Дневник марсианина 3-5

Дневник марсианина - это седьмая часть рассказа-размышления "Космическая дверь"

отрывок третий: "Туманности Андромеды"
 
Я уже писала, что тема Космоса – для меня особенная тема. Когда я читаю о строении Солнечной системы, у меня захватывает дух от той мощи, которая находится в центре этой системы и приводит относящиеся к ней небесные тела в движение.

При этом мой интерес к Космосу не является астрологическим, что на первый взгляд может показаться странным с учётом моего увлечения Таро. Космические объекты интересуют меня не в плане их влияния на судьбы людей, а как таковые.

Наше воображение позволяет нам совершать самые невероятные путешествия, и мне нравится мысленно путешествовать по необъятным просторам Вселенной.

В детстве и юности я очень увлекалась фантастикой, причем именно теми книгами и фильмами, где речь шла о полётах на другие планеты и о жизни на этих планетах.

Один из наиболее запомнившихся фильмов – это фильм «Туманность Андромеды», снятый по одноименному роману нашего соотечественника Ивана Ефремова, учёного-палеонтолога и писателя-фантаста в одном лице.

Позже я также прочитала его другой известный роман – «Лезвие бритвы», а еще через какое-то время волей судьбы оказалась от самого Ефремова, к тому моменту уже давно ушедшего из жизни, на расстоянии всего двух гипотетических рукопожатий. Это случилось в Дивногорье, где я близко познакомилась с человеком, который лично его знал по Палеонтологическому институту.

От него мне стали известны некоторые детали о Ефремове как о человеке, что еще тогда заставило меня задуматься над важным вопросом о том, насколько моральный выбор, делаемый литературными героями того или иного писателя, отражает его собственную личность и жизненную позицию.

Очень часто здесь обнаруживаются «ножницы»: писатель, создавший в своих произведениях, ярких положительных героев, ставших почти хрестоматийной моделью для многих поколений, сам, оказывается, во многих вещах не был примером для подражания.

И это неумолимо приводит нас к парадоксу: «настоящий», т.е. признанный писатель жил той жизнью, какой ему бы хотелось жить и совершал те поступки, которые ему бы хотелось совершать, по сути дела только на страницах своих произведений. Я не буду ссылаться на конкретные жизненные примеры – те, кто знаком не только с творческим наследием, но и с биографией своих любимых писателей, наверняка, эти «ножницы» для себя отмечал.

Если вернуться к вопросу о том, важно это или нет, то опять-таки ответ зависит от нашего мировосприятия и от того, что именно мы считаем важным, для кого и чего.

Насколько, скажем, творческий багаж как итог прожитой жизни важен для бессмертного «Я» самого писателя? Можно ли это взять с собой?

Изучив человеческие страсти и описав их в коллизиях романа, делал ли он что-то, что помогло бы ему победить собственный эгоизм и дотянуться до им же созданных героев? Или однажды пришедшие к нему почести напрочь лишили его этого шанса, раздув до немыслимых пределов его тщеславие?

Ведь стоит только человеку обзавестись чёрным бумером, который я совсем недавно упоминала, как он начинает ездить по жизни по особым правилам и иногда может не только проехать на красный свет, но и выехать на встречную полосу.

Возможно, однако, что в те моменты, когда писатель творил, его сознание поднималось на недоступную ему в реальной жизни высоту, и в написанные его рукой строки входила энергетика Высших миров? В этом смысле созданные в результате мистического акта творчества произведения, несомненно, являются чем-то отдельным по отношению к нему самому как к проводнику каких-то важных для человечества идей, рождённых не его земным «я», а услышанных с неба.

В такие моменты он, наверняка, и сам чувствовал себя другим человеком – более мощной, более совершенной личностью, и мыслями был далеко не только от бесполезной суеты, наполняющей наш обычный день, но и от того письменного стола, за которым сидел.

Если это писатель-фантаст, то в своём воображении он мог находиться не просто на другой планете Солнечной системы, но и в радиусе силового поля звезды другой галактики, например, Туманности Андромеды.

Гала;ктика, как известно, это система звезд, движущихся относительно общего центра. Интересно, что само это слово происходит от греческого названия нашей Галактики, ибо др.-греч. ;;;;;;;; значит «молочный». Так что выражение «Галактика Млечный Путь» - это, по сути, тавтология.

