Евангелие от Александра. Беседа четвертая

Беседа четвертая


Глава 1

А: Здравствуй!
И: Здравствуй!
А: Мне так неудобно, что я опять пристаю к Тебе, но я не могу без этого общения с Тобой! Хотя мы постоянно общаемся и без записи, правда ведь?..
И: Конечно!
А: ...но почему-то тянет поделиться этим с другими. Хотя это и попахивает тем самым навязыванием, против которого мы так сильно выступали. Поэтому я и сомневаюсь, правильно ли делаю, что предаю бумаге наши беседы.
И: Это единственное сомнение?
А: Нет, есть еще одно. Я сомневаюсь в Твоей истинности: не придумал ли просто я Тебя?
И: А это имеет значение?
А: А как же? Если Ты - плод моего воображения, то Ты вовсе не Бог!
И: Что важнее в вещи: как она называется или какая от нее польза?
А: Конечно, польза!
И: Так какая тебе разница, придуман Я тобой или Я - Учитель из невидимого мира? Ведь в любом случае, Я - частичка Абсолюта. А раз Я - его частица, значит через Меня, как и через любую другую Его частицу (в том числе, и через тебя) говорит Он сам!
А: Дело в ответственности: или я просто передаю Учение, или я придумал себе некую систему взглядов и проповедую ее. Чувствуешь разницу?
И: Небольшую.
А: Как!?
И: Вот так.
А: Но ведь если я все это придумал, то я и понесу весь груз ответственности за то, что повлиял на некоторых людей. Если это просто передача...
И: Ты боишься ответственности?
А: Да, то есть, нет... Я боюсь не ответственности, меня волнует, имею ли я право учить (ведь именно этим мы занимались в предыдущих беседах)?
И: Сам по себе ты ничего не значишь.
А: Значит, я занимался передачей?
И: Ты слишком скор на выводы.
А: Я опять не прав?
И: Ты ведь знаешь сам...
А: Все настолько взаимосвязано, что подергивание любой нити паутины сотрясает ее всю?
И: Да.
А: Значит, кто бы и что бы ни делал, он будет влиять на весь мир, да?
И: Да. Еще.
А: Любые мысль и действие есть следствие всех предыдущих.
И: Да.
А: А как же ответственность?
И: Но ты же ее не боишься, вот и дерзай!
А: А если я не прав?
И: Опять тебе скажу: сам по себе ты ничего не значишь - ты слишком часто употребляешь свое личное местоимение.
А: Пока я буду задумываться, прав я или не прав, надо ли что-нибудь делать или не надо, я буду топтаться на месте...
И: ...будучи личностью...
А: ...а как только начну действовать, не оглядываясь на себя...
И: ...будучи проводником Высшей воли...
А: ...помчусь локомотивом вперед!
И: Каков твой вывод?
А: Надо действовать не по размышлению рассудка, а по наитию сердца!
И: Так что имеет самое большое значение в наших беседах?
А: Искренность перед самим собой?
И: Да!

