Сурж 6

глава №6

-Что ты сказал Сережа?
-дед, война началась. Произнес я чуть громче, не отводя взгляда от его глаз.
-ой господи, да как же так. Что за война, с кем Серёжа?
Дед, помнишь я тебе говорил, что в Киеве был вооруженный переворот, когда Яуновича свергли, ребят из беркута, покалечили и поубивали многих.
-да помню, Сережа. Дед внимательно слушал меня не отводя взгляда.
-так вот, хунтовская власть пошла  на наш Донбасс войной.
-гнать их к чертям собачим, это ж не люди, эти бандЭровцы никогда покоя нам не давали.
-да знаю дед, историю учили. Хотя ты знаешь, ведь на западной Украине есть хорошие люди, у меня друг был с Яремчи, отличный парень, для него справедливасть много значила.. – это так Сережа, хорошие люди везде есть, а вот сволочь фашистскую гнать, взорвать к такой то матери. …
-дед не нервничай, тебе нельзя.
 – да как же тут не нервничать!? когда такое дело заварилось. Мы ведь Сережа, мир всю жизнь после 45 ого строили. заплакал дед, окунувшись в воспоминания молодых своих лет.
– дед, возьми выпей водички,  поставил стакан воды накапав в содержимое  около пятидесяти капель корвалола. Дед дрожащими руками взял стакан, выпив воду прилег на кровать. Часы пробили полдень, я ушел на кухню готовить обед. Дед успел успокоиться и даже засопел в полудреме Я подставил к кровати столик и начал накрывать на стол.

Раздался звонок в дверь.
– почта.
Прозвучал голос в домофоне. Открыв дверь, передо мной стояла женщина средних лет, с сумкой на поясе и учетным журналом в руках.
– здравствуйте, Сергей Никитович дома?
Приоткрыв дверь в комнату, громко спросил, дед ты дома?  Дед увидел гостью, с широкой улыбкой сказал:  – кормилица наша пришла, здравствуй Людмила Ивановна, здравствуйте Никитич, распишитесь вот тут.
–Пусть внучек распишется, ничего не вижу без очков, а где их усунул*, не помню, память совсем некудышняя.
 – да с возрастом становится тяжелее, поддержала разговор почтальон, торопившаяся по службе.
- сколько там Сережа?
–дед как обычно, 2900 с копейками.
 –половину отложи, а остальное за квартиру и на продукты.
- знаю-знаю, дед, ты каждый раз это говоришь.
-а я ведь при Якуновиче встал с колен Сережа.
-как это?
-При нем мне пенсию добавили, до этого я получал 900 гривен. Юлька мне за 33 года шахтерской жизни начисляла.
-дед ты кем в шахте был?
-сначала в забое, пока не травмировало, потом на поверхности работал, по разному было Сережа. Вот когда ты родился, в Славянске трудились. Два бутылька домашней поставил, понапивались все. Дед засмеялся вспоминая яркие  моменты  прошлых дней.
-даже ты? С улыбкой произнес я.
-я Сержа, больше трех рюмок не пью, это мой закон.
-я знаю дед, давай пока супчик горяченький.
-супчик это хорошо. А ты Сережа, чего не ешь?
-дед ты кушай, я второе с тобой поем. Дед старался быть аккуратным, но дрожащие руки то и дело роняли пищу с ложки. Ноги его держали плохо, передвигаться было возможным только с поддержкой. Я смотрел на ушедшие годы деда, с великой гордостью и благодарностью, за всю ту науку что смог принять от его поступков, рассказов и отношения к жизни. И  с сожалением, что старость таки берет своё.
-спасибо Сережа.
 –для здоровья дед. Чайку?
Попозже Сережа.
Дед, а раскажи как ты в Донецке оказался? Твоя ведь родина, Колпна  в Орловской области.
-да, родились мы с Иваном там, а когда мне было шесть лет а Ивану семь,  родители взяли нас и мы поехали в Ясиноватую до тетки, старшая сестра матери. Пожили какое-то время у нее, а как отец нашел работу, перебрались в Чулковку. Пока немец сюда не пришел.
-дед, тут бои были?
-вроде бы нет. Мы ушли отсюда обратно в Колпну как немец пришел, всю зиму шли. Слезы напрашивались из деда глаз.
-дед, а что ж вы кушали?
-ой Сережа, заплакал вновь дед, где картошку гнилую подберем, где солдат встретим, хлебушка дадут. Мать меняла вещи на еду, чем приходилось тем и питались, было и кору грызли. Пришли в Колпну, родня нас встретила, отогрела. Отец плотником немного поработал, а как пришло время, дали ему винтовку, он в первом же бою под селом и погиб. Вновь заплакал дед. – он белобилетником был по зрению, ему б в тылу помогать, был бы толк, но тогда без разбора забирали всех. Такие дела Сережа.
- понятно, дед а в Донецк когда ты вернулся?
-ой, Сережа, что то не припомню я.. когда ж это было. перебирал в памяти дед. Я решил помочь наводящими вопросами.
-Тебя в армию от куда забирали?
-с Колпны. Туда же и вернулся, помог матери по хозяйству, и поехал в Донецк, только назывался он тогда не Донецк, а Сталино.  Наверно в 52 году это было.
-понятно, а тут куда устроился?
-Я Сережа, прямиком пошел в шахту, в то время, солдат везде первыми брали. Поддержка так сказать. Провели беседу со мной, позадавали вопросы, про уголь еще что-то и взяли трудиться. Тут я и Фросю повстречал, мы поженились, нам выделили барак где мы жили в то время. А позже и мать с Иваном сюда приехала. Вот с тех пор, мы тут Сережа.
-дед, а  каким был город в то время? Ну в смысле инфраструктура, благоустройство.
- да что ты Сережа,  город тогда только отстраивался,. У нас были субботники, все дружно трудились, обустраивались так сказать. Вот в загс, мы с Фросей пешком шли, тогда транспорт далеко не везде был. Свисток чайника перебил деда рассказ, я ушел на кухню, а дед, что-то дальше рассказывал себе, из запылившихся воспоминаний.
-Сережа, мне маленькую чашечку, а то бегать прийдётся раз за разом.
Мы пили чай уже под дрожащие от взрывов в аэропорту, окна. Это был конец мирного времени и начало хаоса, повергшего Донбасс в ужасный шок. Больше пенсию деду не приносили, через пол года от взрыва мины, погибла моя супруга, а еще через пол года ушел из жизни дед.


Рецензии
Очень трудно читать! Тупая несправедливость возмущает. Сожалею...и сочувствую
С уважением,

Артемидия   22.04.2019 21:07     Заявить о нарушении
Да уж, имеем что имеем. Спасибо за поддержку. Рад видеть.

Русский 4   22.04.2019 21:23   Заявить о нарушении
Тоже рада была видеть!

Артемидия   22.04.2019 21:31   Заявить о нарушении