Морские истории

 

               
               
               



               "Морские истории"
               -----------------


    Большое спасибо за отзыв!
    Рад Вас видеть на своей странице!               

 
  Карпенко Анатолий Алексеевич -1937 . 
  Длительное время работал в Черноморском морском пароходстве
  радиооператором, нач/судовой  радиостанции.
   




 __________Улыбнись

        Где уж там Отечество защищать — самому бы от него защититься!
        Нет ничего на свете ядовитей, чем женский дружный коллектив!
— Придешь ко мне на свадьбу?
— Конечно, приду!
— Отлично, с женихом вопрос решен.
 _____________

                Чем отличается женская месть от мужской.



                Мужская месть
                --------------

В Черноморском пароходстве в шестидесятых годах было два ледокола «Торос» и «Владимир Ильич», построенных в 1917году в Англии. Они оба работали по проводке караванов судов от Одесского рейда до порта Николаева, а в суровые морозные годы помогали колоть лед и в Азовском море. Оба ледокола работали на угле.

Командовали ледоколами старейшие капитаны пароходства. На ледоколе «Владимир Ильич» работал капитаном первый начальник Черноморского пароходства С. Темкин. На «Торосе» трудился бывший капитан старой «Победы» — Пахолок, у которого случился пожар в Черном море, при котором погибли китайские военачальники, но это отдельная история. Оба ледокола были сделаны из красного дерева с хорошим клепаным корпусом, что позволяло им легко колоть лед толщиной до одного метра.

 На ледоколе «Владимир Ильич» в радиорубке стояли первые приборы радиосвязи на
 море — это передатчик «Маркони» мощностью 400 ватт. Тогда это было большое
 достижение и даже в 60-годы его мощность забивала сигналы наших средневолновых
 передатчиков.
 А грубый его тон знали все радиооператоры Черноморского бассейна.

Во всех каютах висели красивые бронзовые светильники, на дверях старинные замки с узорами из бронзы, компасы и другие приборы морской навигации. Часть приборов и оборудования была передана в музей Морского флота. Так что, если вы после открытия музея, после ремонта, побываете в нем, то сможете увидеть все это своими глазами, если, конечно, это оборудование сохранилось на складах порта.

Летом капитана С. Темкина подменил новый молодой капитан. По старой морской традиции на ледоколах всегда на столах в кают-компании лежал чеснок. Новый капитан ненавидел его и приказал старпому убрать его со столов. Это очень не понравилось экипажу.

На второй день чеснока на столах не было, но запах его стоял везде. Все ручки дверей, кресло капитана, его посуда, столовые приборы были натерты чесноком. Такой агрессии капитан не ожидал и срочно попросил себе замену по семейным обстоятельствам. Пришлось старому капитану С. Темкину досрочно возвращаться из отпуска, а когда он подымался по трапу ледокола, экипаж тепло приветствовал его аплодисментами.



                Женская месть

                -------------
На одном из судов пассажирского флота типа «Литва» в кают-компанию назначили новую буфетчицу. Эти суда, рассчитанные на 300 пассажиров, ходили по ближневосточной линии и за непродолжительность рейсов их называли рысаками.
Буфетчица была рослой и симпатичной, но несобранной и ленивой. Старпом постоянно делал ей замечания за грязь в кают-компании. Кончилось это тем, что старпом перевел ее на камбуз, а вместо нее взяли новую пожилую буфетчицу. Теперь в кают-компании всегда было чисто и аккуратно. На камбузе бывшая молодая буфетчица тоже не хотела работать, и капитану пришлось списать ее на берег. Уходя, она обещала со всеми разобраться, заявив, что все ее долго будут помнить.

Прошел месяц, и новая буфетчица попросила механиков проверить титан, так как он плохо работал. Каково было удивление механика, когда из титана-кипятильника он достал старые женские трусы. Такая женская месть шокировала всех офицеров. Немедленно выкинули старый титан и установили новый. В течение месяца экипаж пил этот грязный чай.

Все в кают-компании перешли на компот, так как видеть не могли чай. Вдогонку ушедшей буфетчице послали письменный отзыв о ее работе, после чего она долго не могла устроиться даже на берегу. Прошел еще один месяц и уже молодые штурмана устроили забастовку — перестали и компот пить, так как новый доктор добавлял бром, чтобы сбавить эрекцию у мужчин в длительных рейсах. В Советском Союзе это практиковалось и в армии. После доверительной беседы командного состава с судовым доктором тот поклялся больше не делать никаких смесей. Теперь, приходя на обед, офицеры долго принюхивались и присматривались: что же им сегодня пить- чай или компот? Теперь моряки хорошо узнали, что такое женская месть.



   
                Теперь я понял, что такое русская школа бокса!
              -------------------------------------------------

Лайнер Черноморского пароходства (старая) «Грузия» совершала круизы от Одессы до Батуми с заходом в порты: Ялта, Новороссийск, Туапсе, Сухуми, Батуми. Утром по привычке со штурманом мы бегали по верхней палубе и молотили самодельный боксерский мешок, сделанный из тряпок и песка. Когда-то на берегу мы вместе с ним тренировались в польском костеле на улице Карла Маркса. 

Однажды, когда мы делали утреннюю зарядку, к нам на верхнюю палубу поднялись два иностранца. Это был болгарский тренер и профессиональный боксер из Испании. Тренер неплохо говорил на русском языке. Они отдыхали в круизе и одновременно готовились к боям. Оба попросили разрешения тренироваться вместе с нами на нашей палубе. Капитан судна не возражал, но попросил не выводить из строя его экипаж.

Договорились, что спарринг будем проводить по три раунда, так как мы не были готовы выдержать 8 или 12 раундов. Также боксировать будем в пол силы, так как мы не имели еще понятия, что такое профессиональный бокс. Тренер рассказал, что они тренировались в Болгарии, а теперь решили провести активный отдых на море. На следующее утро мы пораньше размялись и приготовились к проведению спарринга. Из веревок сделали искусственный ринг.

 Испанец Радригос принес две пары боевых перчаток и бинты. Все было, как на соревновании. Тренер объяснил задание своему боксеру, а нам сказал: вы постарайтесь показать ему советскую школу бокса. В весе и росте мы мало отличались, но продержаться могли недолго, так считали болельщики, которые следили за нами с крыла капитанского мостика.

Тренер объяснил нам о технике безопасности: не бодаться головой, не бить ниже пояса и так далее. Первым на ринг вышел штурман Олег и занял свой условный угол. Радригос буквально выпорхнул на ринг, очевидно, он уже соскучился по нему. Тренер — он же судья дал команду «время» и испанец сразу стал обрабатывать Олега короткими боковыми ударами. Олег пятился, отвечал прямыми ударами с обеих рук, но остановить испанца ему не удалось.

 Так прошел первый раунд. Второй раунд повторился, соперник загнал Олега в угол и в азарте нанес ему боковой справа такой удар, после которого Олег оказался на полу. Он, правда, сразу поднялся, но бой продолжать не мог. Теперь очередь была моя. Тренер как-то грустно посмотрел на меня и сказал: постарайся держать его на дистанции, я согласно ему кивнул, а сам подумал, попробуй сдержать этот танк, который молотит, как машина.

