Вечно наш Джек

                Светлой памяти моей бабушки
                Зинаиды Ивановны Толкачёвой
               
Однажды, путешествуя по Шотландии, Лина увидела необычный памятник, посвящённый собачьей преданности. Его установили жители города собаке, которая каждый день в течение 5 лет приходила на пристань встречать своего хозяина – погибшего моряка. Лина рассказала об этой удивительной истории своей маме. 
– А я в жизни никогда больше не встречала преданней собаки, чем наш Джек – грустно сказала мама. – За год до окончания войны, а мы тогда жили в Средней Азии, мой двоюродный брат, Володя Разгонов, выловил тонущего в арыке щенка и пришёл к твоей бабушке.
– Тёть Зин, – сказал Володя. – Я когда вернусь с войны, его обязательно заберу. Пусть он пока у вас поживёт.
– А у твоей бабушки, – продолжала рассказ мама, – был тогда целый «колхоз» детей, нас – трое, да ещё несколько ребят, которых привезли наши родственники из Москвы, призванные в начале войны в армию, помню, на слова Володи, она только махнула рукой. Моя мама ведь не знала, что из этого маленького, беспомощного щенка вырастит большая немецкая овчарка. Джек оказался не только красивым и породистым, но и необыкновенно умным псом. Мы всегда удивлялись тому, как он внимательно слушал бабушку. Она разговаривала с ним тихим голосом, но он беспрекословно выполнял все её команды.
– Однажды мы, дети, даже поспорили между собой, – что-то вспомнив, улыбнулась мама.
– О чём? – удивилась Лина.
– Дело в том, что каждый день твоя бабушка посылала Джека осматривать сад, точнее, большой виноградник. Представь себе, как мы следили за ним, перебежками, а где-то ползком, крадучись, мы следовали за ним, и смотрели как он выполняет задание, не халтурит ли?
– Понимаю, ведь вы были тогда детьми, – произнесла Лина.
– Да, Джек заглядывал во все щели и закоулки, не спеша обходил всю территорию. И, проверив, каждый раз он приходил к бабушке «доложить обстановку». Делал он это так: садился напротив бабушки и, задрав голову, торжественно рявкал, коротко, но внушительно. И она каждый раз подходила к нему, гладила его по голове и говорила: «Молодец, наш Джек!»
– Вообще, лаял он очень редко, сказала мама. – Поэтому когда однажды бабушка послала меня что-то достать из погреба, и когда я попыталась открыть крышку, Джек буквально бросился на меня с громким лаем, сбив с ног, и не давал приблизиться к погребу.
– Как сбил с ног? – удивилась Лина. – Да вот так! Я даже упала от неожиданности! – воскликнула мама, и продолжила. – Первой его поняла бабушка, заподозрив неладное, она осторожно приподняла крышку погреба из-под которой извиваясь и шипя выползла змея, укус которой был для человека смертельным. Так Джек спас мне жизнь. Вообще его сдержанное поведение когда-то ввело в заблуждение и воров, организовавших подкоп под наш сарай глубокой ночью. Джек, умный пёс, сразу их услышал, но вёл себя тихо и спокойно, дождался момента, когда один из воров просунул руку и впился в неё мёртвой хваткой. Взвывший от боли вор разбудил тогда всю округу…
Мама ещё долго рассказывала Лине о бабушке, о том, что у неё отобрали продовольственные карточки на детей, когда дедушка пропал без вести на фронте, 
как она выходила маму Лины, заболевшую тифом, как продала единственную кормилицу – корову, чтобы спасти дочь от ампутации ноги…
– Твоя бабушка умерла в возрасте 52 лет, – печально произнесла мама. – Первое время Джек не находил себе места, скулил, метался, никого к себе не подпускал, не отходил от могилы, не брал пищу.
– Вы пытались увести его домой? – тихо спросила Лина.
– Да, пытались, даже привязывали, но он перегрызал верёвку и неизменно возвращался обратно, – вздохнув, сказала мама.
– Нашли мы его через неделю, он лежал на могиле, положив свою красивую голову на лапы, и казалось, что он просто прилёг отдохнуть, ожидая возвращения своей хозяйки.


Рецензии