Экзамен по-немецкому

Веселое майское солнце не успело нагреть, как следует, холодный утреннний воздух, однако, природа вовсю сигналила вокруг о приближающемся лете, и даже, звонкий школьный звонок сегодня прозвенел как-то по-особенному шаловливо и заливисто.
Услышав его, из всех кабинетов, с бешеным топотом и невероятно громкими криками стали выбегать, выпрыгивать, выскакивать и даже выходить ученики самых разных возрастов и соответственно классов.
 - Елена Николаевна, голубушка, - услышала обращение к себе проходившей мимо коллеги, молодая привлекательная учительница, выходившая из класса последней, - Вас Анастасия Александровна просила зайти на перемене в учительскую.
 - Спасибо, я зайду, - оглядываясь назад в сторону кабинета, быстро отреагировала на просьбу новый педагог по ОБЖ.
"Зачем меня вызывает завуч?" - невольно и тревожно промелькнула мысль в ее голове. - Наверное, разговор пойдет насчет отпуска или летней отработки. А может, кто-то на меня пожаловался, ведь все-таки я  - не педагог по образованию, да и работаю недавно".
Через минуту, слившись с бурлящим детским потоком, Елена Николаевна поспешила по направлению к учительской.
В крохотной комнатушке секретаря, кроме ее хозяйки, никого не было, а дверь в кабинет директора была слегка приоткрыта, в результате чего можно было стать невольным свидетелем происходящего.
 - Т-с! - зашептала секретарь и указала на свободное место, - посидите пока здесь, у директора сейчас совещание.
Тихо вздохнув, учитель ОБЖ опустилась на стул.
 - ...и как я могу работать, - услышала она отдаленный голос преподавателя физики, - если определенная часть учащихся совсем не посещает занятия, а вы требуете их аттестовать, то есть поставить тройки. Тройку ведь тоже надо заработать. И как я буду смотреть в глаза детям-троечникам, которые школу посещают? Вы не думали?
"А, действительно, как?" - задала себе вопрос Елена Николаевна, покосившись на печатающую секретаршу.
 - ...А насчет годовых показателей вы подумали? И как мы в районе будем смотреться со своими двоечниками? Даже в 15 школе, где почти одни дебилы, всего два второгодника, - послышался злобный голос директриссы. - Нам тоже показатели нужны. А иначе - не будет у вас часов, и значит, зарплаты. Неужели это непонятно?
"Когда же это все кончится?" - заерзала на стуле молодая учительница, - даже слушать стыдно такие разговоры, а они обсуждают, как можно за деньги продать свою совесть. Руки учителям выкручивают, сами не понимая, что плодить безграмотных людей просто преступно"
Встав со стула и отойдя к окну, Елена почувствовала, что немного разволновалась. Оглушительная трель звонка, раздавшаяся из коридора, возвестила о конце перемены, и почти сразу за дверью загремели стулья, просигналившие о конце совещания.
 - А, Елена Николаевна! - прямо с порога обрадованно крикнула новенькой завуч. - Завтра у нас будет экзамен по биологии в двух девятых, так мы вас записали ассистентом. Приходите пораньше, да подготовьте с Анной Георгиевной кабинет.
 - Но простите,  - удивилась такой постановке дела Елена. - Я в биологии, если можно так сказать,...не сильно разбираюсь. Мне 35, школу закончила давно и этот предмет я уже порядком подзабыла.
 - Какая вы наивная, однако, - засмеялась завуч, - вас никто не заставляет повторять биологию, вы просто будете вести документацию во время экзамена. И все.
 - Хорошо, я подойду завтра в школу пораньше, - с облегчением вздохнула учительница ОБЖ.
На следующее утро новоиспеченный ассистент по биологии с самым серьезным видом раскладывала билеты на столах и деловито знакомилась со своими обязанностями.
 - Сейчас начнем принимать 9"г", они у нас совсем слабенькие, - с тоскою в голосе сообщила новость ее коллега, учитель биологии, невольно зевнув. - Простите, сегодня плохо спала. Вы их сильно не мучайте, это - класс коррекции, - поправляя цветы в вазе, забеспокоилась она, услышав шум за дверью.
