Коменты на Послание к римлянам апостола Павла. 8 г

«1 Теперь тем, кто находится в единении со Христом Иисусом, нет никакого осуждения,
2 потому что Закон Духа, дающего жизнь через Иисуса Христа, освободил тебя от закона греха и смерти.
3 То, что не в силах был сделать Закон, не способный перебороть нашу греховную природу, сделал Бог. Он послал Своего Сына в теле, подобном греховному человеческому телу, и осудил грех, сделав Его тело жертвой за наши грехи.»

«тем, кто находится в супружеском единении со Христом Иисусом, нет никакого осуждения» - звучит стремно, но на самом деле Павел имеет в виду душевное и духовное единение, единомышленность и любовь, симпатию, восхищение, у нас должны быть те же мысли и те же чувства, что у Иисуса – что, конечно, никем еще не было достигнуто в полной мере…; даже в лучшем случае мы есмь супружницы ****ующие, гуляющие на стороне! …Вообще, я все-таки против культа личности даже когда речь идет об Иисусе! Любой культ губителен! Даже Иисуса можно превратить в идола! Напрасно Павел называет Его Богом! – если только не имеет в виду того, что все мы – сыны Бога в греховном земном теле, в греховных земных мыслях, на греховной земле. Не нам назначать кого-либо Богом или дьяволом – мы не судьи высшего мира! Мы преступники, если делаем себя судьями в таких вопросах! Бог не случайно невидимка здесь, в низшем мире земли… Напрасно Павел использовал такие мутные формулировки, как «Он послал Своего Сына в теле, подобном греховному человеческому телу, и осудил грех, сделав Его тело жертвой за наши грехи» - от этих «подобий» и схоластических иносказаний потом и случился средневековый коллапс… Хотя коллапс в любое время случается, когда начинаются противоречия типа: богатый феодал и богатая церковь истово верят в Иисуса-странника! Думаю, у крестьян могло этих противоречий и не быть, вряд ли их интересовали тогдашние заумные диспуты, в их крестной подневольной жизни им инстинктивно был близок образ распятого странника, бывшего плотника и крестьянина, они молились ему как лучшему из своей среды, как своему подобию… Ведь очевидно уже, что Павел не мог не заниматься приблизительностями, не мог быть точен и ясен до конца, ведь «Бог» и «Мессия» - это самые трудные темы в человеческой жизни! Тем более, он был горожанин – стоит горожанину напрячься, чтобы что-то лично понять, а не просто  следовать общепринятым курсом, то на работу, то с работы, как он обязательно превратится в персонажа Достоевского, станет неврастеником и путаником! Да, Павел тоже персонаж Достоевского! (и я! Он и сам свой собственный персонаж! у него же даже маленькие девочки бьются в падучей…) Кто такой неврастеник? – это просто напряг нервов во время исполнения трудной задачи (может быть, невыполнимой?!) И как не путаться, когда в духовном смысле ты никогда не жил самостоятельно… - надо же быть гроссмейстером, чтобы во всех этих раскладах не заблудиться…

Если Бог принес Своего Сына в жертву, то перед Кем?! – ведь по логике жертвы приносятся в знак раскаяния в своих грехах перед какими-то высшими силами?! Т.е. еще более высший Бог разгневался, что наш Бог натворил непотребных людишек?! Нагрешил через это сотворение?! Не надо было Павлу залезать в эти дебри! Не надо было выдумывать «тело, подобное нашему телу» -  выдумывать особое тело,  сомневаясь в земной природе Иисуса. Все эти лукавые, наукообразные формулировки дорого стоят, они как раз разъединяют нас с Иисусом, уводят Его в иные плоскости, а то и вовсе на небеса – тю-тю, улетел на небо наш дорогой брат и учитель!… Улеты Иисуса – это просто притча о Его высшей поэтичности! (каковой и должна быть всякая душа – летающей на небеса) Он с нами, здесь, среди нас! Только ты Его теперь попробуй, найди, Он ведь уже в таком же рассеянии, как и все евреи. Он сейчас во многих людях – в плотниках, в рыбаках, мытарях, поэтах и философах… – только Он в них не в полный рост вырос (может быть, Ему даже приходится сгибаться  в нас за недостатком места!) Ведь Иисус всю свою жизнь непрерывно рос – и Иисус-дитя, наверное, в достаточно многих помещается – в каждом светлом человеке… И быть Иисусом-плотником, наверное, возможно… – как и человеком с духовной миссией, только Иисус там все-таки маленечко не тот – как и в Павле, и в Достоевском и во мне Он все-таки маленечко не тот! похуже будет! Грязнее мы! («чумазый Достоевский» - это мем!) А также и с горбами…

