ПОЛЕ

        Иван ехал  уже часа два с половиной. Ехал из Твери в деревню Котлован Удомельского района к брату погостить. «Пробка» в Вышнем Волочке измучила. Июль. Стояла жара. И вот у деревни Смёново он понял, что необходима «зелёная остановка».  Съехал влево на обочину и остановил машину за ельником, что  защитной полосой рос вдоль дороги. Рядом было большое поле, видимо когда-то пахотное, а теперь заросшее  травами и молодыми сосенками  вперемежку с берёзками. Дорога, по которой он съехал, так и шла  левее и левее к сосновому бору. А прямо тут у обочины  стояли стожки.

Примостился Иван, справил нужду.  Обернулся и…. вот тебе раз….

       У подножия стога сидела баба, и шаловливо поглядывала на него, теребя губами длинную травину с метёлкой на конце. Глаза смешливые, лукавые, заигрывающие… Стыдно-то как! Иван сконфузился и подумал: И как же это я её не приметил?  Или откуда только что вышла? И  смотрела на него всё это время…..
Он растерялся, не зная что и сказать… Может поздороваться надо?
 
       Но женщина заговорила первая.  Поднимаясь с земли и отряхивая от сена подол, она спросила: 
-  Едите куда? Не здешний вроде?...
Иван, обрадовавшись её инициативе, тоже заговорил как ни в чем не бывало:
- Да, вот еду в гости к брату в Котлован. У них там недавно сын родился. Навестить  надо.
- Сын – это хорошо. Мужик. Хозяин на земле.
Иван удивился её философским изречениям с призязкой к земле. Подумал: серьёзная и деловая, наверное идейная.
- А Вы в Смёнове наверное живёте? Давно?
- Да, при Смёнове я, и давно, - как-то грустно и странно  ответила она.

Баба была приятная. Если только чуть старше Ивана. Но красивая, и какая-то вся словно разморённая на солнце, томная… Даже речь вела не спешно, с лёгкой растяжкой.  Движения её рук были медленными. Она словно нехотя, перебирала букет васильков вперемежку с травами в руках. Букет показался Ивану  безвкусно подобранным: васильки, тройка ромашек да разные травы, а ещё какие-то колоски типа ржи. И где она их тут взяла? Вокруг одни сорняки, сосенки да берёзки…

- А вы тут что делаете? – снова спросил Иван. Ему было приятно говорить с нею. Она словно была ему знакома, как давно забытая с юности соседская девчонка. А может и впрямь где-то видел? Ведь Иван родился именно в этих краях. Это потом он уехал учиться в Тверь на агронома, но так и остался там, женившись на городской.
- Наверное по ягоды ходили, или грибы….?  Что-то не видно вашей корзины?  Или кого пасёте?
- Да нет…. Я вот увидела мужика… и вышла. Сколько живу, а вот всё проходят мимо… и не заговоришь. А хочется….
Иван опешил. Вопросов сразу возникло много:
Откуда вышла?  Почему мужики проходят мимо? И чего ей хочется?   Он подвёл в уме черту:   Не в себе…. Но почему-то спросил:
- А Вас как зовут?
- Поле.
- Поля? – поправил он.
- Нет, - Поле.
Странно… - Иван пристально взглянул в её глаза, словно стараясь найти подтверждение своим догадкам….
Но её глаза… Зелёные, ясные, с легкими коричневыми крапинками, были какие –то особенные, бездонные и затягивающие. Брови высокие, вразлёт, придавали всему выражению лица детскую наивность и открытость.
Она явно завораживала, притягивала, и Иван невольно передёрнул плечами, как от озноба. А ведь была жара.
- Поди устали с дороги, долго ехали? - спросила она.
- Да.  А ещё в Волочке в пробке стояли долго. Душно.
- А хотите молока? – просила Поля.
Отказаться в такую жару от питья было трудно. Тем более, что Иван не взял с собою в дорогу ничего, и давно уже страдал от жажды. Может быть поэтому он и не задумался над тем, а где она всё это возьмёт.
- Я сейчас! – сказала она, зашла за стог и вышла оттуда с кувшином молока.
- Пойдемте к стогу. Присядьте. Попейте, отдохните, и поедите дальше.
Иван с какой-то лёгкость дал на всё согласие, и даже словно обрадовался приглашению.
Было в ней что-то своё, родное, то ли от сестры, то ли от матери. Женская теплота гостеприимства  и обаяние, какие редко теперь встретишь. И только в деревнях ещё бывают такие.

Присели. Иван выпил молока. Пахло  сеном и  какими-то полевыми цветами.  Там вдали за дорогой блестела гладь речушки. До чего же хорошо, привольно. И на душе спокойно, что так и хочется сказать: как у Христа за пазухой.

