Евангелие от Александра. Беседа вторая
Глава 1
А: Здравствуй! Мне опять хочется с Тобой поговорить.
И: О чем?
А: Вот о чем. Мы говорили о том, что нужно делать человеку, чтобы стать Тебе другом и помощником. Но это касалось каждого в отдельности. Я же хочу узнать как нам, всем людям, быть, чтобы жизнь наша стала лучше.
И: Давай поговорим.
А: И опять я буду сам отвечать на свои вопросы?
И: Да.
А: Жаль. Мне так хотелось бы узнать Твои мысли.
И: Мои мысли - это твои мысли. То, о чем думаешь ты или любой другой человек, об этом думаю Я.
А: Но ведь многие люди думают плохо.
И: Что значит плохо?
А: Они думают "о вожделениях плоти", т.е. о том, чтобы вкусно поесть, красиво одеться, получить другие телесные удовольствия. И это Твои мысли?
И: Да.
А: Но это же неправда! Ты не можешь так низко пасть!
И: Вспомни, как ты сам определил Бога.
А: Абсолют.
И: Что вытекает из этого определения?
А: Понятно. Но не понятно другое.
И: Как можно быть таким плохим Богом, да?
А: Да.
И: Давай рассмотрим жизнь одного человека. Что он всю свою жизнь делает?
А: Как что? Ест, спит, работает, бездельничает, да мало ли что еще!
И: И все-таки, что ему приходится делать, чтобы не пропасть.
А: Ну, приспосабливаться.
И: То есть?
А: Учиться жить?
И: Да.
А: И что Ты хочешь сказать? Что Бог тоже учится жить?
И: Да.
А: То есть, получается, что Бог - это не какое-то застывшее состояние, абсолютно все знающее и все умеющее, а...
И: Да!
А: Но тогда, подумать страшно!..
И: А ты не бойся!
А: Ведь тогда у каждого человека и всего человечества - Огромная Ответственность за судьбу Бога, за судьбу всей Вселенной. Если Бог на нашем опыте учится?.. Как нам жить? Те, кто проникнется этой Ответственностью, мне кажется, будут бояться даже пальцем пошевелить!
И: Бояться не надо.
А: У Рея Брэдбери есть прекрасная иллюстрация на эту тему под названием "Бабочка". В его рассказе один из путешественников в Прошлое наступил на бабочку и, вернувшись в свое время, не узнал его - оно стало более грубым и жестоким. А по Твоим словам, все гораздо сложнее. Ну, зачем Ты это говоришь?
И: А ты хочешь всю жизнь оставаться ребенком?
А: Но Ты заявляешь об этом во всеуслышание! Значит, для всего человечества?
И: Да.
Глава 2
А: Значит, человечество настолько выросло, чтобы узнать немножко больше о Тебе и о своем предназначении.
И: Каков его возраст, по-твоему?
А: Я думаю, из подросткового возраста мы вышли. И юношеский мечтательный и самоутверждающий тоже подходит к концу.
И: Что дальше?
А: Дальше, как всегда, - самое интересное!
И: Как ты себе это представляешь?
А: Я бы назвал всю прошедшую (и еще настоящую) эпоху эпохой Соперничества. А предстоящую - Эпохой Сотрудничества.
И: Прекрасно! Об этом и поговорим. О каком сотрудничестве ты говоришь?
А: О всеобщем.
И: То есть?
А: Сотрудничество людей между собой, в первую очередь...
И: Некоторые собираются в шайки, потому что сообща легче делать пакости и ответственности меньше.
А: Ага, значит, в первую очередь, сотрудничество с Тобой, так?
И: В чем оно заключается?
А: Об этом мы говорили в первой беседе, кажется. И Ты в свое время говорил: "Все что ни делаете, делайте во имя Мое!"
И: Как это понимать?
А: Любое дело делать для Тебя. Для того, чтобы Ты стал чище и светлее в творящих дела Твои и в видящих творимое.
И: Что еще?
А: Все-таки, сотрудничество людей между собой...
И: Помнишь, мы говорили о том, в какого Бога надо верить?
А: Помню.
И: Если каждый имеет свое собственное представление о Боге, то наверняка у него есть и собственное мнение о том, какие дела Божьи, а какие - нет. Как вы будете сотрудничать между собой, если представления о том, что надо делать, у вас разные?
А: Может, найти компромисс?
И: Ты же знаешь, чем больше компромиссов, тем меньше остается от замысла дела.
А: Может, тот, у кого замысел ниже, пусть подчиниться тому, у кого замысел выше?
И: И твоя эпоха Соперничества успешно продолжится!
А: Тогда наоборот. Человеку с более высокой идеей смириться с выполнением пока более низкого замысла.
И: И Высокая Идея постепенно превратится в удовлетворение звериных инстинктов!
А: Что же делать? Как нам сотрудничать между собой?
И: Думай.
А: Ну, подскажи, пожалуйста!
И: "Новую заповедь даю вам: Господом твоим!" Ты забыл об этом?
А: Нет, не забыл. Но поймут ли ее люди?
И: Не слишком ли высоко ты себя ставишь?
А: Прости!
И: Расскажи, как ты понимаешь эту заповедь.
А: Терпимо относится к любому пониманию Бога и жизни.
И: Еще.