Получается, не надо Богу молиться? Если чувствуешь Бога в себе, то – да! Мольбы нужны, только когда Его теряешь. Когда тебя покидают смысл или поэзия. Но всегда нужны не только мольбы, но и рвение, но и терпение (иногда даже не рвение, а терпение помогает – т.е. надо просто дождаться возврата смысла или поэзии, возврата Иисуса, отошедшего в пустыню или отлетевшего на небеса…) А вот поклоняться Богу вообще не нужно! (желательно стать Ему ровней!) Богу надо служить, Бога надо уважать – как нашего господина и отца – но Он не хочет, чтобы мы вечно были лишь Его слугами и рабами – а иначе и речи бы не было об Иисусе, посланным самим Богом нам на помощь… Речи не было бы и о душе – ведь душа одна у всех, она сторонница тотального равенства! …Или лучше сказать так: молитва и поклонение как живые чувства хороши, а как ритуалы плохи… Не молиться нельзя – как и не испытывать неудачи; не поклоняться нельзя – как и не чувствовать себя муравьем. Если же все-таки на каком-то отрезке жизненного пути тебе удается быть успешной личностью, то слава тебе! Ты будешь прекрасным примером для кого-то – и тебе самому впору молиться и поклоняться! – но тоже вне ритуала… Люди от излишней деловитости теряют все чувства, и могут уже только совершать движения и процедуры – отсюда и ритуалы; они для таких мертвых душами людей, которые, однако, сохраняют некую благонамеренность, как рудимент былой роскоши, как остатки благоприятной кармы. Они даже пытаются служить добру своими делами, действиями и процедурами, хотя результат всегда бывает сомнительный, условный… Павел слишком много разбирал Закон и слишком мало  обращал внимание на Ритуалы – хотя суть его учения и была антиритуальная. Он, кажется, даже слова такого не произносил! Понятно, что Закон – это мужская игрушка, а Ритуалы  - женская (Павел ведь и  женщин почти не замечал) …А раз не нужны ритуалы, то не нужны и священники? Да и храмы евангельское христианство Иисуса и Павла  отвергает.  Не суббота, а субботство, не священники, а священство – т.е. покой и святость должны быть постоянно внутри каждого из нас. Если мы не является для собственных жен священными христианами, вот они и поклоняются этим чучелам в попонах; если мы не являемся для них яркими личностями, вот они и бегают за «звездами», тоже ряжеными в блестки… Т.е. для баб естественно молиться и поклоняться кому-то, а для мужиков  естественно служение и личностный рост… – но при этом мужик всю жизнь отдаляется от бабской утробы, из которой вышел – т.е. в молодости он таки может склоняться к молитвам и поклонению по доброте душевной и от избытка восторженных чувств, а также и страха перед непознанным миром…


«5 Живущие по греховной природе думают о том, чего хочет эта природа, а живущие по Духу – о том, чего желает Дух.
6 Мысли, исходящие от греховной природы, ведут к смерти, а мысли, исходящие от Духа, – к жизни и миру.
7 Греховный образ мыслей враждебен Богу. Он не подчиняется Божьему Закону, да и не может подчиняться.
8 Поэтому живущие под властью греховной природы не могут угодить Богу.
9 Но если Дух Божий живет в вас, то вы уже находитесь не под властью греховной природы, а под властью Духа. А в ком нет Духа Христа, тот и не принадлежит Ему.
10 Если же в вас живет Христос, то ваше тело мертво для греха, а Дух – ваша жизнь для праведности.»

А здесь вроде бы синодальный перевод удачнее (т.е. он даже и всегда удачнее с литературной точки зрения, хорошо передает вдохновение Павла, но тут и смысл  точнее):
«5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном.
6 Помышления плотские – смерть, а помышления духовные – жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления – вражда против Бога, ибо закону Божьему не покоряются, да и не могут.
8 Поэтому живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.»

