В яслях

Слушал как-то ночью (по примеру многих иерархов) выдающегося теолога современности Анатолия Осипова, и вот какая пришла в голову странная крамола. Хочешь или нет, но православие, перенаселенное святыми подвижниками и религиозными писателями, невольно расписывается в собственном агностицизме. Если один из главных православных тезисов: Евангелие - лишь семя, зерно, желудь, кедровый орех, кокос - само же разветвленное и могучее дерево христианства, "так сказать, в мировом масштабе" (с), - дело рук святых старцев и отцов церкви, то что тогда сам Христос?
И к чему, вообще, привел качественно этот двухтысячелетний рост вширь и вглубь?
Неужели только к тому, что самые значимые атрибуты вчерашнего и сегодняшнего христианства - это материальные предметы, чаще всего, золотые, в лучшем случае, просто "намалеванные", в самом лучшем случае, колокольный звон, словом, все то, о чем Христос в своем неведении и слыхом не слыхивал.
Но Бог с ней, с надстройкой, которая, безусловно, вызвала бы у Первоисточника веры когнитивный диссонанс. Но само Слово Божие подернуто мраком и туманом. Столетиями оно преподносилось в Европе на латинской тарабарщине, а в России - на старо-болгарском, а когда дело все-таки доходило до перевода и толкования, тут-то и начиналась самая вакханалия. Можно взять абсолютно любой стих из Евангелия, любые канонизированные слова Христа, и они могут быть с легкостью "опровергнуты" поздней интерпретацией от коллективного бессознательного. Мы это отлично помним - когда, например, восхваляли "двушечку" за пляски в Храме и интерпретировали слова о "левой щеке" и любви к врагам.
Впрочем, с этими товарищами, с этими силовиками от церкви, все понятно, но многоуважаемый Анатолий Осипов с его концепцией инфантильности Логоса - что это? Отрицание безусловной божественности Христа? Откуда такая опека и недоверие к основателю христианства? Или хуже того: Бог так великих и безмерен, что даже не пытайтесь понять его замысел и лезть в Святое Писание - мы вам сами все объясним!
Но, как говорил один советский генсек, "приходит на ум аналогия". Аналогия с возвышенным материалистом Эрнестом Ренаном. "Конечно, мы признаем, что христианство - дело слишком сложное для того, чтобы оно могло быть совершено одним человеком. В известном смысле все человечество было здесь сотрудником".
Может, оно и так, конечно. Но будьте последовательны. Скажите честно: Лазарь - это для толпы, а мы-то знаем, как оно на самом деле все устроено. И подмигните незаметно.


Рецензии