Тренер включил секундомер и скомандовал «время». Радригос опять бросился вперед, но я, помня участь Олега, старался постоянно сдерживать испанца прямыми ударами. Это надоело моему противнику, и он старался запереть меня в угол, но мне удавалось уходить от его ударов и ближнего боя. Закончился первый раунд. Тренер сказал мне:  отлично, так и держись. Во втором раунде испанец, уже не соблюдая договора, работал в полную силу, это нечестно, и я тоже начал бить его, не сдерживая удары.

 Радригос это почувствовал и яростно бросился вперед. Я вижу его опущенные руки и резко встречаю правой прямым (теперь это называется КРОС). Испанец, как подкошенный, валится на палубу. Вдобавок хорошо стукается головой, так как на нашем ринге нет мягкой подстилки.

 Тренер в шоке, как это, его лучшего бойца опустили на пол какие-то любители. Быстро принесли воды, побрызгали и дали напиться испанцу. Он сам поднялся на ноги и первое, что сказал тренеру, были слова: "Теперь я понял, что такое русская школа бокса". Узнав о результатах наших тренировок, капитан Гарагуля сказал:
 "молодцы, счет один — один», а мне показал большой палец.

Россия и Украина всегда славились своими боксерами и всегда были кузницей мастеров бокса. Это подтвердили и боксеры Кубы с помощью наших тренеров, и наши чемпионы братья Кличко, С. Ламаченко и  боксеры нового поколения Усик и др.




 
                Дезертиры и трусы   

Лайнер ЧМП т/х «Иван Франко» делал семидневные круизы в Карибском море с туристами из Германии. Когда в Европе зима, туристы на самолетах прибывали на Карибы и совершали круиз по всем островам Карибского моря. Немцы умеют,хорошо работать и хорошо отдыхать. Из-за большой влажности туристы любили проводить свой отдых возле большого открытого судового бассейна. Пользовались этим бассейном и члены экипажа, но только в ночное время и после работы.

 На морском флоте вахты чередуются: четыре часа работы и восемь часов отдыха и т.д. В три часа ночи менялась вода в бассейне, и ночная вахта могла освежиться в чистой морской воде. Как обычно, сменившиеся с вахты, не спеша разделись и прыгнули в бассейн. Как всегда, купались голышом, так как все туристы уже отдыхали и никого постороннего возле бассейна  не было.

Не успели мы насладиться прохладной морской водичкой, как вдруг появилась небольшая группа веселых туристов, притом одних женщин, которые отмечали какой-то девичник и, не обращая внимания на нашу панику, с криком и хохотом быстро разделись и прыгнули к нам в бассейн.

 Нас это шокировало, так как нам разрешалось общаться с туристами только в рабочее время, а тут ночью в бассейне да еще и голые. Мы, как пробки, закрывшись руками выскочили из  бассейна и, подхватив свои пожитки, дали деру, сверкая голыми попами.

 Немецкие туристки пытались нас остановить, говоря, что мы им не мешаем, а переводчица крикнула нам вдогонку: дезертиры и трусы. На следующий день директриса круиза со смехом и юмором рассказала нашему капитану Орлову, как его моряки позорно бежали от прекрасных дам.
 Капитан согласился с ее мнением и обещал, что в следующий раз купаться в бассейне будут моряки-профессионалы, а нам он приказал купаться в бассейне для экипажа (его называли Лягушатником) и только в трусах, а ночную вахту все назвали «Трусы». Туристы, прослышав про ночные купания, решили тоже купаться после своих ночных вечеринок.

  Т/х «Иван Франко» пользовался успехом у немецких турфирм. И теперь немецкие туристы предпочитают совершать круизы на российских речных судах, так как Черноморского пароходства уже давно нет.



 
                Морская змея
                --------------

1972 год. Теплоход «Латвия» с советскими туристами следует круизным рейсом по Средиземному морю
с заходом в порты: Стамбул, Пирей, Дубровник, Неаполь, Ницца, Марсель. На борту 300 туристов со всех республик СССР. Среди туристов — лучшие производственники, Герои Социалистического труда, знатные артисты, чиновники со своими женами и любовницами. На подходе к порту Дубровник вахтенный штурман вдруг заметил впереди какое-то странное существо, пересекающее курс судна. Подойдя поближе, на мостике все увидели, что вдали плыло какое-то странное существо огромных размеров, похожее
на большую змею. Размеры составляли более 30 метров в длину и 4 метра шириной.
Капитан Е Таренков, имея запас во времени прибытия судна в порт,решил провести
учебную шлюпочную тревогу и заодно проверить,что это за чудо дрейфует впереди нас. На мостике объявили учебную тревогу и под командой старшего помощника капитана спустили мотобот на воду. 

Капитан предупредил экипаж близко не подходить и соблюдать все меры предосторожности. Для защиты боцман прихватил с собой ракетницу, так как другого оружия на пассажирских судах не разрешалось иметь. Весть, что на пути судна змея, моментально разнеслась по судну. Пассажиры и все члены экипажа, свободные от вахт, кинулись на правый борт, откуда было лучше видно морское чудовище.

 Это создало такой крен на правый борт, что машинная команда в панике запросила мостик: в чем дело? Почему у нас крен 15 градусов? Капитан дал команду развернуть судно носом к морскому змею, и судно медленно приняло нормальное положение.
Неожиданно по рации с мотобота раздались какие-то крики, шум, а потом дикий хохот экипажа.

 "Что там"?- Не выдержал капитан. Оказалось, что перед судном плыла огромная стая мелких букашек, которые, схватившись друга за друга и извиваясь, создали форму огромной змеи, а издали это было невероятное зрелище какого-то морского чудовища.

Такая встреча со змеем, да еще вначале рейса, очень заинтриговала всех туристов, и это выразилось в их радиограммах, которые они посылали своим родственникам и близким. И звучало это так, что на судно и пассажиров напала огромная морская змея, и все чудом еле уцелели, благодаря мужеству и стойкости экипажа. Домой все везли прекрасные снимки большого морского чудовища.




          А вы выкинули мусор?   

Идет футбол, «Черноморец» играет с «Шахтером». А жена требует срочно вынести пакет с мусором, так как ей не нравится запах лука. Выбираю момент, когда игра остановлена, быстро хватаю кулек с мусором, выбегаю на улицу и выкидываю его в ближайший мусорный бачок. Быстро возвращаюсь домой и продолжаю смотреть футбольный матч.

К счастью, мы сыграли вничью и все довольны. Опять появляется жена с требованием немедленно выкинуть мусор. Как?  Я же полчаса назад выкинул его. И тут я только понял, что в спешке выбросил не мусор, а пакет с  деньгами и документами. Бросаюсь в одних трусах на улицу. Бегу к мусорным бачкам в надежде, что их еще не убрали. И, не доходя до крайнего мусорного бака, увидел двух высоких тощих бомжей, которые спокойно рассматривали содержимое моего пакета.

