Ложка

Бабушка еще раз протерла и так идеально чистую клеенчатую скатерть, и положила на нее ложку. Рядом поставила миску с красным постным борщом, в котором в самом центре горкой возвышалась пшенная каша для сытости. Пара крупно нарезанных ломтей хлеба, тарелка густого киселя, залитого молоком, и можно звать дедулю к обеду. Дедушка всегда обедал позже всех. Любил во всем умеренность и неспешность. Я сидела на печке, начавшей уже остывать, и держала на руках Дымочку, очередного котенка-найденыша.

Сейчас я думала о ложке, лежащей на столе. Из неизвестного мне тяжелого металла, представляющая  собой неправильный овал, она давно уже привлекала мое внимание. Ее неправильность состояла в одном из стертых краев, и это сильно бросалось в глаза. Сколько должно пройти лет, чтобы так стерлась ложка? - гадала я.

 Тем временем, за окном начали сгущаться сумерки, и вместе с ними повалил снег. На стене в такт падающим снежинкам и уходящему дню, шли ходики, как их ласково называл дедушка. Эти часы были подарены старшей дочери на свадьбу.
 Ранняя и быстрая, со слов бабушки, она в восемнадцать лет вышла замуж за соседа-однолетку  по большой и светлой любви. Их дочь родилась, когда папа отдавал свой долг Родине.  После службы в армии, жизнь у молодых не задалась, и они разбежались искать счастье в другом месте.

 А ходики так и остались висеть в родительском доме, как символ всего проходящего и скоротечного в этой жизни. И дедушка каждое утро, в строго определенное время,  открывал их и заводил на целые сутки.

 Бабуля позвала дедушку обедать. Он долго поднимался с лежанки, кряхтел и, наконец, пришел. Опустившись на табуретку, он взял ложку и начал медленно есть. Ел аккуратно и никаких звуков, скребущих по дну тарелки, я не услышала. Переложив кошку на половичок, я подсела к деду. Тот, слегка дрожащей рукой, подносил ко рту очередную ложку борща, подставив под нее кусочек хлеба.
— Деда, а сколько ложке лет? — полюбопытствовала
я, от рождения суя нос всюду, где могла быть спрятана тайна.
 Дед дожевал, промокнул хлебом рот и улыбнулся.
— Да кто ж знает, сколько ей лет! — ответил дедушка. - Это была еще ложка моего отца, а твоего прадеда, Василия. Я с ней всю войну прошел. Есть нужно было быстро, стучали все по котелку ложками, торопясь, с тех пор я и не люблю за едой спешки. И дедуля, отодвинув пустую тарелку, принялся за сладкий кисель. А я, подхватив котенка, полезла обратно на печку, которая к тому времени уже остыла окончательно.

 Выдвигая потом много раз ящик со столовыми приборами, я всегда глазами находила ложку деда, много лет прослужившую и остающуюся верным спутником своего хозяина.
Давно уже нет моих любимых стариков. Перестроен новым хозяином дедушкин дом. Высокие красавицы вишни состарились и были заменены на новомодные туи. За высоким бетонным забором  недружелюбно лает пес. Но стоит закрыть глаза, и память уносит в детство. Туда, где за окном вся в цвету вишня, на стене мирно отбивают такт ходики, а за столом сидит  дедушка и весело улыбается мне.
         

 


Рецензии