А: Не навязывать своего представления, даже если считаешь его гораздо правильней.
И: Еще.
А: Постараться увидеть самую высокую точку представления другого человека и попробовать понять ее, не унижая ее своим высокомерным отношением ко всему не своему.
И: Еще.
А: Научиться видеть Бога везде и всегда, не зависимо от того, такого ли Бога ты хотел видеть.
И: Еще.
А: Не знаю.
И: Ты опять не называешь самого главного.
А: Надо любить каждого человека, да?
И: Да. Как самого себя.
А: И тогда я в нем увижу себя? И пойму его?
И: Сможешь так жить?
А: Не знаю.
И: Когда сможешь, ты не будешь задумываться о том, как сотрудничать с другими людьми и в чем сотрудничать.
Глава 3
А: А как мне быть, если я проникнусь высоким смыслом Твоей заповеди "Господом твоим!", а другой человек не примет Ее и будет навязывать свой идеал, еще и угрожая при этом?
И: Ты испугался его угроз?
А: Нет, просто я так сказал для контрастности.
И: А как на самом деле?
А: На самом деле? Даже не знаю, как сказать.
И: Значит, все-таки испугался.
А: Да, во мне живет страх, что я очень слаб и при возникновении трудностей смогу предать Тебя. Этот Петр отравляет мне жизнь. Я уже столько раз отказывался от Тебя! И все-таки Ты снисходишь ко мне. Спасибо Тебе! Но зачем Ты повернул разговор в эту сторону? Ты ведь ничего зря не говоришь.
И: Догадайся.
А: Наверное, Ты хочешь придать уверенности твоим последователям.
И: Зачем она им?
А: Чтобы проповедовали Слово Твое бесстрашно!
И: Сейчас много "бесстрашных" проповедников навязывают "Слово Божье".
А: А разве это не Твое Слово?
И: И Мое, и не Мое.
А: Как это понять?
И: Мое Слово - не жесткая клетка, а песня свободной утренней птицы, встречающей Солнце!
А: За это и люблю Тебя, несмотря на все проповеди священников! Но зачем Ты перед этим заговорил о страхе?
И: Какой страх тебя больше страшит: сказать неправду, т.е. отказаться от Меня, или понести наказание от Меня за это?
А: Первый.
И: Что страшнее: не поступиться принципами, чтобы доказать человеку свою правоту (даже если ты ее считаешь Моей) и убедить его следовать этой правоте, или оставить человека в неведении, т.е. пусть считает, что все он делает правильно (хотя тебе ясно видно, что это не так)?
А: Первое страшнее.
И: И человек погибнет в неведении?
А: Он же сам за себя отвечает.
И: Пусть тонет, сам виноват?
А: Нет. Но и убеждать и доказывать ничего не нужно, мне кажется.
И: Что же делать? Особенно, если он обременен некоторым идеалом явно отрицательного характера. И пропагандирует его усиленно. Как поступить в этой ситуации? Как ты будешь с таким человеком сотрудничать?
А: Теоретически я понимаю: надо его настолько возлюбить, чтобы все его грехи и отрицательные идеалы просто сгорели и испарились от моей любви. Но практически...
И: И все-таки?
А: Я не знаю, как, не навязывая своего, убедить человека в его неправоте и исправить его путь.
И: Ты только что ответил на это!
А: Это Ты про любовь?
И: И про нее тоже. Но Я имел в виду следующую твою фразу.
А: Про навязывание?
И: Да. Чье ты там не можешь не навязывать? Свое?
А: Значит Твое можно навязывать?
И: Я так не говорил.
А: Но я так понял из Твоего вопроса.
И: Мне жаль, что ты так понял.
А: Ну, хорошо, давай сначала. Ничего не надо навязывать и доказывать, так?
И: Так. Дальше.
А: Но раскрыть глаза человеку на его заблуждения надо, да?
И: А может, заблуждаешься ты, а он как раз прав?
А: Это провокация?
И: Нет. Но где ты наберешь столько уверенности, чтобы чувствовать себя правым?
А: Мне хотелось бы ответить так: "У Тебя", но Ты ведь скажешь: "Он тоже черпает силы у того же Бога, только представляет Его по-своему"?
И: Скажу.
А: Значит, все противники пьют все равно из одного источника?
И: В конечном счете, да.
А: А в промежуточном? После Твоих слов мне представился один источник, разливающийся на множество рукавов, и каждый живущий на берегах этих рек хвалит свою и только свою реку Жизни.
И: Раньше у тебя было еще одно хорошее сравнение.
А: Я помню. В черной-черной плотной ткани, закрывающей окно, наделано много дырочек. Возле каждой стоит проповедник, рассказывает своей пастве о Солнце и показывает на найденную им дырочку. Когда кто-либо из его стада замечает других людей, столпившихся у других дырочек, он просит их не отвлекаться, иначе они никогда не увидят Света, который обнаружил этот пастырь.
И: Прекрасно! Где выход?
А: Сдернуть черную-черную ткань! И всем увидеть Солнце без посредников!
И: Но как это сделать?
А: Надо доказать людям, что через любую дырочку они смогут увидеть то же самое Солнце. Только надо внимательно присмотреться. Если не присматриваться, нигде Света не увидишь.
И: Опять что-то доказывать?