 - Да что вы, я же не биолог, так что ставьте им то, что считаете нужным, - скромно, отведя глаза в сторону, ответила ей Елена Николаевна.
Через десять минут первая партия испытуемых уже занимали столы и пытались разобраться в выданных им билетах. Некоторые из них пугливо озирались по сторонам и бросали озабоченные взгляды в сторону комиссии.
 - Мы сегодня с вами одни будем принимать экзамен, а завтра в одиннадцатых классах к нам присоединится моя коллега, - низко опустив голову к столу и прикрыв рукою рот, тихо обратилась к ассистенту экзаменатор.
Через 30 минут первый отвечающий предстал перед глазами комиссии.
Худенький и сильно косивший глазами мальчик, с трудом пытался выразить трудный для его понимания вопрос строения пищеварительной системы птицы. Елена Николаевна с любопытством стала рассматривать висевший напротив нее плакат, на котором был нарисован голубь с изображенными внутренними органами.
"Надо запомнить, где у него там располагается пищевод, а где зоб, - внимательно стала рассматривать она рисунок в разрезе. - Так, зеленым цветом, надо тоже запомнить, выделен желудок, а почка - черным, печень - в крапинку, - продолжала на ходу освежать школьные знания ассистент. - А теперь посмотрим кровеносную систему. Синий цвет - у правого предсердия, красный - у левого. Все понятно."
 - Так что мы с вами , Елена Николаевна, поставим Муркину? - неожиданно услышала она голос коллеги, прервавший созерцание птичьего плаката. - Удовлетворительно?
"А что же еще?" - чуть не сказала вслух Елена и тут же на словах согласилась с мнением биолога.
Следующие за Муркиным ученики отвечали так же скверно, либо совсем не отвечали, и Елена Николаевна невольно стала втягиваться в роль экзаменатора.
Запомнив содержание предыдущих билетов  и висящих на стендах и доске наглядных пособий, она без труда задавала наводящие вопросы и даже кратко и тихо подсказывала детям ответы.
Сидящая рядом с ней коллега через некоторое время стала бросать на нее удивленные взгляды и удовлетворенно хмыкать.
 - Елена Николаевна! - тихо обратилась к ассистенту биолог после полутора часов испытаний, - не могли бы вы поработать некоторое время самостоятельно? Я ненадолго вас покину, утром сегодня почти не успела поесть, да и отдохну немного, голова кругом идет от этих...Да не волнуйтесь вы так, - увидев испуганный взгляд ассистента, успокоила она ее, - у вас так замечательно все получается, что я даже подумала, что вы имеете какое-то отношение к нашему предмету. Наверное, в школе, он у вас был в числе любимых?
О том, что в школьные годы биология ничуть не занимала внимание нынешгего учителя ОБЖ, Елена Николаевна ответить не успела, так как главный экзаменатор быстро исчезла за дверями кабинета.
 - Кто будет отвечать следующим? - немного дрожащим голосом обратилась она к детям...
Когда экзамен стал подходить к к концу, дверь кабинета тихо приоткрылась, и вместе с несколькими учащимися вошла Анна Георгиевна.
 - А вы лихо работаете, молодец! Сколько там по ведомости еще осталось принять?Кстати, не хотите ли немного освежиться и отдохнуть? В 24 кабинете, - зашептала она, - можно перекусить булочками и чаем, родители принесли, так сказать, гуманитарную помощь.
Выйдя в коридор, молодая учительница сразу заметила, что стала об'ектом пристального внимания стоящих перед кабинетом ребят.
Уже отойдя на некоторое расстояние, она услышала,как одна девочка негромко говорила своему однокласснику, что учитель ОБЖ по образованию точно биолог, в чем она нисколько не сомневается, так как сама слышала, что та очень хорошо подсказывает ответы и классно задает наводящие вопросы.