Получилось так по одной простой причине – по причине ограниченности научного знания. Галактикой назвали систему, в которую вместе с другими звездами входит Солнце, имеющее в свою очередь систему обращающихся вокруг него планет. И долгое время астрономы считали, что все объекты Вселенной являются частями этой макросистемы. Это, безусловно, было упрощенным представлением, однако научно доказать, что наблюдаемые на небе «туманности» образуют свои собственные системы, аналогичные Млечному Пути, удалось лишь в 1920-е годы.

Галактика Андромеды – наш ближайший сосед по небу, если слово «ближайший» в данном контексте в принципе уместно. «Туманностью» эту галактику, очевидно, называют из-за того, что невооружённому глазу она видится с Земли как тусклая, размытая звезда – такое скопление тумана эллиптической формы.

Что касается Андромеды, то история здесь тоже весьма «туманная». Согласно греческим мифам Андромеда была прикована к утёсу по приказу собственного отца – эфиопского царя Кефея - в качестве жертвы морскому чудовищу, однако в итоге спасена Персеем.

Именем Андромеды было еще в древности названо созвездие, ну а затем и замеченное еще в 946 году «маленькое облачко» в его составе, оказавшееся на деле галактикой, в несколько раз превышающей размеры Млечного Пути.

Из того, что землянину важно знать об этой галактике, наверное, учёные на первое место поставили бы тот факт, что галактика Андромеды и наша Галактика приближаются друг к другу со скоростью 100—140 км/с., и в будущем ожидается столкновение двух галактических систем. Всё это, однако, настолько отдалено от нас по времени, что просчитать последствия столкновения, если его действительно не избежать, практически невозможно, так что прогноз в композиции «Энигмы» Goodbye Milky Way, не предвещающий детям солнца «ничего хорошего», – это лишь один из возможных разворотов событий.

Хотя в самой песне гибель нашего несовершенного мира, наполненного ненавистью, на самом деле, отнюдь не рассматривается как нечто однозначно плохое.

Второй важный факт, пожалуй, состоит в том, что Туманность Андромеды, судя по расчетам, на всём своём протяжении содержит значительную массу невидимого вещества, так называемой «тёмной материи».

А что такое «тёмная материя» учёные толком не знают. Есть даже предположение, что это материя параллельной Вселенной, формирующая структуры, которые в наших измерениях ощущаются как невидимое гравитационное гало вокруг видимых галактик.

Признаться честно, я люблю солнечную погоду, поэтому проникнуть силой воображения в мрачные глубины тайн, скрывающихся за всеми этими туманностями, мне хочется гораздо меньше, чем «Энигме». К тому же пока для меня, пожалуй, это слишком дальнее путешествие.

В своих мыслях я предпочитаю путешествовать по родной Солнечной системе, которая после разговора о Туманной Андромеде уже даже и не кажется столь же необъятной и непостижимой, как в начале. А в ней меня больше всего притягивает красная планета Марс.


отрывок четвертый: "Лемниската"
 
Придя в школу, наивный недоросль, вооружённый одним портфелем, одной головой, парой глаз и ушей, а также рук и ног, имеющих по пять пальцев, в какой-то момент вдруг утрачивает иллюзию, что всё вокруг можно сосчитать и измерить.

Это одна из первых «детских» иллюзий о принципиальной познаваемости нашего мира, которая развеивается в достаточно раннем возрасте.

Возможность инвентаризовать окружающие нас объекты, согласитесь, создаёт ощущение контроля над средой, в которой мы обитаем, и придаёт человеку уверенности.

И тут вдруг выясняется, что, помимо не без труда усвоенных нами чисел, обозначаемых «арабскими цифрами», которые на самом деле пришли из Индии, а также таблиц сложения и умножения, существует еще такая штука, как «бесконечность», обозначаемая знаком лежащей на боку восьмёрки…

Эта фигура называется лемнискатой.

Только лемнискаты нам еще не хватало! От шока, у юного школяра возможно, на голове дыбом встают волосы, которые, если очень постараться, тоже можно сосчитать...