Глава 2

А: Получается, что любой встреченный мной человек может быть Учителем?
И: Не может быть, а так и есть.
А: Любой человек - Учитель?
И: Да.
А: Если все учителя, кто же будет учеником?
И: Ты.
А: Всё встреченное мной мне на пользу, для пополнения моего опыта?
И: Да.
А: Но некоторые из встреченных мною людей явно желали мне зла. Какая от этого польза?
И: Ты не видишь ее?
А: Нет. Во-первых, человек поддался злым помыслам, т.е. греху, так?
И: Дальше.
А: Во-вторых, он пускает в меня отравленные стрелы, которые ведь могут и поразить.
И: Но ведь могут и не поразить. Как ты думаешь, от чего это зависит?
А: От крепости моего щита.
И: От чего зависит крепость твоего щита?
А: От моей близости к Тебе, да?
И: И еще от чего?
А: От моей работы над собой?
И: Так зачем в тебя пускал стрелы "злой человек"?
А: Чтобы я стал сильнее.
И: Зачем тебе нужно быть сильным?
А: Чтобы приблизиться к Тебе и стать Тебе другом и помощником.
И: Основное занятие Моих друзей - какое?
А: Творчески преобразовывать мир хаоса в Свет!
И: Так зачем ты встретил "злого человека"?
А: Чтобы он стал хоть чуточку добрее к самому себе.
И: Почему - к себе?
А: Потому что, всякий, думающий, что он что-то значит - жалок. А раз он осмелился стрелять в другого отравленными стрелами, значит он полагает, что имеет на это право.
И: Если у него нет на это права, то почему ты позволяешь себе осуждать его? Кто тебе дал это право?
А: Да, конечно, у меня тоже нет этого права. Извини!
И: У тебя есть право влиять на мир, как ты сам говоришь, преобразовывать его, чтобы он стал светлее.
А: Значит, мне все-таки можно осудить некоторые дурные действия людей?
И: Помнишь Манилова?
А: Который строил воздушные замки не сходя с дивана?
И: Да.
А: Ну, и какая связь с нашей темой?
И: Подумай.
А: Может такая: надо не осуждать людей и их поступки, а пытаться их исправить и направить в правильном направлении?
И: Как ты будешь направлять людей, и откуда ты знаешь, что ты показываешь им верную дорогу?
А: Мы об этом уже говорили: Сердце знает и подскажет дорогу и действия.
И: Что оно тебе говорит сейчас?
А: Что надо видеть в каждом человеке брата и любить его независимо от его поступков. И совсем не надо ему говорить: "Ты делаешь не правильно, делай вот так!" Даже мысленно.
И: Дальше.
А: Может, рассказать ему о своем подобном опыте, если он имеется, и к чему это привело?
И: Давать нравоучения?
А: Нет? Как же тогда?
И: Думай. У тебя есть сын.
А: Но его я воспитываю в соответствии со своими представлениями о мире. И в случае чего, он очень просто получает от меня по попе. С другими людьми я не могу поступать так же.
И: Тебе никто и не предлагает воспитывать человечество.
А: А зачем Ты напомнил мне о сыне?
И: Если все люди - братья, кто их Отец?
А: Ты хочешь сказать, что наказывать и поощрять может только Отец? И не мое дело лезть в воспитательный процесс? Но ведь среди братьев есть постарше и помладше.
И: Кто они?
А: Постарше - те, которые в результате своей деятельности приближаются к Богу, помладше - отстоят немного дальше. И старшие братья, конечно, имеют больше прав воспитывать младших.
И: Как, ты думаешь, они воспитывают?
А: Я думаю, педагогикой Любви и Свободы.
И: То есть?
А: Каждый брат волен выбирать путь и действия.
И: Это педагогика Свободы. В чем педагогика Любви?
А: Чем больше пользы, тем легче идти.
И: То есть?
А: Чем ближе человек к Богу, или другими словами, чем больше деятельность человека угодна Богу, то есть, чем большая доля Общего Блага в стремлении человека в сопоставлении с эгоизмом, тем больше Бог помогает. Или, еще иначе говоря, если ритм дела совпадает с Единым Ритмом, тем легче его делать.
И: В чем же Любовь?
А: А в том, что никто не наказывает человека за его неправедные действия кроме него самого.
И: Итак, каков твой вывод по главе? Кто имеет право учить?
А: Вывод таков. Весь мир настолько взаимосвязан, что отделить учеников и учителей невозможно. Мы все учимся друг у друга, и на нашем опыте учится сам Бог. Поэтому учить имеет право всякий. Только не надо думать, что преподаваемое учение есть достижение и опыт некоего учителя. Нужно понимать, что мир разнообразен, и некоторая система взглядов на него никогда не исчерпает его. И относится к любому учению нужно соответственно: это всего лишь представление о мире, но не сам мир.
И: Ты сказал.

