Дневник марсианина 6-8

Дневник марсианина - это седьмая часть рассказа-размышления"Космическая дверь"

отрывок шестой "Неугомонный паровозик"

Точнее этих «но», скорее всего, несколько, но вот над одним из них точно нужно задуматься.

Дело в том, что обычно эта ценная энергия мысли совершает совсем иную работу нежели запуск «космических поездов» в небо: она целиком расходуется на то, чтобы гонять пыхтящий на ходу паровозик игрушечной железной дороги по вполне земным рельсам.

Такую детскую железную дорогу мы часто видим в американских фильмах. По ней без остановки ездит игрушечный железнодорожный составчик.

Если для развлечения и привлечения покупателей она установлена в гипермаркете детских игрушек, то она имеет достаточно большую протяжённость.

Давайте теперь вспомним наш день. Под утро нам, конечно же, снится не рокот космодрома, но, увы, и не высокая зелёная трава у дома, нам снится, что звонит будильник, и, как вскоре выясняется, нам это вовсе не снится.

После завершения квартального отчёта, в нужности которого мы сомневались еще до того, как к нему приступили, мы, возможно, набираем номер и болтаем с кем-то по телефону или же заходим с той же целью в соцсети.

Затем отправляемся в магазин за продуктами, готовим поесть, едим и садимся смотреть телевизор или снова заходим в соцсети.

Затем, возможно, читаем книгу или идём в спортзал, кино, театр, ночной клуб, а потом – ближе к ночи - уже не заходим в соцсети, потому что мы из них даже не выходили.

«Социальные сети» – это очень точное определение. На накатанных рельсах наш паровозик удерживают не только «земные путы» в виде материальных потребностей, которые нам надо ежедневно удовлетворять, но и эти самые «сети» – социальные.

В терминах мастей Таро первое – это пентакли, второе – жезлы.

А Жезлы - это все те задачи, которые мы перед собой ставим в своей карьере, а также в сфере общения, интересов и развлечения, это все те желания и устремления, которые нам хочется воплотить в форме, позволяющей получить положительную обратную связь от других людей – признание, одобрение, популярность, иными словами, «лайк».

И чем «друзей» и «лайков» больше, тем лучше мы себя чувствуем, т.к. это повышает нашу самооценку, льстит нашему честолюбию и тешит наше самолюбие.

Так вот, если у нас непомерно большие запросы как в сфере пентаклей, так и в сфере жезлов, то «покой нам только снится» – покой убывает обратно пропорционально росту этих запросов.

Кто-то работает на двух работах, а также много ходит по тусовкам, следовательно, поздно ложится и поэтому мало спит. А кого-то его единственная работа и положение к столь многому обязывают, что он, даже когда ложится в постель, уснуть не может.

У людей, боящихся потерять все эти очки, заработанные в пентаклях и жезлах, непременно возникают проблемы со сном и психикой в целом.

В психологии есть два взаимосвязанных понятия: интериоризация и экстериоризация. Они достаточно хорошо известны: первое - переход извне внутрь, второе – обратный процесс перехода изнутри вовне.

Если мы затратим всю свою энергию на экстериоризацию, то на внутреннюю работу и межгалактические перелёты ни сил, ни времени уже не останется.

А, между тем, взгляните на свой неугомонный паровозик из Космоса. Вы его видите? Разве не похож он из этой точки наблюдения на муравья, с умным видом занятого деятельностью, которая недоумевающему по её поводу человеку представляется тщетой: вот сейчас наступит кто-то на муравья, и от него останется одно только мокрое место – и то очень маленького размера …

Словно в противовес привитому нам с детства убеждению, что человек должен много трудиться и всего себя отдавать другим людям, мудрый Лао Цзы говорит о том, что нам следует стремиться к пробуждению своей внутренней энергии и её накоплению.

А для этого нужно отбросить в сторону засоряющее мозг знание, отключить в себе желания и привязки к материальному миру и социуму, и просто дышать, сосредоточив своё внимание на точке, которая называется нижний даньтянь. С этой практики начинается постижение истинной сути вещей, не требующее от человека переступать порог своего дома, однако требующее много чего другого.