А: Лучше сказать, показывать.
И: И вот, соберется новая толпа возле той дырочки, которую ты нашел...
А: ...и я автоматически стану очередным проповедником. Ты это хочешь сказать?
И: С чем Я тебя и поздравляю!
А: Спасибо. Ну, а как тогда?.. Как сдернуть эту пелену?
И: Выскажи, не бойся, что ты думаешь.
А: Надо стать Героем, Прометеем, и зажечь собой такой факел, чтобы он не просто прожег в черноте небольшую дырочку, а спалил ее всю!
И: Да!
А: У меня не хватит сил, но я на Тебя уповаю, и поэтому знаю - люди увидят Свет!
Глава 4
И: Итак, к чему мы пришли?
А: К тому, что не надо ничего никому доказывать - на словах, а просто быть Богом.
И: Все очень просто! А теперь расскажи, как ты собираешься быть Богом.
А: Творить дела Твои.
И: Как?
А: Каковы Твои дела, я в глубине души прекрасно представляю, но как их делать...
И: Так же просто, как и быть Богом.
А: К сожалению, я недостаточно крепко стою на ногах... Давай о чем-нибудь другом.
И: Как хочешь.
А: О том, какие бывают люди.
И: О строителях и разрушителях?
А: Да. Но почему я в Твоем голосе слышу грусть?
И: Ты сам знаешь почему: ты ушел от Ответственности...
А: Ответственности за что?
И: За то, что знаешь и не делаешь.
А: Ты хочешь сказать, что знание чего-либо несет за собой ответственность его применения или не применения?
И: Да.
А: И теперь я должен обязательно применять полученные знания?
И: Нет, не обязательно. Но представь себе скалолаза: вот он закинул вверх веревку с крючьями, она где-то наверху за что-то зацепилась. И что, неужели он не полезет по ней?
А: Наверное, полезет.
И: Так и ты - закинул веревку и испугался высоты! Но ведь и спуститься ты не сможешь - веревка зажата.
А: Да, я - трус.
И: Не говори так!
А: Почему? Ведь это правда!
И: А что, по-твоему, правда?
А: То, что есть на самом деле.
И: А то, что будет - это правда или нет?
А: Если исполнится задуманное, то правда, если не исполнится - то неправда.
И: А как ты заранее можешь знать, что исполнится, а что нет?
А: Не могу я этого знать.
И: Ну и что это значит?
А: Ты хочешь сказать, что то, что будет, может быть всегда правдой или наоборот, так?
И: Так. Но только надо приложить усилия к тому, чтобы что-то стало правдой, а что-то не стало.
А: И если я назвал себя трусом, то я таковым могу стать, и это станет правдой?
И: Да.
А: Но ведь могу и не стать, если...
И: Если, что?
А: Если не захочу!
И: Правильно!
А: Значит, я сам формирую свое будущее?
И: Дальше.
А: И все человечество так же? Если все ожидают Конца Света, то он непременно наступит, так что ли?
И: И что?
А: Надо убедить людей, что все в их руках, что лучше надеяться на прекрасную жизнь в будущем и приложить все усилия, чтобы надежда сбылась.
И: Хорошо. От угрозы войны люди могут спасти себя сами. А как быть с астрономическими катаклизмами?
А: Мне на память пришли строки из Библии о том, что праведник не будет ни в чем нуждаться.
И: То есть?
А: То есть, когда человек с Тобой, творит Твои дела, он находится под Твоим покровительством.
И: И что же?
А: У него все получается. Все препятствия как-то сами собой разрешаются (только надо их не пугаться!).
И: А если праведник испугается препятствий?
А: Он перестанет быть праведником. Сомнения разрушают Твой щит над ним.
И: Что еще разрушает Мой щит?
А: Конечно, когда человек делает не Твои дела.
И: И к чему все это ты говоришь? Мы ведь остановились на астрономических угрозах человечеству.
А: А к тому, что если человечество станет праведным, то ему ничто не будет угрожать. Мы будем под Твоим щитом.
И: Осталось только убедить человечество стать праведным. Дерзай!
А: Ты издеваешься?
И: Ничуть. Чем сильнее ты веришь в светлое будущее человечества, чем ярче ты горишь, тем больше людей увидят огонь твоего факела и наполнятся надеждой, которая войдет в резонанс с твоей верой и настолько усилит ее, что так и будет, как ты мечтаешь. Так творится правда!
А: Но ведь многие люди представляют себе будущее ужасным. Они в резонансе с противоположной верой?
И: Да. А какая вера, по-твоему, победит? Каким будет будущее?
А: Наверное, та вера победит, которую больше поддержат люди. Таким и будет будущее, каким его себе предрекают люди.
И: Ты хотел поговорить о Строителях и Разрушителях. Мы уже почти о них поговорили.
А: Да.
И: И кто, по-твоему, Строители?
А: Конечно, Твои друзья и помощники.
И: А Разрушители?
А: Твои враги?
И: Если тебе так хочется.
А: А на самом деле?
И: "Чтобы построить Новое, нужно разрушить Старое".
А: Так значит, Разрушители способствуют Прогрессу?
И: В той мере, что они показывают прочность Постройки. Если Постройка устарела, они разрушат ее, чтобы Строители взялись за новую.
