась!


       Дорогие наши друзья, одноклассники и однокурсники, сослуживцы! Ничто, не вечно, все богатства - это прах…, пришло-ушло! Вечная, только, память, пока, мы живы! И не благ, ваших, нужно, вашим друзьям, а вашего, внимания, ваших улыбок, ваших: « А, помнишь, как мы….»,- возможности, вернуться, туда – в  детство, в юность, побыть там , вместе с вами…, там - куда, больше, никому, никогда, не вернуться… и вы – есть, та нить Ариадны, которая, указывает путь назад -  в прошлое… Помните , об этом, дорогие друзья!


Рецензии