 Что делать?
Если я им все объясню, то они не поверят и не вернут мой кулек, а решать нужно было немедленно, так как они уже достали кошелек и начали считать деньги. Я  заорал на них, самого ближнего бомжа так двинул, что он по пояс оказался в мусорном баке. Второй бомж, видя такой расклад событий, моментально испарился в соседнем переулке.
 Упавший бомж стал вылезать из ящика, пытаясь объяснить мне, что они ничего не крали, а просто нашли кулек, но вопрос был решен, и я тоже решил вовремя удалиться с поля боя, так как уже зеваки и прохожие начали обращать на нас внимание и давать советы.

Так что, мужики, будьте внимательны, когда выбрасываете мусор, особенно, когда играют любимые команды. Женщинам этого не понять, что нельзя нас трогать во время спортивных передач, да и пакеты нужно нормальные брать для личных вещей. Супруга теперь все свои ценные вещи носит в сумочке, а я тщательно проверяю, что выкидываю на улицу.




                Святая икона в музее А.Н. Блещунова             

 Есть  чудотворные иконы,  после прикосновения  к которым люди исцеляются от
 тяжелейших болезней. В этом я убедился начву.

 В 2000 году я работал в музее Блещунова завхозом. Перед Пасхой ко мне подошла старейшая работница музея — смотритель Ольга Станиславовна и сказала: «Я хочу, чтобы Вы обратили внимание на мужчину, который еженедельно приходит в музей и все время проводит возле одной и той же иконы».

 Мы вместе с ней зашли в иконный зал и увидели, что возле одной из икон стоит мужчина лет 60 с бородкой и на расстоянии примерно 10 см от иконы руками делает какие-то пассы (кругообразные движения). Увидев нас, он смутился, прервал свое занятие и объяснил, что он ничего плохого не делает, что он художник из Белоруссии и что эту икону обнаружил случайно, и она является чудотворной, так как обладает целебными свойствами.

 И хотя в музее все охраняется и находится под сигнализацией, у нас возникли сомнения в его словах.   
Видя это, он поднес руки к иконе и сказал: "смотрите". Мы были изумлены между иконой и его руками стали проскакивать разряды, похожие на искры, которые возникают в свечах зажигания автомобилей, но более тонкие и мягкие.

От неожиданности Ольга Станиславовна перекрестилась. Я тоже попробовал медитировать ладонями перед иконой, но ничего не вышло. Поводила руками и Ольга Станиславовна у иконы, но и у нее ничего не получилось.
"Возможно, Вы экстрасенс?" — спросил я его. «Нет» — ответил он, и как бы подтверждая свои слова, обошел несколько рядом висящих икон, манипулируя возле них руками — больше чудо не повторилось.

 «А почему у нас ничего не получается?» — спросили мы у художника? Он усмехнулся и сказал, что мы просто к этому не готовы. Вам необходимо сходить в церковь и очиститься духовно, а потом может наступить время, что и вы сможете найти контакт с этой иконой. И пока мы все это переваривали, художник, попрощавшись, быстро покинул зал.

 Есть подтверждения, что многие ученые Коперник, Менделеев, Циолковский писали свои работы как бы под диктовку Всевышнего, да и ряд писателей и поэтов подтверждают, что свои работы им диктовались сверху... А кто не верит в чудо, попытайтесь проверить это сами в музее Блещунова, ну, а если чуда не произойдет, то вы просто отлично проведете свой выходной день с семьей в этом маленьком чудесном музее.




 
                Самый аварийный рейс   


1959 год. Сухогруз «Чулым» Черноморского пароходства следует в Средиземное море с генеральными грузами. При прохождении пролива Босфор неожиданно отказывает рулевая установка, пароход принял резко вправо и носом буквально вылез на берег, где был размещен небольшой ресторанчик. Посетители в панике выскочили из-за столиков и отбежали на безопасное расстояние.

 Время было светлое, и ресторан находился прямо у воды. Капитан Дегермеджи схватился за сердце и произнес: я же просил администрацию ЧМП поставить судно на ремонт, это они виноваты. На берегу началась паника, собралась большая толпа любопытных, ведь не так часто суда вылазят прямо на берег, да еще врезаются в береговой ресторанчик. Капитан немедленно вызвал стар меха и то, что он ему сказал невозможно перевести на другой язык.

 Стар мех только развел руками: я же подал три рапорта, что рулевая не работает и нам нужен срочный ремонт. Да, раньше так работали: на первом месте план и тем более в конце года все суда буквально выталкиваются с порта для хороших показателей, даже судно могло простоять на рейде, и оно считалось в работе, т.е. после нового года его могли поставить опять к причалу, но оно выполнило свое задание-план.

В пароходство сообщили, что «Чулым» в районе крепости Босфора сел на мель. Ответ был короткий — сами пытайтесь сняться с мели. Установили постоянную радиосвязь с пароходством. Через каждые 20 минут докладывали обстановку, что экипаж пытается всеми способами сняться с мели.

 Пока экипаж готовил спасательные средства,
 к борту судна подошли два турецких буксира спасателей. Они откровенно потирали руки, махали нам и на неплохом русском языке сказали: что сегодня их день, и они на нас заработают, как только мы подпишем бумаги о спасении.

 Наш капитан показал им кукиш, но не вынимая руки из кармана, а спасателям заявил, что в течении суток будем сами пытаться сняться с мели. Пароходство также подтвердило: ничего не подписывать, пока не будет указание от начальника пароходства. Пока шли переговоры, старпом с командой спустили две спасательные шлюпки, между ними сверху положили толстую деревянную балку, на нее привязали запасной якорь с помощью судового крана.

Эта операция заняла около трех часов под дождем. В работе участвовали все члены экипажа. Когда все было готово, прикрепили трос от лебедки к запасному якорю на двух шлюпках и стали выгребать свой катамаран на середину пролива Босфора. Когда отошли метров на 60, боцман разрубил балку, соединяющую две шлюпки и державшую якорь, после чего якорь опустился на дно пролива.

 Попытались с помощью лебедки сдвинуть нос судна, но якорь не смог зацепиться за грунт пролива.
Пришлось всю процедуру повторить. Опять закрепили балку. Якорь, трос, опять пришлось выгребать подальше от судна. Уже стемнело. Включили все прожекторы, которые были на судне и снова сбросили якорь, убрав балку. Работали буквально на ощупь. Время уже перевалило за полночь. Все были уставшие — мокрые от дождя.

Самое интересное, что турецкие спасатели тоже не спали — они отошли от нашего судна на 50 метров вперед и через каждый час кричали нам по мегафону: зачем вы мучаетесь, дайте гудок, и мы Вас в течение часа снимем с мели, на что им капитан Дегерменджи вежливо отвечал: спасибо, но мы сами справимся, выключал микрофон и добавлял: дудки, мы сами постараемся сняться с мели.

 Вторую попытку уже повторили на рассвете. Стали подрабатывать машиной и лебедкой одновременно и чудо — т/х «Чулым» вздрогнул и медленно стал носом отрываться от злополучного турецкого берега, через десять минут мы уже отошли на чистую воду и бросили якорь в проливе Босфора. На мостике все ликовали, а среди турецких спасателей началась паника, они подошли к нам вплотную и тот же голос на русском языке возмущенно кричал:

— Идиоты. Зачем вы целую ночь мучились, когда мы Вас легко могли снять? Вы лишили нас хорошего заработка.
В пароходство немедленно сообщили, что экипаж самостоятельно снялся с мели и после согласования всех вопросов с властями Турции может продолжать свой рейс.
Капитан дал команду старшему механику тщательно проверить рулевую и во избежание новых неприятностей посадить в рулевую одного механика для контроля за рулевым устройством судна. С пароходства пришел ответ, что разборки аварии будут сделаны после прихода судна в Одессу.

