Внутреннее время

ПАВЛОВ А.Н.

ВНУТРЕННЕЕ ВРЕМЯ
         Анализируя проблему времени в художественных произведениях, Павел Флоренский (1924 – 1925 годы) показал, что временная координата присутствует в образе действительности как собственное, принадлежащее этому образу время, имеющее в нём своё начало и конец. Он писал [Флоренский, 1993, с.218, 202]:
• Это время не есть время внешнее, под каковым разумеется лишённое яркой индивидуальности время безжизненных вещей …необходимо …войти в собственное время данного образа и рассматривать его как замкнутое в себя единство…
      Все события будущего для нас  могут находиться только внутри конуса верхнего, а события прошлого – только внутри конуса нижнего. Их общая вершина рассматривается как событие настоящего, которое для нижнего конуса является следствием каких-то событий уже состоявшихся в прошлом, а для верхнего конуса – как причина каких-то событий будущих. Область вне конусов времени называется внешней, и события находящиеся в ней не могут влиять на событие настоящего (общую вершину).
И ещё:
• Если координата времени не входит необходимо в характеристику  данного образа, то он не имеет и длительности в собственном смысле слова, и поэтому в нём нет изнутри определяемого процесса, со своими временными членениями… со своим началом и концом.
     В физике понятие внутреннего времени появилось значительно позже, после трудов Луи де Бройля [1986] и Ильи Пригожина [1985]. Это было видение микромира. Внутреннее время получалось дискретным и, по существу, понималось как возраст.
     Меня интересует макромир. Поэтому у И. Пригожина я, в первую очередь, обратил внимание на его обращение к работе географов [Parks D.N. , Thrift N.J., 1980], связывающих внутреннее время с хроногеографией ландшафтов. Географы считают, что временные элементы географических объектов взаимодействуют и сосуществуют, формируя структурное единство. При этом такие элементы могут  определённым образом соответствовать задаче преобразований пекаря [Пригожин,1985], или формировать средний возраст географического объекта.  Исследования Пригожина показали, что внутреннее время (возраст) даёт нелокальное описание системы.
     Известно, что понятие возраста связывается с понятием цикла. Из таких циклов состоит геологическая история. Наиболее детально она проработана и оформлена в геостратиграфических шкалах фанерозоя. Они опираются на так называемое генерическое тождество (тождество понятий) Николы Стенона, введшего в геологию идею изоморфности пространства и времени, составившую смысл событийности и в этом отношении опередившего А. Эйнштейна почти на 230 лет.
     Событийность как основа современной стратиграфии привела С.В. Мейена [1974] к идее, что время в геологии можно трактовать как процессы. По его мысли – сколько процессов, столько и времён. Эта прекрасная идея создала принципиальную трудность, связанную с пониманием существования в геологии часов с разным ходом, и появилась задача их синхронизации.
     Метод такой синхронизации был разработан и реализован мною на уровне Международной стратиграфической шкалы через введение обобщённого параметра – энергосодержания пород [Павлов, 1985, 1990, 2006]. Геократические режимы, установленные практической геологией, воплотились не только в естественные возрастные категории внутреннего времени (временные интервалы), но и оказались связанными с энергетикой развития Земли.
     Внутреннее время стало не просто результатом теоретических построений волновой механики Луи де Бройля или задачи пекаря у И. Пригожина, а проявилось в реальной  истории Земли и наполнилось энергетическим смыслом космических источников.


Рецензии