Глава 3

А: Мы пришли к тому, что учить имеет право всякий человек, в том числе и я, так?
И: Так.
А: Но как я узнаю, что именно этому человеку именно сейчас нужнее всего сказать?
И: Как мы с тобой сейчас беседуем? Ты всегда точно знаешь, о чем мы через мгновение заговорим?
А: Нет. Слова сами появляются откуда-то.
И: Откуда они появляются?
А: Ты хочешь сказать, что их даешь мне Ты?
И: И да, и нет.
А: То есть?
И: Где живет Дух Жизни?
А: Он вездесущ.
И: А это значит...
А: ...что Он и руководит нашей беседой?
И: Лучше сказать: Он ведет нашу беседу Сам с Собой.
А: Следующий вывод сам напрашивается: любая беседа есть беседа Жизни, да?
И: Что ты понимаешь под беседой?
А: Любое соприкосновение разных проявлений одной и той же Жизни, или Бога. Это касается не только людей. Но я хочу поговорить еще о людях, ведь они чаще всего нарушают гармонию взаимоотношений. Часто люди настолько яростно отстаивают свою позицию перед другими, что начинаешь сомневаться в том, что оппоненты - проявления одной Сущности. Как может Жизнь разделиться Сама в Себе до полного взаимонепонимания своих частей?
И: Вспомни грозу.
А: Уничтожение разности потенциалов для очищения пространства?
И: Да.
А: То есть, получается, что потенциалы (или системы взглядов на мир) постепенно накапливаются в предгрозовых тучах, а затем сталкиваются с молнией и громом. Тем самым очищая жизненное пространство от противоречий.
И: Новые противоречия не замедлят появиться на месте уничтоженных.
А: Какой смысл тогда в грозе?
И: А ты забыл, как легко дышится после нее!
А: Но ведь назавтра опять необходима гроза! Зачем каждый день нагромождать противоположности, а потом сталкивать их в единоборстве?
И: Это и есть игра Жизни!
А: Мне сейчас вот что пришло в голову. Гроза каждый раз похожа на предыдущую, так?
И: Так.
А: Значит, никакого прогресса здесь не наблюдается.
И: Ну и что?
А: А то, что Бог совсем не учится жить, Он просто живет. Он уже настолько совершенен, что дальше просто некуда совершенствоваться.
И: Кто ж тогда учится?
А: Мы, дети Его.
И: Зачем мы, дети Его, учимся?
А: Чтобы познать Его, а познав, приблизиться, а приблизившись, вернуться в лоно Его.
И: То есть, стать единым с Ним?
А: Да.
И: Тогда скажи, пожалуйста, зачем Бог посылает детей Своих в этот мир, в эту грозу жизни, если они все равно вернутся к Нему и ничего нового не принесут?
А: Ты хочешь сказать, что дети, вернувшись в Родительское лоно, приносят с собой нечто новое?
И: Вспомни, как легко дышится после грозы...
А: Бог постоянно обновляется Своими детьми, то есть, нами. Значит, чем сильнее гроза, тем больше озона?
И: Ты считаешь Бога любителем войн и противоречий?
А: Получается, так.
И: При ясном небе бывает гроза?
А: Нет.
И: Дальше.
А: Противоречия нагромождаем мы сами по своему незнанию. Для сохранения гармонии Жизни, Ей приходится периодически громыхать очищающей грозой, чтобы мы, наконец, узнали закон Божий. Если бы мы жили в соответствии с законами Жизни, небо всегда было бы ясным над нашей головой, да?
И: Конечно!
А: Так, подожди! Мы - дети Божьи, так?
И: Так.
А: Значит, через нас Он Сам творит дела. Значит, противопоставления - все-таки Его работа. Значит, о ясном небе можно и не мечтать, так?
И: Так.
А: Вот мы и запутались!
И: Интересно, как ты распутаешься?
А: Как так: запутывали вместе, а распутывать мне одному?
И: Ты забыл принципы нашей беседы?
А: Нет: на все вопросы я должен найти ответы сам.
И: И каково твое мнение насчет грозы и ясной погоды?
А: Я думаю, погода бывает разной. И в любую погоду Жизнь играет всеми красками одновременно. И учится, и играет, и поет - в общем, Живет.
И: Мы начали главу с того, кто имеет право учить...
А: Я думаю - только Сама Жизнь! Каждое мгновение, каждая встреча или прикосновение настолько жизненны и необходимы, что даже и не нужно забивать себе голову, что и кому сказать.
И: А вдруг ты обидишь или оскорбишь кого-нибудь?
А: Если я люблю Жизнь, то я люблю и каждое Ее проявление в каждое мгновение! Если я един с Нею, то это Она будет говорить во мне! Она же поймет всякую Свою частичку без переводчиков. Лучший учитель - Сама Жизнь!
И: Да!