Хотя я и не согласен с этой его мыслью! – грех и благодать могут равно обитать и в теле, и в духе!! Ложные измышления и мистика – это грехи духа! Опять сказывается, что Павел был ученым горожанином, оторванным от природы – и его дух был здоровее его тела – что, конечно, приводило к перекосам, т.е. и дух не мог не болеть, ум не мог не ошибаться… Люди потому ничего и не достигли как личности за все эти долгие века, что не соблюдали баланса между телом и разумом! Нелепо прыгали на одной из «ног», перегружая ее… (Хотя бы эту мысль в людишек вдолбить) Тело не может быть мертво для греха, пока оно с членом! И разум не может не ошибаться, пока он не компьютер! …Павел – очередной пример того, что люди всегда судят по себе – плотская жизнь ему гораздо меньше удавалась, чем духовная. Мне, кстати, тоже, но я просто вижу истинную логику… - да и от городского влияния трудно избавиться… Тем не менее, горячая кровь – это очевидное великое благо! Недалеко от рая всякому разогретому телом или разумом! Как и всякому любящему что-либо или кого-либо… Еще раз: «плотские» плохи не потому, что помышляют о плотском, а потому, что не помышляют и о духовном – в результате чего не развиваются, не понимают истину,  пребывают не в гармонии, а в косности. Более того, они не только духовно чахнут и вырождаются, но и  телесно уродуются – раздуваются от чрезмерного потребления, ослабевают от чрезмерного комфорта. Помышляющие только о духовном вызывают у меня не меньшее отвращение и сочувствие – тоже  гипертрофированность в одном и чахлость в другом, тоже картина ложная и нездоровая… И разве мы не знаем, что самоуверенные умники тоже Богу никогда не покоряются… Они, как и «плотские», заняты умножением имущества и карьерой – только их имуществом являются, к примеру, книги или картины (которые они все равно меняют на деньги!), а их карьера происходит не в заводской, а, к примеру, университетской среде… На двух же «ногах» человек вообще как вечный двигатель – ведь пока работает одно начало, отдыхает второе! И у него постоянно случаются резонансы на стыках этих двух начал, которые и являются гениальностью, вдохновением и оргазмом… Да, все так, но сам я разве не куркуль, вечно приумножающий имущество всех видов?! Картины уже девать некуда, книг настрочил столько, что уже никому все не прочесть… Чем меньше у меня карьеры, тем больше натурального хозяйства – а суть от перемены слагаемых нисколько не меняется? (а если теперь еще у меня и деньги появятся - по одной, пока секретной причине - то я и вовсе превращусь в дельца из творца?! Начну строить дом, заведу жену и детей… Теперь моя главная задача не творчество, а чтобы все сотворенное после меня не пропало. И на кого надеяться, если не на наследников?...) В общем, вся надежда на то, что я все же настоящий христианин и философ – и  с годами все больше люблю людей и все меньше ценю имущество (хотя вроде как параллельно есть и обратная тенденция – презрение, а то и ненависть к «людишкам» и «обращение внимания на материальную сторону дела» - просто последнее реализуется уже не столько в качестве мелкого ремонтника и подсобного рабочего, а в качестве чего-то вроде индивидуального предпринимателя…) И: меньше ругаюсь? – так просто проходишь в последние годы фазу подъема! (разве можно верить, что подъем не прервется, когда уже неоднократно происходило обратное, причем с неумолимостью настоящего закона природы…) Затоварился имуществом, но счастливым от того нисколько не сделался – это тоже уже как закон природы, притом весьма поучительный. Оказалось не очень-то нужным, лежит и стоит как на складе чуть ли не 90 процентов всего (малюсенький смартфон тому немалой причиной! – с ним нужны лишь интернет и электричество! Да и то временами, а не всегда.  Ну и носильные вещи! Причем, я привык к старым носильным вещам, в новые обряжаться совсем не привык, а привычка - вторая натура. Не хочу выглядеть как попугай или юный жених – я и сам ведь уже очень не новый…)

Так что же, Павел ошибался?  Да, но это простительная ошибка с благими намерениями – и на уровне инстинктов он все-таки имел в виду правильные вещи, потому как обращался  к простому народу, к массам, а не к умникам – а простой народ коснеет именно в материализме… Главное, что он проповедовал Иисуса, а сам Иисус не проповедовал  умозрительность! Т.е. где ошибется Павел, там его поправит Иисус (а где будет непонятен Иисус, там его разъяснит Павел…) Т.е. просто призыв «хорошие книжки читать» не хуже  Павлова призыва к духовности, но и то и другое будет бездейственным благим намерением без Иисуса, без крестной жизни что в теле, что в духе… - и без Иисусовой любви к ближнему… (тело – это мы сами, умозрительность – это далекие вещи – и то, и другое надо любить, но должно быть и третье, как связующее между ними – любовь к ближнему; причем, не только к ближнему человеку, но и к ближнему миру в целом! К тому, что видишь своими глазами, слышишь своими ушами, к тому, что происходит вокруг здесь и сейчас…)


«Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.»

