О синергетике

{Ниже повторно публикуется моя статья 2005 года}

Философия борьбы и компромиса

Юрию Андреевичу Ведяеву от Виталия

        Всякое научное достижение может быть использовано во благо или во вред. Хорошо, если во благо. Тогда ничего делать не надо. Если же – во вред, то надо точно знать, как этот вред образуется и достигается. Точное знание позволяет бороться со злом.
Полученные результаты в нашей диссертации дают возможность делать выводы о дальнейшем развитии событий в мире. Поэтому легко представить себе, что найдутся люди, которые хотели бы повернуть их в «нужном» направлении, опираясь на строгие научные результаты.
Основная гипотеза нашего исследования – равенство оценок обмена сторон. Собственно это даже не гипотеза, а строгий научный результат, который основывается на представлении о самоорганизующемся бытии. Такую постнеклассическую онтологическую картину мира создала синергетика в паре с кибернетикой. Синергетика противостоит постмодернизму не только тем, что основное внимание уделяет онтологическим принципам бытия и теории познания, но главным образом тем, что она становится идеологической базой рефлективной парадигмы, в которой значительную роль играют идеи рефлексивного управления, то есть, вопросы создания доктрин, стратегий и тактик борющихся сторон.
Постмодернизм является идеологическим оформлением дискурса, компромисса при переговорах, консенсуса как цели человека. (Эту идею чётко излагает Гобозов И.А. в своей книге «Куда катится философия»).
Снова философия в лице синергетики открывает противостояние материализма и идеализма. Это противостояние коренится в сущности мироздания, которое нелинейно (двойственно). Причём, детерминированный мир, описываемый рефлективной парадигмой, ортогонален индетерминированному миру валюативной парадигмы. Позиционная сущность рефлективной модели и диалоговая сущность оптимизационной модели человеческого общества не могут быть обоснованы одна через другую или согласованы между собой. Между ними находится метафизический переход совсем в духе Гегеля: единство и борьба противоположностей развивается скачками, а последние принципиально не являются эволюционными переходами, а качественными явлениями.
Материалистическая диалектика, таким образом, является выражением позиционной стратегии борьбы сторон. Постмодернизм, с другой стороны, выражает оптимизационную системную сущность бытия с её поисковой стратегией поиска целей. 
Постмодернизм, обосновав идеологию открытого общества и стратегию диалога, однако, не смог (или даже не захотел) разработать условия равенства в обмене (диалоге) сторон. В итоге, имеет место фактическое неравенство в результатах. Сторона, оказывающаяся в проигрышном положении, естественно, отказывается от навязанных ей идеологией открытого общества правил. И есть только две возможности дальнейшего развития событий. Или уточнить доктрину равенства сторон в обмене, или вернуться к позиционной тактике и открытой борьбе сторон. Уже есть признаки того, что «честная» конкуренция постепенно превращается в скрытую конкурентную борьбу.
Наукой установлено, что оптимум каждой из борющихся сторон достигается на ограничениях и пределах. Некоторые из этих ограничений являются катастрофическими. Возвращение к позиционной борьбе есть возращение к хорошо нам известной «холодной войне» (1946 – 1991 г.г.). Человечеству вряд ли стоит повторять отрицательный опыт подобной войны. Поэтому должны быть найдены такие правила международных отношений, которые бы обеспечивали устойчивое развитие всех, хотя бы равными темпами.
Теоретически это возможно на основе доктрины равенства в обмене. Но для этого требуется не только уточнение понятия «равенства», но и создание рабочих механизмов, обеспечивающих равенство сторон в любых ситуациях обмена сторон. Эта работа ещё только начинается.

Виталий Шолохов 07/18/05




© Copyright: Шолохов Виталий, 2011
Свидетельство о публикации №111012301796


Рецензии