А: Без них, может, и прочность такая не потребовалась бы. Жили бы спокойно и без излишней прочности.
И: И неожиданная буря Хаоса смела бы всю вашу Постройку.
А: У нас и так стены еле-еле сдерживают натиск без всякой бури. И все оттого, что Разрушители стараются их сокрушить. А если б не было этих Разрушителей, и стены не нужны были бы.
И: Чтобы стать сильным и выносливым, что нужно?
А: Тренироваться, да?
И: Да.
А: Ты хочешь сказать, что человечество сейчас только тренируется?
И: Да. И для чего, по-твоему, эта тренировка?
А: Для роста, для прогресса.
И: Зачем этот прогресс?
А: А-а! Мне кажется, я догадался: Бог учится жить!
И: Но зачем Он сам себе противостоит?
А: Пробует все варианты, чтобы выбрать лучший.
И: Как?
А: Значит, все-таки будет битва?
И: Да.
А: Но ведь может и не быть.
И: Да. Точнее она будет носить другой характер. Не такой, как себе его представляют сейчас.
А: Значит, если мы поверим в другое будущее, то такое и наступит, так ведь?
И: Да. Но перед этим необходимо пожать все следствия посеянных причин.
А: Я опять вспомнил о том, как Ты моментально прощал все грехи без отработки.
И: Да, но что для этого надо было сделать?
А: Покаяться в своих грехах.
И: А что это значит?
А: Пережить, прочувствовать свой грех, осознать его и дать обещание больше не делать его.
И: Помнишь: "помысливший прелюбодеяние уже прелюбодей"?
А: И что?
И: Так что хуже: мысль о грехе или сам грех?
А: Мне кажется, они равнозначны. Нет, мысль идет впереди действия!
И: Так и с покаянием: переживание и сознательное обещание не делать больше греха - это сильнейшая отработка кармы.
А: Значит, если человечество не хочет отрабатывать свои грехи на своем горбу, оно должно покаяться?
И: Как ты себе это представляешь? Массовое раздирание одежды на площадях и посыпание пеплом головы? При этом плач и вой на всей планете?
А: Нет, конечно. Это должно происходить внутри каждого. И может быть, даже без внешних эмоций и совсем незаметно для окружающих.
И: Вспомни, когда еще Я людям прощал их грехи.
А: Когда люди верили в чудо, в то, что впереди их ждет лучшая доля.
И: Да. А еще.
А: Ах, да! Когда в их сердцах загоралась Любовь! Значит, надо просто "возлюбить ближнего своего как самого себя". К этому нечего добавить. Все остальное - только вариации и комментарии к этому.
И: Да. Это так же просто, как и быть Богом.
Глава 5
И: Давай повторим наши выводы.
А: Чтобы нам жилось лучше, надо верить в лучшее будущее, строительство которого в наших руках. Но строить надо, сверяясь с Твоим планом.
И: И каков Мой план?
А: Бесконечная Любовь!
И: Любовь бесконечна, а Свет - все-таки кончится или нет?
А: Нет. Кончится свет, и то для некоторых, а Свет - бесконечен так же, как и любовь.
И: Объясни, пожалуйста, что значит, по-твоему, конец света для некоторых.
А: Для грешников.
И: Ага, значит, они погибнут и будут всегда гореть и мучиться в огне ада? А праведники жить со Мной на небе?
А: Но это же аллегория.
И: Хорошая аллегория! Для праведников перспектива отличная. Грешникам повезло, как всегда, меньше.
А: Иронизируешь? Почему?
И: Подумай.
А: Ну, хорошо, конец света для некоторых будет, Ты с этим согласен?
И: Да, если тебе так хочется.
А: Не хочется, но об этом твердят все писания.
И: Раз ты поверил в то, о чем твердят писания, значит тебе этого хочется. Итак, каков он, твой конец света?
А: Я думаю, это будет конец этого света и...
И: ...и начало нового?
А: Да!
И: Скажи, а Земля как планета будет существовать или что-то с ней произойдет?
А: Раз Ты так ставишь вопрос, то я отвечу, конечно: что-то произойдет.
И: Что же?
А: Все изменится, все приобретет новое качество. И начнется уже названная эпоха Сотрудничества.
И: Но как погибнут грешники?
А: Очень просто: при гибели грешника родится праведник, т.е. человек изменится. Для конкретного человека кончится свет и начнется новый Свет. Так же и для всего человечества. Я верю, что мы станем праведней.
И: И наступит на Земле рай или Золотой век?
А: Нет, он никогда не наступит.
И: Но ведь ты о нем мечтаешь, и помещаешь его в будущее человечества.
А: Да. Но представление о лучшем будущем будет меняться с его наступлением. Золотой век всегда - будет и всегда - его еще нет.
И: Ты определил судьбу грешников неплохо. Для этого им всего-навсего надо стать праведниками. Как это произойдет, по-твоему?
А: Чтобы грешник стал праведником, ему надо пройти через ад очищения и полюбить Твою правду.
И: Где он возьмет столько силы, чтобы измениться в лучшую сторону?
Ведь известно, чтобы упасть, силы практически не надо, а чтобы подняться, нужна помощь.
А: Это помощь идет от праведников. От настоящих праведников, а не от ханжей и лицемеров.
И: И какие они, настоящие праведники?