В иллюзии, столь безжалостно разрушенной знаком бесконечности, на самом деле, мы пребывали не с самого рождения. В раннем детстве мы просто жили и воспринимали мир, полагаясь на своё внутреннее чутьё. И оно нас связывало с миром естественным образом, мы себя ему не противопоставляли, а ощущали его неотделимой частью.

Многие, возможно, хорошо из детства запомнили, переломные моменты, связанные с овладением счётом. Лично в моей памяти навсегда осталось то самое лето, когда я учила таблицу умножения: морской берег, окружённый скалами, где в перерывах между купаниями мама проверяет очередную порцию таблицы, выученную накануне вечером.

Эта процедура в определённой мере омрачала беззаботность летнего отдыха на юге, ибо накладывала как на меня, так и на неё некие обязательства, но деваться было некуда: хочешь - не хочешь, надо учить.

Свои первые шаги по приобщению к выработанным человечеством знаниям мы, возможно, так хорошо запоминаем потому, что именно в этот момент, получаем в руки некие инструменты познания, которые далее могут осознанно применяться, и тем самым как-бы «выводим себя за скобки», теряя способность прочувствовать мир изнутри.

А находясь за скобками, мы уже больше не можем представить себе бесконечность – наше человеческое сознание не позволяет это сделать.

Однако повседневная школьная рутина всё время нас заставляет с мыслью о бесконечности соприкасаться: сакральная фраза «область определения функции – от нуля до бесконечности» прочно засела у меня в голове, хоть я уже многие годы решаю совсем иные уравнения, чем тогда на уроках математики.

Со временем эта фраза перестаёт шокировать – ведь бесконечность существует где-то, а не рядом с нами: ну есть и есть.

«Область определения» наших функций и достижений на Земле нам кажется вполне обозримой. В общей массе взрослые люди в этом не отличаются оригинальностью, о чём красноречиво свидетельствуют анекдоты про золотую рыбку. «Ну, жена, машина, квартира – это первое …» - один из наиболее находчивых ответов на её стандартный вопрос о трёх желаниях.

Для того, чтобы вновь испытать священный трепет перед бесконечностью, тот, что сродни чувствам, испытанным, когда мы впервые о ней услышали, нам нужно мысленно унестись далеко в космос, например в окрестности Туманной Андромеды.

Ощутив себя там, поняв, насколько мы далеки от дома, и насколько дальше могли бы от него быть, если бы у нас был достаточно мощный звездолёт воображения, мы сможем действительно прочувствовать лемнискату.

Туманность Андромеды отдалена от Млечного пути на расстояние в 2,52 млн св. лет, но даже там Вселенная не заканчивается. Обе эти галактики входят в так называемую «Местную группу» галактик. За её пределами существуют еще более удалённые галактики, которые, вместе с Местной группой входят в еще более сложные и масштабные структуры Вселенной.

Но и это не главное, а главное то, что за всем этим видимым лежит нечто гигантское невидимое, значительно превышающее его размеры.

Сейчас я говорю о невидимом не в мистическом смысле, а исключительно с позиций науки.

Изучая движения небесных тел, учёные не раз сталкивались со случаями, когда оно не подчинялось законам небесной механики.

Впоследствии это иногда находило простое объяснение: выяснялось, что отклонения были вызваны существованием ранее неизвестного материального тела - планеты или звезды. Именно так была открыта планета Нептун.

Но объяснить за счет этого все непонятные случаи не удавалось. На основании косвенных признаков ученые вынуждены были в итоге признать существование в Космосе невидимой материи и энергии, которые метафорически были названы «тёмными».

Слово «тёмный» не приписывает им каких-то зловещих признаков, а означает только то, что их прямое наблюдение невозможно – они проявляют себя исключительно в виде гравитационных эффектов.

Тёмная материя способна собираться в сгустки, образуя невидимые астрономические объекты, участвующие в гравитационных взаимодействиях, наряду с видимыми. Их скрытая масса в несколько раз превышает массу наблюдаемых тел в составе галактик и других систем гравитационно связанных объектов.

Тёмная энергия – это энергия того, что нам предстаёт как космический «вакуум», но пустотой на самом деле не является.

