Убийство в Восточном экспрессе

кинообозрение

10 ноября на экраны Америки выйдет для многих долгожданный фильм Murder on the Orient Express (Убийство в «Восточном экспрессе») – новая экранизация одноимённого романа Агаты Кристи, осуществленная студией 20th Century Fox в  жанре драмы-триллера-криминала.

Главное действующее лицо романа, как все мы хорошо знаем, вымышленный литературный персонаж – бельгийский сыщик Эркюль Пуаро, на котором Агатой Кристи были построены сюжеты 33 романов и 51 рассказа. А уж сколько по ним было снято фильмов, телесериалов, сделано театральных и радиопостановок, сосчитать затруднительно. Роман «Убийство в «Восточном экспрессе», впервые увидевший свет в 1934 году – один из самых известных среди них.
Читатели, а потом и зрители поражались и восхищались талантом писательницы, умудрившейся не запутаться в сложнейших и, на первый взгляд, парадоксальных хитросплетениях придуманной ею интриги, где на одного убитого приходится тринадцать подозреваемых, и привести в конечном итоге всю эту историю к логической развязке.
«Нью-Йорк таймс» по этому поводу писала: «Все факты и улики кажутся вопиюще несовместимыми с предлагаемыми версиями. И тем не менее Агата Кристи сумела доказать, что все происходило именно так, как не могло происходить. Не это ли наивысшая радость для любителей криминальных романов?» «Миссис Кристи, - вторило американской газете лондонское литературное приложение к «Таймс», - мастерски убеждает читателя в истинности невероятной, совершенно неправдоподобной истории и до самого финала не раскрывает карты».
В 1974 году в Великобритании был снят полнометражный фильм «Убийство в «Восточном экспрессе», режиссёра Сидни Люмета, в котором было задействовано целое созвездие британских и голливудских актеров того времени (Ингрид Бергман, Шон Коннери, Ванесса Редгрейв, Мартин Болсам, Джон Гилгуд и Лорен Бэколл). А в роли Пуаро выступил блистательный английский актёр Альберт Финни.
На кинопремьеру в Лондоне явилась сама королева Елизавета, со всей своей свитой, и лично поздравила 83-летнюю Агату Кристи, прибывшую в инвалидной коляске. (Это было последнее появление писательницы перед лондонской публикой – через два года ее не стало, а имя ее превратилось в легенду.)
Надо отметить, что Агата Кристи отнюдь не была в восторге от экранизаций своих романов, считая, что в них теряется дух и колорит ее произведений. Как правило, она отвечала отказом. А вот своему другу, лорду Маунтбаттену, лично обратившемуся к ней с такой просьбой, отказать не смогла. Но свое отношение к кинематографу все же ему высказала: «Должна откровенно признаться, - написала она, - что в отношении фильмов по моим книгам я нахожусь в сложном положении. Мне больно смотреть их – такие ужасные сценарии, такой плохой подбор актеров...»
Но Сидни Люмет не заставил «королеву детектива» пожалеть о допущенной слабости. Довольной осталась писательница, на «ура» приняли фильм зрители и кинокритики. Он получил шесть номинаций на Оскара и множество кинонаград, включая BAFTA.

И вот теперь режиссер Кеннет Брана взял на себя нелегкую задачу помериться силами, а то и «переплюнуть» ту британскую киноверсию романа. «Я не мог пройти мимо хорошо написанной истории. А в случае с Агатой Кристи это решительно невозможно, - заявил он. - Ее проза не только обеспечивает отличное развлечение, но и затрагивает такие глубокие темы, как потеря, скорбь, месть. Так что мне всегда это казалось исключительно привлекательным — возможность совместить захватывающее приключение и серьезную драму, сыгранную блестящими актерами».
Сюжет «Убийства в «Восточном экспрессе», наверняка, хорошо известен практически каждому. Поэтому и останавливаться на нем особо не стану. Напомню лишь, что события разворачиваются в поезде 1930-х годов, в элитном «Восточном Экспрессе», курсирующем между французским городом Кале и Стамбулом, то есть между Европой и Азией, со всеми их красотами, существенно обогащающими визуальный ряд картины. Застигнутый снежным бураном поезд, вместе со своими пассажирами, оказывается в плену стихии. И в этом, отрезанном от всего мира замкнутом и достаточно тесном пространстве происходит таинственное убийство.
Возвращавшийся домой сыщик Эркюль Пуаро случайно оказывается в числе пассажиров экспресса. Его попутчиками становятся 13 человек, разных национальностей, возраста и сословий. Среди них подозрительный, малоприятный субъект – американец Эдвард Рэтчетт, который просит Пуаро за солидное вознаграждение стать его телохранителем на время путешествия из Азии в Европу. Он уверен, что его жизни угрожает опасность. Но Пуаро отказывается. И в ту же ночь Рэтчетта находят мертвым в его купе, с целой дюжиной необъяснимых ножевых ранений, нанесенных как правой, так и левой рукой. Дверь в купе была заперта изнутри, а окно открыто. Пуаро начинает долгое и скрупулезное расследование убийства, в котором вроде бы не должно быть виновных среди пассажиров... или – виновны все.

