Казачьи песни

МОЛОДЕЦКАЯ ДОЛЯ

Выезжали казаки в чисто поле
С молодецкой позабавиться долей,
По Кубани погулять да по взморью
И попотчивать врага «хлебом-солью».

Подневольная ратная долюшка!
Не видать-миловать мне зазнобушки!
Не едать мне ее хлеба-солюшки,
А пролить молодецкую кровушку!

Подневольная ратная долюшка!
Не видать-миловать мне зазнобушки!
Не едать мне ее хлеба-солюшки,
А пролить молодецкую кровушку!

Пикой острой казаки мерят поле,
Всё играют, ратных бьют на приволье.
Грудью белой пули быстрые ловят,
Поливают ковыли своей кровью.

Подневольная ратная долюшка!
Не видать-миловать им зазнобушек!
Не живать им теперь своей волюшкой,
А пролить молодецкую кровушку!

Подневольная ратная долюшка!
Не видать-миловать им зазнобушек!
Не живать им теперь своей волюшкой,
А пролить молодецкую кровушку!

Приезжали казаки с чиста поля,
Отдыхали в хуторах на постое.
Заходил атаман к бедной Оле,
Чтоб поведать ее горькое-горе.

Подневольная ратная долюшка!
Не видать ей теперь друга Колюшку,
А нести в монастырь горе-горюшко,
Ведь сложил ее милый головушку.

Подневольная ратная долюшка!
Не видать ей теперь друга Колюшку,
А нести в монастырь горе-горюшко,
Ведь сложил ее милый головушку.

ЭХ, ТУМАН-ТУМАН
Эх, туман-туман! Терек – атаман.
В ножнах сабля острая, в кобуре наган.

Ох, ты поле тучное, степь привольная;
Закачалась в стремени жизнь раздольная.
Запрягу, взнуздаю резвого коня;
Друже, буйный ветер, понеси меня!

Эх, туман-туман! Терек – атаман.
В ножнах сабля острая, в кобуре наган.
Там, где в ковылях небеса купаются,
Со своей судьбой казаки тягаются.
Там по тайным тропам рыщет басурман,
Там ковыль да ветер, росы да туман.

Эх, туман-туман! Терек – атаман.
В ножнах сабля острая, в кобуре наган.

Э-эх, ту-у-ман! Терек – атаман.
В ножнах сабля острая, в кобуре наган.

***
Посажу сыночка на коня,
Будет мой сыночек казаком!
Вольный ветер, поцелуй меня!
Вольный ветер, с сыном мы вдвоем!
 
Посажу сыночка на коня,
Вырастет надёжа и оплот.
Вольный ветер, осчастливь меня,
Пусть наш род Кубанью прорастет!
 
Воды Кубани, спокойные воды,
Воды Кубани-реки.
Конским аллюром измерены годы,
Были они не легки.
 
Наши деды защищали Россию,
Я казаком тоже стал!
Помни, кровинка, - напутствую сына, -
Прадеда шашка свята!
 
Посажу сыночка на коня,
Будет мой сыночек казаком!
Вольный ветер, поцелуй меня!
Вольный ветер, с сыном мы вдвоем!
 
Посажу сыночка на коня,
Вырастет надёжа и оплот.
Вольный ветер, осчастливь меня,
Пусть наш род Кубанью прорастет!

***
Нет у казака дружка, лишь горячий конь.
Нет и музыки родней, только сабель звон.
Пика, шашка – это всё сестры казака,
Только милая жена – верная рука!

Припев:
Ты, казачка удалая, оседлай коня,
Ты, казачка молодая, поцелуй меня!
Ты же верная подруга мужа-казака,
Ты у мужа-есаула – правая рука!

Дон – отец, Кубань же – мать, Терек – брат родной!
И летит судьба его скачкой удалой!
И надеждой для него посреди огня –
Знать, что встретит у крыльца милая жена!

Припев.

***
Казачки, казачки, казачки донские,
Дон-батюшка вас воспитал.
В глазах ваших смелых просторы родные;
Дон-батюшка мужа вам дал!