Просто эта энергия не взаимодействует сколько-нибудь заметно с обычной материей посредством известных типов взаимодействия, опять-таки за исключением гравитации. На её долю по подсчётам ученых приходится свыше 70% энергии во Вселенной, и она однородно наполняет собой всё пустое в других отношениях пространство.

Я постараюсь объяснить это на примере, с помощью которого смогла это представить сама. Итак, мы подходим к яблоне, и видим множество осыпавшихся за ночь яблок. Все они лежат вокруг ствола на определённом расстоянии друг от друга – их массы явно недостаточно, чтобы притянуть друг друга, а сила притяжения, как мы помним зависит от массы тел.

Если мы сложим их в кучку, то некоторые из них начнут с неё скатываться и могут укатиться далеко – у кучки недостаточно сил, чтобы их удержать.

Но вот если мы сложим их в пакет, то из него они уже никуда не денутся – будут держаться все вместе. Почему? Потому что на них извне будут давить стенки пакета, а они будут от них отталкиваться. Если бы пакет был невидимым, то поначалу мы бы долго недоумевали, почему яблоки плотно прильнули друг к другу, словно магниты.

Аналогичное объяснение учёные, как я понимаю, дали тому факту, что массы всех наблюдаемых небесных тел в скоплениях галактик оказывается недостаточно для того, чтобы эта крупная галактическая структура не рассыпалась, как кучка яблок.

То есть по их расчетам только силы притяжения явно мало для удержания всех тел и газов в больших галактических структурах. Так, одно из исследований показало, что реальная суммарная масса видимых объектов в изучаемом скоплении оказалась аж в 500 раз меньше той, что ожидалась исходя из законов механики. Следовательно, можно предположить, что вместе галактики в скоплениях удерживает не только притяжение к центру, но и «отталкивание» от невидимых «стенок» чего-то, что находится за их пределами.

Окружая видимые небесные структуры со всех сторон, действующие снаружи невидимые глазу силы не позволяют составляющим этих структур разлетаться в разные стороны.

С учётом всего этого, «область определения» Вселенной не просто простирается от нуля, за который можно принять точку, из которой мы пытаемся её охватить своим взором, до плюс бесконечности; но и от нуля - до минус бесконечности, т.е. в недоступные нашему наблюдению бесконечные «миры» с иным типом энергии.

На фоне этого более широкого понимания бесконечности Вселенной расстояние от Туманной Андромеды до Млечного Пути уже не кажется большим, также, как до этого само собой сократилось расстояние от Земли до Марса, после того, как мы мысленно вылетели за пределы нашей галактики.

В её уютные пределы мы будем сейчас постепенно возвращаться. Дело за малым - нужно преодолеть всего какие-то два с половиной миллиона световых лет..

отрывок пятый: "Немного о небесной навигации"

В общем случае для указания на расстояние используются меры длины: метры, километры, мили, дюймы, футы, ярды, версты, сажени, пяди и т.д. В основном, конечно же, сегодня - метр и кратные ему единицы в метрической системе.

Измерение расстояний в единицах времени, а год представляет собой именно единицу времени, на Земле не совсем обычная практика, хотя и здесь в ответ на наш вопрос: «Это далеко?» мы часто слышим: «В пяти минутах ходьбы» или «Всего пару часов на машине».

И это вполне оправдано, ведь время и расстояние неразрывно связаны друг с другом третей величиной – скоростью движения, поэтому теоретически на расстояние можно косвенно указать, ссылаясь на то, сколько времени уйдет на его преодоление, если объект будет двигаться с известной скоростью.

Люди используют этот косвенный способ в обиходной речи по двум причинам. Во-первых, если у нас есть цель из пункта А попасть в пункт Б, то нам в практическом плане зачастую важнее знать сколько это занимает времени, нежели точное количество метров или километров, разделяющих эти пункты.

И, во-вторых, точное количество метров или километров нашему собеседнику может быть попросту не известно, поскольку он не энциклопедия, поэтому в быту проще говорить о минутах или часах, ориентируясь на обычную скорость, с которой передвигается пешеход или едет машина.

В случае световых лет речь идёт о скорости света, а расстояние длиной в один световой год – это,соответственно, то расстояние, которое луч света преодолеет за юлианский год, если будет с этой постоянной скоростью перемещаться в вакууме, не испытывая влияния гравитационных полей.