Фантастика… Хотя держаться за свои тела все равно, что держаться за свое имущество. И не случайно же мы своими телами почти не любуемся, потому что лишь краем глаза видим их. Лично я дорожу своим телом не больше, чем своим пальто! Если знать, что оно у нас не единственное, то и вовсе беспокоиться не о чем… Хотя сам Иисус может быть настолько мудро жил и телом, настолько хорошо управлял им, что мог заложить в него программу на воскресение, на самоисцеление? – примерно так же, как мы можем проснуться в заданное время (иногда даже с удивительной точностью).  …Однако мне вполне вероятным представляется следующий вариант: Иисуса сняли с креста не мертвым, а потерявшим сознание; сняли рано, потому что Его друзья и ученики требовали отдать им тело. Кто тогда сильно разбирался в том, умер ли человек или же находится в состоянии клинической смерти? Он просто не мог так быстро умереть! На крестах сутками мучаются! Но могла собраться толпа, начаться бунт, вот Его и отдали. А может сказалось и то, что все знали про репутацию Иисуса как великого праведника. Плач друзей и их укоры действовали воинам на нервы… и ведь наступала суббота – т.е. самих евреев рядом не было! Уж евреи бы не дали промашки, а римляне были слишком чужие на этом празднике смерти, подневольные исполнители… - что им, конечно, не нравилось… Т.е. Иисус воскрес с одной стороны потому, что Его сильный дух превозмог сильнейшую телесную слабость – один вытащил другого, так бывает в жизни, на коротких дистанциях сверх-усилия возможны – а с другой стороны потому, что добросовестно (!) убивать праведника мало охотников…

Т.е. учение Николая Федорова – это бред, типа коммунизма, а вот помощь духа телу и тела духу – это ежедневная практика. Тело и дух – это два друга, и если один оступится, второй обязательно поможет. Хотя конечно, в тяжелых случаях нужны очень сильные тело и дух, ты можешь с чем-то не справиться – и стать инвалидом, или вовсе убиться, или сойти с ума… Просто Павел был гораздо сильнее духом, чем телом, как это и свойственно горожанам. У него, как и у большинства, не было равноправного партнерства духа и тела; у горожан часто дух вытягивает тело, а у крестьян тело вытягивает дух, они не инвалиды, но хромы все-таки, припадают на одну из «ног»…

Иисус вообще не производил впечатление человека мощного духа – таков именно Павел. Иисус – это тонкая душа, а душа может быть тонкой и богатой только при балансе и гармонии духа и тела! …Слабое тело слишком легко убить, а мощный дух легко может уклониться в схоластику и фантастику. Нужна дружба и любовь духа и тела! Кто ближний для нашего тела? – наш дух! И наоборот. А кто посредник между ними? – любящая душа… И Павел, хоть и с фантастическим оттенком – из-за которого потом все пошло наперекосяк, удалилось в сферу мистики и миазмов – говорит именно об этом. Главное – побеждать смерть и в теле и в духе, побеждать с помощью сотрудничества и любви, причем сотрудничать надо не только с другими, но и с самим собой!


«12 Итак, братья, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти,
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.»

Ну как же мы не должники плоти, когда нам надо есть, одеваться, отдыхать?! И для умерщвлений ли дается нам дух жизни?! Получается, что Павел открыл широкую дорогу к средневековой схоластике – по которой, конечно же, сам бы не пошел! Он  хотел отвлечь людей от их сугубого материализма, но лишь добавил другую крайность – мистицизм и схоластику… Павел – это первое слово, которое, как и первый блин, еще корректировать и корректировать. В нем говорит однобокий книжник, который ценить только свои схоластические штудии, а к физической жизни относится презрительно… - таких было миллионы во все века… И как результат: «что хочу, не делаю, а что не хочу, делаю» - беспомощность и неврастения… «Практика покажет»! – пусть материальная реальность постоянно корректирует наши умозрительные «духовные» наметки…