 "Ну вот! - вздохнув, подумала Елена, - теперь пойдут слухи о моем якобы биологическом образовании, и жди тогда паломничества на консультации. У меня могут быть неприятности".
На следующий день лжебиолог ассистировала еще в двух девятых и так увлеклась экзаменом, что входящие в кабинет дети, здоровались вначале с ней, а потом - с остальными членами комиссии, а кое-кто из ребят с мольбой в глазах надеялся получить ее помощь.
 - Елена Николаевна! - обратилась к ней завуч после экзамена. - Завтра биологию сдают одиннадцатиклассники, вас опять записали ассистентом, не забудьте прийти в школу пораньше. Между прочим, я приятно удивлена вашими педагогическими успехами  и надеюсь, что вы продолжите работать также активно в будущем, как сейчас.
"Интересно, а что она имела ввиду: прием экзаменов или что-то еще?" - мрачно рассуждала Елена по дороге домой.
 - А вы опять молодчина! - хвалила ее на следующий день после принятого экзамена Анна Георгиевна. - Чувствуется, знания у вас прочные, и даже удивительно, что вы как не специалист, так грамотно общаетесь с учащимися, умеете преподнести детям самую суть вопроса. Эх, таких бы, как вы, да побольше, а то ведь приходит молодежь в школу, понюхает пороху, да и назад, куда-нибудь на теплые места убегает. Спасибо вам большое за помощь, без вас мы бы еще долго с коллегой "загорали".
 - Не за что, - уставшим голосом ответила Елена. - Можно  я пойду, у меня еще есть дела в кабинете?
"Ну все, кажется, больше меня никуда не записали", - радуясь предстоящей свободе, улыбалась учитель ОБЖ и размеренной походкой стала спускаться по лестнице.
На втором этаже было тихо. Внезапно, перед самым ее носом, резко открылась дверь кабинета иностранных языков, и Елена Николаевна чуть не столкнулась с Валентиной Ивановной, или просто "немкой", как ее за глаза называли ученики.
Лицо коллеги было покрыто красными пятнами, глаза зловеще блестели, а бурное дыхание выдавало мощный взрыв отрицательных эмоций.
Увидев знакомое лицо, "немка" мгновенно отреагировала: биологический ассистент оказался почти прижат к стене и от неожиданности потерял дар речи.
 - Как хорошо, что я вас встретила, - быстро и напористо затараторила она. - У нас прямо сейчас будет переэкзаменовка одного придур..., простите, мальчика, который должен остаться на второй год. Но вы сами понимаете, что директор категорически против этого. Помогите мне, ради бога, побудьте совсем немного моим ассистентом.
 - Э-э, видите ли, - вяло промямлила учитель ОБЖ. - Я бы с удовольствием вам помогла, хотя и очень устала. Проблема в том, что в школе и институте я изучала английский, так что, сами понимаете, толку от моего присутствия вам будет мало...
 - Елена Николаевна, миленькая, - снова взмолилась "немка". - Вам и говорить-то ничего будет не надо.
 - Мне нужно будет прикинуться глухонемой? - удивилась Елена.
 - Ну что вы, нет, конечно, вы просто будете наблюдать за выражением моего лица и соответственно реагировать. Молча. В самом конце, мы для видимости посовещаемся...
 - Вы будете говорить со мной на русском...или как? - стала уточнять детали неожиданный помощник.
 - На русском, на русском, - замахала руками Валентина Ивановна и энергичным жестом пригласила коллегу в кабинет.
 - А вот еще один учитель, который вместе со мной будет принимать у тебя экзамен, Тупиков, - обратилась она к тщедушному взлохмаченному мальчонке, стоящему возле учительского стола.
 - Елена Николаевна, присаживайтесь вот сюда, пожалуйста, - ставя стул рядом к столу, громко сказала "немка" и после этого выдала какую-то непонятную фразу ни ученику, ни ассистенту на немецком.