А: Конечно, те, кто творит дела Твои. Именно в тот момент, когда делают.
И: Почему?
А: Потому что, среди нас нет ни одного праведника. Но когда мы делаем Твое дело так, как Ты говорил в первой беседе, в этот момент мы - праведники.
И: Из твоих слов выходит, что и грешников, как таковых, тоже нет.
Только в момент совершения греха человек становится грешником. Но ведь его грехи или наоборот, добрые дела, тянутся за ним как хвост и либо цепляются за терны, либо служат парусом для ускорения движения.
А: Получается, что человек определяется грешником или праведником по делам своим? Но любой человек делает и то, и другое. Кто же он тогда?
И: А ты как думаешь?
А: Просто человек, который учится жить, да?
И: Да.
А: Значит, нет ни грешников, ни праведников, есть просто люди.
И: Кто же кому будет помогать, если ни того, ни другого не существует.
А: Друг другу, да?
И: Да.
А: Опять мы пришли к тому же - к Любви.
И: Ты заметил, что многие называют других братьями. Тебе это ни о чем не говорит?
А: Что уже скоро конец этого света?
И: Да. Для некоторых?
А: Для всех.
Глава 6
А: Поговорим о самом главном Разрушителе.
И: Ты имеешь в виду сатану?
А: Да.
И: А он вообще существует?
А: Мне думается, все, что придумали люди, становится реальностью. Так же и с сатаной.
И: И если б люди его не придумали, по-твоему, его бы и не было вовсе?
А: Да.
И: Кто ж тогда обольстил Еву с Адамом?
А: Древнегреческая версия той же истории мне, честно говоря, больше нравится.
И: Какова она?
А: Ты же знаешь. Это история с Прометеем, который, пожертвовав собой, принес людям Огонь Знания.
И: А в Библии - это змей, обольстивший людей знанием Добра и Зла?
А: Да.
И: Но согласись, знание бывает разным. Точнее, не знание, а его применение.
А: Соглашусь. Но применение знания - это уже дело людей, а не того, кто его дал.
И: Каков твой вывод?
А: Что сатана - это одно из состояний человека. Я и Ты называли человека Богом. С таким же успехом его можно назвать и сатаной.
И: И кто главнее в человеке?
А: Человек - всегда Бог. И этот Бог разрешает быть себе сатаной.
И: А если бы не разрешал?
А: Мы бы узнали в человеке Тебя.
И: И все-таки, существует ли отдельная личность падшего ангела, как ты сам говорил раньше?
А: Мне кажется, существует постольку, поскольку в это верят люди.
И: То есть, сатана одержим людьми, а не наоборот?
А: Да.
И: И если люди перестанут верить в то, что зло существует, его не станет?
А: Да.
И: А как же вечная борьба добра со злом? Ее тоже не будет?
А: Ты меня хочешь подвести к Закону борьбы и единства противоположностей, да? Но это же необходимое условие всякого развития, всякого прогресса!
И: В твоем понимании мира существуют противоположности. При наличии положительного (Бога) должно существовать и отрицательное (сатана), так?
А: Так, но не совсем. Отрицательное - это то, чего нет. Это тень положительного. Отрицательное не может существовать без положительного. Это как тени нет без предмета.
И: Но и предмета нет без тени.
А: В этом Ты прав. Но предмет - это все-таки явная реальность, а тень - лишь тень. Предмет можно пощупать руками.
И: А тень предмета можно пощупать тенью руки - все зависит от уровня восприятия.
А: Значит, тень - тоже реальность, но другого уровня, более низкого?
И: Ты сказал.
А: И если Бог - Абсолют, то сатана - тень Абсолюта?
И: Давай поменяем термин. У людей сложился определенный образ за термином "сатана": это олицетворение зла. Мы же сейчас говорим совсем о другом.
А: Тень Бога, пойдет?
И: Еще как можно это назвать?
А: Пассивностью? Ведь тень пассивна относительно предмета, она повторяет все его изменения.
И: Задумайся, для чего Богу тень?
А: Как собаке пятая нога. Да ни для чего!
И: Подумай хорошенько.
А: Может для того, чтобы увидеть себя как бы со стороны.
И: Для чего ему смотреть на себя со стороны? Для чего ты подходишь к зеркалу?
А: А-а! Для того чтобы увидеть свои недостатки и исправить их!
И: Точно!
А: Значит, Богу нужна его тень, для того, чтобы расти?
И: Да.
А: И таким образом Он учится жить?
И: Да!
Глава 7
А: В продолжение начатого давай поговорим о происхождении и развитии чего бы то ни было.
И: Я знаю, к чему ты клонишь. И, тем не менее, выскажись для читателя.
А: А я знаю, что Ты знаешь. И тем не менее высказываюсь с Твоего позволения. Одни говорят о сотворении мира, другие об эволюционном его развитии...
И: А ты хочешь эти точки зрения соединить в одно?
А: Да. Просто эволюция проходит под руководством Бога.
И: Как? Он со своего трона на облаках посылает ангелов для стимулирования одних видов жизни и для уничтожения других?
А: Если говорить ветхозаветным языком, то это так и есть.
И: А если современным?
А: На современном языке это звучит примерно так. Каждая живая клетка, каждый атом материи (и не только материи) знают Бога.
И: То есть?