Глава 4

А: Я хочу поговорить об одиночестве.
И: Я знаю.
А: Мне часто кажется, что мои высказывания, мои мысли не доходят до других, как бы я ни старался.
И: Это так и есть.
А: Но в то же время, других я понимаю, как мне кажется, прекрасно.
И: Все правильно.
А: Как же так?
И: Ты самый умный, остальные - глупцы? Это продолжение твоего вопроса?
А: Угадал.
И: Это было сделать не трудно. Что дальше?
А: Дальше - вот что. Я думаю, всякий человек находится в таком же положении. То есть, чувствует, что его недопонимают.
И: А ему кажется, что он всех понимает, да?
А: Ну, конечно!
И: Как это объяснить?
А: Я думаю - так. Каждый человек в течение жизни нарабатывает некоторый опыт, благодаря которому у него формируется представление о Жизни. Это представление о Жизни ему кажется несомненным, так как оно подтверждено его опытом. Поэтому все другие представления о Жизни для него ложны.
И: Все люди живут в сходных условиях и приобретают, естественно, сходный опыт и, соответственно, похожее представление о Жизни. Откуда берется непонимание друг друга?
А: Ты хочешь меня подвести к тому, что каждый человек активно воздействует на Жизнь, стараясь ее преобразовать по своему усмотрению. И если Жизнь сопротивляется (а иначе и быть не может!), то он давит на Нее, пытаясь Ее подогнать под свое представление.
И: А представление о Жизни у человека возникло в результате его общения с этой самой Жизнью?
А: Ну, да.
И: Откуда же берется индивидуальное представление о Жизни у Ее частичек, или людей, живущих одной и той же Жизнью?
А: Каждый человек, даже не осознавая своей Божественной сущности, тем ни менее обладает Божественным даром творчества Жизни.
И: Как это понимать?
А: Об этом уже было сказано в "Манифесте Человека", помнишь? "Что вообразит себе Человек - то и будет! Во что поверит - то и Истина для него!"
И: Дальше.
А: Человек (как и любое другое проявление Жизни), исходя из полученного опыта, формирует новое представление о новой, идеальной, Жизни.
И: Или, проще говоря, мечтает!
А: Да. Тем самым он творит и преобразует Жизнь!
И: Абсолютный Идеал Жизни есть Бог!
А: Согласен.
И: Если представление об идеальной Жизни одно, и оно не может не быть известно любой частичке целого (т.е. Жизни), почему возникает непонимание между людьми?
А: Мне пришла в голову парадоксальная мысль - между людьми нет и никогда не было непонимания!
И: Развей эту мысль.
А: Сейчас соображу, подожди!
И: Жду.
А: Вот! Здесь на лицо закон равновесия или гармонии.
И: То есть?
А: Жизнь в постоянном движении и игре некоторыми своими представителями начинает некоторую усиленную пульсацию или всплеск новизны. Ритм, которому Она была подвержена до сих пор, сопротивляется новому, стараясь замедлить его. В результате борьбы или аритмии возникает или рождается нечто новое, составляющее гармонию со старым, не отрицая его, но дополняя.
И: Спустись, пожалуйста, до человечества.
А: Спасибо за напоминание о теме.
И: Итак - между людьми нет непонимания - твоя последняя мысль. Объясни ее.
А: Люди подвержены разным ритмам. Но так как все они вместе (ритмы) составляют один Единый ритм, то посредством любого ритма можно ощутить Единый ритм. Так же, как, помнишь, мы говорили о черной плотной ткани на окне с множеством дырочек, через каждую из которых можно было увидеть все равно одно и то же Солнце.
И: Ну и что?
А: А то, что каждый человек в сокровенной глубине своей чувствует свое единство с Богом, чувствует в себе Единый с Богом ритм. И поэтому он чувствует свою правоту. Но в то же время, его частота не совпадает с частотой его брата, и ему кажется, что брат его отошел от Единого.
И: Тут и возникает непонимание. А ты утверждал, что его нет.
А: Сейчас попробую увязать все разрозненные обрывки в одну веревку.
И: Попробуй.
А: Если представить все человечество в виде одного человека, Адама (как сделали древние), или, наоборот, представить, что человек обладает всеми качествами всего человечества (что, в общем, одно и то же), то мы увидим, что этот человек соткан из противоречий, гармонично уравновешивающих друг друга. Самое главное - этот человек не стоит на месте. Он всегда куда-то устремлен. По пути его отвлекает масса препятствий, которые обязательно надо преодолеть. Некоторые препятствия (и их большинство) человек создает себе сам. Но, тем не менее, он упорно движется вперед, даже если ему кажется, что он проиграл и сдался. Каждое препятствие, в том числе и придуманное, делает человека сильнее и неуязвимее.
И: Куда устремлен этот человек?
А: Туда же, куда и Бог, или Жизнь, - иначе и быть не может!
И: Почему же, при таком всеобщем устремлении каждый человек чувствует себя одиноким и оторванным?
А: Я уже говорил, каждый чувствует в своей глубине Бога, но не видит Его в других.
И: Почему Бог в тебе не видит Себя в другом?
А: Помнишь мою картинку с Солнцем и его лучами?
И: Да. Каждый человек (и не только он) суть луч Бога. Ну и что?
А: А то, что если он оглянется назад, он увидит Солнце, из которого он исходит. А если посмотрит на соседний луч, то Солнца он никак не может увидеть пока не пересечется с ним, а этого ему не дано.
И: Что же получается? Непонимание и одиночество будут всегда сопровождать каждого путника?
А: Получается, что так.
И: Очень грустную картину ты нарисовал! К тому же, это не совсем так.
А: Как всегда, есть обратная сторона медали?
И: Конечно!
А: Каждый человек, нащупав в себе Бога, почувствовав в себе Единый Ритм, вернувшись по лучу в Солнце, будет смотреть на мир глазами Бога, будет чувствовать и понимать любой ритм, ибо каждый из них - составная часть Единого, будет знать, куда посылает Солнце свой каждый луч?
И: А как же одиночество?
А: Это преддверие откровения?
И: Ты сказал.