"Что это она сказала, и как мне на это реагировать? - напряглась Елена и, немного покраснев, бросила быстрый взгляд на экзаменатора. Так как та совершенно спокойно посмотрела на потенциального второгодника, учитель ОБЖ решила разрядить обстановку улыбкой. Однако, она оказалась преждевременной, так как минута молчания явно затягивалась: Тупиков, опустив голову в пол, беззвучно что-то шептал и пинал ножку стола, а лицо "немки" стало покрываться красными пятнами.
"Так, значит, мне теперь нужно изобразить, видимо, негодование?" - сдвигая брови к переносице, насупилась ассистент по-немецкому.
Между тем, экзаменатор, уже никак не сдерживаясь, начала громким и лающим голосом что-то  быстро говорить и в то же время  многозначительно посматривать на свою помощницу. Лицо Елены в такт ее выкрикам стало на глазах преображаться, и если бы не сильная усталость, то можно было бы подумать, что она вот-вот бросится на несчастного мальчишку с кулаками.
Покрасневший от такого напора Тупиков, почесав пальцем под носом, наконец, стал что-то тихо шептать и исподлобья посматривать на "немку" и ассистента.
"А теперь что?" - переводя взгляд с отвечающего на учителя, пыталась сориентироваться Елена Николаевна и тут же почувствовала, как краснеет ее лицо.
Внезапно громкий стук кулаком по столу прервал ее размышления: от негодования экзаменатор не сдержалась и опять быстро и злобно стала, очевидно, ругаться по-немецки. Вдруг, она прервалась и на чистом русском языке обратилась одновременно и к ученику, и к ассистенту. "Болван!" - переходя на русский зашипела она. - Даже Елена Николаевна поняла, что ты несешь всякую чепуху. Опять ничего не выучил? На второй год хочешь остаться? Вы со мной согласны? - неожиданно обратилась она к Елене.
 - О, йес, консент! - развела руками ассистент и тут же, ужаснувшись, чуть не прикусила себе язык.
У "немки" широко открылись глаза, и ее взгляд быстрее молнии метнулся на экзаменующегося. Тот, как ни в чем не бывало, продолжал ковырять пальцем край видавшего виды стола и уже со скукой пог лядывать на входную дверь.
"Фу, слава богу, кажется, пронесло! - низко опустив голову в пол, часто задышала учитель ОБЖ. - А, впрочем, ничего удивительного нет: пацан в немецком ничего не смыслит, а уж про английский и говорить нечего"
Немного успокоившись и отправив Тупикова за дверь, якобы для того, чтобы посовещаться, учителя немецкого и ОБЖ с облегчением вздохнули и рассмеялись.
 - Ну надо же такому случиться, - продолжала улыбаться Елена, - совсем забыла, с кем имею дело. Вы уж извините, слово у меня случайно вырвалось.
 - Ничего страшного! - заверила ее "немка". - Он вряд ли мог отличить немецкий от английского. А вам большое "спасибо" за помощь! Только никому не распространяйтесь по поводу этого экзамена, ведь одно дело - принимать экзамены на русском, а другое - на иностранном, тем более не знакомом. Мы с вами, конечно, рисковали, но у меня не было выхода.
 - Тогда до свидания и всего хорошего, - быстро собравшись к выходу, стала прощаться со своей коллегой Елена Николаевна.
В понедельник, после прошедших выходных, отдохнувший ассистент с энтузиазмом трудилась в своем кабинете: приводила в порядок шкафы с учебными пособиями и готовила кабинет к предстоящему ремонту.
Она так увлеклась работой, что не заметила, как тихо открылась кабинетная дверь, и на пороге возникла маленькая фигурка мальчика лет двенадцати.
Неожиданный гость, молча, наблюдал, как учительница наводила порядок на нижних полках огромного шкафа.
 - Ты что здесь делаешь? - неожиданно обнаружив мальца, обратилась к нему Елена.
 - Да так, ничего, - с любопытством разглядывая ее, произнес тот. - Я вообще-то, к вам специально зашел, чтобы один вопрос задать.
 - Говори, я внимательно слушаю.
 - Елена Николаевна! - немного осмелев, заговорил мальчик. - Мы тут с ребятами поспорили насчет вас, то есть на счет вашей профессии. Вы, вообще, кто?