Роль Эркюля Пуаро взялся сыграть сам режиссер фильма, Кеннет Брана, что отнюдь не случайность. Да, ирландец Kenneth Charles Branagh, помимо того, что к своим 56 годам стал весьма успешным и популярным кинорежиссёром, сценаристом и продюсером, был и остается актёром по призванию. Он смолоду влюблен в театр, для него, как и для всех британских актеров, Шекспир – не просто школа, а бог и кумир. В 26 лет Брана (совместно с Дэвидом Парфиттом) открыл собственную театральную компанию – Renaissance Theatre Company, где сам ставит пьесы, и сам в них играет. Помимо этого берется за главные и основные роли на телевидении и в кино. Как режиссер Кеннет Брана обрел известность благодаря экранизациям пьес Шекспира. («Генрих V», «Много шума из ничего, «Гамлет» и т.д.) И, как правило, в каждом фильме, который снимал, он играл главную роль.
Фильм «Генрих V» стал его режиссерским дебютом, принесшим хорошие сборы и получившим много кинонаград и номинаций, включая две на Оскар. «Трудно вообразить себе более мощный и завораживающий дебют», не скупились на похвалы кинокритики. Бране тогда было 28 лет. И в своем первом фильме он сам сыграл Генриха V.
В 1991-м он перенес свою кипучую творческую деятельность в Голливуд, срежиссировав мистический триллер «Умереть заново», в котором традиционно уже отметился и в качестве актера, вместе с женой. И снова награды и номинации...
Его первой женой была актриса Эмма Томпсон, с которой – в качестве экранных супругов – они снимались в телевизионном минисериале «Фортуна войны», а потом еще в пяти фильмах. (Эмму Томпсон можно вспомнить, например, в роли профессора Сивиллы Трелони в фильме «Гарри Поттер и узник Азкабана».)
Третьим полнометражным фильмом Кеннета Браны стала драма «Франкенштейн Мэри Шелли», с 45-миллионным бюджетом. Доктора Франкенштейна сыграл он сам, а на роль несчастной жертвы его экспериментов пригласил Роберта де Ниро. Продюсировал фильм сам Фрэнсис Форд Коппола.
Из его киноработ, число которых приближается к двадцати, можно вспомнить еще триллер «Сыщик», с Майклом Кейном и Джуди Лоу, фантастический боевик «Тор», романтический фильм-сказку Золушка/Cinderella (2015). И теперь вот – одно из лучших наследий гениальной фантазерки Агаты Кристи.
Звучных ролей в актерской копилке Брана уже набралось с избытком. Здесь и Генрих V, и принц датский (в его режиссерской экранизации «Гамлета», получившей четыре номинации на «Оскара» и ряд наград), и Ричард III, и коварный Яго в «Отелло», и легендарный актёр Лоуренс Оливье (номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA). И ни одна, как видим, не осталась не отмеченной. Так что роль Эркюля Пуаро для Браны так, «семечки». Правда, кинокритики пожурили Брана-режиссера за то, что он отдал слишком много экранного времени усатому сыщику, то бишь самому себе, заставляя их и зрителей разделять его самолюбование.