Практику периодического отключения от мирского, по сути, нам рекомендует и Библия, призывая человека хотя бы один день в неделю оставлять в стороне свои труды – даже если это труды праведные на благо общества, а не банальное зарабатывание денег, выполнение срочного ответственного поручения «руководства» или домашние заботы – и направлять внимание на развитие своей духовной составляющей, на питание духовной пищей и наполнение своей души высокой божественной энергией.

Но разве мы уделяем достаточно времени тому, что принято называть медитацией, ради самой этой медитации и духовного роста? Зачастую мы прибегаем к ней просто как к форме отдыха, чтобы потом снова ринуться в бой.

Но ведь отдать что-то другим без ущерба для себя можно лишь от полноты и избытка, поделиться можно лишь тем, что имеешь.

Выброс энергии вовне, к которому нас всё время побуждают опутавшие нас «социальные сети», должен компенсироваться поступлением энергии внутрь, причем в б;льших количествах, чем было отдано.

Если, к примеру, у творческого человека процесс экстериоризации идет быстрее, чем интериоризация, т.е. он много выдаёт на-гора и мало размышляет и впитывает, то он неизбежно теряет связь с действительностью: жизнь меняется, а он остаётся героем своего времени.

И проблема не в том, что его больше не хотят слушать и слышать, а в том, что он, перестав развиваться, уже не понимает, что именно сейчас надо сказать.

А всё тот же Лао Цзы говорит нам с высот достигнутой им мудрости: любой деятель должен уметь вовремя отходить от дел и уходить на покой.

Но остановить свой неугомонный паровозик тому, кто привык быть в центре внимания, сложно, и паровозик продолжает стучать колёсами и толкать впереди себя вагонетку с добытым в поте лица углём, который стал уже никому не нужен.

Sic transit gloria mundi, т.е.;«Так проходит мирская слава» гласит известное латинское выражение.

Оно представляет собой переделанную цитату из трактата немецкого философа-мистика Фомы Кемпийского (XV в.) «О подражании Христу»: «О как скоро проходит мирская слава» (лат. O quam cito transit gloria mundi).

Сегодня оно используется во время церемонии вступления в сан нового римского папы. Перед ним трижды сжигают клочок ткани — в знак того, что всё земное, в том числе получаемые им власть и слава, — призрачно, изменчиво и тленно.


отрывок седьмой: "Заткнись, Эрнесто!"

Очевидно упустив из виду, что я всё еще нахожусь в открытом Космосе с думами о неугомонном паровозике, которые волей-неволей замедляют движение в сторону дома, Вконтакте меня приглашают на выступление Эрнесто Заткнитесь в Ижевске, и необычный псевдоним исполнителя даёт новый толчок моим мыслям.

Я не знаю, почему именно артист так себя назвал – я попробую уточнить это позже, но сейчас для меня важны мои собственные ассоциации. А первая ассоциация, которую почти что сразу у меня вызвало имя «Эрнесто», - это великий Эрнест Хемингуэй, подаривший нам «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол» и многое другое.

И, подумав об этом, я поняла, насколько это верно: «Эрнесто» следует знать, когда ему пришло время заткнуться и для чего это нужно сделать.

А важно и нужно это не только по причине, которая была упомянута выше, а именно потому что, продолжай он говорить, его так или иначе отправят в спам.

Утверждение Лао Цзы, о том, что деятель по достижении успеха должен отходить от дел, наталкивает и на другую ценную мысль: писатель должен уметь жить без своего творчества и без своих читателей, так же как учёный - без своих трудов и учеников, актер - без своих ролей и зрителей, профессиональный гонщик – без автомобиля, Формулы 1 и её фанатов, а лётчик ас - без самолётов и «мертвой петли».

Жить полноценной жизнью, как ей живёт сталевар, когда не варит сталь.

«Мёртвая петля» - это еще одно бьющее прямо в цель выражение, наряду с «социальными сетями».

Оно очень точно называет серьёзную жизненную проблему, с которой сталкивается любой "Эрнесто", имеющий таланты и амбиции.