- Тебя ведь Иваном зовут?  - обронила она.
- Иваном… - ответил он, хотя не мог припомнить, когда он мог ей назвать своё имя. 
 - А я вот живу Ваня и всё время мучаюсь вопросом. Всё не доводилось спросить.
 - О чем? – он смотрел на неё, и понимал, что ему приятно  сидеть с нею вот так в стогу, не отрывно глядеть в её зелёные глаза, видеть её красивые округлые плечи, и даже хочется протянуть руку и дотронуться до русых пушистых волос. Какая она,... эта Поля! Словно родная!

Рука Ивана ,сама не ведая, что творит, уже стала подниматься к прядям её волос….
- А что случилось Иван, почему ты бросил меня? – вопрос словно обухом протрезвил его.
- Я?....  Когда? Что ты говоришь? Мы ведь и не знакомы!
- Да как же!  Сколько времени были вместе. Ты вспомни!

Иван почувствовал как лицо его багровеет, а по спине наоборот заструился холодный пот и пробежала нервная дрожь. . Он  был поражен и недоумевал, почему  такая красивая, понравившаяся ему уже женщина,  и не в себе. Внешне не было даже признаков ненормальности. Но то, что говорила она, было не в её пользу.
- Нет, ты что-то путаешь Поля, мы даже ни разу не встречались раньше…

- Не Поля…, а Поле… - резко оборвала она. Ты даже не помнишь толком как меня зовут! Разве ты не помнишь меня? Утром, бывало, только светает, а ты уже бежишь ко мне… И целый день мы вместе. Всегда бок о бок ! А помнишь, как потом поднимались всходы, как колосились колосья, полные зерна – они были словно наши дети. Помнишь, как ты всегда оберегал меня от пожаров, от набегов скота…..Как переживал и даже плакал, когда по мне проходил град, ураган….

  Картины её речи рисовали ему образ распаханного пшеничного поля, и стаи птиц над ним, теплое весеннее солнце, потом дожди и зелень всходов…. Он представлял себе поле   с колосящейся рожью, жнивьё…. грачи, подъедающие последние зерна.
………Господи, да что же это такое? Неужели она преставляет себя полем?
- Поле?????
- Да, да…., это Я – Поле !  Наконец-то ты вспомнил меня! Родной мой!  Как долго ты не возвращался!  Я много думало, почему ты бросил меня, почему мы снова не вместе… Было обидно! Я постепенно опустило руки без тебя и твоей помощи. Я стало совсем другое. Меня вытесняют из жизни луговые травы, лес. Вот только тут, с края молодняка мне и осталось место. А придёт время, и оно станет опушкой леса. Как больно Иван, но меня почти нет…. Я ждало, ждало… И вот сегодня не вытерпело, решило заговорить с тобою.
 
Испарина на лбу Ивана от жары и от нахлынувших нервных переживаний заструилась по лицу, щекам, шее и груди…. Но он оцепенел и почти не шевелился. Она протянула руку с платком и нежно, как-то по матерински, стала промокать ему лоб, под глазами… Потом рука её спустилась к груди и дотронулась до распахнутой части между воротом рубашки....
Иван подался вперёд, захватил своей сильной рукой её запястье и потянул к себе….
- Поля…..!
Она тихо выдохнула:
- Как раньше…..
Но твёрдо отстранилась от него с вопросом:
- Столько времени прошло… Поди уже и не до меня...?
- Но Поля?  Ты что-то придумала, тебе только кажется, что мы знакомы… Может спутала?
- Разве я тебя, своего единственного с кем-то спутаю?... Она поднялась, выпрямилась…. Посмотрела из-под руки куда-то вдаль.
- Да! Посмотри как всё изменилось? Ты бы вернулся сюда сейчас?
- Поля… Но ведь сын, семья, работа… Всё не так просто… Но я могу приезжать…

Она тихо засмеялась. И нежным колокольцем зазвучал её смех. Он уколол сердце…. Оно и понятно.  Что его разовые приезды?
Иван опустил голову, отвёл взгляд. Потом отёр рукавом рубашки лоб и поднял виноватые и полные чувства глаза к Поле….

    Но её не было. … ни рядом - вблизи, ни вдали… Он резко встал, обошёл стог.
- Поля!!!    
- Поле?!.....   
Никого. И только дивный запах луговых трав и сена….
Какая-то щемящая тоска и боль сжали всё в груди Ивана. В горле набух ком….   Что это? Галлюцинации среди бела дня?  ….  И так тяжело на душе.  Жара. Июль. Пот струился градом…. И мирно над краешком бывшего поля жужжали шмели……


2016.                ЛЕС49.


Рецензии