Этап развития всей отечественной архитектуры

Проектирование Мавзолея Ленина стало не просто важнейшей вехой творческой биографии выдающегося русского зодчего Алексея Викторовича Щусева, но и судьбоносным этапом развития всей отечественной архитектуры на протяжении XX века. Отрицать сей факт трудно, каково бы ни было отношение к тому идеологическому смыслу, который уже давно и прочно вложен в эту постройку. Причём вложен даже не самим автором, а противоречивой эпохой, породившей Мавзолей.
К 1924 году Щусев чего только не построил, но ещё большими по масштабу идеями был захвачен. Однако мог ли он предполагать, что судьба совершит такой крутой зигзаг: ему предстояло не Москву перестраивать, а создавать в сердце Первопрестольной алтарь для поклонения новой коммунистической религии.
Неудивительно, что именно Щусева избрали для выполнения столь срочного задания: и умелый организатор, и талантливый архитектор, имевший большой опыт работы с самыми разными заказчиками, отношения с которыми требовали порой умения идти на компромисс. Щусев обладал этим качеством — мог пойти на незначительные уступки ради сохранения главного. При этом заказчик нередко был убеждён, что последнее слово осталось за ним. Кроме того, ранее Щусев создавал надгробие для государственного деятеля — премьер-министра царской России Петра Столыпина.
Трудно поверить, что его нисколько не волновала моральная сторона дела. Ведь Столыпина застрелил представитель той среды, вождём которой являлся усопший Владимир Ленин. Также зодчий проектировал свою «Марфу» для великой княгини Елизаветы Фёдоровны, жестоко убитой, как и Николай II, по приказу Ленина. В этот период отношения Щусева с Михаилом Нестеровым и Виктором Васнецовым, презиравшими новую власть, стали крайне напряжёнными. Художники никак не могли принять эту работу Алексея Викторовича, не хотели подавать ему руки…
Сам Щусев рассказывал так: «Около 12 часов ночи я был срочно вызван в Колонный зал… Несмотря на поздний час, непрерывной волной стекались потрясенные, взволнованные массы к гробу великого человека, величайшего друга трудящихся. В артистической комнате при Колонном зале, куда меня провели, находились члены правительства и комиссия по похоронам В.И. Ленина. От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного Мавзолея для гроба Ленина на Красной площади.
https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/special_posts

итак

Все это говорит о том, что Мовзолей Ленина, не говоря о самом теле Ленина являются бесценными историческими реликвиями и даже сами разговоры о том, чтобы их убрать является невежеством в высшей степени и будущие поколения, которым тоже интересно увидеть эти реликвии не поддержат это решение.


Рецензии