Связь внутреннего и внешнего времён

ПАВЛОВ А.Н.

СВЯЗЬ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ВРЕМЁН

     Начнём с П. Флоренского. В своих работах (1924 - 1925 годы) он говорит о законе времени, который, по его мнению, управляет всем, что есть в мире. На примере развития биологического рода он показывает, что внешние условия могут искажать его внутренно преднамеченную линию времени, но не могут устранить её. Форма линии времени является внутренним инвариантом, и развитие рода внешнему воздействию не уступит и не сможет от него отказаться. О существовании такого инварианта, но уже в отношении отдельной жизни, хорошо сказано Доном Педро [Павлов, 2004, с.303]:
• Жизнь – это вечный круговорот рождений и смертей. Каждая жизнь имеет определённый смысл, каждый человек приходит в мир со своим заданием, которое он забывает в момент рождения, но небесные силы ведут его и помогают идти по своему пути.
     Такой взгляд на связь внутреннего и внешнего времени полностью соответствует известному принципу дисимметрии Пьера Кюри, к сожалению, всё ещё не развитому в науке должным образом. Наиболее наглядно этот принцип обсуждался И.И.Шафрановским [1968] применительно к природным образованиям. Суть его состоит в том, что есть внешняя симметрия среды и внутренняя симметрия объекта. Внутренняя симметрия является инвариантным образом объекта. Но в объекте развиваются только те формы, которые совпадают с внешней симметрией. Снятие симметричных несоответствий даёт возможность развиваться инвариантно заложенной структуре в полной мере. По П. Кюри дисимметрия творит явления.
    Я думаю, что принцип Кюри работает и в религии. По Гегелю [1975] религия это система взаимоотношений между Богом и человеком. Бог это добро. И оно заложено в нас как инвариант. Внешние же обстоятельства, как суета сует, приводят к развитию ложных форм (зла), но внутренное уничтожить не могут. Это внутренное и есть Бог,  Он в нас, наш инвариант, это и есть добро, которое в человеке неистребимо и, в конце концов, начинает возобладать.


Рецензии