А: То есть, они живут одним ритмом с Ним, они в такой гармонии с Ним, что можно смело сказать, это Он и есть. Вся жизнь настолько подвержена этому ритму, что получается как бы взаимогармоничный танец, постоянно усложняющийся до обретения им совершенной красоты и простоты.
И: Эволюция - это сознательное стремление жизни к совершенству?
А: Да. Именно это я и хотел сказать. Не слепое стечение обстоятельств, как говорили раньше, а сознательный настрой на единый ритм. Ибо если кто-то не будет попадать в этот ритм, то просто разрушится от какофонии.
И: И этот ритм задает Бог?
А: Да. Это и есть Закон Божий, выполняя который скользишь по волнам Его океана куда захочешь! А если не выполнять - просто утонешь и акулы сожрут твое тело.
И: Но как попасть в Его ритм?
А: Ты мне Сам говорил: надо прислушаться к своему сердцу - оно его знает!
И: Хорошо. А как ты думаешь, было ли Начало?
А: Смотря у чего.
И: Вообще у жизни.
А: То есть, у Бога?
И: Да.
А: У Абсолюта, как мы Его определили...
И: Это ты так определил.
А: Ну, хорошо, пусть я так Его определил. Так вот, У Него, я думаю, не было начала, не будет и конца. Для Него не существует понятия времени и пространства. И конечно Ты прав, ни местоимение, даже с большой буквы, ни сами слова "Абсолют" или "Бог" не могут определить Бога.
И: У жизни нет ни начала, ни конца, по-твоему?
А: Да.
И: А как же рождение и смерть?
А: Сама Жизнь (Бог) бесконечна, но ее проявления управляются законом циклов: они рождаются, живут и развиваются, потом умирают. Это как игра ребенка в песочнице: он делает из одного и того же песка город, потом дорогу, потом бабу Ягу. В его воображении все это живет, а он - участник и руководитель этой жизни. Но как только ему надоедает одна игра, он одним движением руки ломает все песочные постройки и начинает другую игру.
И: Ты хочешь сказать, что Бог играет?
А: Не совсем. Ты Сам говорил, Он учится. И каждую свою новую постройку Он делает все более совершенной. Ребенок, кстати, играя тоже учится.
И: Земля, являясь одной из Божьих построек, тоже погибнет от взмаха Его руки?
А: Конечно, когда-нибудь Земли, как и всей Солнечной системы не станет. Но нам не стоит беспокоиться по этому поводу.
И: Что, конец, по-твоему, не близок? А может уже завтра все кончится? Надоест Богу эта игра и Он захочет начать новую.
А: Я не это имел в виду, призывая не беспокоиться.
И: Я знаю. Твоя картинка, которую ты хочешь показать, Мне тоже нравится.
А: Опять главная роль в ней принадлежит Солнцу. Светит Солнце, испуская во все стороны свои лучи. Самих лучей не видно, пока они не упадут на что-нибудь материальное. Каждый лучик - дитя Солнца, он связан с Ним, ибо из Него исходит.
И: Дальше.
А: А дальше - просто. Все это о человеке. Каждый человек - дитя Бога, он связан с Ним, ибо из Него исходит. Сам человек невидим, пока не упадет в материальное тело.
И: Ты опять хочешь противопоставить плоть и дух человека?
А: Нет, нет! Но тело человека, так же как и его мысли и чувства, и все события, происходящие с ним, - все это лишь тень человека. Или, возвращаясь к картинке с Солнцем, это что-то, на что падает лучик. А сам лучик так связан с Солнцем, что само Солнце нельзя увидеть, не видя его лучей. То есть, человек - это сияние Бога, но мы видим всегда лишь пыль, на которую падает Свет. Поэтому лучам Солнца не стоит волноваться о смерти, если они знают, что их Отец-Солнце - вечен.
И: Мы начали об эволюции...
А: Разве еще не понятно? Ты же Сам определил: Эволюция - это сознательное стремление жизни (или Бога) к совершенству.
И: Я согласен, когда речь идет о человеке. Но о какой сознательности камней, растений и животных можно говорить, а ведь они тоже подвержены законам эволюционного развития.
А: Ты хочешь сказать, что камни, растения и животные, да и вообще все, суть такие же лучи, как и человек?
И: Конечно!
А: У меня возник вопрос: если Абсолют включает в Себя все, то значит, Он включает в Себя и лучи, исходящие из Него?
И: Да.
А: И Свою тень тоже? Или лучше сказать, Свое отражение на всех уровнях. Так образнее: светит Солнце, испуская лучи во все стороны. И лучи, падая в разные среды (землю, воду или воздух), по-разному в них видны. И все эти отражения тоже включает в Себя Бог?
И: Раз Он Абсолют...
А: Получается, что главный Разрушитель (или сатана), он же Тень Бога, он же Пассивность, он же Отражение Бога, есть всякое проявление Бога где и когда бы то ни было.
И: Да. Только сатану ты слишком поднял в звании.
А: Разве это не одно и то же?
И: Нет. Сатана - это придуманное людьми олицетворение зла. А то, что ты называешь главным Разрушителем, действительно есть Его Отражение или проявление на разных планах. И действительно Это является Разрушителем всякой Иллюзии (или Замысла) Бога. Оно разрушает всякое Слово Бога путем его воплощения в жизнь (проявления). Кстати, Пассивностью часто называют как раз наоборот, Замысел Бога, а Активностью - его проявления.