Этой «мёртвой петлей» он вскоре оказывается намертво привязан к профессиональной деятельности, в которой он себя нашёл и которая позволяет ему себя реализовать: «Еще чуть-чуть, и прямо в рай, ведь жизнь удалась!».

Всё прекрасно, пока это у него есть, но, если он этого по той или иной причине лишится, он может начать подумывать о петле другого рода.

Лётчики, вышедшие на пенсию, реально тоскуют по небу и тому особому чувству, которое они испытывали, держа в руках штурвал самолёта, потому что это то, ради чего они многие годы утром вставали с постели.

Первыми любимое занятие поневоле вынуждены оставить профессиональные спортсмены, однако внезапное прекращение карьеры может случиться не только по естественной причине старения организма.

Теоретически это может произойти в какой угодно момент, по какой угодно причине и по чьей угодно воле. А оказавшись не у дел, профессионал начинает испытывать чувство потерянности: кто он без того дела, ради которого он жил?

Энергия социальной активности – это энергия огня, а огонь, как я уже писала, рассуждая о жезлах, не самодостаточен: чтобы огонь горел, нужны дрова или другое топливо. Это неизбежно ставит нас в ситуацию зависимости от «поставок» последнего.

Помимо перечисленных, сюда входит зависимость родителей от своих детей, жены – от мужа, мужа – от жены, т.е. от тех, о ком человек привык заботиться в семье, получая взамен благодарность.

Если объект заботы отдаляется, смысл жизни в определённой степени утрачивается, ибо это был не истинный смысл жизни, а лишь его «призрак» - голограмма.

По сути это была временная «ячейка», которую человек занимал, «роль», которую он исполнял, и с которыми в какой-то момент он себя отождествил.

Для того, чтобы понять истинный смысл своего земного существования, Эрнесто нужно «заткнуться», и заглянув в себя, попытаться понять, что он собой представляет и чем он богат.

Хватит ли этого «богатства», чтобы двигаться по жизни дальше, окажись он где-то совсем один, в непривычной обстановке и без привычных орудий труда?

Умение виртуозно играть на скрипке еще не делает нашего Эрнесто «богачом» в этом смысле, ибо без скрипки и смычка оно мало чего стоит.

Однако занятия музыкой развили его слух и тонкость восприятия, а также приучили к дисциплине, а вот это уже, действительно, может сослужить ему службу на любом поприще.

Многих поклонников Сэлинджера удивлял и продолжает удивлять его внезапный отказ от писательской карьеры после оглушительного успеха романа «Над пропастью во ржи».

Однако, на самом деле, в этом нет ничего удивительного. Возможно, он, написав своё главное произведение, вместе с ним вырос, и понял, что «Эрнесто» пришел на Землю не для того, чтобы что-то творить ради других, а для того, чтобы через всё, что он делает как во внешнем, так и во внутреннем плане, прежде всего, неустанно творить самого себя.

Для того, чтобы такое творчество протекало в активном режиме, идя по жизни, "Эрнесто" должен хорошо чувствовать момент, когда формы, в которых он себя реализует, начинают оказывать на него не стимулирующее, а ограничивающее влияние.

Это значит, что их потенциал исчерпан, ибо все качества, которые, покинув «скорлупу», можно забрать с собой, уже наработаны, и дальнейшее пребывание в ней попросту тормозит его развитие.

Пётр Нестеров, впервые выполнивший «мёртвую петлю» в августе 1913г., впоследствии посвятил ей такие стихотворные строки:

Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтобы эта «мертвая петля»
Была бы в воздухе живая.

Как пишет Алиса Бейли, «кристаллизация» формы и её распад - это естественные завершающие стадии взаимодействии жизни с ограничивающей её оболочкой, неизменно наступающие вслед за адаптацией жизни к форме и её плодотворному использованию.

Чтобы «мёртвая петля» оставалась живой, асу из асов в какой-то момент нужно предоставить её делать другим – тем, кто идёт на смену, а самому начать осваивать новые формы.

Как только «Эрнесто» перестаёт привязываться к преходящему, понимает, кем он на самом деле является и что для него действительно ценно, он начинает активно творить самого себя.

