Военлёты Алексея Тишайшего

Иногда единственное слово, предложение, документ вдруг укладываются в такую удивительную словесную вязь, что сразу возникают перед взором удивительные исторические картины. Вот я сегодня ночью неожиданно в отписках Верхососенского воеводы Исая Владычина в Разрядный приказ натолкнулся на строки, которые сразу же заставили меня метнуться к книжной полке.
И я взял в руки Указ царя Алексея Михайловича от 14 января 1653 года "О запрещении колдовства и хранении отреченных книг и заговоров". А тут мною уже лет десять назад отмечены вот эти строки : "Ведомо государю учинилося, что три года тому на Верхососенске некому ездоку Дитяткову Сисою дьявольским наущением стряслось нечестивое рукоделие на манер маюсной птицы-голыбя. И что-де та птица-голыбь едино волшебством по небе летала и стрелы калёные сыпала, а тую птицу -де сшибли степные люди да с собою в ногайскую землю унесли. И государь, милосердствуя о погибшей душе ездока Дитяткова Сисоя, велит милостивый указ известить, чтоб того Сисоя отправить в Пелым городовым казаком и его начальники по ездоцкой части ставить на правеж да тож отрядить в городовые казаки на Царёв Алексеев. А как тебе, воевода Исайка, ся наша грамота придёт, то ты на Верхососенске при всяких служилых чинов и жилецких людех вели молебен служить да водой святой кропить анбары, где та птица-голыбь бысть дьяволским наущением учинена ( РГАДА, ф 210, стл. 205(б), л. 27).
И вот я прикладываю Государев Указ к той самой отписке, что только что нашел этой ночью:
" Верхососенского воеводы Исайки Астафьева Владычина в Разрядный Приказ по розыску. Нынешнего лета дни 12 июня и протопоп Алфим, и служилые, и жилецкие люди, и бабы и мальцы свидетели были. Как выкатили жильцы Стёпка Лагин, да Фетка Другов, да стрелец Аника Рожа арбалет на колесах. А заместа стрелы заправлен арбалет рукодельной  птицей-голыбем. А того голыбя размер на манер крупного мужика, да с крылями о два аршина кажный. А пот крылями стрелы на паклях. А я о те кудесы до те поры не ведал. А как те ездоки жилы накрутили да птицу-голыбя стрельнули. И улетела птица с ветром  на четыре маховых версты до самых Раздор до Сосенских. А как  ходили там воинские ногайские люди то они испужалися и птицу стрелили и пожгли а можа в Ногайскую землю унесли. Я же учинил розыск сему богопротивному делу и нашел как тот Сисойка с ездоками птицу-голыбя мастырили. Тому место на речке на Утечем Колодезе. Там над яругою стоит дуб кряковист, на ём грань. Под им яма в ней уголья. От того дуба на другой столб перекладина. А на ей опять птица-голыбь, тока криля не приторочены. Велел я, воевода, сжечь огнём. А о том моя отписка и повинная голова
( ЦГАДА. Ф. 210. Столбцы Белгородского стола, ед. хр. 1617/4).
Ничего себе картинка нарисовалась!
За двести с лишним лет до братьев Райт, за триста лет до первого реактивного самолета, в Верхососенской крепости служилый человек с катапульты запустил первый самолет с ракетными подвесками!
Колдовство.
Вот и Царь Алексей Михайлович так решил.
А я прошу вас, когда будете ехать из Нового Оскола на Бирюч, обратить внимание - выше селя Яковлевка, с правой стороны, там стоит рубленая сторожевая башня. Копия тех, что стояли здесь во времена Алексея Михайловича. Это отсюда охраняли русскую землю воевода Владычин, ездок Дитятков и протопоп Алфей.
Без самолетов и ракет.
Без колдовства.
И ведь сохранили! И в этом чудо похлеще птицы-голыбя...


Рецензии