А: И все же, мы начали об эволюции... Как связать эти высокие материи с ней?
И: Ты чем сейчас занимаешься?
А: Пишу это.
И: Но прежде чем написать конкретную фразу ты задумываешься, как это лучше сделать?
А: Да. Но часто связь между разными фразами (даже хорошо обдуманными) очень зыбкая.
И: Ты не задумывался почему?
А: Наверное, потому, что общий замысел всей беседы для меня как в тумане, очень расплывчат. Я просто хочу, чтобы жизнь стала лучше, чтобы она стала более осмысленной, чтобы люди узнали Тебя. И поэтому хочу разобраться хотя бы в своих собственных представлениях на этот счет. И поэтому я, вдруг обнаружив какую-то его (общего замысла беседы) часть, начинаю ее пристально рассматривать, забывая о других. Но к чему Ты это спросил?
И: Как ты думаешь, Бог действует так же?
А: Ты меня поставил в тупик. Весь ход последних рассуждений подводит к утвердительному ответу. Но такого не должно быть!
И: У Бога, по-твоему, есть ясный и четкий план своей деятельности на всю бесконечность?
А: Если нет, то мы Его, кажется, унизим.
И: У Бога никакого плана нет!
А: Но как же тогда?
И: Вспомни, ты сам говорил...
А: ...о едином ритме?
И: Да!
А: Так, если вернуться к примеру моего творчества, то единый ритм его заключается в моем желании улучшения и осмысления жизни?
И: Не только в этом.
А: А в чем еще?
И: Зачем ты пишешь в начале строк "А" или "И"?
А: То есть, ритм беседе задаешь Ты?
И: Да.
А: И частые, казалось бы, совсем не связанные стилистически и логически мои высказывания Ты поворачиваешь таким образом, что они становятся все-таки подчиненными одной идее, одному ритму?
И: Да. Дальше.
А: Ты об эволюции?
И: Да.
А: Значит, всякие скачки эволюции так же корректируются Богом.
И: Как?
А: Там, где развитие пошло не в соответствии с Единым ритмом, возникает диссонанс, разрушающий сам себя. Таким образом, развитие или эволюция протекает свободно в любом направлении, но наилучший, самый рациональный путь возможен только в соответствии с Единым ритмом.
И: А что развивается: Сам Бог или Его Отражение?
А: Конечно, Отражение.
И: Но ведь это всего лишь Тень.
А: Ну, хорошо, скажем так: Бог учится и развивается, глядя на Свое Отражение.
И: Ну, ладно, больше не буду тебя мучить. Остановимся на этом.
Глава 8
А: Итак, чтобы нам лучше жить, надо просто исполнять те самые две Твои заповеди.
И: Какие?
А: "Возлюби Господа всем сердцем, всем разумением твоим" и "Возлюби ближнего твоего как самого себя".
И: Да, все очень просто.
А: Я хотел было оставить на следующую встречу с Тобой разговор о служении Тебе, но ведь оно есть следствие любви к Тебе, и поэтому давай поговорим о служении сейчас.
И: Давай.
А: Служение Тебе заключается в творении дел Твоих, так?
И: Так.
А: Значит, служение - это совсем не хождение в какую-либо церковь, мечеть, синагогу и т.д.? То есть, это не стояние возле одной из солнечных дырочек в черной-черной плотной ткани?
И: По-твоему, ходить в церковь совсем необязательно?
А: Да.
И: А что собой представляет церковь, по-твоему?
А: Ага! Я понимаю, кажется, к чему Ты клонишь. Церковь - это собрание людей, служащих Богу, Ты хотел, чтобы я это сказал, да?
И: Да.
А: Тогда получается, что все современные религиозные и культовые организации - вовсе не Церковь!
И: Я так не говорил!
А: Вообще-то, да, в них люди, действительно, служат Богу так, как они себе это служение представляют. И если я представляю себе его по-другому, это не значит, что я прав, так?
И: Так. А как ты себе представляешь служение, поделись.
А: Даже не знаю. Только понимаю, что какие-либо видимые его выражения должны быть наполнены глубоким внутренним содержанием. Ведь все видимое - это лишь оболочка внутреннего. И если создавать только видимость служения... Вот, хороший пример. Я купил сметану на рынке в банке. И вдруг - бац! - банка скатилась с прилавка и разбилась. К счастью, сметана оказалась настоящей и сохранила форму банки, оставаясь даже без половины банки. Если бы сметана была жидкой, т.е. разбавленной водой, она бы растеклась и смешалась с осколками стекла на земле. Ее осталось бы только убрать в мусорное ведро. Но мне повезло, и я выкинул стекла, а сметану, очистив от осколков, так и понес домой в половине банки.
И: Чем же должно быть наполнено служение?
А: Верой, да?
И: Во что?
А: В Бога.
И: Поконкретнее, пожалуйста.
А: Уверенностью, что Бог, которому я служу, самый лучший, потому что Он единственный. Что Он справедлив и мудр. Он любит меня, а я Его. В - общем, Он мой учитель и отец, а я его ученик и сын. Поэтому Он меня всегда прощает, когда я замечаю, что упал и прошу прощения.