И тут только, когда рассвело, все увидели, что у нашего капитана появилась седина. Да, непросто быть капитаном на таких старых судах.
Согласно морских правил, если судно снялось с мели раньше суток, то это не считалось аварией, поэтому все решили, что в данном случае победителей не судят. Но впереди еще целый рейс с неисправной рулевой. К полудню оформили все формальности с властями и продолжили путь в сторону Италии.

Удачно прошли Босфор и на выходе из Дарданнел встретили шестой американский флот, который шел нам навстречу и состоял из шести боевых кораблей.
И опять, как по закону пакости, рулевую заклинило и нас понесло вправо, прямо в центр военных кораблей США. Капитан дал полный назад, но по инерции судно понесло на ближайший эсминец. В эскадре шестого флота началась паника — завыли сирены. Спасло американцев то, что они были на ходу и смогли резко добавить скорости и уйти. «Чулым», как по заказу, сделал круг возле флота США и продолжил прямое движение. Ошарашенные такой наглостью два эсминца догнали нас, пристроились по бокам, навели на нас пулеметы и стали кричать, чтобы мы остановились, на что бледный капитан только и произнес:

— Ну все это пи -ц. Со сопровождающих эсминцев неслась брань на английском языке. Капитан по мегафону объяснил, что неисправно рулевое устройство и что он очень извиняется, но остановиться не может, так как руль опять может заклинить и просит боевые суда по-хорошему отойти подальше от нас.

По-моему, это еще хуже завело капитанов эсминцев, они уже стали матюкаться на русском языке, на что стар- пом показал им кулак и те все поняли. Сделав еще круг возле нашего парохода, быстро удалились в сторону своей эскадры. Капитан вытер мокрый лоб и сказал, что это его последний рейс и тут же передал в машинное отделение лично старшему механику, что им обоим нужно собирать чемоданы по приходу в Одессу и пусть он не вылазит из машинного отделения со своими механиками, пока не наладит рулевую.

 После такого внушения рулевая продержалась до Одессы, но когда казалось, что все беды позади и рейс уже заканчивался, прошли Одесский маяк, подошли плавно к причалу и вместо команды капитана  — малый назад машина выдала малый вперед и семь метров деревянного причала нос судна буквально снес с поверхности настила. Судно быстро привязали к причалу в полной тишине.

В это время к судну подъехала какая-то крытая машина, из которой вышли военные. Капитан побледнел и сказал: «Ну все, это за мной приехали, и покинул мостик».
Но все сложилось гораздо лучше — это приехали наши пограничники делать досмотр судна. За аварийный рейс капитану и стар меху влепили по выговору, а за удачное снятие с мели объявили благодарность и так все компенсировалось, а поскольку ВМС США не прислали жалоб, то эту тему вообще замяли. Пароход «Чулым» поставили на завод и рулевую отремонтировали.

 А капитану начальник пароходства обещал выдать диплом за самый аварийный рейс за двенадцать дней плавания. После этого рейса наш капитан стал просто седым. Он еще долго работал в ЧМП, но таких рейсов больше не было. Свою фамилию он получил от названия Ялтинской горы Дегермеджи. Сам он и все его предки родились в Ялте и считались старожилами Крыма.

А эту красивую гору вы можете увидеть, если посетите Крым, городок Алушта. Возле этих скал снимали фильм «Кавказская пленница». В эти места делает авто туры с Одессы фирма «Олия-тур», где туристы проходят по местам съемок фильма. Великолепные скалы — особенно впечатляют с близкого расстояния.




 
 
     Как мы отстояли два миллиона лир для экипажа.
     ============================================

В 70-е годы XX века Черноморское морское пароходство обновлялось и расширялось, особенно сухогрузный флот, а старые суда списывались и продавались за границу на металлолом. Спасатели «АСПР» морские буксиры активно принимали участие в буксировке списанных судов. Под новый год спасатель «Героический» выполнял буксировку п/х «Николаев» в Итальянский порт Специя.

 Спокойно прошли Черное море, Босфор, но во время прохождения Миссинского пролива под напором ураганного ветра оборвался трос буксира. Огромная пустая махина сухогруза дрейфовала в сторону мощных скал. После четырех попыток экипажу буксира удалось высадить десант на борт т/х «Николаев» и закрепить буксир, на что ушло более пяти часов, антенны буксира при штормовке были срезаны, как ножом, после удара о борт парохода. Еще понадобилось несколько часов, чтобы установить новые антенны и наладить связь с пароходством. А пароходство уже начали поиск пропавшего спасателя, который не вышел на связь в определенное время.


После объяснительной аварийной радиограммы капитана, пароходство успокоилось и рейс продолжался. Капитан не покидал мостика, ветер постепенно утихал. Чертов пролив, дует, как в трубе, — чертыхался мастер. Экипаж спешил до Нового года закончить рейс и встретить его у причала. Несмотря на задержки, караван прибыл по расписанию в порт Специя 30 декабря.

На борт прибыли власти, оформили документы, привезли деньги для экипажа, заранее заказанные капитаном. Портовые власти осмотрели доставленный пароход и первым делом проверили наличие запасных частей, якорей. Все было в комплекте. Груз сдан, капитан вызвал второго штурмана и поручил ему разменять два миллиона итальянских лир в городе для выдачи их экипажу. Второй штурман взял с собой начальника станции, и оба отправились менять деньги в город. Предварительно 1-й помощник капитана прочел нам лекцию, как нужно вести себя и никуда не заходить, ничего не пить и помнить, какая у нас огромная сумма денег в руках.

Мы вышли с порта и сразу же попали в красивый приморский городок, который манил к себе красивыми витринами, барами и ресторанами. Решили поменять деньги в небольшом баре, но хозяин попросил взамен что-либо взять. Пришлось нам заказать по рюмочке коньяка, потом повторили еще по одной и настроение поднялось, но из-за денег решили не рисковать, хотя хозяин узнав, что мы из Одессы, предлагал уже бесплатно нас угостить.
 Поменяв деньги, мы вышли на улицу, где уже наступили сумерки. Не успели мы пройти квартал, как из подворотни вышла группа подростков и наставила на нас пистолеты. От неожиданности мы оцепенели, это же грабеж, — решили мы, не зря нас предупреждал помощник капитана, но так просто мы не сдадимся, подумал каждый из нас, тем более, что с нами валюта экипажа.

 Подростки удивленно посмотрели на наши каменные лица, произвели несколько выстрелов в нас и с хохотом двинулись дальше по улице, а мы, ошарашенные и перепуганные, стали ощупывать себя целые ли мы и наши деньги? Мы были целы, деньги на месте и тут нас прорвал дикий хохот, ведь в Италии всегда под Новый год творится что-то невообразимое.

