Олег Погудин. Любовь простого человека
9 ноября в концертном зале у Финляндского вокзала Олег Погудин исполнял программу «Любовь останется», составленную из лучших песен советского времени, преимущественно 40-50 годов. Как известно, тяжелые испытания способствуют воспитанию души, и в песнях, вошедших в программу, виден весь непростой процесс ее «огранки». Война, утрата близких, упадок рождаемости, существенная убыль мужского населения, разрушенные города — все это требовало обновления, воодушевления, веры простого человека в светлое завтра. Уж если победили в столь страшной войне, то неужели родную страну не восстановим?! Все в то время было заточено под новый этап в жизни советских людей, партией и правительством за основу была взята идея восстановления великой страны, а для этого нужен народ - сильный, способный на трудную, почти круглосуточную работу на целине, в плавильных мастерских, в сталепрокатных цехах, на заводах тяжелой и легкой промышленности, на фабриках и в научно-исследовательских лабораториях. Для такой работы необходима не только физическая сила, но и воодушевление, особо крепкая моральная основа. Эту-то основу и укрепляли песни и фильмы той поры. Сегодня через них совершенно отчетливо видна наша неразрывная связь с прошлым, сопричастность со временем суровым, подчас жестоким, но вдохновившим композиторов и поэтов на душевные, понятные каждому лирические образы.
В программе Олега Погудина «Любовь останется» сразу возникает образ «народной любви»: за кажущейся безыскусностью текстов - предельная искренность, наивность очарованного сердца. Его лирический герой мгновенно вызывает доверие, располагает к себе. В манере исполнения певца нет ни намека на политический контекст, скорее, есть доброе веление, призывающее нас примириться с прошлым, быть благодарными нашим предкам и верить в нашу национальную духовную прочность. Но самое важное послание программы — про любовь, которая начинается с памяти о предках, продолжается в детях, обретает крепость в наших идеалах и мечтах, и всегда «остается с человеком», независимо от политических, социальных и художественных коллизий.
В исполняемых песнях Олег Погудин всегда говорит о любви, но не только и не столько о любви, как об эмоционально-чувственном переживании. Его любовь — это морально-нравственный постулат, добродетель, не позволяющая выйти за рамки дозволенного. Погудин говорит о любви старинной, драматичной, глубинной, заставляющей нас измерять жизнь мерой страдания. О такой любви говорили Достоевский и Чехов, Бунин и Толстой. Любовь, как сращивание душ, как чувство долга, ответственность и постоянное преодоление себя.
В первом отделении концерта прозвучали песни - «Весна на Заречной улице», «В городском саду играет духовой оркестр», «Сирень-черемуха», «Где ты, мой сад», «Вечер спустился над тихой Невой», «Звездочка», «Цветок», «Грустить не надо», «Сормовская лирическая». Благодаря им создалось ощущение доверительного разговора, что возможен лишь между близкими людьми. Разговор шел неспешно, спокойно, и всячески побуждал к размышлениям. Эти песни и сегодня подпитывают душевный лиризм, обладающий целительными качествами. Но во втором отделении общее песенное течение изменилось — стало более насыщенным эмоционально, это была не просто беседа, но признание в любви. Признание не только любимой женщине («Вьется вдаль тропа лесная», «Услышь меня, хорошая», «Одинокая гармонь»), но и ушедшей молодости (романс «Белой акации гроздья душистые», именующийся то «цыганским», то «белогвардейским», переживший множество трансформаций, вобрал в себя много исторических ассоциаций). «Удивительный вальс» Александра Дольского, нашего современника, оказался созвучен знаменитому «Романсу Маркиза» из фильма «Достояние республики» на стихи Беллы Ахмадулиной. И это тоже признание, но уже в любви к городу — Петербургу.
Признание в любви — серьезный поступок, и Погудин идет на него сознательно в каждой своей программе. Решительно, без дополнительных инвенций, словно бросается в незримый бой. Отвага, с которой его лирический герой завоевывает любимую, производит неизгладимое впечатление, кульминационными в этом смысле становятся в его исполнении песни «Что так сердце растревожено» и «Мелодия». Последняя, учитывая дату 9 ноября, оказалась особенно «к месту». В этот день празднует день рождения Александра Пахмутова. Мало кто из современных исполнителей способен на столь чистую эмоцию в контексте песни. Никакого иносказания, иронии или условности. Артист мгновенно увлекает своей абсолютной верой в исполняемое. Зритель просто не имеет возможности остаться в стороне, бурное течение чувств захватывает всех. В программе «Любовь останется» Олег Погудин выстраивает строгое архитектурное произведение с четко обозначенными границами, наполняет его благодатным музыкальным материалом, вместившим в себя понятие «народная любовь» с самого начала ХХ века и по 70-е гг. Любовь простого человека в трактовке Олега Погудина выходит за рамки социально-политических понятий, мы уже и не вспоминаем, что в Сормовской лирической отношения двух любящих людей разворачиваются на фоне мощных производственных баталий города Горького в конце 40-х годов. Где бы ни настигло героя любовное озарение, каким бы драматичным ни был исторический фон, все равно артист дает нам понять, что главное происходит здесь и сейчас — в человеческом сердце.
Фото: Татьяна Власова
Свидетельство о публикации №217111001521