И: Чем отличается настоящая вера от разбавленной? Или, лучше сказать, чем разбавлена вера, что она становится ненастоящей?
А: Я думаю, сомнением.
И: Но если нет сомнений в вере, она вскоре станет неповоротливой догмой, которую надо либо вбивать в мозги последователей, либо красочно рекламировать, либо напридумывать громоздкую надстройку умозаключений...
А: Но Ты сам говорил, что нужно творить дела Твои не сомневаясь...
И: Правильно. Когда куда-нибудь идешь, не сомневайся в цели, но сомневайся в правильности своего пути. И не думай, что выбранный тобою путь единственный и верный.
А: Значит сомнение вере необходимо? Но чем же тогда разбавляется настоящая сметана веры, что при разбитии банки (разоблачении догматики и ритуалов), она разливается и, смешиваясь с обломками культа, гибнет?
И: Вспомни, чем привлекаются люди в церковь?
А: Все по-разному. Одни уходят душой от житейских проблем, другие хотят помочь людям, только не знают как, третьи ищут Тебя, да мало ли чем еще.
И: Да, причины прихода в церковь разные, но что всех их объединяет?
А: Упование на Бога?
И: То есть?
А: На Кого-то сильного и справедливого.
И: Где находится этот сильный и справедливый?
А: Ага! Я догадываюсь, к чему Ты клонишь. Этот Бог где-то вовне человека. И человек ищет справедливости или опоры у кого-то вовне себя, да?
И: Дальше.
А: Надо надеяться на того Бога, который внутри человека. Надо прислушиваться, прежде всего, к своему сердцу и тогда услышишь тот самый Единый ритм, о котором мы уже говорили. Так?
И: Так. Но зачем тогда собираться в определенном месте некоторому количеству верующих людей, ведь сердце всегда с собой и Бог тоже всегда внутри каждого?
А: Наверное, не зачем. Лишняя трата времени и сил.
И: Подумай хорошенько.
А: Ты хочешь сказать, что эти собрания необходимы?
И: Да. Что происходит с двумя лучами при встрече?
А: Ага! Понятно. Также и с людьми: они либо усиливают друг друга, либо ослабляют, да?
И: Ну и что?
А: Так если люди все настроятся на один ритм, его воздействие на мир и на самих людей многократно усилится. Для этого только надо найти этот ритм. А его даешь Ты! Это и есть, "где вы собраны во имя Мое, там и Я среди вас"?
И: Да.
А: Значит через церковь Ты воздействуешь на мир людей, задавая через собирающихся во имя Твое Единый ритм.
И: Вся беда в том, что очень мало Моих сотрудников даже в церкви. Мои сотрудники никогда не тратят энергии на распри. Их так мало! Церкви, к сожалению, пошли по пути ограничения и исключительности. Поэтому Мои друзья и помощники не видят в церкви смысла. Но попытайтесь еще раз, прошу вас, быть может, изменив название и, разрушив всяческие ритуалы, воссоздать собрание душ живых и стремящихся к Богу. В этих собраниях буду Я, если вы услышите Меня.
А: Почему церкви удалились от Тебя?
И: Потому что каждый ищет своего...
А: ...понимания Бога и отвергает другое понимание того же Бога, да?
И: Почти.
А: Почему почти?
И: Если бы люди искали Бога!..
А: А они ищут просто своего, да?
И: Как это печально, когда ходишь среди людей, рассказываешь о Царстве Небесном, о том, что оно рядом, внутри каждого, а люди вместо Него жаждут увидеть очередное чудо, или хотят получить какую-то выгоду здесь, на земле, или там, на Небе. Как это печально!
А: Ну не плачь, пожалуйста! Не совсем же мы конченые негодяи! Ты Сам говорил, надо верить в лучшее будущее. Я верю, что мы найдем в себе силы, что Ты нам дашь эту силу, чтобы исправиться...
И: Вся беда в том, что вы не хотите исправляться.
А: Неправда! Если хоть один человек этого хочет, я знаю, Ты поможешь ему зажечь весь мир, чтобы в огне очищения выплавить золото!
И: Если бы ты был таким храбрым не только на словах...
А: Почему Ты так пессимистично настроен?
И: Потому что Я вижу твое сердце.
А: Да, это просто бравада. Но чтобы мне стать Твоим другом и помощником, мне надо представить себя им, поверить, что я смогу им стать, так ведь?
И: Так. Но если бы ты на этом не останавливался. Дальше слов мало кто отваживается идти.
А: Я, кажется, начинаю понимать, чем разбавляется настоящее служение Тебе. И даже не так важно чем, как для чего. Для того чтобы сметаны казалось много и чтобы она казалась настоящей, ее разбавляют водой или содой. Так же и с нами, с нашей верой. Но стоит разбиться хотя бы привычной для нас обстановке, как мы начинаем судорожно собирать остатки своей казавшейся такой незыблемой веры. Ах! Если б мы не обманывали самих себя и окружающих, если б не искали своего!
И: На этой ноте и простимся!
А: Но я хотел еще о многом Тебя расспросить!
И: Я знаю.
А: Почему Ты так неожиданно решил прекратить запись наших бесед?
И: Пусть об этом подумает читатель.
А: До встречи!
Свидетельство о публикации №217111001764