На экзамене. Хороший человек
Последний звонок
Перед началом выпускных экзаменов, в актовом зале проводили праздник последнего звонка. Оля на него опаздывала. Она протиснулась к одноклассникам, когда директор заканчивала речь. Наташка сунула в руки Оли букет со словами - “Отдашь Инне Семёновне!”.
http://proza.ru/2017/10/05/1345
И тут же директор школы объявила: “А сейчас ученики вручат цветы своим любимым учителям”.
Оля вместе со всеми пошла на другую сторону зала, где на скамейках сидели преподаватели. Она шарила глазами по лицам, но Инну Семёновну не находила. Все уже вручили цветы, а Оля лихорадочно ходила между рядами. Увидев, филолога Эмилию Николаевну, она хотела подарить цветы ей, но учительница итак была завалена букетами и не смотрела на Олю.
В углу сидела учительница, у которой не было цветов. Оле ничего не оставалось, как вручить цветы ей. Эта учительница никогда её не учила.
Досада
-Ну что же ты не отдала цветы Инне Семёновне. Она стояла у стены и неотрывно смотрела на тебя, - говорила Наташка.
-Я её не увидела, - оправдывалась Оля, испытывая досаду.
Объясни ей, что я не нарочно, - попросила она.
Перед бурей
Инна Семёновна по отношению к Оле больше года была сдержана. Она не ругала, не оскорбляла её, но негодование к ученице накапливалось. Закономерно, что должен был наступить день «расплаты».
И этот день наступил - экзамен по геометрии, которую Оля не любила, не понимала и боялась. Задачи по геометрии она решать не умела, но на зубок знала все теоремы, и за счёт этого рассчитывала на экзамене получить тройку.
На экзамене
Оля несколько раз порывалась отвечать билет, но Инна Семёновна вызывала других. И вот она осталась в классе одна и стояла рядом с доской, готовая приступить к доказательству теоремы.
-Ты решила задачу, - спросила Инна Семёновна
-Нет, - ответила Оля.
И Инну Семёновну прорвало.
Растерзанная
Она говорила ядовито, хлёстко, убийственно.
Оля стояла у доски и спокойно смотрела в лицо учителя с выражением внимания и твёрдости духа. Иногда, она переводила взгляд на, понуро сидевшего за экзаменаторским столом, Сан Саныча, иногда смотрела в окно, и снова прямолинейно смотрела в лицо учителя.
Такого жгучего монолога Инна Семёновна не произносила ни разу. Это была вершина мастерства, совершенства, апогей ораторского искусства, по растерзанию души.
Оля выстояла, не упала, не расплакалась, не убежала. Она должна была сдать экзамен, чтоб второй раз не подвергать себя подобному испытанию. Страх перед возможностью новой встречи, придавал ей силы и не лишил дара речи и последовательности объяснения теорем.
Внешне, не проявляя признаков растерянности, душа её растерзанная и разорванная стонала и плакала. И, как бы ни старалась Оля, её душевное состояние отразилось на её голосе. Она потеряла способность управлять им. Голос плакал и дрожал, отражая душевное потрясение человека.
«Успокойся! Возьми себя в руки», - внушала она себе, произнося доказательство теоремы.
Несколько слов она говорила нормально, затем голос снова становился потрясенным, и она опять боролась с собой, чтоб говорить нормально.
Теперь молчали учителя, как молчала она, когда слушала, разрушительный монолог Инны Семёновны. Оля не смотрела на них, она говорила и говорила, боролась и боролась со своим потрясением. Она взяла себя в руки, и вторую теорему уже доказывала ровным голосом.
Когда Оля закончила отвечать, Инна Семёновна сказала:
-Постарайся решить эту задачу, - и дала ей листок с новой задачей. Но Оля не решила и её.
Инна Семёновна ругать не стала, а спокойно объяснила решение. Оля удивилась, что оно такое простое.
-Я могу поставить тебе только три, - сказала Инна Семёновна.
-Хорошо. Спасибо, - ответила Оля и вышла из класса.
-Ну, как? - спросили одноклассники.
-Нормально. Трояк.
Она постояла в кругу девчонок, о чём-то шутила и даже смеялась.
Пошла в туалет. К счастью, там было пусто.
Зашла в крошечную квадратную комнатку, где не было
ни электрического света, ни окон - кромешная тьма; прислонилась
спиной к стене, закрыла лицо руками и... заревела.
Проревевшись, она долго умывалась холодной водой, затем вышла из школы, и пошла домой одна.
Сан Саныч
Сан Саныч пришёл работать в школу вместе с Анатолием Петровичем после окончания педагогического института. Он был холост, одинок и пил. Его другом стал Евгений Николаевич - учитель рисования и черчения. Вместе они частенько принимали горячительное в подсобной комнате кабинета физики, где стояли физические приборы, и откуда крутили учебное, а иногда и художественное кино.
Сан Саныча поставили классным руководителем параллельного класса.
На школьных концертах его ученицы в юмористической форме воспевали учителя, признаваясь в любви.
В такие моменты восхищённая публика смотрела на Сан Саныча, но его лицо оставалось бесстрастным.
Сан Саныч одну учебную четверть преподавал в Олином классе астрономию.
Спрашивал он мало, в основном или объяснял, или уходил в подсобку, задавая ученикам читать урок по учебнику.
С годами Сан Саныч так и не женился и не прекратил пить.
Хороший человек
Ночью, приехав поездом из Костромы, она сидела в автобусе, направляясь, домой.
Рейс был последний, народу в автобусе не было.
На одной из остановок зашёл пьяненький Сан Саныч, он увидел Олю и подсел к ней.
-Как дела?
-Нормально. Скоро окончу техникум.
Они немного поговорили.
-Хорошая ты девчонка, - сказал Сан Саныч на прощание.
-Спасибо. И вы хороший человек.
Сан Саныч грустно улыбнулся и вышел.
Автобус тронулся.
Оле стало жаль учителя.
Свидетельство о публикации №217111000358
Знаете, снова увидел немало знакомых моментов, с коими и самому доводилось встречаться.
Наблюдая за ситуацией с Инной Семеновной, подумалось о том, что учителя точно так же, абсолютно не свободны от личных предпочтений и антипатий, хотя, казалось бы, должны держать себя достаточно ровно.
Нет, понимаю, обидно, когда твой предмет не знают и не уделяют, как кажется педагогу, должного внимание, но специально, что называется "топить"?!
Хоть режьте, не понимаю этого...
А еще у нас тоже была пара педагогов, воздававших должное горячительным напиткам.
Кстати, оба очень неплохие люди. Один, увы, не смог удержаться в рамках и все-таки вылетел из школы, а второй вел себя тихо и, наверное, поэтому, удержался. Но с учениками всегда держался очень корректно.
Хотя, что тут говорить, работа педагога уж точно не сахар.
С глубочайшим уважением,
Сергей Макаров Юс 20.06.2024 20:47 Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Сергей, за отклик.
Галина Шевцова 21.06.2024 02:18 Заявить о нарушении