Кстати об усах. Знаменитые пуаровские усы Брана не приклеивал, а честно  и с удовольствием отрастил сам – на пол лица. «Для Пуаро это одновременно и средство защиты, и провокация... – объясняет он свое видение сыгранного им образа. – Эти его усы, его дурацкий акцент, его эксцентричность обезоруживают и нейтрализуют людей, которые не воспринимают его всерьез».
Ну а что касается остальных членов актерской труппы, то им, надо понимать, было легко и весело работать с режиссером-сыщиком, усатым Браной-Пуаро. Подбирались они тщательно и с размахом – только звезды первой величины. Например, на роль одной из пассажирок экспресса, мисс Хаббарт, планировалась и Анджелина Джоли, и Шарлиз Терон. Но в конце концов ею стала Michelle Pfeiffer, так хорошо запомнившаяся нам по очаровательному комедийно-мистическому фильму «Иствикские ведьмы» (Джек Николсон, Шер, Сьюзен Сарандон и она).
Увы, время не стоит на месте. Мишель Пфайффер через год стукнет 60. Но, надо отдать ей должное, выглядит она прекрасно. Фигурка, стать – все при ней. Кровей в этой яркой актрисе целый коктейль: нидерландская, немецкая, ирландская – от отца, шведская и швейцарская – от матери. Будучи простой девчонкой из простой семьи, Мишель начинала свою карьеру с конкурсов красоты и, оказавшись в числе первых, решила попробовать себя в кино. Получилось. И с большим успехом. Заслуженные награды не заставили себя ждать (три номинации на Оскар, премии «Золотой глобус» и BAFTA). В общей сложности в ее фильмографии без малого шестьдесят сыгранных ролей.
На семейном фронте у Мишель тоже полный порядок. Уже 25 лет она замужем, вторым браком, за Дэвидом Эдвардом Келли, по образованию прокурором с юридической степенью, ныне телевизионным сценаристом и продюсером, лауреатом десяти премий «Эмми». У них двое детей – приёмная 25-летняя дочь Клаудиа-Роза и 23-летний родной сын Джон-Генри.
Миссис Хаббард, которую сыграла в «Восточном экспрессе» Мишель – немолодая американка, ездившая в Стамбул повидать дочь и внуков. Но ей, как и Рэтчетту, не суждено вернуться домой.

Пенелопа Крус воплотила образ праведной миссионерки-медсестры, только в испанском варианте и с другим именем – Пилар Эстравадос (У Агаты Кристи это пожилая шведка Грета Ольсон). Пенелопа Крус, как известно, испанская актриса и модель, правда теперь уже больше американская. Обладательница премий Оскар и BAFTA, номинантка на Золотой глобус, имеет свою звезду на Аллее славы в Голливуде.

В фильме задействован и известный американский актер Уиллем Дефо, сыгравший мистера Хардмана. Дефо был дважды номинирован на Оскара и один раз – на Золотой глобус. Снимался очень много, чаще как актер второго плана. Мне лично он особо запомнился в облике ученого Нормана Озборна, превращающего себя в злобного Зелёного гоблина, в трилогии «Человек-паук». В фильме Браны 62-летний Дефо снова двулик, но не столь агрессивно. Тут он сыщик Хардман, прикинувшийся коммивояжером.

Джонни Депп, всеми любимый Джек Воробей и Безумный Шляпник, сыграл в «Восточном экспрессе» богатого и «мутного» субъекта из Америки, Эдварда Рэтчетта, которому есть что скрывать и чего бояться. Он же – та самая жертва, вокруг которой будет идти мучительное расследование. Несколько удивляет, как Джонни, привыкший быть в «центре экрана», согласился на роль персонажа, который выбывает из игры (хоть и остается в ней, так сказать, за кадром) в самом начале фильма.

Не могу не остановить внимание читателя на еще одном, довольно неожиданном «путешественнике» злополучного экспресса – на Сергее Полунине, поскольку сам он, как творческая личность, уж очень интересен. К тому же – наш, «отечественный».
Сергей – выдающийся артист балета, прекрасный танцовщик. 27 лет назад он родился в Херсоне, еще в советской Украине. В 13 лет был направлен фондом Рудольфа Нуреева в Лондон, в Школу Королевского балета. В 17 был принят в труппу лондонского Королевского балета «Ковент-Гарден». и уже через два года стал самым молодым ее премьером. В 22 года он сам решает перебраться в Россию, где становится премьером Московского музыкального театра им. Станиславского - Немировича-Данченко, а затем –приглашённым солистом Московского музыкального театра. С прошлого года Сергей, обладатель дюжины престижных наград – солист Баварского государственного балета в Мюнхене. 
Вот лишь малая часть его репертуара: кавалер де Грие в «Манон», граф Альберт в «Жизель», Щелкунчик-принц в «Щелкунчике», принц Дезире в «Спящей красавице», принц в «Золушке». Оскароносный американский режиссер и продюсер Стивен Кантор снял документально-биографический фильм об уникальном русском танцоре. Фильм так и называется: Dancer («Танцовщик»).
  Кеннет Брана решил, что именно артист балета, Сергей Полунин, как никто, подходит на роль молодого венгерского дипломата-аристократа, графа Рудольфа Андрени, путешествующего вместе с очаровательной молодой женой (Люси Бойнтон). И Сергей с радостью принял приглашение. В процессе выяснения отношений с попутчиками «Восточного экспресса» Полунин-Андрени пускает в ход не только руки, но и ноги, благо они у него натренированы на шпагатах.
 В интервью BBC Сергей признаётся, что ему очень понравилось сниматься и что он хотел бы продолжить этот незабываемый опыт. Такое количество всемирно известных киноактеров вокруг явно вскружило молодому танцору голову. «Это было совершенно невероятно! – восклицает он. - Я не мог поверить, что я среди них. Они же легенды!»
Не это ли мальчишеское преклонение перед звездами заставило его согласиться на провокационную, компрометирующую его эротическую фотосессию с пятидесятилетней Памелой Андерсон для журнала «Кинг-Конг»? (Оба – в полностью обнаженном виде.)