Вы с Дона, а Дон – широта и приволье,
Вы с Дона, а Дон – это всё!
Он стал вашей песней, он стал вашей долей,
Он смыслом наполнил житьё.

Припев:
Ты, казачка удалая, оседлай коня,
Ты, казачка молодая, поцелуй меня!
Ты же верная подруга мужа-казака,
Ты у мужа-есаула – правая рука!

Казачки, казачки, казачки донские,
В глазах ваших – неба простор!
В глазах ваших древние храмы святые
И неба с землей разговор!

А руки у вас и нежны, и прекрасны,
В речах – вся судьба казака.
Прекрасней казачек, тех девушек красных
Не знали России века!

Припев.

***
Мы в своих станицах мирно жили,
Только, что-то, братцы, загрустили.
Не пора-ли нам по морю погулять?
Погулять да басурмана постращать!
Постращать!

Провожала казака девка-красная,
Горевала-плакала – жизнь опасная!
Не ходил бы ты, дружок, да за мОре,
Ожидает там тебя злое горе!

Не послушал тех речей миленок.
Что мне бабьи слезы – не ребенок!
Не давай мне, девка, ты в поход запас!
Нас накормит и оденет русский Спас!
Русский Спас!

Но не слушает его, очи выплачет!
А на стругах казаки с Дона выплыли.
Началася на волнах злая тряска.
Закипела с ворогом злая пляска.

Эх и любо казакам, не скучно!
Наседают на врагов, ох, дружно!
Утром блюда царские они едят!
На златых постелях тёмной ночью спят!
Ночью спят!

Из похода казаки воротилися,
Только многие из них перепилися!
Перепились той воды, что из моря
И достались им одни – соль да горе!

Голосят по казакам их невесты,
Но не слышит тихий Дон бабьи песни.
А гордится Дон своим казаком,
В море синее несёт воды Дон!

***
Не кори меня ты, батька-атаман;
Очи застилает полевой туман.
Мне не дозволяют Любу в жены взять,
Говорят с усмешкой: «Не подходит стать!»
Мол, худого рада, не богатый я,
В батраках по людям вся моя родня.

Припев:
А у Любы, а у Любы косы – два ручья
И походка, как у павы, в пляске горяча!
А у Любы, а у Любы очи голубы;
Без нее – моей голубки – нет моей судьбы!
Но отдать хотят Любашу за немилого.
Не кори же меня, батька, жизнь постылая!

Не кори меня ты, батька-атаман,
Очи застилает полевой туман.
Отпусти со службы, к Любе поскачу,
Словно вольный сокол ветром полечу!
Посажу Любашу на свово коня
И поскачем с Дона. Поминай меня!

Припев:
А у Любы, а у Любы косы – два ручья
И походка, как у павы, в пляске горяча!
А у Любы, а у Любы очи голубы;
Без нее – моей голубки – нет моей судьбы!
В стороне далекой с Любой обвенчаемся,
С Доном и с родней навеки распрощаемся!

***
Казаки-казаки, вы надежда России,
Казаки-казаки, вы опора страны!
И мундиры у вас, словно небо из сини!
Вы России врагам на беду рождены!

Припев:
Домодедовский казак – он в воде не тонет!
Домодедовский казак стоек, не горит!
Службу ратную несет и при том не стонет;
Только сердце казака за страну болит!

Казаки-казаки, ваши песни лихие,
Словно ветер летят по просторам Руси!
И заветы казачьи, простые, святые,
Честь казачью достойно, смиренно неси!

Припев:
Домодедовский казак – он в воде не тонет!
Домодедовский казак стоек, не горит!
Службу ратную несет и при том не стонет;
Только сердце казака за страну болит!

Казаки-казаки, дети Тихого Дона,
Терек, Яик, Кубань – ваши братья и мать.
Вы – защита Руси и святого закона,
Вам Россию, как мать, никогда не предать!

Припев:
Домодедовский казак – он в воде не тонет!
Домодедовский казак стоек, не горит!
Службу ратную несет и при том не стонет;
Только сердце казака за страну болит!