Но разве ты сам не проповедовал схему, по которой древний материальный мир сменяется душевной «нашей эрой» - которая в свою очередь уступает место эре духовной? Да, но эту схему надо скорректировать: эта духовная эра должна быть одновременно и материальной и  душевной! – а иначе она будет столь же ужасной как древний мир или наше душевное болото! Она просто доконает нас!  Не может быть ясного и здравого ума без материальной базы! Не может быть гибкого ума без душевности! Должна быть троица качеств и сущностей и ни одна не должна давить и нарушать общую гармонию! Без ума и духовности такое конечно невозможно устроить… Т.е. надо действительно дать место духу и уму – и материалисты и душевные бабы должны подвинуться! Должны всерьез взяться за ум! И они вроде бы действительно пытаются поумнеть – об этом говорят интернет и компьютеры – но слишком мало еще у людей в этой сфере верных ориентиров (у одного меня их больше, чем у всех остальных вместе взятых?! Хотя и у меня он один – гармония. И еще критическое отношение к полученному от прошлых поколений наследству… - даже вот и к апостолу Павлу…) Да, но разве в «нашу эру» душевность не стремится к гармонии? – это же ее главное свойство… Без ума душевность лишь смягчает противоречия, а не избавляет от них. И избыток душевности уму не способствует – как и избыток влаги в почве нормальному земледелию. Ум пока заперт в схоластических башнях – или же пресмыкается в технарстве; и там, и там он изощряется в мелких подробностях… Он уже родился в душевную эпоху – как и все рождается в присутствии воды – но вырасти до нынешних времен никак не мог. Без компьютера и интернета умственная жизнь была слишком отрывочной, эпизодичной, а также излишне авторитарной, завязанной на авторитеты (в том числе,  и на апостола Павла) Духовная эра должна не упразднить – или «умертвить» - материальную жизнь – не дай Бог! – а преобразить ее; она должна избавиться и от дебильного потребительства, и от чрезмерных тягот – оставив одну лишь радость в кипящей крови…

Хочется вернуться к «воскресшему Иисусу» - заметьте, в Евангелиях странствие Иисуса описывается подробно, а вот о начальной части Его жизни написано слишком мало – а ведь при желании можно было бы много написать, ведь Его родственники были рядом и могли все рассказать! Тоже и с концовкой – о таких важнейших вещах как воскресение и вознесение на небо написано совсем чуть-чуть и в основном сообщается лишь то, что Иисуса не нашли в его гробу! Как можно о вознесении на небо сообщать в двух строчках и после этого не писать на эту тему вовсе ничего?! Вдруг Иисус явился за запертыми дверями и стал показывать свои раны Фоме! Все это очень похоже на видения людей,  пребывающих в исступлении  и экзальтации, а не на реальность. Все это какой-то апокалипсис сновидений и видений наяву… На них же и языки пламени якобы сходили! Причем, тоже один раз и без всяких последствий… Т.е. если Павел, будучи в экстазе,  проповедовал схоластику ума, умертвляющего плоть, то и другие апостолы вели себя не лучше, тоже будучи в экстазе. Но это все можно понять и простить; в экстазе люди всегда отрываются от реальности. Одним апостолам грезилась утерянная плоть Иисуса, а другой грезил, что без плоти мы станем победоносными духами. Все это только сны и мечты, игры воспаленного воображения, порожденные смертью любимого учителя… Не смертью, а исчезновением?! (отчего им и стало чудиться, что вот, Он мимо проходил и даже с нами рыбу кушал, и прочее) Куда исчез Иисус, если Он не умер? Пошел дальше странствовать, только не с целью создания общин, а просто так…; Он растворился в этом огромном мире, людском море; или же поселился в какой-нибудь глуши как отшельник (не случайно же в дальнейшей истории было так много отшельников) Цивилизация Его явно не влекла, а в Иудее Ему бы жить не дали… Что касается первых 30 лет жизни Иисуса, то очевидно, что они были мало примечательны – и кроме случая детского спора со священниками в храме и вспомнить-то родне было нечего… Т.е. у Него, конечно же, была богатейшая внутренняя жизнь, но родня была обычными материалистами, а они таких вещей в упор не замечают – по себе знаю! Т.е. вполне возможно, что Иисус послужил людям пару лет, попроповедовал, а потом опять ушел в себя… Он может быть предвидел пессимистический вариант дальнейшего существования христианства. Может быть, Он понимал, что является только первой ласточкой, которая не сделает погоды – как бы не старались Его ученики, в каком бы экстазе не пребывали… И старое разрушаться и новое созидаться будет еще тысячелетия; людишкам ведь слишком привычен бег по кругу; каждый на этом бегу свой желобок вытачивает, который ему и мил, и дорог, и комфортен… Детей очень сильно опекают, а потом человек уже не может из своей колеи выскочить – если и вырвется одним боком, так другой бок на месте удержит; какой-нибудь пальчик, да застрянет по любому… – а то и целый член!