Глава 5

А: После всего сказанного, мне кажется, и добавить-то нечего. Дальше пусть каждый сам думает.
И: Для чего ты вообще затеял эти беседы?
А: Я тоже часто задумывался об этом. И иной раз мне кажется, что все-таки здесь присутствует немалое желание славы. И меня это очень печалит. Но радует меня то, что, перечитав в очередной раз написанное, я чувствую нечто вдохновляющее и обнадеживающее. Это чувство, видимо, показывает, что беседы эти случились не зря.
И: Ничего не бывает зря.
А: У меня опять настроение закончить беседу. Хотя я уже начинаю видеть, о чем нам надо еще поговорить.
И: О чем же?
А: О коллективной работе, да?
И: Да.
А: Но у меня совершенно нет опыта такой работы.
И: Ты так считаешь?
А: Я знаю себя. Я люблю уединение. Именно в одиночестве я могу читать о Тебе, могу творить, могу беседовать с Тобой.
И: Как ты сам определил беседу?
А: Любое соприкосновение разных проявлений одной и той же Жизни. Ты хочешь сказать, что...?
И: Конечно!
А: Это значит, что все мы, все человечество, всегда работаем одним коллективом? И все разделения внутри нас совершенно надуманны?
И: Конечно!
А: Но ведь у каждого - свое представление о мире, которое, я думаю, он вправе иметь. Если у всех будет одно единственное представление, то наверняка будет очень скучно жить.
И: Даже если это будет истинное представление?
А: Истинное представление о мире - это сам мир, так?
И: Так.
А: Мир, в котором мы живем, - реален всегда и везде не зависимо от нашего о нем представления, так?
И: Так.
А: Значит, истинным представлением о мире мы все обладаем искони.
И: И что же?
А: Сейчас, сформулирую. Скучно жить, как раз наоборот, тем, кто, заимев определенное представление о мире, живет в нем как в законченной жесткой структуре. Сам мир гораздо разнообразней и он творит себя нового из себя старого ежемгновенно так, что любое представление о нем через секунду после своего появления будет уже устаревшим.
И: Что дальше?
А: Представления о чем бы то ни было создает наш Ум. Нам нужно научиться воспринимать мир таким, каков он есть неким пока еще сокрытым инструментом, которым, я знаю точно, мы все обладаем.
И: Как же ты хочешь научиться владеть инструментом, которого не знаешь?
А: Надо найти его.
И: Это - не интуиция?
А: Нет. Интуиция основана на полученном ранее опыте, сконцентрированном в подсознании. Здесь же - нечто другое. Некое непосредственное жизнезнание. Большего я не могу сказать, потому что не знаю.
И: Хорошо, скажи, разнообразие представлений о мире - это хорошо или плохо?
А: Ты же знаешь, что Единство всегда содержит в себе разнообразие.
Поэтому, чем ярче и контрастнее проявляют себя части, тем полнее Целое.
И: То есть, чем больше противоречий - тем лучше?
А: Да. Хотя, в конечном итоге, больше двух противоречий быть не может.
И: Какие это противоречия?