Вариант припева:
Припев:
Очень крепок наш казак – он в воде не тонет!
Будто сталью налитой, стоек, не горит!
Службу ратную несет и при том не стонет;
Только сердце казака за страну болит!

Вариант припева 1:
Припев:
О казАках говорят: «Он в воде не тонет!»
О казАках говорят: «Стоек, не горит!»
Службу ратную несет и при том не стонет;
Только сердце казака за страну болит!

***
К Дону подступает вражеская рать;
Холодно и страшно на посту стоять.
И казак безусый трубку закурил,
А его лазутчик пулею сразил.
Распрощалась с телом казака душа,
К праотцам на Небо та душа пошла.
Петр, святой апостол душу увидал,
В Горние селенья только не позвал:
«Казаку не надо на посту курить –
Самому погибнуть, братьев погубить!»
Но тогда старушка, мама казака
Слезно умоляла доброго Петра:
«Мой сыночек бедный сиротою жил,
Без отца и мамы голову сложил».
Но отец-покойник строго говорит:
«Кто устав нарушит, не достоин жить!
И в раю Господнем сыну места нет,
Пусть уходит с Богом – мой ему ответ!»
Но апостол добрый голову склонил,
Помолившись Богу, двери в рай открыл.
И душа сиротки введена была,
Там с отцом и мамой встретилась она.
С батею и мамой встретилась она,
Встре-ти-лась о-на…

***
Запоем же, братцы, песню о Святой Руси,
О ее поля и реках, небесах, что в синь!
И о Доне, братцы, песню дружно запоем!
Все мечты и думы наши только, братцы, в нем!
А у Дона лишь надежда на своих сынов!
Запоем же, братцы, песню, выйдем на врагов!

Припев:
Слава, слава казакам! Казакам-донцам!
Слава, слава молодцам! Нашим удальцам!
Слава, слава казакам! Казакам-донцам!
Слава, слава молодцам! Нашим удальцам!
Казаки, казаки, разудалые донцы!
Эх, донцы! Эх, донцы! Братцы наши, молодцы!

Запоем же, братцы, песню о Святой Руси,
О ее поля и реках, небесах, что в синь!
Наши песни, наши песни вольные летят,
А кругом всё степи, степи, не охватит взгляд!
Нам без Дона, нам без Дона не прожить и дня!
А кругом сторонка наша: Дон да ты, да я!

Припев.

***
Припев:
Ты, судьба казака, - по степи скакать,
Долюшка казачья – крови проливать!
Эх, эх, скакать! Эх, эх, проливать!
Эх, эх, скакать! Эх, эх, проливать!

Разыгрались в поле наши казаки,
Засвистели страшно острые клинки!
Кровушкой налилась русская земля!
В этой схватке жаркой был изранен я!
После лазарета заглянул домой,
Только дом не мой уж, он давно чужой!
Во дому родимом комиссар живет,
Из моей посуды ест и пиво пьет!
Поснимал иконы с красного угла
Да спалил в печи их – страшные дела!
Подпалил избу я, ночью подпалил,
Только перед этим двери заложил!
Засверкай же, шашка, конь, неси, неси!
Как студеный ветер, - горе на Руси!

Припев:
Ты, судьба казака, - по степи скакать,
Долюшка казачья – крови проливать!
Эх, эх, скакать! Эх, эх, проливать!
Эх, эх, скакать! Эх, эх, проливать!

***
Припев:
Братья, братья, что за дело – кровь казачью проливать?!
Братья, братья, что за дело – родину чужим отдать?!

Над могилою казачьей только небо, тишина;
Уж давно отгромыхала злополучная война.
В той войне шел брат на брата, красный с белым воевал.
Обезлюдели станицы, цвет казачества пропал.
Ветер во степи гуляет, раздается волчий вой,
На Руси нашей ненастье, на Руси нашей Святой!
Над могилою казачьей только небо, тишина;
Уж давно отгромыхала злополучная война.

Припев:
Братья, братья, что за дело – кровь казачью проливать?!
Братья, братья, что за дело – родину чужим отдать?!

