Не переживай по поводу своей обыкновенности

        Важно чтобы человек ощущал свой личный вклад, как часть исторического деяния своего народа («Радуюсь я – это мой труд вливается в труд моей республики») и в то же время сохранял свою индивидуальную неповторимость  благодаря в том числе и особенности нравственных переживаний.

        Необходимо человеку дать не только профессиональные знания, навыки и научить работать, но важно воспитать всю сложную гамму нравственных чувств - желание трудиться, чувство ответственности, чувство долга, совесть. Все это  в Советском Союзе считалось нужным, чтобы влиять на процесс формирования необходимого морально – психологического климата в стране.

        Не надо думать, что развитие этих чувств подталкивает к идее – будь как все. Все время утверждалось, что любой труд нужен, каждая разновидность трудовой деятельности важна. «Как все» - нужно было быть в моральном плане.
        Выступая в Хаммеровском центре в Москве, экс-премьер России Е.М.Примаков в 2005 году сказал – «Переход к чисто денежной мотивации труда не должен вытравить из нашей жизни ИДЕЮ». Надо думать, имелась в виду идея полезности твоего труда для своей страны.
       Недавно мне довелось послушать Н.С.Михалкова  в его очередном «Бесогоне»,  где он всю передачу пытался осмыслить причину  стремления современной российской молодежи какими-то неприемлемыми для нормального человека способами, обратить на себя внимание окружающих.    

       Как пример Михалков приводил случай, когда юноша и девушка школьных лет, распо-ложившись в загородном доме одного из их родителей, открыли стрельбу из ружья. Вна-чале по собаке, а потом и по полицейской машине и демонстрировали эти свои «подвиги» в сети Интернет, только для того, чтобы как можно больше  наших граждан обратили на них внимание. И посокрушавшись о том, что их художество мало кто посмотрел, все ж покончили жизнь самоубийством, до того как полиция смогла добраться до них.

      Что это? – Просто нежелание жить и уйти из жизни эффектно прилюдно? (« На миру и смерть красна») Ведь это даже не «русская рулетка», где испытываешь судьбу, которая может к тебе и соблаговолить, как бы сказать  - тебе стоит ещё жить. Это и не привившийся в Японии тихий уход из жизни влюбленных парочек. Что? Им нужна была только минута славы? Всего минута?!

      Если это попытаться объяснить желанием проверить себя на вшивость, то понимаешь, что это не тот случай – какая тут проверка себя, если  тебя после этой проверки просто не будет. Может этим они доказывают кому-то, что они не слабаки? Но вот знать бы кто этот кто-то. И один ли он для всех?

     Ещё каких-нибудь 30-40 лет назад для выполнения такой идеи достаточно было, например,  выжать стойку на парапете моста. Но как оказывается, теперь этого мало. На сегодня стал известен и ещё более дикий случай, когда девятиклассник, имевший привычку носить при себе огнестрельное оружие,  прежде чем совершить массовое убийство в своей школе своих же товарищей посвящал в свою задумку  некоторых из них.

       На  телевизионное шоу «Минута славы» попадают только те, кто большим трудом до-стигает каких-то трудновыполнимых трюков. То есть нужно иметь большую способность к труду. Но далеко не каждый готов потратить годы труда для достижения результатов, которые приведут его на «Минуту славы». Не из таких ли людей герои рассматриваемой Михалковым истории.

      Выходит, что те, кто не способен добиться славы упорным трудом, готовы пойти на что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание? По-видимому, такие поступки совершают люди подверженные большой гордыне, считающие, что сами вправе судить свои поступки и нет необходимости просить у Бога отпущение грехов. Психологи называют такое состояние у  человека «отчуждением сознания».

      Здесь вполне уместно вспомнить афоризм в стиле Козьмы Пруткова –« Не бери на себя больше, чем могут вынести от тебя окружающие». Как оказалось, мы, окружающие, действительно не в силах их вынести (поступков подобных этим), действительно не в силах их понять, почему у таких индивидуумов полностью отсутствует персональная ответственность перед обществом. Они рабы какой-то идеи, а рабство освобождает от ответственности перед самим собой. Но как утверждают, те же  психологи - незаменимых идей нет, в том смысле, что в человеческую голову можно вбить другую, новую. В наше время уже доказано, что такое возможно.Конечно же, существуют миллионы молодых людей, которым достаточно быть не хуже других, то есть быть похожими на других – просто не отличаться поведением от других, считаться нормальными и, по существу, таковыми и быть.

      Быть культурным - значит выполнять обязанности принятого  в обществе поведения. Таким образом, в культурном обществе, все ведут себя определенным образом – однотипно. Честь и хвала каждому культурному человеку. Но, в то же время, не следует такому человеку особенно гордиться своим смирением перед законами общества, ведь по сути дела идею соблюдения тех или иных законов ему просто вбили в голову.
 
      Да и пусть каждый помнит, что гордиться  даже своим смирением - это грех.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.