«14 Ибо все водимые Духом Божиим – сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.»

Когда мы водимы духом Божиим, когда мы благоухаем душой, когда, опять же, кипит  кровь в нас, благоухая и ведя за собой – тогда да, мы сыны Божии – а вот когда этого нет, то мы кто-то похуже, помельче, может муравьи, может, прах; может, произошли от обезьяны… И свидетельства, что мы сыны Бога уже нет в нас… Т.е. верх нелепости думать, что на этой земле мы можем иметь неуходящую Божью силу и некий железный мандат, ее наличие подтверждающий… Бейся до конца  на кресте, одна из перекладин которого означает великую слабость и немощь – или же скрывайся в душевной воде, в семье, она не даст тебе упасть ниже середины; скрывайся сам и являй себе замену, свое потомство… - т.е. играй вничью и передавай мандат, эстафету, живи в наследниках уж и не знаю, до какого колена (на деда можно быть похожим, а на прадеда?)

«Мы – сыны» - это просто лозунг «нашей эры», для которой основа – душевность, семья. Отсюда и «мы - братья». Душевно мы все друг другу очень близки, а вот предметы и идеи нас разделяют. Нас разделяют тела, нас разделяет умонастроение и надо либо оставаться чистыми душами, либо становиться обладателями совершенных тел и универсальных  идей. Раз Бог делится на Аллаха, Будду, Иегову, то это верный признак несовершенства и все эти представления должны стать достоянием истории… Легко назваться «сыном Бога», но как им на деле стать? Сколько не взывай «Авва, отче», все равно мало чего получится… Не взывать надо, а думать и чувствовать. Истерики только окончательно погубят… И братьями друг другу на деле им тоже стать не удалось. Благой порыв угас; их сплачивали только совместные преследования, а так они просто приятельствовали, даже не дружили – как «дружат», к примеру, и коллеги по работе… (я со всеми своими коллегами «дружу», но с большинством всего по пять минут на пересменке...)


«18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас.
19 Ибо творение с надеждой ожидает откровения сынов Божиих, –
20 потому что творение покорилось суете не добровольно, но по воле Покорившего его, – в надежде,
21 что и само творение освобождено будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
22 Ибо знаем, что все творение совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только оно, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся на то, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.»

Платонова сразу вспомнил! Его  первоначальных наивных и искренних коммунистов! Они тоже со страхом и надеждой ожидали невероятного прогресса, невероятных откровений. Ведь им даже и бессмертие чудилось! Мечтали построить народное государство, как Павел мечтал построить народную церковь. «Всякое рабство и буржуазное тление уйдут, начнем маршировать на свободе в светлое будущее!» Да и все революции – включая сюда и совсем недавние, «цветные» - делаются с этим ощущением. Мол, живем в черно-белом скучном и смертном мире, а будем жить в цветном, полнокровном, веселом… Веселая свежая молодежь нам этот мир построит… Т.е. не только коммунисты и революционеры – это нынешние христиане, но и тогдашние христиане – это коммунисты и революционеры! Та цивилизация ведь тоже была праздником для немногих богачей, была цивилизацией фасадов – все остальное же прозябало и мечтало, и ворчало, и было способно и на злобный бунт и на добрую, но ужасно глупую революцию…

И да, может в человеке открыться «слава», талант – но и это не гарантия того, что в нем же не откроется и бесславие! бездарность! (вспомнил Джигарханяна и других знаменитых актеров – очень многие из них попадают в скандальные и даже позорные истории! Их облапошивают ничтожные бабенки, они спиваются, голосуют на Ельцина или Навального и прочее и прочее… Да что далеко ходить – посмотри на самого себя… Бесславие меня одолевает едва ли не ежедневно… Пока люди будут обитать в коробочках, «совершенство» останется их любимой иллюзией и только…)