Он входит в оболочки, развивается и спокойно покидает их в нужный момент.

Результатом этого осознанного «творчества», на продвинутом этапе, в частности, становится приобретение человеком ценнейших качеств масти мечей.

Люди, у которых развиты мечи, самодостаточны. У них нет зависимостей и привязанностей. Их мысль легка и подвижна. Ибо это стихия воздуха.
Мысль мечей может путешествовать, куда ей захочется, а может находится в состоянии покоя.

Это более высокая степень свободы.

Как я ранее писала (https://vk.com/gabrielleopengroup?w=wall-143849185_153), именно образ Короля мечей – мудреца и воина - живописует в своем трактате Лао Цзы.

Упомянув в предыдущей части медитацию, я отнюдь не склонна считать, что свойства мечей можно приобрести исключительно через эту практику, тем более, став затворником. В трактате Лао Цзы, насколько я могу судить, на это нет ни малейшего намёка.

Это бы противоречило самой логике вхождения души в тело. Качества нарабатываются человеком путем прохождения соответствующих жизненных ситуаций.

Ценность медитации, прежде всего, в том, что она позволяет нам переключить внимание с внешнего на внутреннее, и затем, взглянув на свою жизнь более свежим взглядом, увидеть в ней и неугомонный паровозик, и рельсы, и замкнутый круг, по которому он ездит, и ячейки, и «земные путы», и «социальные сети», и лишенные жизни «мёртвые петли».

P.S. В настоящей публикации имя "Эрнесто" используется в качестве нарицательного - для обозначения любого профессионала в своем деле.


отрывок восьмой: "Луна и грош"
 
А если, помимо зрения, в этот момент включить слух, то за стуком колёс, скрипом, лязгом, бряцаньем и хлопаньем работающих механизмов – всех этих поршней, втулок и шестерёнок – мы вскоре отчётливо различим еще один характерный звук.

Он нам знаком, ибо все мы хоть раз в жизни нажимали в автомате кнопку «сдача» – это звук, издаваемый металлическими дисками достоинством в один, два, пять или десять рублей, когда в ответ на наше действие они друг за другом начинают падать в особый приемник для монет: дзинь-дзинь-дзинь.

Но только на этот раз звук этот значительно громче, и мы никаких кнопок не жали.

Это мы в очередной раз променяли Луну на грош …

«Стук-стук» колёса, «дзинь-дзинь» монеты, «тик-так» часики, «БУМ! БУМ! БУМ!» пробили двенадцать раз Куранты – наступил Новый год.

«Наступил» - интересное слово, неоднозначное.

И вот когда весь этот гигантский «часовой механизм», вся эта «комедия ошибок» и «много шума неясно для чего» нам станут очень-очень не по душе, и нам захочется выбраться из-под придавившей нас стопы, мы должны вспомнить, что выход есть.

Раздвинув прутья своей грудной клетки, в самой глубине сердца нам нужно разглядеть маленькую светящуюся точку: она похожа на крохотный красиво переливающийся разными цветами плазменный шарик, и это и есть мы – частичка вечной неистребимой жизни.

В первую же ясную звёздную ночь мы можем взять в руки свечу, зажечь её от этой неугасающей искры и тихо подняться на застеклённую веранду, что около ста лет назад была возведена над вторым этажом внешне ничем непримечательного дома в Калуге – это мастерская Циолковского.

Пламя свечи горит не настолько ярко, чтобы затмить выделяющиеся на тёмном небосводе Луну и звёзды.

Мы можем поставить свечу на стол, заставленный замысловатыми приборами и приспособлениями, которыми мыслитель пользовался, разрабатывая идею космических поездов и рассчитывая скорость, с которой они должны двигаться, чтобы выйти в межпланетное пространство, и подойти ближе к стеклу, чтобы лучше разглядеть всю эту неземную красоту, которая так его манила.

Чуть поодаль от стола есть дверь, что ведёт на крышу сарая.

И, набравшись решимости, мы можем подойти к ней, распахнуть её и шагнуть через порог … прямо в Космос, ибо это - Космическая дверь.


Рецензии