В этот вечер все дурачатся, выкидывают все старое с окон, стреляют, кидают петарды, ракеты и т.д. Пока мы дошли до порта, в нас еще не раз кидали петарды, которые взрывались под ногами, обливали водой с окон, при этом дружелюбно приветствовали и махали вслед руками. Чертовы макаронники они нас чуть до инфаркта не довели, ругался 2-й штурман, а главное, нас никто не предупредил, что сегодня у них будет такой карнавал. Через 20 минут мы были уже на судне.
Сдали деньги в сейф капитану и рассказали, как на нас напала итальянская мафия.

 Капитан сочувственно на нас посмотрел, достал с холодильника бутылку водки, налил всем и сказал: за ваше мужество, за спасение денег экипажа объявляю Вам благодарность, а 1-й помощник капитана добавил: «Видите, не зря я вас предупреждал об опасности».

В 23.00 часов весь экипаж собрался в кают-компании на встречу Нового года. К столу пригласили и Карабинера, итальянца, который стоял у трапа на посту. Гуляли до двух часов. Новый год удался. Утром, когда мы пришли на завтрак, увидели такую картину: на диванчике мирно спал пограничник — Карабинер.

 А третий штурман, как заправский ковбой, крутил на пальцах его пистолет. Хорошо, что капитан предусмотрительно вынул обойму с патронами с пистолета. Пистолет и патроны вернули карабинеру, все, кто мог, поправили свое здоровье. Нашего друга карабинера, сменила новая смена, он был очень доволен, что встретил Новый год с экипажем и пригласил всех к себе в гости, если мы еще зайдем в порт Специя.

Экипаж после завтрака был отпущен в город в увольнение на три часа, чтобы потратить свою валюту. После обеда спасатель «Героический» покидал военный порт Специя. Провожал нас наш новый друг карабинер — Повороти.
Экипаж доволен рейсом, план выполнен, значит будет премия и будут новые рейсы и новые приключения.


 
 
         Как принимали теплоход «Одесса» в порту Ливерпуля.
       ===================================================

 В 1974 г. Советский Союз приобрел в Англии новый пассажирский лайнер для Черноморского Морского пароходства. Судно было рассчитано на круизные рейсы по Южной Америке и Карибскому морю с иностранными туристами. Экипаж составлял 200 — 250 человек в зависимости от загрузки судна. Судно имело 240 пассажирских кают, два люкса, большой музыкальный салон, кинозал, сауну, спортзал. При полной загрузке было рассчитано на 500 — 530 пассажиров.


Судно было построено в Дании по заказу военного ведомства Англии и последние полтора года служило базой отдыха моряков-подводников. Новое судно назвали т/х «Одесса». Капитаном судна назначили бывшего капитана т/х «Аджария» Вадима Никитина. Это был капитан нового формата, который опередил свое время: грамотный, молодой, знающий языки, высокий, стройный, в красивой морской форме, он сразу располагал к себе людей, а экипаж души не чаял в своем капитане.

 Впервые на приемку судна поехала большая часть экипажа, но не успел экипаж прибыть в п. Ливерпуль, как была получена телефонограмма с указанием немедленно принять судно и следовать в Ленинград, где нужно было заменить на линии Ленинград — Стокгольм т/х «Балтика», который становился под гостиницу для нашей правительственной делегации в Стокгольме. Вместо положенных тридцати дней, судно приняли за три дня, с этого момента и начались все неприятности.

 На третий день назначен отход судна, в кают-компании накрыт торжественный стол, на столе румяный зажаренный поросенок по морской традиции, запах на весь порт. Команда построена на баке для подъема Государственного флага. Капитан подходит к построившимся морякам и тихо произносит: «Колхозники, вы почему к родному флагу стали задом? Экипаж быстро перестроился. Звучит команда: «Флаг поднять!» Судно принято. Звучит команда: «Самый малый вперед», но судно идет назад и только после повторной команды судно медленно выходит с судоремонтного завода порта Ливерпуль.
 С причала нас провожают наш посол в Англии, мэр г.

 Ливерпуля и портовики судоремонтного завода п. Ливерпуль. Звучит троекратный гудок с нашего судна. Судно простилось с Англией. Не прошло и нескольких часов, боцман доложил на мостик, что в трюм поступает вода. Палубная команда своими силами заделала трещину-течь, впоследствии еще в двух портах заваривали эту трещину и только по приходу в Одесский судоремонтный завод ее заварили окончательно в доке. Не успели заделать течь, поступил сигнал SOS от иностранного сухогруза, находящегося от нас в 70-ти милях. Пока судно меняло курс, на море поднялся шторм, через 30 минут поступил сигнал отбоя, рядом с терпевшим бедствие оказался спасатель и т/х «Одесса» снова ложится на свой курс.


 Некоторые неприятности настораживали экипаж еще и до прихода экипажа на приемку. Так, группа, которой поручили охранять деньги экипажа, а это было четыре тысячи фунтов (на то время это немалые деньги) дважды теряла их. Один раз забыли их в ресторане в Москве, второй раз деньги чуть не выпали с 12-го этажа гостиницы, где жил экипаж. Не по вине экипажа был потерян якорь и только благодаря капитану, который сам нанял мексиканских братьев-водолазов, он был поднят с большой глубины. Без всяких причин ломались детали и выходило из строя оборудование, которое должно было служить годами.

Над судном, как будто висел злой рок. И несмотря на все эти недоразумения, судно и экипаж прекрасно себя зарекомендовали в работе с иностранными туристами. Пароходство получало хорошую прибыль и хорошие отзывы, как от посла Добрынина в США, так и от дирекции круизов. Судно давало большие доходы государству. Посольство буквально мешками забирало деньги с судна в портах США.

Во всех портах захода, благодаря классическим швартовкам и гостеприимству, т/х «Одесса» всегда встречали с гудками и салютом бронебойных фонтанов, капитан Никитин никогда не пользовался портовыми буксирами и даже в некоторых портах он освобождался от обязательного присутствия на борту лоцмана, настолько портовые власти доверяли капитану и его экипажу. Благодаря хорошей морской практике, отличными показателями т/х «Одесса» всегда был в почете в Министерстве морского флота, а капитан неоднократно поощрялся министром флота.

Но менялось руководство ЧМП, менялась Украина и некоторые чиновники. Партийные руководители не могли простить молодому капитану его самостоятельности, что он не обращался к ним за всякими разрешениями, а сам решал все вопросы. Его обвинили в том, что он без разрешения пароходства пошил всему экипажу прекрасную морскую форму, потом обвинили, что он присвоил государственную собственность, а это оказался брошенный в море морской катер, который экипаж поднял в океане.

 Экипаж его отремонтировал во время стоянок,и использовал для своих нужд.
Вообщем кончилось это тем, что капитана В. Никитина списали с судна. Он долго добивался справедливости и на период ожидания ответов о своей судьбе временно устроился на сухогруз на Северном флоте старпомом.

 Ему обещали положительное решение прислать, но вместо этого, будучи на капитанском мостике, он получил радиограмму, что ему отказано о возвращении в Черноморское пароходство. Сердце капитана не выдержало такой обиды и несправедливости, он умер, как настоящий капитан, на мостике своего судна.