А: Противоречия устремлений: стремление приблизиться к Богу или отдалиться от Него. Или другими словами, желание Общего Блага или личного благополучия.
И: Значит, личное благополучие ты считаешь злом?
А: Да, если оно строится за счет других.
И: Как можно строить личное благополучие не за счет других?
А: Ты хочешь сказать, что это уже будет стремлением улучшить всю Жизнь, частью которой каждый из нас является. Ведь если всем станет лучше жить, то и мне тоже - легче. Хотя в этой позиции чувствуется эгоизм, но она уже ближе к бескорыстному служению, правда же?
И: Ненамного.
А: Почему?
И: Подумай.
А: Бескорыстие - это черта Любви, Любви ко всему (или Богу). Но и я - частичка Бога, почему бы мне ни любить и себя?
И: Если то проявление Жизни, которое ты считаешь собой, ты любишь больше любого другого проявления, то это уже эгоизм.
А: Но все-таки эгоизм эгоизму рознь, не правда ли? И этот эгоизм постепенно перерастает из личного в общественный. А там не за горами - и забота об Общем Благе.
И: Я говорю о Качестве, ты - о количестве.
А: То есть, Бескорыстное служение обладает совершенно иным качеством?
И: Да.
А: Но все равно, есть же закон перехода количества в качество...
И: Как происходит этот переход?
А: Скачком, да?
И: То есть?
А: Противоречия, достигнув кульминации, сливаются в одно целое.
И: Что из этого следует?
А: Переход на новый, более высокий уровень?
И: Да.
А: Так я ж об этом и говорил! Общественный эгоизм (общество и эгоизм - противопоставления сливаются) ближе к бескорыстной Любви, а ты сказал, что не намного.
И: И сейчас повторю это.
А: Видимо, я так и не дорос до понимания Любви. Я пока могу говорить только о том, чем Она не является. Это совсем не забота о ближнем, потому что, заботясь о нем, я предполагаю соответствующую отдачу. Это совсем не стремление познать Бога, потому что я стремлюсь приблизиться к Нему, чтобы стать равным с Ним.
И: Ты опять слишком часто употребляешь личное местоимение "я".
А: Но если я "все имение раздам нищим", кто же позаботится обо мне?
И: Когда ты перестанешь задавать подобные вопросы, Бог улыбнется на твоем лице!
А: Мы хотели поговорить о коллективной работе человечества...
И: Разве мы говорили о чем-то другом?
А: Ты хочешь сказать, что каждый из нас должен не просто заботиться о "благе нации или всего человечества", а бескорыстно Любить своего ближнего?
И: Что значит для тебя: "Любить ближнего"?
А: Это очень трудно выразить словами. Это некое внутренне состояние, внутренний Свет, который согревает всякого, попадающего под Его лучи.
И: Что это за Свет?
А: Это - тот самый луч из Центрального Солнца, или Бога.
И: Если ты чувствуешь Его, как ты можешь заботиться о себе?
А: Ты ведь знаешь, что это написано для расстановки верных ударений. Мы же прекрасно знаем, что бескорыстно заботящийся о других имеет этот дар Бога!
И: Закончим беседу на этой фразе. Аминь!
А: Аминь!

г. Темиртау 1998-1999 гг.


Рецензии