По нашим земным меркам свет движется очень быстро, покрывая 300 000 км всего лишь за одну секунду. Во сколько раз это больше скорости самой быстрой гоночной машины? Я что-то не могу сосчитать … В любом случае путешествие от Солнца до Земли длиной в 150 миллионов км свет проделывает всего за 8 минут с небольшим.

Мы за это время успеваем только дойти или добежать до ближайшей автобусной остановки. То есть свет движется настолько быстро, что отдельные фазы движения светового луча наш глаз не способен отследить.

Если представить расстояние между двумя галактиками в километрах, то величина, очевидно получится слишком большой, поэтому в целях сопоставления масштабов в астрономии проще оперировать крупной единицей времени – световым годом, не конвертируя эти данные в меры длины.

Итак, говоря, что Туманность Андромеды удалена от Земли на 2,52 млн св лет, мы имеем в виду, что, если перемещаться со скоростью света, то на то, чтобы долететь от Млечного Пути до Туманной Андромеды, нужно 2,52 млн лет. Это очень-очень много.

Вместе с тем, для того, чтобы мысленно оказаться в окрестностях этой галактики, нам понадобилось всего несколько минут: включили трек «Энигмы» под названием Dreaming of Andromeda - и поехали! Это значит, что скорость мысли существенно выше скорости света.

Я говорю это на полном серьёзе, имея в виду скорость в буквальном смысле слова – никаких метафор в этом случае.

Вообще, если задуматься, то мысленное путешествие по просторам Вселенной не такая уж и "фикция": оно имеет сходные черты с путешествиями, которые мы считаем «настоящими», хотя в надёжности этого слова мы уже имели возможность усомниться, рассуждая о том, кто такой «настоящий» писатель.

Первое сходство состоит в том, что во Вселенной так же, как и на Земле, есть места, о существовании которых нам пока ничего не известно, и именно по этой причине мы не можем туда отправиться.

Как бы хорошо мы ни знали географию, на нашей личной «карте» земной поверхности есть белые пятна, т.е. географические объекты, о которых мы и слыхом не слыхивали. Желание их посетить может возникнуть только, если нам о них сперва что-то расскажут.

Аналогичным образом перенестись мысленно в какое-то место во Вселенной, не зная о том, что оно есть, невозможно, также как невозможно туда направиться, не имея никакого представления о его «координатах», т.е. насколько оно от нас удалено и рядом с какими известными нам астрономическими объектами находится.

На Земле это выглядит следующим образом. Скажем, местоположение Британских островов мне хорошо известно, и, представив себе Евразию, я мгновенно могу их локализовать: они будут находиться в левом верхнем углу, т.е. к северо-западу от той точки, в которую я помещаю себя.

Япония, между тем, будет находится по правую руку - на Востоке, и от меня она удалена на значительно большее расстояние, чем Британские острова, хотя точные цифры я и не знаю. Таким образом, я понимаю, в каком направлении мне – на чём бы я ни поехала - нужно двигаться, чтобы оказаться в Лондоне, а не в Токио.

Иными словами, в любых путешествиях нам нужны хоть какие-то вводные.

В случае мысленных перемещений «систему координат» мы задаём сами, у каждого мечтателя она своя, и она отличается от той, которой пользуются моряки и лётчики, но она должна у нас быть: нашей мысли обязательно надо выдать задание и задать направление – лишь тогда она тронется в путь.

Бывают, конечно, случаи, когда мы мысленно попадаем куда-то случайно, например во сне, но ведь и земных путешественников, как того же Одиссея, не раз заносило в неведомые края. Так что и здесь есть очевидное сходство.

Далее, опыт нашего пребывания на разных космических объектах столь же различен, как и опыт пребывания в разных странах и на разных континентах. Красная планета Марс очень сильно отличается от ледяного гиганта Урана – так же как Сахара отличается от Антарктиды.

Энергия мысли настолько легка и подвижна, и вместе с тем мощна, что за свою жизнь теоретически мы могли бы запросто несколько раз облететь весь Земной шар, а также побывать в далёком Космосе, если бы - если бы сумели её для этого высвободить, но … В этом вопросе есть одно упрямое «но».


Рецензии