Имея только начаток духа и ума, Павел надеялся, конечно, на более быстрый рост того, «чего не видим», какого-то полного преображения, усыновления и искупления – едва ли не избавления от тела! едва ли не нетленности! И его терпение было не без внутреннего стенания, т.е. жгучего нетерпения! И конечно, никогда не было этого самого совокупного стенания и мучения всего творения – тут он преувеличил наши бедствия, как и коммунисты преувеличивали бедствия рабочего класса, о котором якобы так радели. Мы, конечно, несчастливы во взрослой жизни, мы, конечно, хотели бы большего – но и не более того. И напрасны чьи-либо надежды на чудесное преображение и революционные перемены – хотя и надо мечтать о далеких далях, чтобы сдвигаться хотя бы и на считанные метры… Терпеть – иногда и постанывая – придется всю жизнь – и хорошо, если не в полном внутреннем одиночестве… (В молодости у меня, разумеется, было гораздо меньше скепсиса в отношении революционных перемен, я и самого себя за волосы  регулярно пытался вытащить из всегдашнего болота  - да и сейчас пытаюсь! – но ведь все возы на своих местах остаются, не сдвигаются; или даже назад откатываются; а если и сдвигаются, то объективно судить об этом будут со стороны  последующие поколения, но никак не мы сами…) Посулами нетления Павел многих воодушевил; христианство в те годы наверняка было мистической экзальтированной сектой; опять же, идея принесения добра и пользы увлекала их как скаутов или пионеров, как волонтеров или еще каких-то добровольцев, но к трезвой истине и к душевным талантам это все имело очень мало отношения, а именно это является краеугольным камнем, без которого любые благие порывы можно месить как глину, придавая им любую форму или направление. Т.е. в христианстве, как и везде, тоже сразу смешались добрые семена и плевелы с соломой. Ни отдельному человеку – пример Павла – ни целым собраниям людей – пример Павловых общин – так и не удалось полностью преобразиться, стать новым человеком или сообществом. Мы видим только заявку, только намерения и благие порывы… По притче Иисуса и это зерно не попало на добрую почву – таковой почвы, наверное, и не существует в духовном смысле еще! Люди слишком далеки даже от азбучных пониманий! Даже Троица тела, души и духа для них темный лес, в котором они вечно блуждают…


«26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.»

Тут признается, что мыслей  и знаний нет, а есть лишь воздыхания и сердечные муки. Есть душевная эра, а не духовная… Любящим Бога и людей и знать ничего не надо, им и так все содействует ко благу? -  да, но откуда возьмется такая любовь в немощах наших?! Кроме того, мало любить одного Бога – это всегда будет выдуманный Бог! И выдуман Он будет по принципу замещения… Точно так же мало и любить одних людей – это тоже будут выдуманные, а не реальные люди! Вообще, мудрость и любовь обычно представляют независимыми сущностями, но я-то уверен, что это брат с сестрой и по отдельности им не выжить! (во мне, например, в данный конкретный момент мало любви – и я становлюсь вял и безучастен – какая уж при таком настрое может быть мудрость! Долго ли она по инерции протянет… И наоборот, любовь без мудрости быстро перегорает в своей экзальтации, отчего и говорится об экзальтированности и неустойчивости женщин, которые в итоге начинают держаться за деньги просто за неимением других опор…)

Павел  явно описывает свою личную внутреннюю ситуацию, свои личные воздыхания – а у других все может быть иначе. Он-то действительно стремится к росту, к тому, что еще не постиг и не может выразить – ни в молитве, ни в этих посланиях… Много ли было в его общинах подобных ему? Самокритика людям очень мало свойственна, очень редко дается, это на самом деле великий христианский дар Креста и есть. Все благодарят Бога и кланяются ему, но каются и сокрушаются о своих немощах только по большим праздникам… Стыдятся «благовествования Христова», которое в Кресте и заключается! Проблемы у христианина считаются ЧП – а это норма! На этой земле нет проблем только у спящего или мертвого! Только самокритика возвращает нас в реальность, как она есть – со всеми ее немощами и воздыханиями, которые ты не в силах выразить словесно - и это первый шаг к знанию и мудрости…


«29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями.
30 А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.»

Сплошная мистика, погубившая миллиарды… Ох, горе мне, горе – рушится моя вера в Павла… Он таки был человеком своего времени… Хотя и в любые времена людишки витийствуют высокопарно, пафосно, бросаясь громкими словами, смысла которых не понимают и сами… Даже неловко говорить обо всех этих «предузнаниях» и «предопределениях» - наше ли это собачье дело?! Лучше на деле покажите шеренги Иисусов! Хотя замах у Павла и правильный, все-таки не Иисус ни он, ни мы, ни я. И в этом если и есть какое-то предопределение, так только то, которое задано самой реальностью, самой историей этой реальности здесь, на земле… Павел как горьковский буревестник летал высоко, а тем временем в его общинах начинали твориться даже и прямо непотребные дела… Если бы он там выращивал Иисусов, он бы их точно рекламировал! Показывал как живые примеры для подражания и примеры успешности собственной проповеди и воспитательной работы…