И, наконец, еще одна попутчица Пуаро – русская эмигрантка, княгиня Наталья Драгомирова, которую сыграла 82-летняя дама Джуди Денч. Judi Dench – британская актриса театра и кино, Кавалер ордена Кавалеров Почёта, Дама-Командор ордена Британской империи, обладательница множества самых престижных наград.
Свою театральную карьеру она начинала в 23 года – с ролей Офелии и Джульетты. Но слава и подлинное признание пришли к ней в 60 с лишним лет с ролью «M» - главы британской секретной службы, босса агента 007, в восьми фильмах киноэпопеи о Джеймсе Бонде, и с восьмиминутной ролью королевы Елизаветы I в фильме «Влюбленный Шекспир», принесшей актрисе долгожданного Оскара. (Остальные шесть несостоявшихся Оскаров остались в номинациях.)

Даже художник по костюмам у Браны оскароносный. Это кудесница Александра Бирн, которой мы обязаны запоминающимися образами таких всемирно востребованных фильмов, как «Призрак оперы», «Золотой век», «Елизавета», «Тор» и т.д. В «Восточном экспрессе» ей особо развернуться было негде. Ее основная задача состояла в том, чтобы воссоздать колорит и моды 30-х годов прошлого века (причем – для персонажей разных национальностей), что она с успехом и сделала. В частности, изучив наряды русских эмигрантов, живших в Париже после революции, Бирн превратила Джуди Денч в русскую княгиню, увешанную драгоценностями и облаченную в шикарное меховое манто.
«Я не сомневалась, - рассказывала Бирн в одном из интервью, - что кольца на каждой костяшке пальцев княгини должны быть подлинными. Ведь она наверняка вывезла их из России.»

А теперь немножко о поезде, в котором разразилась детективная драма. Его вполне можно считать самостоятельным персонажем, убежден режиссер фильма, и с ним нельзя не согласиться. У поезда есть своя душа и свой характер. Он, по словам Браны, «романтичный, опасный и быстрый». Он дарит зрителю захватывающие дух красоты сменяющих друг друга ландшафтов.
На самом деле «Восточный экспресс», как и все персонажи фильма, не настоящий. Он был специально построен по эскизам художника-постановщика Джима Клэйя, да не один поезд, а целых два. Первый, предназначенный для натурных съемок и общих видов, находился на студии Longcross. Там же были построены декорации вокзала в Стамбуле, и эпизода с занесенным снегом железнодорожным виадуком в Динарском нагорье. Второй поезд служил съемочной площадкой для актеров. «Мы немного расширили коридоры и сделали повыше потолки, чтобы можно было разместить огромные камеры в тесном пространстве», - рассказывает Клэй.
По задумке Браны, всё происходящее в фильме было максимально приближено к реальности. Вагон установили на специальную платформу, создающую вибрацию движущегося поезда, а за окнами разместили экраны, с видами проплывающих мимо ландшафтов. Получилось все настолько натурально, что съемочную группу укачивало. Некоторые актеры, имевшие опыт путешествия на настоящем «Восточном экспрессе», убеждены, что их экспресс-фикция был намного интереснее.

3 ноября в Лондоне, в Royal Albert Hall состоялась мировая премьера детективной драмы «Убийство в «Восточном экспрессе». Прожекторы в небо, «олимпийские» факелы вдоль красной дорожки, улыбки, автографы, демонстрация туалетов на камеру и на публику. Все главные исполнители присутствовали – Кеннет Брана с супругой, Пенелопа Крус, Джонни Депп, Мишель Пфайфер, Джуди Денч, Сергей Полунин с «экранной супругой»... Откровенно говоря, мне не хочется распространятся на тему кинопремьер, уж больно они какие-то показушные, ненатуральные и даже... дешевые (в плане вкуса, а не средств, затраченных на туалеты и косметику). Но сам фильм наверняка посмотреть стоит.

Опубликовано в русско-американском журнале "Чайка" 9 ноября 2017 г. :
https://www.chayka.org/node/8482


Рецензии
а для меня лучший Пуаро - это Дэвид Суше.Именно таким себе и экранизировала,читая книги Кристи.

Гелена Труфанова 2   11.11.2017 03:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.