Пронесло

На полигоне, расположенном на берегу Волги между городами Кинешма и Юрьевец в начале 70х годов проводились испытания новой военной техники, предназначенной для засечки ядерных взрывов. Я был в звании старшего лейтенанта и командовал ротой в отдельном батальоне, специально сформированном для этих целей и существовавшего пока что в единственном экземпляре в армии. Так сказать, пилотный проект для опробования имитаторов ядерных  взрывов, технических средств засечки и слаженности работы личного состава опытных станций.

    Внешний вид имитатора представлял из себя бочку, размером с обыкновенную бочку из под бензина, которую тяговая ракета должна была вытащить на высоту около 200 - 300 м и там начинка бочки взрывалась со страшным грохотом и блеском. Частенько в ближайшей от полигона деревне, расположенной более чем за километр,  от ударной волны вылетали стекла из окон. Предполагаю, несколько позднее разработанный состав этого имитатора стал применяться для изготовления световых и шумовых гранат.

     Как известно, испытание и освоение чего-то нового проводится от простого к сложному. Поэтому вначале все происходило днем при ярком солнечном свете и мы все, свободные от непосредственного слежения за аппаратурой, любовались на старты ракет и производимый ими БОЛЬШОЙ БАБАХ.

    И вот дошла программа  до испытаний в ночных условиях. Да еще и в зимнее время. За стенками станции кромешная темень. Что называется – хоть глаз коли.  Дают в эфире обратный отсчет до запуска ракеты, и я прильнул к окну в кузове станции, чтобы полюбоваться на полет ракеты и фейерверк.

   Хорошо, красиво так, заработал маршевый двигатель, и  потянула ракета бочку вверх.
 
   СВЕРКНУЛО и БАБАХНУЛО.

    Поворачиваюсь от окна, чтобы поделиться с окружающими об увиденном и ………
Перед глазами ЧЕРНОТА. Не понял, говорю? Почему вырубили свет?

    Да нет, товарищ командир, говорит рядом боец, свет есть.

    И тут до меня доходит, что я ОСЛЕП. Сижу молча с ничего не видящими  вытаращенными глазами, и солдаты рядом все притихли. Ни звука. Тоже, видать, прониклись, что тут уже совсем не до шуток.

    Все! Прежней жизни конец! Естественно ни в армии, ни где еще для нормальной работы с нормальной зарплатой. Как ходить, где жить? Какой женщине нужен слепой мужчина (я был еще неженатый)? Я своим ребячьим поступком зачеркнул свое более-менее бодрое прошлое и перспективу хорошего будущего. Сижу молча с ничего не видящими глазами и прощаюсь навсегда со своим прошлым. Вернее с собой, таким, каким я был до этого.

     Меня нет! Я, бывший, умер. СТРАХ осознания того, что жизнь кончилась, все сильнее и сильнее охватывает меня.

    До этого у меня уже были случаи, когда жизнь висела на волоске. В детстве еще, в возрасте шести лет, когда один ходил на болото за морошкой, прыгая с кочки на кочку, провалился как-то по грудь в трясину. Не допрыгнул до следующей кочки.  Страха, почему-то, не было. Спокойно лег, дотянулся ручонками до веточек голубики, что росли на кочке впереди и потихоньку начал тащить себя на эту кочку. Выполз. Был мал,  глуп и тяжести в теле и мозгах, тянущих вниз, еще не было.  Ничего взрослым не сказал. А они отругали за то, что весь измазюкался.

     Или вот в студенческом возрасте. Были мы с группой на практике в Семилуках. Это недалеко от Воронежа. Я даже в течение месяца проработал на прессах, штампующих огнеупорные кирпичи из шамота. А рядом река Дон.  Решил как-то раз его переплыть. А течение быстрое. Сносит сильно. Барахтался, барахтался, выбился из сил. Пора уже было идти ко дну, но тут увидел, что течение несет меня прямо на бакен. Из последних сил догреб до него, ухватился и отдышался. Отдохнул и доплыл до берега. До сих пор помню, что бакен был белого цвета. Но, как ни странно, страха смерти не было. Очевидно, мое время еще не наступило. Тогда.

     Позже тоже были подобные случаи, когда «монетка» крутилась, и не было ясности, выпадет: жить или нет. Например, в Свердловске в блоке помещений с особоопасными микроорганизмами в защитный пластиковый костюм не поступал сжатый воздух для дыхания. Хорошо, что не засуетился, а нашел причину и устранил ее наощупь, пока был в сознании. Хотя был уже весь мокрый и через запотевшую маску уже ничего не видел. В соседнем же корпусе, при аналогичной ситуации, сотрудник запаниковал, побежал к выходным гермодверям. Но выйти не успел. Задохнулся.
 
     Но СТРАХА и тогда не было. Только СТРАХ слепоты меня действительно достал до самых моих «кишок», до самого моего животного нутра.

    Сижу с вытаращенными глазами. Молчу. Мозги на грани отчаяния с возможным переходом на снос «крыши».

     Вдруг вижу в полной темноте где-то вдалеке маленькую красную точку. Мозг сразу же заинтересовался. Что это такое? А точка становится все светлее и светлее и это даже не точка, а какой-то зигзаг. Что за хрень? Ба! Да это же раскаленная спираль от настольной лампы! И круг, освещаемый этой спиралью, стал медленно расширяться, расширяться и, примерно, через полчаса зрение, более-менее, восстановилось. Фу! Пронесло!

     Слава Богу, и на этот раз.


Рецензии