 Черноморское пароходство начало разваливаться. Суда продавались, а многие перешли под флаги разных стран. Т/х «Одесса» после долгих мытарств был за долги арестован в п. Неаполь и простоял там около пяти лет на рейде. Новый капитан Лобанов и его небольшой экипаж своим здоровьем и трудолюбием буквально спасли теплоход от полной разрухи и уничтожения, но все это обернулось для них трагедией.
 Четыре человека от тяжелейших условий быта умерли, два человека на судне, два на берегу. Та же судьба постигла и генерального директора Антарктики Кравченко, который пытался оживить т/х «Одессу» и вернуть ее в состав пароходства, но ему не дала это сделать пуля киллера.

Из Неаполя в Одессу судно перегонял уже новый капитан Геннадий Заверюха, он как старый капитан пытался все сделать, чтобы дать второе дыхание судну, но после смерти Кравченко т/х «Одессу» пытались поделить несколько хозяев, а вложить деньги никто не хотел. После всех этих страданий судно еще четыре года простояло в судоремонтном заводе Одессы, что привело уже к невозвратимым последствиям, и в 2007 судно было продано на металлолом.

Так трагически сложилась судьба этого красивого лайнера и прекрасного человека — капитана В. Никитина.




            Америка ждет нового Тайсона
            ===========================

В последние годы все чемпионские титулы по боксу захвачены боксерами из бывшего СССР. Русская школа еще раз доказала, что она являлась и является пока лучшей на планете. В Советском Союзе в тяжелом весе у нас всегда был один чемпион в супер тяжелом весе. И болельщиком бокса всегда хочется видеть самого сильного боксера мира. Эту идею поддерживает и  В Кличко, что супер тяжеловесам необходим один чемпион. Но эту идею не поддерживает профессиональный бокс США, так как у них полный кризис со своими тяжеловесами.

 Профессиональный бокс большой и сложный бизнес и долгое лидерство одного человека (по мнению промотеров США) снижает интерес к любому спорту, тем более, что самые большие деньги профессиональный бокс получает от телеканалов США и объединять четыре чемпионских
боксерских пояса им невыгодно. Белые боксеры потеснили чернокожих бойцов. На помосте властвуют братья Кличко.

Майк Тайсон заявил: «Братья Кличко — великие боксеры, они не такие зрелищные, но они великие боксеры и они продолжают всех побеждать. А где же хваленные американские супер тяжи ?



 
       
                Террористы
                =========

В 1971 году теплоход «Латвия» с туристами зашел в красивейшую бухту Италии порта Неаполь. Красивый старинный город с видом на вулкан Везувий как-то не сочетался с грязной водой у причалов порта. Вокруг судна плавали окурки, мазут и уйма презервативов.

По сравнению с портами Италии  у нас в Одессе идеальная чистая вода, если конечно не учитывать бесконтрольные сбросы фекалий. Но зато на подходе к порту Неаполь осуществляется контроль судов за выбросом мусора. И если с катера или вертолета обнаружат выброс любого мусора, то этому судну грозит огромный штраф, а вот собственного мусора они не замечают

 Пассажиры на автобусах уехали на экскурсию, а свободные от вахты офицеры судна с разрешения капитана и первого помощника капитана решили посетить рядом стоящий красивый лайнер «Франция».

Старший помощник капитана А. Грачев, старший механик, пассажирский помощник и начальник радиостанции получили паспорта моряков и, набрав проспектов своего судна, зашли к капитану В.Соловьеву на инструктаж.

 Вместо инструктажа капитан выдал нам из своих представительских продуктов 700-граммовую бутылку импортной российской водки и банку черной икры, чтобы мы не позорили Черноморское пароходство.

 Старший механик добавил в наш портфель банку селедки и буханку черного хлеба. Теперь мы были во всеоружии. Мне, как младшему по званию, доверили нести портфель и предупредили: «Не вздумай !» споткнуться.

Возле лайнера мы заметили подозрительно много карабинеров. Я с портфелем немного опередил нашу группу и первым подошел к трапу судна, а когда оглянулся, то увидел, что нашу делегацию окружили военные и гражданские лица и пока я раздумывал, что делать, меня вежливо, но крепко взяли под руки два охранника, стоящих у трапа.

 Портфель заставили опустить на землю и подвели молодого парня с небольшой собачкой. Она быстро обнюхала наш портфель, тявкнула два раза и отошла от портфеля. Кинолог заставил меня открыть портфель и осмотрел его содержимое, не трогая ничего руками. В это время к трапу подошла вся наша группа, которая уже объяснила службе безопасности судна, кто мы такие и зачем пришли. Оказалось, что лайнер « Франция» зафрахтован израильскими туристами, которые совершают паломнические рейсы и на борт судна никого не пускают.

 Тем более, что поступили угрозы в адрес судна от палестинских «группировок», что они могут взорвать судно. Кинолог с собакой оказался наш земляк, которого родители в детстве увезли в Израиль.
Когда мы пытались угостить его икрой, он перепугано замахал руками; я ведь на службе, а вот от кусочка черного хлеба не отказался и попробовал его прямо у трапа и даже собачке предложил, которая с осторожностью, но скушала кусочек. Он извинился, что так получилось и обещал зайти с собачкой к нам в гости, если у него получится со временем.

 Нам передали пачку проспектов т/х «Франция», и мы сквозь строй карабинеров и секьюрите тронулись в обратный путь. Да, само судно впечатляет, его данные: длина - 315 м. шир. - 34 м. скорость — 30 узлов, экипаж — 870 чел., пассажиров — 2000 чел. Позже «Франция» была переименована и получила название « Норвегия». После пожара ее опять перепродали и назвали «Голубая леди». Закончила она свое плавание после 2006 года на заводе по разборке на металлолом на знаменитых индийских пляжах, где ждут своей очереди десятки старых кораблей.

На судно мы вернулись все хмурые и злые, с такой закуской и таким шнапсом и нас не приняли, как хороших гостей. Было уже 12 часов, и мы отправились в кают-компанию на обед. Как раз на обед зашли капитан и первый помощник. Они со смехом выслушали, как нас приняли за террористов. Капитан сказал: сегодня ведь день освобождения Одессы, и мы сейчас его отметим, как положено в Одессе.

Буфетчица быстро приготовила бутерброды с черной икрой и селедкой, на любой вкус.
Праздник удался на славу и зачем мы куда-то ходили, когда дома все прекрасно и вкусно, особенно водочка с селедочкой и черным хлебом, а черная икра в те годы была не особенно в ходу. Больше в гости на иностранные суда мы не ходили, а ходили на наши родственные суда, а вот всю нашу делегацию с тех пор прозвали террористами.




 
               Лысая команда
               ===============

На т/х «Литва» была хорошая футбольная команда, которая почти в каждом порту старалась провести игру. Поэтому заранее перед заходом в порт Варна решили, что интерклуб порта договорится с какой-то командой о встрече и сообщит нам.

Портовая администрация уведомила нас, что играть мы будем с портовиками после обеда в день прихода. По приходу в Варну футбольная команда и все болельщики, свободные от вахт, отправились на портовой стадион.