Бог всех к чему-то предопределил, всех к чему-то призвал – и все в чем-то оправдались, исполняя свое призвание – и даже в чем-то прославились  хоть немного… А иначе получается какая-то зависимость от божественного предопределения, с одной стороны и мирской славы, с другой. И оправдывать себя призванием и избранностью  – вместо самокритики – все  очень даже горазды… Глупее нет идеи избранного христианина! Мы  должны биться внутри потока жизни! Как можно красоваться в потоке?! В битве?! До самомнения ли в такой реальности?! Мы не патриархи! не факиры! не легендарные герои… - слабые людишки, пытающиеся все-таки выразить неизреченные воздыхания свои… - да и на деле пытающиеся им следовать… в потоке, в битве… - и скорее в бесславии, чем в славе…


«31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

Бешенная самоуверенная экзальтация продолжается… - сколько войн потом под этим лозунгом велось! Откуда он взял, что Бог «за нас», за кого-то из нас или за кого-то из  «них»… И если Бог Иисуса не пощадил, то как пощадит нас, дурень! В общем, Павлуша откровенно заблудился – как и часто с «христианами» случается, очень часто. Невозможно не заблудиться в таком большом и новом деле – обязательно все заблудитесь! Без единого исключения на сколько-нибудь длительной дистанции! Раз уж Павел заблудился, то и вы заблудитесь – раз уж Иисус страдал, то и вам пострадать придется… - и от чужих заблуждений, и от собственных… И ведь я не просто так говорю – уже из истории известно, что Бог нам «всего» отнюдь не даровал еще… Смерть Иисуса была зловещей вестью – в пандан к благой – для следующих тысячелетий. Людишки ужасны, Бог среди них не может выжить и пары лет даже и посреди самого «избранного» и «боголюбивого» народа… Павел ведет себя как неофит, полный самых радужных, но глупых мечтаний и надежд… Настоящий Че Гевара! Лучше Ленина в сто раз…


«33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.
34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч, как написано:
36 «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание»?
37 Но все это преодолеваем силой Возлюбившего нас.»

Христиан преследовали с самого первого дня – отсюда и экзальтация (а от экзальтации новые преследования?! Экзальтированные кажутся опасными людьми…) Причем, преследовали даже и в Риме с самого начала – хотя, казалось бы, какое им дело… Но и там жили кучи евреев, они же во все века селятся в столицах и прочих козырных местах… Т.е. теперь более понятен общий настрой Павла – он хотел подбодрить преследуемых, вселить в них уверенность и способность переносить испытания. Отсюда даже и гордость – легче умирать гордым! В общем, только сейчас я понял, почему он пишет про избранность, предопределение и грядущую славу – это все говорится овцам, ведомым на заклание… Единственная ситуация, когда такие слова уместны и оправданны… Опять же, миллиарды в будущем спасались, умирая именно так, с такими надеждами… (я бы и сам так умирал! – уже без смирения…)


«38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее,
39 ни высота, ни глубина, ни другое какое творение не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.»

Бог действительно любит нас? Раньше я не сомневался, а теперь даже и не знаю… Слишком мало вокруг любви, надежды, веры; слишком много слов и мало дел у этой троицы; похоже на зиму, когда солнца мало – вот и Бога мало, такой сезон… Но умирающим лучше верить, лучше экзальтироваться… - они заслужили даже и самую глупую веру в любовь… Остальным же лучше поумнеть и что-то делать – чувства без ума могут только говорить, не могут делать дела… (делать же надо что-то такое, чтобы в результате добрым овцам – женщинам, детям и прочим простякам -  больше ничего не грозило…; наверняка уже тогда среди христиан было три четверти женщин… - неужели и их распинали? Обычно цивилизациям такое несвойственно! Может, женщин больше запугивали, чем реально убивали, но им и этого хватало для экстаза…)

Так-то Павел любил высоты и глубины, начала и силы, настоящее и будущее, но сейчас он хотел выдать лишь главный итог для преследуемых и даже убиваемых – Бог за нас! И Он действительно за них, а не против – Он вообще за всех, даже за врагов… но часто и никому не светит… (перед лицом смерти не посветить не может? Всякому умирающему веру в свет и веру в Бога надо обязательно найти! Хотя бы и в самую последнюю минуту…)


Рецензии