***
Полюбила казака девица-казачка,
Полюбила казака бабонька-полячка.
Ох, полячка ты, полячка!
Эх, казачка ты, казачка!

У полячки речи сладки,
А казачка всё молчит.
И казак на сладость падкий,
А с казачкою грустит.
«Ты мой милый и любимый», -
У полячки на устах.
«Мой хороший, облики, мол», -
Сладкий мед в ее речах.
Ну, а девушка посмотрит,
Словно солнцем одарит.
Взгляд ее не смелый сможет
Умягчить седой гранит.
Не унизит чувство лестью –
Целомудренна, горда.
Не опустится до мести,
Милостивая всегда.

Полюбила казака девица-казачка,
Полюбила казака бабонька-полячка.
Ох, полячка ты, полячка!
Эх, казачка ты, казачка!

***
Тихо стелется над Доном синь-туман.
Запоем-ка вместе песню, атаман!
О полях, о тихих стЕпях запоем;
Полетит же наша песня в родный дом,
Тот, где милка ожидает своего дружка.
Этим утром, может, встретит песню казака!

Припев:
Ох, ты Дон наш, Дон наш тихий,
Батька казакам,
Понеси скорее ты же
Песню по волнам.
Чтоб до дома дотянула
Песня казака.
Чтобы слЁзоньку смахнула
Девичья рука.

Тихо стелется над Доном синь-туман.
Запоем-ка вместе песню, атаман!
О казачьей трудной доле запоем.
Полетит же наша песня в милый дом,
Тот, где девка ожидает своего дружка,
И подхватит нашу песню милка казака!

Припев.

***
Тихо по-над Доном стелется туман.
Запоем-ка песню, батька-атаман!
Запоем- ка песню о Святой Руси!
Коник мой буланый, ты неси, неси!
По полям и горам до восхода дня,
Коник мой буланый, ты неси меня!

Припев:
По-над Доном, по-над Доном двигался отряд,
Двигался отряд донцов, двадцать пять ребят.
И летела наша песня к синим небесам;
Запевалою у нас – атаман наш сам!
Запевалою у нас – Тихий Дон наш сам!
Тихий Дон наш сам!
Батька Дон наш сам!

Тихо по-над Доном стелется туман.
Запоем-ка песню, батька-атаман!
О своих любимых песню запоем;
Здесь под синим небом с Доном мы вдвоем.
И заслышав сердцем песню казака,
Заиграет с нами Тихий Дон-река.

Припев.

***
Во садочку во вишневом
Девица гуляла.
Во садочку во зеленом
Парня повстречала.
Парень чертом рассыпался,
Речи говорил.
Ей на ушко признавался,
Что ее любил.

Припев:
Эти вешние садочки,
Трели соловьиные!
Эти пламенные ночки,
Длинные-предлинные!

Песни льются во садочках
Старые казачьи.
О весенних темных ночках
Да о звездах зрячих.
О любовной сладкой дрожи
В сердце казака.
Ощутить ее мы можем,
Молоды пока!

Припев.

***
Эх, туман, ты мой товарищ, скрой меня от глаз.
Мы с туманом, словно братья в этот ранний час!
Я долиной пробираюсь в хутора к своим
После битвы, битвы тяжкой с басурманом злым.
Полегло в той битве горькой много казаков;
Понесется плач над Доном безутешных вдов!
Я же раненый стараюсь выбраться к своим.
Будь же ты, туман-товарищ, для врагов, как дым!
Разъедай глаза же вражьи! Будет только так:
На своей земле на русской и туман им враг!

Припев:
Туманным утром, скорбною долиной
Казак крадется от куста к кусту,
Чтоб повидаться со своей любимой,
От ран скончаться в батькином дому.

Эх, туман, ты мой товарищ, скрой меня от глаз!
Мы с туманом, словно братья в этот скорбный час!
Оставляют силы парня, мочи нет ползти!
Постарайся Дон-наш батька, чарку поднести
Заревой воды холодной дай испить ему,
Чтоб еще хоть раз при жизни побывать в дому!
Знал бы батька, знали-б братья о его беде,
Где их родный погибает, умирает где!
Полегло в тот день несчастный много казаков!
Понесется плач над Доном безутешных вдов!

Припев.


Рецензии