 На стадионе нас встретил работник стадиона и предупредил, что команды портовиков не будет, так как у них конец месяца и горит план. А нам он предложил сыграть с командой, которая уже тренировалась на этом стадионе. Когда мы спросили его, что это за команда, он сказал, что какая-то дворовая команда или ПТУ. Нам показалось странным, что все они были подстрижены под Котовского. Чтобы не терять время, быстро переоделись и приготовились к игре.

Встречу судил работник стадиона. Звучит свисток, и мы, предвкушая очередную победу, ринулись в атаку, но что-то пошло не так. Противник буквально прижал нас к своим воротам и бил по воротам с любого положения. Не успели мы опомниться, как это ПТУ забило нам два гола. Наш вратарь метался в воротах, отбивая прицельные удары, кричал на нас, но мы не успевали за этими быстрыми пацанами. Первый тайм закончился со счетом 4:0 не в нашу пользу.

 Мы поменяли наполовину наш состав, но и это во втором тайме ни к чему не привело. Эти ребята буквально терзали нашу оборону, а мы ничего не могли поделать. Так еще нас никто не обыгрывал.

Игра закончилась со счетом 10/1, и то мы забили этот гол с пенальти. После игры мы спросили у них, за кого они играют? Как за кого, мы дубль армейской команды ЦСКА-Болгария. У нас всех отвисли челюсти, ведь мы хотели обыграть команду высшей лиги.

 Но вы не расстраивайтесь, вчера мы тут играли с командой ПТУ и забили им 17 мячей, так что вы еще молодцы! И тут мы все повалились от смеха, значит мы уже не первые, кто пострадал от этих «ПТУ-ушников».


Да, эти лысые армейские футболисты преподали нам хороший урок, что никогда нельзя расслабляться и зазнаваться.
Болгария, порт Варна 1973 г.





            Обиды не простил         

Танкера типа «Алагир» часто ходили на север, чтобы доставить топливо для наших рыбаков. В одном из рейсов рыбаки подарили экипажу двухмесячного ручного медвежонка. Все решили, что по приходу в Новороссийск его отдадут в цирк, так как медведи быстро растут и на судне ему не место. Шефство над мишкой взял старший помощник капитана.

Возле камбуза мишке из ящиков соорудили маленький домик, к которому он быстро привык. Мишуня быстро выучил устав и распорядок на танкер и почувствовал себя равноценным членом экипажа.¬первым делом утром он появлялся на камбузе,
где получал свой завтрак, и если сладостей было мало, то Миша начинал обход всех кают, где каждый член экипажа старался угостить его чем-то вкусненьким.
 
Обойдя все каюты и получив свои лакомства, Мишка важно подымался на мостик, где проверял у вахтенных все карманы, так как знал, что для него всегда заранее экипаж готовил угощение. Собрав со всех свою дань, он становился за штурвал, и тут танкер начинало бросать по сторонам, да так, что с машинного отделения начинали звонить на мостик.

Приходилось силой отнимать у него штурвал, так как ему очень нравилось управлять танкером. Выполнив свою морскую практику, он осторожно, задом спускался с мостика и отправлялся в свою каюту на корме судна, где он мог спокойно отдохнуть после трудовых будней.

Рейс задерживался из-за захода еще в один порт, где на танкер обещали погрузить какой-то важный груз. Вместе со старпомом Мишка посещал все собрания, а особенно ему нравилось по вечерам смотреть фильмы, где показывали природу и леса. Экипаж души не чаял от своего косолапого друга. Каждый старался пообщаться с ним и потрепать его за уши. Но все резко изменилось, когда в одном из портов на борт судна доставили обещанный срочный груз.

На танкер доставили спец заказ — мартышку для Сухумского заповедника в специальном контейнере и кучей документов. Все это хозяйство доверили судовому доктору.

Танкер взял курс к родным берегам. После выхода с порта, все хотели посмотреть на это малое чудо, но доктор никого не подпускал к клетке, так как у мартышки был карантин. К клетке подошел Мишка и по-дружески, хотел обнюхать свою подругу, но получил такую оплеуху, что с диким ревом забился в свой угол. Да, эта мартышка ему сразу не понравилась.

Через день случилось «ЧП». При кормежке обезьянки ей удалось выскочить из клетки, и попытки поймать ее ни к чему не привели. Она так ловко и так быстро прыгала по судну, что даже хорошая качка ее не могла остановить. Теперь каюты нельзя было оставить открытыми, так как мартышка все воровала и все разбрасывала в каютах экипажа.

Бедный Мишка вообще потерял покой и сон. Когда он отдыхал, мартышка кусала его хвост, дергала за уши, нападала на него со всех сторон. Мишка уже не делал обход судна и почти не выходил из своего укрытия.

Старпом приказал доктору изловить своего пассажира, а не то он примет другие меры. Но доктор и сам был не рад своей миссии, так как поймать эту мартышку никто не мог. Так прошло шесть дней мучений Мишки. Вдруг матросы заметили, что возле камбуза появился Мишка, продвигался он как-то крадучись.

 Они пошли за ним и увидели, что впереди на ящике лежала мартышка и дремала на солнышке. Это заметил Мишка, встал на задние ноги и передними лапами так двинул по ящику, что мартышка вместе с ящиком вылетела за борт.


Все было так неожиданно, что матросы не успели ничего сделать. Капитан объявил судовую тревогу: человек за бортом, но когда экипаж узнал, кто за бортом, то как-то не особо спешил спускать шлюпку, да и спасать некого было, так как в штормовом море не видно было никого. Старпом суетился — командовал, а у самого улыбка светилась на лице, да и остальные члены экипажа были довольны таким исходом, так как всех достала эта макака!

Буквально на второй день наш Мишка преобразился, он снова чувствовал себя членом экипажа, исправно нес морскую службу, по утрам опять обходил все каюты, нес вахту на мостике вместе со старпомом. По приходу в порт Новороссийск судового врача встречала машина с представителем Сухумского института, но у судового врача на руках остались только сопроводительные бумаги, санитарный паспорт и докладная, что обезьянка умерла от неизвестной болезни и похоронена по морским законам в море.

 Старпом пошел на повышение, он подменил уходящего в отпуск капитана. Мишку тоже ждало повышение и новая команда по службе, его передали в переездной цирк, который гастролировал в это время в Новороссийске. На прощание Капитан торжественно одел Топтыгину на шею цепочку с дипломом матроса 1 класса, а старпом лично отвел своего друга на новое место работы в цирк Шапито.

Так закончился этот интересный рейс для экипажа танкера. Больше мы ничего не знали о судьбе нашего друга. Единственная память осталась — фотография, где Мишка рулит на мостике.

Новороссийск, 1967 г.





                Шестидневная война
                ------------------

В 1967 году теплоход «Латвия» зашел в порт Александрия по расписанию с иностранными пассажирами, где нас и застала начавшаяся война между Израилем и Египтом. В порт прибыл консул России на огромном кадил- лаке с Российским флагом на капоте, как и положено по рангу посольства России.


Консул собрал весь экипаж, объяснил обстановку в Египте и ситуацию в стране. В то время Россия морально и материально поддерживала Египет. Наши суда постоянно поставляли вооружение в виде самолетов, танков и другого оружия. В порту обстановка была напряженная, постоянно через каждые пять минут военные порты кидали в воду небольшие мины, чтобы израильские аквалангисты не смогли заминировать порт. Ощущения от взрывов были такие, как будто кто-то кувалдой бил по корпусу судна.