 - Что за странный у тебя вопрос, - не поняла ученика педагог. - Что ты имеешь ввиду, его задавая?
 - Ну, я хочу знать, кто вы вообще по профессии? Мне позавчера Маринка Зверева из 9"б" говорила, что вы у них биологию принимали, да так хорошо ей подсказали, что она четверку получила. А Маринка учится плохо. А вчера про вас Витек Тупиков рассказывал, что вы у него тоже вместе с нашей "немкой" иностранный принимали и что-то на немецком сказали. Витек - двоечник, его на второй год хотели оставить, так он, конечно, ничего не понял из ваших слов...
"И слава богу, что не понял!" - мысленно порадовалась универсальный ассистент, - а если бы понял?"
 - Так вот, мы и поспорили с ребятами из нашего класса...насчет вас, какая у вас вообще профессия, что вы во всех предметах разбираетесь. Вы случайно на следующий год у нас математику не будете вести или принимать? Честно, как на духу скажу, нам наша математичка вот так, - проведя рукой по шее, быстро заговорил подросток, - надоела.
 - Э-э..., видишь ли, тут такое дело, - опустив глаза в пол, тихо заговорила учитель ОБЖ. - Мне сейчас нужно срочно идти в учительскую, так что поговорим на эту тему немного попозже, - продолжала она, бросая на ходу тряпку и приближаясь к двери.
Когда молодая учительница и ученик оказались в коридоре, у первой в глазах заплясали веселые искорки, и перед тем, как свернуть в сторону лестницы, она с улыбкой ответила мальчику на мучивший его вопрос:
 - Все очень просто. Я по жизни - очень любопытный человек, который всю жизнь чему-то учится.  Я надеюсь, у тебя со временем это тоже получится, если, конечно, ты будешь хорошо учиться и много читать.
Оставив мальчугана с широко открытыми глазами, Елена пошла дальше.
"Сегодня, кажется, экзаменов не было, - рассуждала она про себя, - поэтому так тихо. Хорошо, что скоро , уйду в отпуск и..."
Не успела она додумать, какие дела ее ждут в недалеком будущем, как в конце коридора распахнулась дверь и появившаяся из-за нее указка возвестила о том, что школьное безлюдье может быть обманчивым.
Появившаяся следом за указкой учитель географии, дама необ'ятных размеров, увидев Елену, громко выразила свой восторг словами:
 - Елена Николаевна! Как хорошо, что я вас увидела! Представляете, у меня завтра экзамен в одиннадцатых классах, а коллегу срочно отправили на одно важное мероприятие. Не могли бы вы завтра мне помочь принять экзамен в качестве ассистента? Я прямо сейчас поговорю насчет вас с Анастасией Александровной...
 - Простите, я бы с удовольствием, - зажав руками рот и от неожиданности закашлявшись, глухо проговорила учитель ОБЖ, - но у меня, кажется, грипп или что-то в этом роде.
Не успела она произнести последние слова, как дверь с грохотом захлопнулась, и послышались тяжелые удаляющиеся шаги.
"Фу, кажется, пронесло, - резко развернувшись, Елена Николаевна поспешила назад, к своему кабинету. - Сейчас посчитаю, сколько дней точно осталось до отпуска, а то, не дай бог, меня "попросят" принимать экзамен по физкультуре, а ведь у меня даже приличного спортивного костюма не имеется.


Рецензии
Лена, прочитала рассказ и поняла одно: многое потеряла школа, оставшись без Вас.
Любовь к детям, чувство юмора и находчивость- это незаменимые качества учителя.
Спасибо за радость от чтения.
С уважением.

Дубровская Надежда   16.12.2018 11:22     Заявить о нарушении
Надя, прочитала твою рецензию и чуть не прослезилась, вспоминая свою работу. Спасибо большое за такую оценку, возможно она преувеличена. Рада, что доставила удовольствие рассказом.
С уважением.

Ремих Елена   16.12.2018 12:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.