Наш консул, после отдельной беседы с капитаном и первым помощником капитана, пригласил их посмотреть Александрию. Так как капитан не мог покинуть судно в такой обстановке, то первый помощник капитана пригласил меня прокатиться с ним по городу.

Водитель консула вежливо открыл нам дверцы, и мы уселись в шикарную машину, которая после моей «Таврии» показалась мне просторной, как автобус. Перед поездкой консул предупредил нас, чтобы мы не касались политических тем в машине, так как водитель был из спецслужбы Египетской армии. Российских водителей МИД Египта не разрешал брать, так что все водители нашего посольства были египтяне.


 На всех перекрестках  стояли
военные регулировщики в больших белых перчатках, при помощи которых они указывали направление движения. Правила вождения никто не соблюдал, все кричали, все гудели и махали руками, доказывая свою правоту. Основная задача регулировщиков — это борьба с пробками.

Впереди нас двигался открытый Форд, который как-то странно вилял из стороны в сторону, из-за чего мы не могли его обогнать. На очередном перекрестке он вообще остановился, водитель буквально сполз с сиденья и повис на левой дверце своей машины.
 Мы вопросительно посмотрели на нашего консула, а он спокойно произнес: человек просто чего-то перебрал и уснул за рулем. Образовалась пробка, все водители стали сигналить и кричать регулировщику. Тот спокойно вылез из своей будки-круга в центре перекрестка, подошел к спящему водителю форда и стал его тормошить, но водитель оставался в прежнем состоянии. 

Тогда регулировщик снял флягу со своего пояса и побрызгал чем-то лицо водителя. Потом приложил флягу к губам водителя и после двух глотков тот сразу зашевелился. Регулировщик плечом подвинул его ближе к рулю и показал направление куда надо ехать. Водитель как в замедленном кино выполнил все его указания и освободил перекресток. Чем же он его угостил? — спросили мы у консула. Возможно, водой, а, может быть, чем-то покрепче, ну а главное для постового, это освободить перекресток, чтобы не было остановок в движении машин, иначе его снимут с работы.


А у нас иногда Гаишники своими остановками и проверками сами создают пробки. И еще чем поразил нас город Александрия — это своей нищетой и безработицей.
Но чем ближе мы подъезжали к дому нашего консула, тем элитное становилось жилье.
Под жилье консул снимал половину небольшого частного дома, стоящего недалеко от моря. Возле красивого ухоженного одноэтажного особняка нас встретила хозяйка дома.

Консул показал свои апартаменты из трех небольших комнат, которых ему вполне хватало, пока не приехала его семья из Москвы. А из-за войны с Израилем всем семьям рекомендовали уехать временно на родину. Вскоре хозяйка дома принесла нам легкую закуску, овощи и пригласила всех к столу.

 Своего водителя консул сразу отпустил домой. Хозяин открыл свой небольшой бар и предложил самим выбрать напитки на свой вкус. Все остановились на армянском коньяке. Хозяйка, пожилая симпатичная женщина, первая подняла рюмку и сказала: за Вас и Вашу самую богатую страну.

Мы не совсем поняли ее тост, так как консул переводил ее слова, но поблагодарили ее за гостеприимство и угощение. Немножко посидев с нами, она ушла по своим делам.

Вскоре и мы решили прогуляться вдоль рядом стоящих особняков.
Отойдя от своего дома, консул рассказал нам интересную историю о своей хозяйке.
Первоначально хозяйка дома очень плохо относилась к нему, так как ненавидела Советский Союз, русских людей и даже стоял вопрос поменять квартиру. Она считала, что русские самые бедные и кроме лесов у них ничего нет.

 Она не верила нашим фильмам, газетам и ее нельзя было ничем переубедить. На день ее рождения, 60-летие, консул сделал ей подарок: за счет консульского отдела ей вручили туристическую путевку в Москву на неделю. Ради любопытства, да еще даром, почему не поехать?


Через неделю машина консула привезла ее домой с аэропорта. По словам консула, мировоззрение его хозяйки после поездки в Россию полностью изменилось, она всем своим знакомым и родственникам рассказывала, какая Россия огромная и богатая страна, какие там живут добрые люди, а наши цены ее вообще шокировали.

Она привезла наши спички, несколько блоков, пару пачек соли и всем показывала, что в России самые дешевые товары, а кто не верил, она доставала коробок спичек и показывала цену — 1 копейка. Действительно, дешевле спичек и соли в мире не было, чем в России.

Покорило ее и наше московское метро, где она за 50 копеек полдня каталась по всей Москве. И еще ее удивило, что на улицах Москвы не было безработных и не было нищих.

По сравнению с Египтом она считала, что у нас уже наступил полный коммунизм.
После поездки хозяйка консула стала учить русский язык, так ей понравилась Россия.

В знак благодарности за такую поездку хозяйка уменьшила плату за квартиру для консула на 25%. Мы поблагодарили нашего консула за его гостеприимство и интересный рассказ. Домой в порт от отвез нас сам на своем роскошном кадил- лаке. Пробок уже не было, и мы быстро добрались до причалов, где стоял наш теплоход.


Мы еще раз поблагодарили нашего гида по Александрии за интересную поездку и передали нашему консулу в Александрии свой стандартный морской сувенир: это была буханка черного свежего хлеба, банка дунайской селедки и, конечно же, бутылка импортной русской водки.

 Консул был тронут таким подарком и сказал, что теперь ему не стыдно будет зайти в гости к нашему послу, который на днях посетит Александрию. За границей черного хлеба и селедки раньше в продаже не было, поэтому все наши работники посольств и консульств при посещении наших судов были рады, когда их угощали свежим черным хлебом.

Это касается и всех бывших эмигрантов, которые давно покинули свою родину.
Например, в 1970 году при стоянке в порту Ницца, к нам пришли в гости старые эмигранты еще 1917 годов. После осмотра судна они случайно увидели на столе в штурманской рубке конфеты монпансье в металлической коробке. Они, как дети, попросили их угостить и, когда штурманы подарили им по коробке леденцов, радости их не было предела.

 Это была их старая родина, память о старой России, а когда эти старые графини и бывшие князья прощались с нами, у них от радости и восхищения в глазах стояли слезы.

Нам было ясно, что они впервые после Октябрьской революции, снова побывали у себя на родине, которой для них было наше судно. Это сейчас к нам может приехать кто хочет и выехать можно в любую страну, а раньше даже родственники не могли увидеться друг с другом, а тем более с белыми генералами и бывшими князьями, а во Франции их несколько десятков тысяч.
 

   Одесса 2014 г.


© Copyright: Анатолий Карпенко 2, 2014
Свидетельство о публикации №21409290082
Рецензии

Здравствуйте, старший коллега по профессии. С удовольствием прочитал
подборку Ваших морских рассказов. Признаюсь, хотелось прочесть что-нибудь
о судовых радистах, но пока - одни упоминания.
С уважением,

Николай Прощенко   

Спасибо! Все понравилось!
Учту Ваши предложения.
73 - С уважением,


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.